БРАК

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БРАК
(англ. waster), сосуд или его фрагменты, выброшенные горшечником сразу после обжига из-за трещин, перекоса или неудачной раскраски. Находки Б. могут указывать на соседство горна.

Источник: Археологический словарь. 1990

БРАК

санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия).

Источник: Общие понятия и термины этнологии

Брак
античное понятие. В греческом понимании в основном существовала моногамия (единобрачие). Однако в мифах и легендах описывались и другие формы брака (клановая, похищение или купля невесты, полигамия). Герои Гомера часто имели внебрачных жен. Необходимым условием признания законности брака в Древней Греции было достижение совершеннолетия, в Риме — достижение брачного возраста (для девушки — 12 лет, для юноши — 14 лет). Расторжение брака происходило в случае смерти одного из супругов, при утрате гражданских прав или при разводе.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Брак
таинство, в котором жених и невеста перед Богом и Его Церковью обещают друг другу быть верными супругами, после чего их союз благословляется как образ духовного союза Иисуса Христа со Своей Церковью. Он был установлен со времен сотворения человека. Бог, видя, что человеку одному нехорошо, сотворил ему «помощника, соответственного ему» (Бытие, 2, 18). Супругам испрашивается благодать единодушия, благословенного рождения и христианского воспитания детей. О том, что брак есть таинство, можно узнать из Послания апостола Павла к Ефесянам (5, 31–32).

Источник: Православная энциклопедия.

БРАК
(brak), телль близ р. Хабур в Сирии, раскопан Мэллоуном в 1937–1938 гг. Заселен с начала доисторического периода и до середины 2-го тысячелетия до н.э. Наиболее важными объектами были т.н. «Храмы священного ока» периода Джемдет-Наср, 3000 г. до н.э. Они получили свое название благодаря огромному количеству плоских алебастровых статуэток, из черт которых толкованию поддаются лишь глаза . Эти статуэтки имеют относительное сходство с человеческими формами, высота их часто составляет 1 или 2 дюйма (2,5 или 5 см). Позднее поселение становится пограничным постом аккадского царства, Нарамсин в 2280 г. до н.э. строит здесь дворец.

Источник: Археологический словарь. 1990

БРАК
Установление брака относится к первоначальному созданию человека. Видя, что не хорошо быть человеку одному, Бог сотворил ему помощника, соответственного ему (Быт 2:18). По учению Православной Церкви, брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется супружеский союз их в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Что брак есть таинство, это видно из послания ап. Павла к Ефесеям (5:31,32). Подробнее о браке см. “Библейский словарь” Верховского стр. 230-236 и словарь протоиер. Солярского, т. IV, стр. 709-711.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Брак
Под Браком подразумевается установленный Богом союз мужчины и женщины с целью создания семьи, рождения, защиты и воспитания детей, а также для обеспечения различных нужд этой семьи и общества в целом; для крещеных такой союз возведен Христом в достоинство таинства.
В латинском обряде служителями этого таинства считаются сами брачущиеся (новобрачные: жених и невеста), а не служитель Церкви (священник, диакон), который выступает лишь в роли главного свидетеля и предстоятельствует при совершении обряда таинства Брака: этот обряд называется венчанием (в отношении новобрачных используется глагол венчаться; в отношении действий священника – венчать). Центральный момент венчания составляет супружеское соглашение (которому предшествует испытание перед заключением супружеского соглашения, представляющее собой серию вопросов, задаваемых служителем Церкви жениху и невесте, на которые те отвечают, а служитель Церкви, в свою очередь, осуществляет принятие супружеского соглашения). Супружеское соглашение, произносимое каждым из супругов, и является тайносовершительной формулой: “Я, N. (имя), беру тебя, N. (имя), в жены (в мужья) и обещаю тебе хранить верность в счастии и в несчастии, в здравии и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей”.
Важным символическим моментом обряда венчания является благословение колец священником и передача колец новобрачными друг другу.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Брак
одно из семи христ. таинств, совершаемое над сочетающимися мужем и женой путем венчания. Согласно учению Церкви, Б. первоначально установлен Самим Богом еще в раю через сотворение жены в помощь мужу и через благословение, данное Творцом первым людям. При совершении таинства Б. на супругов изливается благодать Духа Святого, которая способствует неразрывности и благочестивости семейного союза, его основанию на любви, верности, взаимной помощи супругов и воспитании ими детей в христ. духе. Православное понятие о Б. неразрывно связано с представлениями о долге и самопожертвовании, возлагаемыми на брачующихся. После венчания возникает личностнодуховное единство мужа и жены, образующих малую Церковь, в которой муж получает значение наставника, учителя, пастыря, а жена – паствы. Причем православная традиция отнюдь не умаляет духовное достоинство жены, ибо придает женскому смирению в семейном союзе глубокое духовное значение. Смиренная покорность мужу, самоотречение жены – для мужа образец преодоления его собственного эгоизма, живой пример послушания воле Божией. Укореняя христ. духовнонравственное начало в повседневной жизни, приобщая к нему детей, православная семья является формой совместного спасения мужчины и женщины, а также служит для всего социального организма основой христ. общежития. В силу особой значимости таинства Б. будущие муж и жена должны подготовить себя к нему молитвой, постом, исповедью и причащением. Поэтому венчание по уставу Церкви полагается совершать после литургии.

