Борис Леонидович Пастернак

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ
(1890-1960), советский поэт и писатель. Его отец был известным художником, мать-пианисткой. Получил образование в Москве и Гейдельберге. Изучал искусство, музыку и философию. Стал известным поэтом после публикации сборника «Сестра моя-жизнь» (1922). Получил официальное признание советских властей, был участником первого съезда советских писателей. В 30-х гг. попал в опалу. Занимался переводами Шекспира, Шелли. После войны написал автобиографический роман «Доктор Живаго». Книга была опубликована в Италии в 1957 г. В 1958 г. П. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Издание книги за границей вызвало резкое недовольство советского руководства. Под давлением ХРУЩЕВА, который объявил ромам «антисоветским», П.был вынужден отказаться от Нобелевской премии.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
(1890—1960) — российский и советский писатель, поэт, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958). Первые стихи опубликовал в коллективном сборнике «Лирика» (1913), первую книгу — «Близнец в тучах» (1914); затем — сборники «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя — жизнь» (1922). До 1917 г. входил в литературную группу «Центрифуга», занимавшую промежуточную позицию между символистами и футуристами. В 1920—1930-х гг. создал поэмы, посвященные русской революции («Девятьсот пятый год», 1925—1926; «Лейтенант Шмидт», 1926—1927), автобиографическую повесть «Охранная грамота» (1931) и роман в стихах «Спекторский» (1931), в котором, с одной стороны, выражалось его убеждение в моральной правоте революции, а с другой — отрицалось насилие как средство достижения гуманистических целей. После выхода книги «Второе рождение» (1932) активно участвовал в общественно-литературной жизни, выступил с речью на Первом съезде Союза советских писателей (1934), был членом правления Союза. Однако отстаивание им творческой независимости, права на собственное мнение вызвало резкую критику партийных кураторов литературы. Его произведения перестали публиковать. С середины 1930-х гг. в основном занимался переводом зарубежной классической поэзии. В 1940—1941 гг. после долгого перерыва вновь начал писать стихи, которые вместе с циклом «Стихи о войне» составили книги «На ранних поездах» (1943), «Земной простор» и «Избранные стихи и поэмы» (1945). В последнем цикле стихов «Когда разгуляется» (1956—1959) заметно стремление поэта преодолеть трагедию одиночества. Итогом своего творчества считал роман «Доктор Живаго», над которым работал в 1946—1955 гг. Публикацию романа в Милане (1957) и присуждение автору Нобелевской премии советско-партийное руководство расценило как антисоветскую политическую акцию: был исключен из Союза писателей, на него было заведено уголовное дело по обвинению в измене Родине, ему угрожали высылкой из страны, заставили отказаться от премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Борис Леонидович Пастернак
1890–1960) Мастерство поэта проявляется особенно ярко, когда он начинает заниматься переводами. Пастернак переводил много — Шекспира, Гете, Китса, Шелли, Верлена, Рильке, Бараташвили и других грузинских классиков… В его переводах сразу бросается в глаза «зернистость», «грубость», «смачность», «крепость» языка. Это отмечают все, писавшие о переводах поэта. И его оригинальные стихи отличаются этими качествами в полной мере. Говорят, стиль — это человек. Поэзия Пастернака — это зеркало поэта. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля по новому стилю) 1890 года в Москве, в Оружейном переулке. Отец его был известным живописцем, а мать — талантливой пианисткой. Все детство Пастернака было заполнено музыкой. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства… жизни вне музыки я себе не представлял», — писал впоследствии он. Семья Пастернаков жила несколько лет в казенной квартире Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. С детства Борис видел у себя дома много знаменитых людей. В училище преподавали Поленов, Серов, Коровин, историю вел Ключевский, среди учеников в эти годы были Фальк, Машков, П. Кузнецов, Ларионов, Гончарова. Стихи Пастернак начал писать в 1909 году, но серьезного значения им не придавал. Он окончил классическую гимназию, потом учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Окончил его в 1913 году. Затем уехал в Германию продолжать философское образование. Скоро понял, что он совершенно чужд философской систематичности, бросил учебу в Марбурге и отправился в Италию — созерцать шедевры живописи и скульптуры. Со своими первыми стихами Пастернак выступил в 1913 году, а уже в 1917-м выпустил книгу «Сестра моя жизнь», сразу выдвинувшую его в число крупных поэтов. После Октябрьской революции поэт примкнул к литературной группе «Леф», возглавляемой Маяковским. Надо сказать, что Маяковский высоко ценил его. Пастернак посвятил революции две поэмы — «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1929 году вышел его сборник «Поверх барьеров». В 1932 году — книга стихов «Второе рождение», стихи военных лет (1941–1945) составили сборник «На ранних поездах». Исследователи пишут, что истоки поэтического стиля Пастернака — в модернистской литературе начала XX века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихи его сложны по форме, насыщены метафорами. Образы предельно субъективны, ассоциативны. Позднее Пастернак пересмотрит свое раннее творчество