БРАХМАНИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Брахманизм
2-я стадия (1-е тыс. до н.э.) формирования индийской религии – индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов. Верховные боги – Брахма, Вишну и Шива. Религию отличают сложный ритуал, строгая обрядовая регламентированность жизни, аскетические подвиги и др.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

БРАХМАНИЗМ
одна из древнейших религий инд. рабовлад. общества. Жрецы Б. — брахманы — сохранили древ. ведич. богов и добавили к ним новых, олицетвор. обществ. силы. Б. выделил из множ. богов одного высшего бога как первопричину всего сущего и «творца» богов и людей — Брахму. В свящ. книгах Б. — Брахманах, Аранья-ках, Упанишадах и Веданте — было разработано учение о Брахме как о сверхчувств. сущности, стоящей за миром явлений.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

БРАХМАНИЗМ
религия в Древней Индии, являющаяся развитием ведической религии в период становления раннего рабовладения. Давал обоснование делению общества на верны, учению о переселении душ. Добродетелью считается подчинение брахманам, обожествление власти, выполнение дхармы (закона) своей верны (социальная группа в Индии), соблюдение обрядов. Все это создает благоприятную карму и ведет к новому лучшему перерождению.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Брахманизм
религия в Древней Индии, явившаяся по существу дальнейшим развитием ведической религии в период становления раннего рабовладения. В литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним (брахманы, арньяни, Упанишады). Брахманизм давал религиозное обос нование делению общества на варны, учению о переселении душ (См. Варны, Переселение душ). Брахманизм считал беспрекословное повиновение брахманам (См. Брахман), обожествление власти, выполнение дхармы своей варны (См. Дхарма), соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Все это создает благоприятную карму (См. Карма) и ведет к новому, лучшему перерождению, а в конечном итоге – к слиянию с творцом Брахмой (См. Брахма), ибо все живые существа лишь его частицы. Нарушение требований дхармы приводит к несчастным перерождениям. См. Ведическая религия.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

БРАХМАНИЗМ
религия Др. Индии, возникшая в период складывания рабовладельч. отношений в первые века 1-го тыс. до н. э. Б. развился из ведической религии, от к-рой унаследовал анимистич. и тотемистич. воззрения и многобожие. Верховные божества Б.: Брахма - творец Вселенной, Вишну - сохранитель и Шива - разрушитель.

В основе вероучения Б. лежало представление об одушевленности природы и о перерождении всех живых существ. Возрождение души в той или иной новой телесной оболочке, согласно созданному жрецами учению о воздаяний (карма), происходит в зависимости от добродетельности или греховности предшеств. жизни; в первом случае душа возрождается в теле человека более высокого обществ. положения или даже небожителя, во втором - низкого обществ. положения или даже в животном или растении. Определяющим для оценки добродетельности или греховности поведения человека было выполнение или нарушение им дхармы - закона образа жизни, установленного якобы самим богом Брахмой. Для трудящегося и порабощенного основным в дхарме были безропотный труд и покорность. Б. освящал обществ. неравенство, объявляя деление общества на варны, установлением самих богов. Б. освящал гос-во как учрежденный богами институт, а высших носителей власти - царей - объявлял богами в человеч. облике.

В Б. уделялось решающее значение обрядовой стороне религии - точному соблюдению многочисл. и сложных формальностей при исполнении жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т. д. Точное исполнение необходимых действий и правильное произнесение соответств. священных формул на непонятном для непосвященных языке (санскрите) требовало профессиональных знаний и длит. обучения; это способствовало росту значения жречества. Б. опутывал сознание человека грубейшими суевериями, заставлял его верить в множество богов, демонов, злых духов. Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение к-рой требовало обязат. очистит. обрядов. Б. развивал представление о способности человека посредством различных мер по умерщвлению плоти добиться особого благоволения богов и приобретения сверхъестеств. способностей. С дальнейшим развитием рабовладельч. отношений Б. с его родоплеменной исключительностью не мог служить удовлетворит. идеологич. основой для складывавшихся крупных рабовладельч. деспотий и встретил серьезного соперника в лице буддизма. В борьбе с буддизмом и под его влиянием Б. трансформировался в индуизм.

В Индии исследование Б. началось в ср. века - разрабатывались в осн. религиозно-философские проблемы Б.; известен ряд выдающихся ученых - Шанкара, Рамануджа, Саяна и др., о трудах которых известно прежде всего по составленным ими обширным комментариям к древним текстам. Затем Б. изучался гл. обр. религ. реформаторами и историками философии (С. Н. Дас Гупта, С. Радхакришнан и др.). Изучение Б. европ. наукой началось с кон. 18 в., когда было предпринято печатание текстов и их переводов на европ. языки. Среди мн. исследователей следует отметить В. Джонса и М. Монье-Уильямса (Англия), А. Барта (Франция), X. Лассена, М. Мюллера и А. Вебера (Германия), Е. В. Хопкинса (США). Несмотря на успехи мировой науки в изучении Б., мн. вопросы, особенно касающиеся обществ. корней Б. и его значения в разные периоды истории Др. Индии, остаются до сих пор еще далеко не выясненными.

Лит.: Барт А., Религии Индии, пер. (с франц.), М., 1897; Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959; Радхакришнан С., Индийская философия, т. 1., пер. с англ., М., 1956; Renou L., Religions of ancient India, L., 1953; Monier-Williams M., Religious thought and life in India, pt. 1 - Vedism, brahmanism and hinduism, 2 ed., L., 1885.

Г. Ф. Ильин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976