Источник: Краткий православный словарь.

БРАК
в Др. Греции существов. моногамия (единобрачие). Однако в легендах описыв. и более древ. формы Б. (клановая, похищение или купля невесты, полигамия), какие наблюд. у народов, стоящих на низкой ступени обществ. развития и на Востоке. Герои Гомера часто имели внебрачных жен. В Риме до нач. н.э. обычными были Б., в к-рых жена совершенно покорна власти мужа. Наряду с этой формой в соотв. с Законами 12 таблиц существовали Б. «без власти», к-рые распростр. все шире. В таких Б. было узакон. раздельное владение имуществом мужа и жены, в то время как в Б. жена в правовом отношении занимала место дочери, ее имущество принадлежало мужу. Первой и гл. целью Б. как в Греции, так и в Др. Риме было обеспеч. кровного наследования. Уже Сократ и его ученики ценили в Б. полную общность жизни мужа и жены. Христианство видело в таинстве Б. прежде всего организацию религ. жизни. Необходимым условием признания законности Б. в Др. Греции было достиж. совершеннолетия (Б. могли также совершаться между гражданами разных греч. госуд.), в Др. Риме — достиж. брачного возраста (для девушки — 12 лет, для юноши — 14 лет), согласие обеих сторон. Б. запрещ., если одно из условий не соблюд. (напр., у рабов), а также душевнобольным и кровным родственникам. Брачная процедура сводилась к заключ. договора жениха с отцом или опекуном невесты. Особый религ. обряд заключ. Б. существовал для патрициев. Расторж. Б. происходило в случае смерти одного из супругов, при утрате гражд. прав или при разводе. В связи с падением нравов имп. Августом были изданы особые законы о Б. Сожительство, не признан. Б., у римлян назыв. конкубинатом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Брак
В Др. Греции существовала моногамия (единобрачие). Однако в легендах описываются и более др. формы Б. (клановая, похищение или купля невесты, полигамия), какие наблюдались у народов, стоящих на низкой ступени обществ, развития и на Востоке. Герои Гомера часто имели внебрачных жен. Нередкие при дворе Птолемеев в Египте Б. между братом и сестрой имели свой образец в мифологии (Зевс и Гера). В Риме до нач. н. э. обычными были Б. manus, в которых жена совершенно покорна власти мужа. Наряду с этой формой в соответствии с Законами 12 таблиц существовали Б. «без власти», которые распространялись все шире. В таких Б. было узаконено раздельное владение имуществом мужа и жены, в то время как в Б. manus жена в правовом отношении занимала место дочери, ее имущество принадлежало мужу. Первой и гл. целью Б. как в Др. Греции, так и в Др. Риме было обеспечение кровного наследования. Уже Сократ и его ученики ценили в Б. полную общность жизни мужа и жены. Христианство видело в таинстве Б. прежде всего организацию религиозной жизни. Необходимым условием признания законности Б. в Др. Греции было достижение совершеннолетия (Б. могли также совершаться между гражданами разных греч. государств), в Др. Риме — достижение брачного возраста (для девушки — 12 лет, для юноши — 14 лет), согласие обеих сторон, право на Б. (ius conubii) обоих партнеров и согласие властей. Б. запрещался, если одно из условий не соблюдалось (например, у рабов), а также душевнобольным и кровным родственникам. Брачная процедура сводилась к заключению договора жениха с отцом или опекуном невесты. Особый религиозный обряд заключения Б. (Confarreatio) существовал для патрициев. Расторжение Б. происходило в случае смерти одного из супругов, при утрате гражданских прав или при разводе. В связи с падением нравов императором Августом были изданы особые законы о Б. (Lex Iulia de maritandis ordinibus, Lex Papia Poppaea). Сожительство, не признанное Б., у римлян называлось конкубинатом.