и заявит, что не любит своего стиля до 1940 года. Но и в ранних его стихах чувствуются свежесть восприятия мира, глубина и искренность поэтических жестов. На пароходе Был утренник. Сводило челюсти, И шелест листьев был как бред. Синее оперенья селезня Сверкал за Камою рассвет. Гремели блюда у буфетчика. Лакей зевал, сочтя судки. В реке, на высоте подсвечника, Кишмя кишели светляки. Они свисали ниткой искристой С прибрежных улиц. Било три. Лакей салфеткой тщился выскрести На бронзу всплывший стеарин. Седой молвой, ползущей исстари, Ночной былиной камыша Под Пермь, на бризе, в быстром бисере Фонарной ряби Кама шла. Волной захлебываясь, на волос От затопленья, за суда Ныряла и светильней плавала В лампаде камских вод звезда. На пароходе пахло кушаньем И лаком цинковых белил. По Каме сумрак плыл с подслушанным, Не пророня ни всплеска, плыл. Держа в руке бокал, вы суженным Зрачком следили за игрой Обмолвок, вившихся за ужином, Но вас не привлекал их рой. Вы к былям звали собеседника, К волне до вас прошедших дней, Чтобы последнею отцединкой Последней капли кануть в ней. Был утренник. Сводило челюсти, И шелест листьев был как бред. Синее оперенья селезня Сверкал за Камою рассвет. И утро шло кровавой банею, Как нефть разлившейся зари, Гасить рожки в кают-компании И городские фонари. Пастернак говорил, что «поэзия останется всегда той, превыше всяких Альп прославленной высотой, которая валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли…». Именно поэтому в его стихах так много описаний — и деревьев, и квартиры, и женской одежды, и неба, и земли, и воды, и всего чего угодно. Он все видит, любит, понимает и приглашает нас в этом поучаствовать. Для него мир всегда свеж. Как будто он только что написан масляными красками и краски еще не просохли. Действительно, после 1940 года стихи Пастернака стали как бы другими. До этого он почти десять лет не писал, много переводил, а потом явился читателю обновленный — поздний Пастернак, который более глубок, стих его прост, прозрачен, почти классичен. А. А. Ахматова так пишет об этом: «„Второе рождение“ заканчивает первый период лирики. Очевидно, дальше пути не было… Наступает долгий (десять лет) и мучительный антракт, когда он действительно не может написать ни одной строчки. Это уже у меня на глазах. Так и слышу его растерянную интонацию: „Что это со мной?!“ Появилась дача (Переделкино), сначала летняя, потом и зимняя. Он, в сущности, навсегда покидает город. Там, в Подмосковье — встреча с Природой. Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и вдовой — она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался верен ей до конца, и она по-рыцарски награждала его. Удушье кончилось. В июне 1941 года, когда я приехала в Москву, он сказал мне по телефону: „Я написал девять стихотворений. Сейчас приду читать“. И пришел. Сказал: „Это только начало — я распишусь“». Начали рождаться блистательные стихи «Сосны», «Иней», «Зазимки», «На ранних поездах», «Дрозды», «Опять весна», «Зима приближается»… А затем и знаменитая «Зимняя ночь», и не менее знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», и «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Зимняя ночь Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. Пастернак пришел к строгому и умудренному слову, к слову христианскому. Его стихи из романа «Доктор Живаго», которые теперь публикуются как цикл «Стихотворения Юрия Живаго», отражают новую грань творчества поэта. Точнее будет сказать — отражают духовный взлет Пастернака. Он слышит слова Христа: Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты. (Гефсиманский сад)   В своей последней книге стихов «Когда разгуляется» Пастернак в стихотворении «Божий мир» (1959) с истинно христианским смиренным и радостным чувством говорит о своем приятии этого мира. Особый разговор — это роман Пастернака «Доктор Живаго». В 1958 году за него была присуждена Нобелевская премия. Многие восприняли это как политическую акцию Запада против Советского Союза. Роман был тайно вывезен и издан в Италии. Началась травля поэта. Пастернак вынужден был отказаться от премии. Его исключили из Союза писателей. Роман в Советском Союзе опубликовали только в 1988 году. Исследователи считают «Доктора Живаго» духовной автобиографией Бориса Пастернака, в которой он выразил свое отношение к жизни. Здесь подняты вечные темы: природа, революция, искусство, любовь, философия, история и современность. «В романе Пастернака, — писал академик Д. С. Лихачев, — сошлись все линии его творческих устремлений: к возвращению к детской простоте взгляда на окружающее, к выявлению естественности жизни, к способности литературных традиций открывать неизведанное. Сошлись заложенные в его творчестве устремления прозы к поэзии, а поэзии к прозе. В полной мере проявились и мировоззренческие основы Пастернака: его убежденность в подлинной ценности силы духа и внутренней „тайной свободы“ человека, всюду остающегося самим собой и не поддающегося тирании сильной воли — собственной или чужой. Отразилось и понимание человеческой истории как части природы, в которой человек участвует помимо своей воли, и высшей красоты действительности в художественном творчестве». Борис Пастернак умер 30 мая 1960 года. Похоронен в Переделкино. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок, Цвели бы липы в них подряд Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука — Натянутая тетива Тугого лука. Геннадий Иванов