Источник: Словарь античности. 1989

Брак
(matrimonium) – исторически обусловленная и признанная обществом форма союза между мужчиной и женщиной, закрепляющая их личные и имущественные отношения и ставящая своей главной целью создания семьи. При формировании первобытного человеческого стада брачные отношения, возможно были беспорядочными (См. Промискуитет). Постепенно половые связи между членами одного стада перестали практиковаться и были запрещены (См. Экзогамия). С переходом к брачным связям исключительно с членами других стад складывается род. С возникновением родового строя связывают появление группового брака, при котором все мужчины одной родовой (тотемической) группы имели право вступать в половые отношения со всеми женщинами другой родовой группы. С развитием родового строя такое групповое сожительство постепенно привело к возникновению парного брака, объединяющего одну пару (См. Парный брак). Парный брак делился на три вида: 1) дислокальный брак, при котором каждый из супругов жил в своей родовой группе; 2) матрилокальный брак, при котором мужчина переходил на жительство в род женщины; 3) патрилокальный брак, при котором женщина переходила в род мужчины (См. Дислокальный брак, Матрилокальный брак, Патрилокальный брак). При этом личное имущество супругов оставалось раздельным. Брак был непрочным и свободно расторгался. В ранней стадии парного брака были широко распространены пережитки группового брака, выражавшиеся в многобрачии в виде многомужества, когда у одной женщины было несколько мужей из другого рода, и в виде многожёнства, когда у одного мужчины было несколько жён (См. Полиандрия, Полигиния). В местностях, где основным занятием человека была охота, которой занимались мужчины, преобладало многомужество. Причём женщина, являющаяся хранительницей очага (огня), пользовалась определённой властью в отношении своих мужей и детей. Родство в такой матриархальной семье определялось по материнской линии. В местностях, где преобладало земледелие, широкое распространение получило многожёнство. Во главе такой патриархальной семьи был мужчина. Позже, в период распада родового строя, появился моногамный брак (брачный союз между одним мужчиной и одной женщиной). Моногамный брак более прочно соединил супругов между собой и их потомством; тем самым была обеспечена целостность семьи, которая впервые стала экономической ячейкой общества. Появление и смена классовых формаций влияли как на содержание брачно-семейных отношений, так и на форму брака. В рабовладельческом обществе признавался брак только для свободных граждан, супружеские отношения рабов считалось простым сожительством. Необходимым условием законности брака в Афинах, например, была принадлежность вступающих в него лиц к сословию граждан. В Римской империи считались законными и пользовались защитой государства только браки полноправных римских граждан, заключаемые с женщинами того же сословия. Формы брака соответствовали социально-экономическим отношениям. Так, например, В Древнем Риме получили развитие такие формы брака, как через покупку или брак путём перехода «под руку мужа», т.е. под власть мужа. В раннем европейском средневековье для всех сословий был обязателен церковный брак. Позднее, в большинстве европейских стран были приняты законы об обязательной регистрации браков в государствен ных органах. В дореволюционной России существовал только церковный брак (См. Брака таинство). Для того чтобы обеспечить учёт браков «раскольников» и лиц, не исповедующих ни одну из официально признанных религий, была разрешена «гражданская» регистрация брака в полиции.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

БРАК
общественный институт, посредством к-рого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству; отсюда связь Б. с семьей (см. Семья), объединяющей родителей и детей. Возникая на определенном этапе истории человечества, Б. претерпевает ряд изменений на основе развития производства и общества, а также в связи с развитием надстроечных форм - нравственности, права, религии.

В начальный период истории, в эпоху первобытного стада, Б. отсутствовал. Господствовали отношения т. н. промискуитета, при к-рых каждая женщина данного стада принадлежала всем мужчинам, а каждый мужчина - всем женщинам. На грани раннего и позднего палеолита, с развитием первой прочной формы социальной организации - материнского рода, возникают первые попытки упорядочить отношения между полами. Появляются экзогамия и групповой брак, при к-ром все мужчины одной группы имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другой группы. Более сложная форма группового Б. - система брачных классов - еще в 19 в. сохранялась у коренного населения Австралии. Эпизодич. сожительство отдельными парами, имевшее место в рамках группового Б., с развитием материнско-родового строя привело к возникновению парного Б., объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение); позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только к роду матери. Б. был очень непрочным и легко расторжимым; наряду с ним широко сохранялись пережитки группового Б. (сорорат, полиандрия). Особенностью как группового, так и парного Б. было равноправие супругов. В развитом неолите и особенно с началом эпохи производства металлов возросшие производит. силы подняли хозяйственную роль мужчины и создали известные возможности для самостоят. экономич. деятельности внутриродовых семейных коллективов. Произошел переход от материнского к отцовскому родовому строю, возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономич. ячейкой общества. Жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми подпала под его власть. Получили широкое распространение покупка и умыкание невест, левират, обменный и ортокузенный брак. Б. покупкой вместе с возникающим в эту эпоху патриархальным рабством утвердил многоженство, к-рое, однако, будучи доступным лишь богатым людям, осталось сравнительно малораспространенной, побочной формой Б. Свое дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашел в индивидуальной семье, к-рая, возникнув в процессе распада первобытнообщинного строя и воплотив в себе начала развившейся частной собственности, дала неограниченный простор закрепощению женщины собственником-мужчиной.

В антагонистич. классовых формациях моногамный Б., оставаясь имуществ. сделкой, отдающей женщину под власть ее мужа, приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. об-ве Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как простое сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязат. для всех церковный Б.; однако крепостные могли вступать в него лишь с согласия феодала и практически по его выбору. В капиталистич. об-ве, в его бурж. среде, Б., как правило, строится на материальном расчете, среди трудящихся Б. основан на личных склонностях и трудом содружестве, хотя безработица и нищета зачастую препятствуют сложению в их среде нормальной семьи.

В социалистич. об-ве экономич. и политич. равноправие женщин создало условия для фактич. равноправия брачущихся, закрепленного брачно-семейным законодательством СССР и др. социалистич. стран. Социалистич. общество борется с остатками бурж. морали, а также с отд. пережитками патриарх.-родового быта: многоженством, покупным браком (калым), умыканием невест и т. д. Впервые в истории Б. становится здесь подлинным единобрачием, на основе к-рого строится здоровая, прочная семья.

Вопрос о происхождении и развитии Б. имеет большое идейное значение. Реакц. бурж. социология, отстаивая изначальное существование частной собственности, не оставляет попыток доказать извечность моногамного Б. и патриархальной или даже индивидуальной семьи. Несостоятельность этих взглядов была раскрыта уже Л. Г. Морганом и в особенности Ф. Энгельсом, к-рый, опираясь на "Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество"" К. Маркса и общую концепцию историч. материализма, показал развитие моногамии из группового и парного Б. Положения К. Маркса и Ф. Энгельса нашли дальнейшую разработку в трудах В. И. Ленина, раскрывшего классовую сущность Б. в капиталистич. обществе и перспективы его развития при коммунизме. (Обзор историографии Б. см. в ст. Семья).

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 130-38; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, с. 209-10; его же, Инессе Арманд (письмо), там же, т. 35, с. 139-41; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2, изд., М., 1957.