Источник: 100 великих писателей. 2004

Пастернак, Борис Леонидович

[1890—] — современный поэт и прозаик. Род. в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака. Учился на филологическом отделении историко-филологического факультета Московского университета и в Марбургском университете.


Мировоззренческие и формальные истоки поэзии П. — в предреволюционной буржуазной культуре. П. принадлежит к той группе интеллигенции, которая свой протест против господствующего порядка жизни выражала в форме ухода от действительности, обособления в области "чистой деятельности духа". П. никогда не был субъективно против пролет, революции. Но он не находился и в рядах активных борцов за нее. Он стремился уйти на отдаленные от шума социальных схваток вершины буржуазной культуры, но живая жизнь все время вторгалась и вторгается в его творчество, прорывая буржуазно-идеалистическую, метафизическую оболочку последнего, показывая непрочность обособления в сферах "высокого творчества". Поэтому в творчестве П. нашли отражение события эпохи борьбы за пролетарскую диктатуру и за ее укрепление.


Первые лит-ые выступления П. относятся к 1912. Это — время распада школы символистов и зарождения футуризма. П. выступил соединительным звеном между боровшимися друг с другом символизмом и футуризмом. Впоследствии он организационно примкнул к той группе, где были Маяковский и Асеев, но затем порвал с нею, когда "Леф" заявил о необходимости поставить искусство на службу революции. Обороняя всегда и во всех случаях свободу своего поэтического творчества, П. оборонял основы своего субъективно-идеалистического мировоззрения и эстетики. Но за двадцать лет в поэзии П. не могли не произойти существенные изменения. Они особенно заметны при анализе важнейшей ее темы — отношения поэта к революции.


П. — лирик по преимуществу, причем в лирике своей он достигает максимального отвлечения от конкретных социально-исторических условий действительности. В одном из ранних стихотворений П. пишет:


"В кашнэ, ладонью затворясь,


Сквозь фортку крикну детворе:


Какое, милые, у нас


Тысячелетье на дворе.


Кто тропку к двери проторил,


К дыре, засыпанной крупой,


Пока я с Байроном курил,


Пока я пил с Эдгаром По?