А. И. Першиц. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Брак
, Жорж (Braque, Georges) 1882, Аржантей-сюр-Сен — 1963, Париж. Французский живописец. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897—1899), затем в Париже — в Академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902—1903). В 1905—1907 входил в группировку фовистов. Пейзажи этого времени отличаются напряженностью хроматических гармоний (Гавань в Антверпене, 1906, Вупперталь, Музей фон дер Хейдта; Пейзаж в Эстаке, 1906; Оливы близ Эстака, 1907, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). В 1907 Брак познакомился с Пикассо. В последующие годы в сотрудничестве с Пикассо выработал новый художественный метод, положивший начало направлению кубизма. В живописи "аналитического кубизма" (1909—1911) колорит ограничен узкой гаммой серых, охристых, зеленых тонов; натурные формы рассекаются на мелкие призматические грани, образующие подвижную кристаллическую структуру (Скрипка и палитра, 1909—1910, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Женщина с мандолиной, 1910, Мюнхен, Гос. галерея современного искусства; Натюрморт со скрипкой, 1911, Париж, Нац. музей современного искусства). Композиции "синтетического кубизма" (1912—1914) выстраиваются из разных материалов и элементов разнотипных языковых систем: в картины включается коллаж (наклейки обрывков газет, печатной рекламы, обоев и клеенки с имитацией различных фактур), в красочную массу подмешивается песок, опилки, металлическая стружка; изображение предметов расслаивается на отдельные зрительные качества (цвет, рисунок, формы, фактуры) и сопровождается графическими обозначениями (цифры, ноты, буквенные надписи). Графемы и визуальные знаки разных регистров непрестанно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных смысловых комбинаций (Вальс, 1912, Венеция, фонд П. Гуггенхейм; Бокал, скрипка и нотная тетрадь, 1913, Кельн, Музей Людвига; Гитарист, 1914, Париж, Нац. музей современного искусства). Новый метод разрабатывается художником и в т. н. papiers colles, коллажах на листах бумаги (Ария Баха, 1912—1913, Вашингтон, Нац. галерея; Натюрморт на столе, 1914, Париж, Нац. музей современного искусства). С началом Первой мировой войны Брак был мобилизован и в мае 1915 получил ранение в голову. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917. С конца 1910-х он работал над большими сериями или циклами, стремясь к исчерпывающему выявлению пластических возможностей избранного мотива (Натюрморты на круглом столе, 1918—1942; Камины, 1922—1927; Биллиарды, 1944—1952). Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным, тесно сближенным планам; резкая тень делит объемы пополам (Круглый стол, 1922, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая тактильное ощущение пространственных интервалов (Круглый стол, 1929, Вашингтон, частное собрание; Круглый стол, 1922, Нью-Йорк, музей Метрополитен). С 1931 Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже, изредка совершая поездки в другие европейские страны. В 1930-х художник, не оставляя жанра натюрморта, обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере (Женщина с мандолиной, 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Художник и модель, 1939, частное собрание). Эти работы наполняются скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния (Пасьянс, 1942, Лозанна, частное собрание). Созданные в период оккупации натюрморты пронизаны трагическим мироощущением и близки по духу классическим аллегориям Vanitas (Графин и рыбы, 1941, Париж, Нац. музей современного искусства; Натюрморт с лестницей, 1943, частное собрание). В серии Бильярды контурные линии множатся, придавая предметам сходство с вибрирующей струной, с трепещущими крыльями бабочек; статичный мотив обретает психологическую, драматическую выразительность сюжетной картины (Бильярд, 1944, Париж, Нац. музей современного искусства; Бильярд, 1945, частное собрание). В 1949—1956 была создана серия Мастерские, состоящая из восьми крупноформатных полотен. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в масштабных пространствах, характерных для интерьерных композиций Брака, наделены свойствами монументальности. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются сверкающим изображением белой птицы, символа творческого полета (Мастерская II, 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн—Вестфалия; Мастерская III, 1949—1951, Вадуц, частное собрание; Мастерская IX, 1952—1956, Париж, Нац. музей современного искусства). В живописи и графике 1950-х образ птицы в полете развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953; Черные птицы, 1956—1957, Париж, галерея Маг; Расправив крылья, 1956—1961, Париж, Нац. музей современного искусства). В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, монотонность полей, равнин, морских побережий Нормандии подчеркивается сильно вытянутым горизонтальным форматом (Равнина, 1955—1956, частное собрание; Морской пляж. Варанжвиль, 1952, Париж, галерея Маг). Заброшенные лодки, плуг, забытый на осеннем поле, обрастают в таких пейзажах богатыми ассоциациями, поднимаясь на уровень многозначного символа (Большой плуг, 1960, Париж, галерея Маг; Лодка, 1960, частное собрание). Многогранный талант Брака проявился и в других сферах художественного творчества: в скульптуре, сценографии, гравюре, книжной иллюстрации.
Лит.: Cahiers de Georges Braque: 1917—1949. Paris, 1956; Russell J. Georges Braque. London, 1959; Leymarie J. Braque. Geneve, 1961.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

БРАK
Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия для духовного возрастания в любви, благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... (Быт. 1, 28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак как на дело, благословляемое Самим Богом.
По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (см. Лев. 20, 10), но и возвел его в степень Таинства: И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 3-6). Придя с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Kане Галилейской, Он сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами (см. Ин. 2, 1-11). Господь освящает сочетание супругов в Таинстве Брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви.
Святое христианское девство и святое Таинство Брака – два пути, указанные верным в Слове Божием (см. Мф. 19, 1; Kор. 7, 7, 10). Церковь благословляла всегда оба эти пути и осуждала порицателей того и другого.
Брачный обряд имеет свою древнюю историю. Еще в патриархальный период Брак считался особым установлением, но о брачных обрядах того времени мало что известно. Из истории женитьбы Исаака на Ревекке (см. Быт. 24) мы знаем, что он предлагал своей невесте подарки, что Елеазар совещался с отцом Ревекки относительно ее замужества, а затем был устроен брачный пир. В позднейшие времена истории Израиля брачные церемонии получили значительное развитие. Жених в присутствии посторонних лиц должен был, прежде всего, предложить невесте подарок, обыкновенно состоявший из серебряных монет. Затем приступали к заключению брачного договора, которым определялись взаимные обязательства будущих мужа и жены. По окончании этих предварительных актов следовало торжественное благословение жениха и невесты. Для этого устраивалась особая палатка под открытым небом, сюда являлся жених в сопровождении нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынами брачными» (см. Лк. 5, 34-35), а евангелист Иоанн – «друзьями жениха» (см. Ин. 3, 29). Невеста же являлась в сопровождении женщин. Здесь их встречали приветствием: «Да будет благословен каждый приходящий сюда!» Потом невесту обводили три раза вокруг жениха и ставили по правую сторону от него. Женщины покрывали невесту толстым покрывалом. Затем все присутствующие обращались к востоку; жених брал невесту за руки, и они принимали ритуальные благопожелания от гостей. Подходил раввин, покрывал невесту священным покрывалом, брал в руку чашу с вином и произносил при этом формулу брачного благословения. Жених и невеста пили из этой чаши. После этого жених брал золотое кольцо и сам надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мною по закону Моисея и израильтян». Далее прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который, держа в руках другую чашу с вином, произносил семь благословений. Новобрачные снова пили вино из этой чаши. В то же время жених разбивал первую чашу, которую он до этого держал в руке, о стену, если невеста была девицей, или о землю, если она была вдовой. После этого палатка, в которой происходила брачная церемония, убиралась и начинался брачный пир – свадьба. Пир продолжался семь дней.
В христианстве Брак благословляется с апостольских времен. Церковный писатель III в. Тертуллиан говорит: «Kак изобразить счастье Брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом!»
Брачному обряду в древности предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям, насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Обручение совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный контракт. Последний представлял собою официальный документ, определявший имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, кроме того, жених дарил невесте кольцо, которое было изготовлено из железа, серебра или золота – в зависимости от состоятельности жениха. Kлимент, епископ Александрийский, во главе своего «Педагога» говорит: «Мужчина должен дать жене золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». Выражение «положить печать» объясняется тем, что в те времена кольцо (перстень), а точнее, вправленный в него камень с вырезанной эмблемой, служило одновременно и печатью, которой запечатлевалась собственность данного лица и скреплялись деловые бумаги. Христиане вырезали на своих перстнях печати с изображением рыбы, якоря, птицы и других христианских символов. Обручальное кольцо надевалось обычно на четвертый (безымянный) палец левой руки.
K X-XI вв. обручение утрачивает свое гражданское значение и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвословиями. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания. Окончательное единообразие чин обручения получает лишь к XVII столетию.
Чин самого бракосочетания – венчания – в древности совершался через молитву, благословение и руковозложение епископа в храме во время литургии.
С IV в. вошли в употребление брачные венцы, возлагаемые на головы жениха и невесты. Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. Они знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы – Адама и Евы, – которым Господь отдал во владение все земное творение: ...и наполняйте землю, и обладайте ею... (Быт. 1, 28). Следует заметить, что до VIII в. венцы возлагались только на тех брачующихся, которые сохранили себя до брака в девственной чистоте. Несмотря на то что уже к XIII в. браковенчание совершалось отдельно от литургии, эти два Таинства были тесно связаны. Поэтому с древности и до нашего времени жених и невеста, желающие сочетаться Таинством Брака, приготовляют себя к принятию благодати постом и покаянием, а в день венчания вместе причащаются Святых Божественных Таин. См. Венчание.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