Пока в Дарьял, как к другу, вхож,


Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,


Я жизнь, как Лермонтова дрожь,


Как губы, в вермут окунал".


Одна из книг П. носит название "Поверх барьеров" (стихи 1912—1930). П. стремится встать "поверх" войны 1914, "поверх" революции 1917, "поверх" борьбы классов в стране и в искусстве. На войну 1914 П. ответил призывом к гуманности, к сочувствию, желанием избавиться от "дурного сна" или, вернее, заснуть накрепко, закрыть глаза перед страшным ликом жизни, уйти в любовные переживания.


Но в 1917, а еще более в последующие годы проблема революции встает перед П. во весь рост. Сначала революция осознается поэтом в образе стихии распада, пожаров, всеобщего изменения, когда "вдруг стало видимо далеко во все концы света", как говорит гоголевская строка, ставшая эпиграфом к одному из стихотворений П. Это огромное расширение кругозора, новая тревога жизни, принесенная революцией, заставили П. по-новому развивать тему отношения к действительности. Уже не уход от нее, а ее приятие, подчинение ей, передоверие себя революции — вот новый подход П. к старой теме. И это пассивное, жертвенное отношение к революции оказывается решающим для П. до самого последнего времени. О революции П. пишет, особенно на первых порах, отвлеченно, создает абстрактные ее образы (напр. "Жанна д´Арк из сибирских колодниц").


За исключением поэм "1905" и "Лейтенант Шмидт" П. не пытался уяснить глубоко-действительный смысл пролетарской революции и дать изображение ее в прямой форме. Это связано со всем характером поэзии П., чуждающейся активного вмешательства в социальную практику. В стихотворении "Кремль в буран 1918 года" П. особо отчетливо выразил настроение пассивной отдачи себя революции.


Но, передоверяя себя стихии (пока только стихии) революции, П. вновь и вновь поднимает мучительный для него вопрос о судьбе личности и о судьбе искусства в социалистической революции и при социализме. Тезис поэта о несовместимости искусства и социализма —


"Напрасно в дни великого совета,


Где высшей страсти отданы места,


Оставлена вакансия поэта:


Она опасна, если не пуста" —


связан с опасением за судьбу личности при социализме, ибо, по П., искусство есть выражение индивидуальной неповторимости. Неслучайно напр. поэма "Лейтенант Шмидт" является лирическим рассказом (вернее собранием лирических рассказов) о трагической личной судьбе лейтенанта, пожертвовавшего своим счастьем во имя революции. С точки зрения П. жизнь современника революц. эпохи — только топливо, неизбежное сгорание:


"Клубясь во много рукавов,


Он двинется, подобно дыму,


Из дыр эпохи роковой


В иной тупик непроходимый.


Он вырвется, курясь, из прорв


Судеб, расплющенных в лепеху,


И внуки скажут, как про торф,


Горит такого-то эпоха".


Если раньше — на рубеже 1918 и 1919 — революция для П. была только неоформленной стихией, то впоследствии (и особенно в стихах 1931—1932) П. настойчиво развивает тему социалистического строительства. Обращает на себя внимание внутреннее сопротивление, оказываемое поэтом социализму. Приятие социализма является для него жертвой: "телегою проекта нас переехал новый человек". Индивидуализм мешает поэту понять новую социалистическую действительность, — новая действительность, уничтожившая утонченную буржуазную индивидуалистическую культуру, вызывает в поэте, духовно связанном с прошлой культурой, некоторое чувство страха, отчужденности. В тех случаях, когда П. силою жизни принужден говорить о положительном значении строя новых отношений, социализм оказывается для него лишь отдаленным идеалом, будущим. Социализм в представлении П. означает не завершение и развитие, а отрицание сегодняшнего дня пролетарской революции. В поэме "Волны" [1932] это понимание революции выражено особенно полно. Страна социализма только "курится сквозь дым теорий", как исход из сегодняшнего дня, где приходится "грызться", где люди "заподозревают" друг друга. Отвлеченность представления П. о социализме и революции причудливо соединяется у него с комнатными, домашними, "семейными" ассоциациями. "В дни съезда шесть женщин топтало луга, лениво паслись облака в отдалены", — пишет он о лете 1930 — о том лете, когда происходил XVI партийный съезд. Пастернак пишет о "годах строительного плана", о пятилетке, но тут же возникает такой образ: "две женщины, как отблеск ламп "Светлана", горят и светят средь его тягот" — средь тягот четвертого года пятилетки.