БРАК
   • Matrimonium.

    I. У греков (?????).

       1. Цель Б. у греков была иметь законное потомство и удовлетворить таким образом тройной обязанности: относительно богов, которым должны были быть оставлены слуги (Plat. legg. 6, p. 773, ?), относительно государства, существование которого должно было быть обеспечено оставленным потомством (в Спарте, где индивидуальная жизнь совершенно исчезала в государстве, это было единственною целью Б. и за безбрачие [???????] налагалась поэтому даже ???????, Plut. Lyc. 15), и, наконец, относительно собственного рода, сохранение которого обеспечивало, между прочим, и постоянное исполнение обязанностей относительно умерших, украшение их могил, совершение семейных священнодействий. Любовь в современном смысле отступала сравнительно с этими соображениями совершенно на задний план и была вообще чужда эллинскому древнему миру; поэтому при выборе невесты решающее значение имели внешние соображения о приданом, роде и т. д. Часто отец выбирал невесту для сына, т. к. личное расположение не играло при этом никакой роли; подобное взаимное расположение молодых людей, впрочем, и не могло развиться при той замкнутости, в которой жили, напр., в Афинах, женщины. Первым условием законного Б. в Афинах, о которых мы преимущественно будем тут говорить, было, чтобы супруг и супруга были гражданами (?????? и ?????). Дети от Б. гражданина с негражданкой считались незаконными (?????), по смерти отца могли претендовать только на подарок не свыше 1000 драхм (??????) и были уже по Соломоновым законам лишены гражданских прав. Постановление это было два раза вновь подтверждено, первый раз Периклом (460 г. до Р. X.) и во второй — законом Аристофонта при архонте Евклиде (403 г.). Двоебрачие не было дозволено, но случалось, что муж, кроме законной супруги (??????, ????????, у Гомера ???????? ´??????), имел еще наложницу (???????), — связь, которую мы встречаем даже у Гомера. Родство не было препятствием для Б., и упоминаются Б. даже между сводными братьями и сестрами, хотя они встречались не часто и не были, вероятно, одобряемы общественным мнением. Законом запрещен был Б. между сводными от одной матери (uterini). При более отдаленных степенях родства Б. между родственниками считался даже желательным, а в одном случае даже требовался законом (см. ????????? под словом Herditas, 2). Б. по закону должно было предшествовать обручение (?????????), причем невеста была торжественно обручаема отцом или тем, кто был ее ?????? (брат, агнаты, опекун), мужу (??????????, ???????? относительно ??????, ???????????, ???????????? ? невесте, ???????????? о женихе). Несоблюдение этих формальностей лишало детей прав гражданства, исключало их из фратрии отца и лишало притязаний на наследство. При обручении выставлялись брачные договоры и определялось приданое (????? или ?????), отсутствие которого не было препятствием к Б., но считалось неприличным, так что иногда, чтобы устранить это неудобство, богатые граждане соединялись и на свои средства давали приданое бедным гражданкам. Оно не было собственностью мужа, но он пользовался лишь доходами. Кроме денежного приданого невеста получала еще приданое вещами, которое, впрочем, Солон ограничил известною мерой (Plut. Sol. 20). В Спарте законы Ликурга запрещали давать какое бы то ни было приданое, дабы несколько имуществ не доставались одному лицу. В героические времена было наоборот: муж получал жену посредством подарков (´????), т. е. как бы покупал. Aristot. polit. 