При всей ущербности присущего П. понимания социализма он однако, не колеблясь, порывает с Западом, с его бурж. культурой:


"Прощальных слез не осуша


И плакав вечер целый,


Уходит с Запада душа, —


Ей нечего там делать".


Так. обр. для поэта только один путь — путь к социализму. Но на этом пути перед П. возникают многочисленные препятствия. Он расстается с прошлым, жалея и грустя о нем, ибо практика пролетариата еще не стала кровным делом П., хотя он и приветствует новый порядок жизни. Противоречия творчества П. нашли отражение в его последней книге "Второе рождение", представляющей собой как бы итог всего его предшествующего развития и намечающей некоторые новые мотивы.


П. считал, что искусство подлинно только тогда, когда оно удалено от социальной практики. В "Охранной грамоте" он пишет о том, что "искусство есть запись смещения действительности, производимого чувством", иными словами, искусство не воспроизводит действительность в ее подлинности, а как бы произвольно создает действительность силою чувства. Такое представление об искусстве опирается на идеалистическую буржуазную эстетику. Чем менее стремится П. к тому, чтобы в своей поэзии дать отражение социальной действительности, тем шире открывает он двери творчества для чувственного восприятия природы. Через явления последней — метель, ливень, грозу, запахи трав — он выражает свои настроения. Но поскольку для П. "чувство" "смещает" действительность, постольку между "я" и объективно существующей природой возникает тот же непреодолимый разрыв, несоответствие, что и между "я" и революцией. П. воссоздает детали тревожного, находящегося в вечном движении мира природы. Редко можно встретить в поэзии П. природу умиротворенной и благодушной. В лирике П. господствуют грозы, ливни, метели, ледоходы... П. акцентирует разрыв между человеком и природой. Для П. чем больше развивается дознание человеческое, тем дальше уходит оно от детской, "первичной", инстинктивной слиянности с природой, с миром. П. заявляет о желании "припомнить жизнь и ей взглянуть в лицо" или спросить, обращаясь к детству:


"Но где ж тот дом, та дверь, то детство, где


Однажды мир прорезывался, грезясь?"


Констатируя этот разрыв и утерю непосредственности, П. заостряет мотив одиночества и пессимизма. Большая лирическая наполненность поэзии П. находит свой итог в таких пессимистических строфах:


"Наяву ли все? Время ли разгуливать?


Лучше вечно спать, спать, спать, спать


И не видеть снов.


Снова — улица. Снова — полог тюлевый.


Снова, что ни ночь — степь, стог, стон


И теперь, и впредь...


...Ах, как и тебе, прель, мне смерть


Как приелось шить!.."


Сложность положения Пастернака последних лет заключается в том, что он сочувствует социализму, но не понимает еще подлинной сути его. И эта особенность находит свое выражение во всем стиле его творчества. Поэзии его чужда ясность разума. Она выступает в роли фиксатора смутных, расплывчатых "первичных" впечатлений, не поддающихся контролю разума и даже противостоящих ему. В стихотворении из цикла "Я их мог позабыть" П. говорит о том, что поэзия рождается том же путем, что и сказки, страхи, подозрения. Проза П. имеет те свойства, что и поэзия, — отличается субъективистским психологизмом. П. рассчитанно употребляет способ раскрытия жизни через детское восприятие, первоначальные впечатления от жизни ("Детство Люверс", в сб. "Рассказы", 1925). В наиболее значительном своем прозаическом произведении "Охранная грамота" [19311 П. дает в переплетении лирические и философские отступления с повествованием о людях и событиях, оказавших влияние на духовное развитие автора мемуаров.


П. часто обращается к музыке, к композиторам, к отдельным музыкальным произведениям. Но гораздо существеннее не эти тематические элементы, а то внутреннее сродство поэзии П. с музыкой, которое находит свое отражение и в композиционном строении его произведений, и в их ритмике, и в их эвфонии, и в характере их метафор. Музыкальна фонетика стихов П., — в ней нет оглушающей звуковой трескотни, свойственной напр. Бальмонту ("Чуждый чарам черный челн"). Вот напр. отрывок ("Шекспир") со сложной игрой на "о", "у", "п", "т", "с", создающей звуковое представление о сумрачном туманном городе:


"Извозчичий двор и встающий из вод


В уступах — преступный и пасмурный Тауэр,


И звонкость подков и простуженный звон


Вестминстера, глыбы, закутанной в траур".



Разнообразие ритмики, умелое сочетание в одном небольшом произведении различных тем и вариаций, богатая инструментовка стиха — все это делает музыкально-выразительной поэтическую технологию П. Лирике его присуще стремление давать два параллельных разреза образа, два параллельных мотива, две параллельные стороны одной и той же темы. Его поэзия, как он сам говорит, — "гипнотическая отчизна". Стихи его "переметафоризованы". Тот опыт, который выражает в своем творчестве П., ограничен. Это зачастую опыт отвлеченной книжной культуры. Это, далее, опыт сочувствующего революции интеллигента, стремящегося стать и разглядеть жизнь "поверх барьеров", поодаль от социальных схваток. И даже теперь, когда П. пишет о социализме, он создает метафоры, основанные на бытовой домашности. "Размокшей каменной баранкой в воде Венеция плыла"; "народ потел, как хлебный квас на леднике"; "прибой, как вафли, их печет"; Дагестан дымится, "как в печку вмазанный казан"; Кавказ был "весь как смятая постель" и т. д. — такие примеры одомашненных метафор можно черпать в произведениях П. в изобилии.


Показательна беспомощность П. в создании крупных по композиции вещей. Так, поэма его "Спекторский", написанная с большим мастерством в отдельных своих главах и строфах, в целом распадается на серию мелких стихотворений, связанных между собой не теснее, чем стихотворения любого цикла любой из его книг.


Книгой "Второе рождение" П. вплотную подходит к новым для него темам, к новому комплексу идей, к новому способу художественного освоения мира. Подходит — и останавливается. Это — грустное прощание с прошлым, это — признание бессилия индивидуализма, это — еще неуверенная попытка посмотреть вперед.


Крупное поэтическое дарование П. обусловило за ним репутацию большого и своеобразного поэта, оказавшего влияние на советскую поэзию.



Библиография: I. Близнец в тучах, Стихи, изд. "Лирика", М., 1914; Поверх барьеров, 2-я книга стихов, изд. "Центрофуга", М., 1917; То же, Гиз, М., 1929; То же, изд. 2-е, дополненное, ГИХЛ, М., 1931; Сестра моя жизнь, Лето 1917 года (Стихи), изд. Гржебина, Берлин, 1922; Темы и вариации, 4-я кн. стихов, изд. "Геликон", Берлин, 1923; Рассказы, изд. "Круг", М., 1925; Карусель, Стихи, Гиз, Л., 1925; Избранные стихи, изд. "Узел", М., 1926; Девятьсот пятый год, Стихи, Гиз, М., 1927; То же, изд. 2-е, М., 1930; Две книги, Стихи, Гиз, М., 1927; То же, изд. 2-е, Гиз, М., 1930; Избранные стихи, изд. "Огонек", М., 1929; Зверинец, Гиз, М., 1929; Охранная грамота. Воспоминания (1900—1930), "Издательство писателей в Ленинграде", 1931; Спекторский, ГИХЛ, М., 1931; Второе рождение, Стихи, изд. "Федерация", М., 1932; Книжка для детей, Избранные стихи, изд. "Советская литература", М., 1933; Стихотворения, в одном томе, "Издательство писателей в Ленинграде", Ленинград, 1933; Воздушные пути, ГИХЛ, Москва — Ленинград, 1933 (книга прозы); Избранные стихотворения [со вступительной статьей А. Н. Тарасенкова], ГИХЛ, Москва, 1934.


II. Правдухин В., В борьбе за новое искусство, "Сибирские огни", 1922, V.; Черняк Я., "Печать и революция", 1922, VI (рец. на "Сестра моя жизнь"); Эpенбуpг И., Портреты русских поэтов, Берлин, 1922; Асеев П., Организация речи (Б. Пастернак, "Темы и вариации", 4-я кн. стихов), "Печать и революция", 1923, VI; Груздев И., Утилитарность и самоцель, сб. "Петроград", П., 1923; Кузьмин М., Говорящие, см. его "Условности", П., 1923; Парнок С., Борис Пастернак и другие, "Русский современник", 1924, I; Лелевич Г., Гиппократово лицо, "Красная новь", 1925, I; Локс К., "Красная новь", 1925, VIII (рец. на "Рассказы"); Лежнев А., Борис Пастернак, "Красная новь", 1926, VIII (или в кн. "Современники", М., 1927); Красильников В., "На литературном посту", 1927, XXII — XXIII; Поступальский П., "Печать и революция", 1927, VIII; Степанов П., "Звезда", 1928, I; Сергиевский И., "Молодая гвардия", 1928, VIII (рец. на "Девятьсот пятый год"); Красильников В., Борис Пастернак, "Печать и революция", 1927, V; Пеpцов В., Новый Пастернак, "На литературном посту", 1927, II; Степанов Н., "Звезда", 1927, XI; Сергиевский И., "Молодая гвардия", 1928, VIII (рец. на "Две книги"); Поступальский И., Борис Пастернак, "Новый мир", 1928, II; Mанфред А., "Книга и революция", 1929, XXIII; Локс К., "Литературная газета", 1929, № 28 (рец. на "Поверх барьеров"); Эльсберг Ж., Мировосприятие Б. Пастернака, "На литературном посту", 1930, VII; Тарасенков Ан., Охранная грамота идеализма, "Литературная газета", 1931, № 68; Его же, Борис Пастернак, "Звезда", 1931, V; Селивановский А., Поэзия опасна, "Литературная газета", 1931, № 44; Прозоров А., Трагедия субъективного идеалиста, "На литературном посту", 1932, VII; Прозоров А., "Художественная литература", 1932, № 24; Тарасенков А., "Литературная газета", 1932, № 56 (отзыв о книге "Второе рождение"); К., О Пастернаке, "Литературная газета", 1932, № 24; Миллер-Будницкая Р., О "философии искусства" Б. Пастернака и Р. М. Рильке, "Звезда", 1932, V; Селивановский А., "Поэт и революция", "Литературная газета", 1932, 55; Его же, Борис Пастернак, "Красная новь", 1933, І; То же, в сб. его критических статей "Поэзия и поэты", М., 1933, стр. 155—178; Зелинский К., Лирическая тетрадь, альманах "Год шестнадцатый", М., 1933, № 1.


III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.


А. Селивановский.


{Лит. энц.}






Пастернак, Борис Леонидович


Род. 29 января (10 февраля) 1890 г., в Москве, ум. 30 мая 1960 г., в пос. Переделкино под Москвой. Поэт, прозаик, переводчик. Участник футуристической группы "Центрифуга" (1914). Литературный дебют — 1913 г. (первый сборник "Близнец в тучах"). Произведения: "Поверх барьеров" (сборн., 1917), "Детство Люверс" (повесть, 1918), "Сестра моя — жизнь" (книга стихов, 1922), поэмы "Высокая болезнь" (1923—1928), "Девятьсот пятый год" (1925—1926), "Лейтенант Шмидт" (1926—27), "Спекторский" (1925—1931), "Охранная грамота" (повесть, 1930), "Второе рождение" (сборник стихов, 1932), "На ранних поездах" (сборник стихов, 1943), "Доктор Живаго" (роман, 1946—1955, в СССР впервые опубл. 1988).


Переводы: трагедии Шекспира ("Отелло", "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", "Ромео и Джульетта"), "Фауст" И. Гете и др. Лауреат Нобелевской премии (1958). Сын художника Л. О. Пастернака (см.).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008