2, 8. Дню свадьбы предшествовали разные обряды Богам — охранителям брака (????? ????????) приносилась торжественная жертва (??? ????????? ????? или ?????????), именно Зевсу и Гере, Артемиде, Мойрам, а также ?????? ??????????. В день свадьбы жених и невеста купались, для чего вода бралась из определенного для каждого города источника, для Афин из Каллиррои (называемой со времени Писистрата ?????????????). Женщина, несшая воду (носили ли ее мужчины, сомнительно) для ??????? ????????, называлась ???????????. В доме невесты после различных церемоний, о которых, впрочем, мы не знаем никаких подробностей, давался свадебный обед (?????, ????? ??????), причем женщины с невестой сидели отдельно от мужчин. Гости на свадьбе считались свидетелями заключенного Б. Под вечер после обеда жених (???????) сам заезжал на колеснице (?????????) за невестой, которая сидела между женихом и близким родственником, ?????????? или ??????? (от ´?????, повозка). В Спарте вместо того, чтобы увозить, жених похищал невесту, конечно с согласия родителей. При втором Б. муж уже не увозил жену, но ему ее привозил или родственник, или друг (??????????). Перед поездом брачной пары, которая была в праздничном платье и венках, а невеста еще с покрывалом, а равно и позади него неслись факелы. Мать невесты зажигала свадебный факел. Под пение гименея при аккомпанементе флейт и кифар поезд двигался в дом жениха, украшенный зеленью; там при встрече рассыпали лакомства (???????????), а затем следовал свадебный пир (?????, ????? ??????), на который приглашались гости, в том числе и женщины. Этот пир имел важное значение, потому что справление его, ?????????? ??????, считалось перед судом доказательством того, что жена действительно — законная, ??????. Как особенный свадебный подарок упоминаются пироги из сесама (??????? или ???????? ??????? ??? ??????? ???????????). После обеда c невесты снимали покрывало и уводили ее в брачный покой (???????, ??????), у дверей которого пелась свадебная песнь, ????????????. После свадьбы (неизвестно, на другой ли день, ????????, или же на третий) жене приносились мужем, родственниками и друзьями подарки (??????????????, ????????, названа так потому, что жена теперь уже показывалась без покрывала). И мужу подносились подарки. Местом пребывания замужней женщины был терем (?????????????, см. Domus, Дом, 2). Стол у супругов был общий, за исключением того случая, когда у мужа обедали гости. Деятельность жены ограничивалась заведованием хозяйством, ведение которого при замкнутой жизни афинских девиц ей приходилось часто изучать только после свадьбы, и воспитанием детей, мальчиков — до времени учения, девочек — до выдачи замуж (см. Educatio, Воспитание, 9). Ей, следовательно, принадлежало управление имуществом, рабами, хозяйством и кухней; в богатых домах она при этом пользовалась помощью ключницы, ?????. Она же заведовала уходом за больными, причем ей помогали рабы. Само собою разумеется, что в бедных семействах хозяйке приходилось исполнять немало таких работ, которые обыкновенно лежали на обязанности рабов. Взаимное отношение супругов основывалось вообще более на уважении, чем на любви в современном смысле. Муж был хозяином, нередко, однако, случалось, что личные свойства характера и величина принесенного в приданое имущества давали жене перевес над мужем, почему Платон и высказывается против всякого приданого (legg. 6, р. 774, С. ´????? ??? ?????? ???????? ???? ???????? ???????? ???? ???????????? ???? ??????? ????? ?????? ???????´ ´??). В Спарте, где муж менее посвящал себя семейной жизни, положение жены было свободнее и ее власть в доме была всеми признаваема. У Плутарха (Lyc. 14) иностранка говорит спартанке: ????? ???? ???????? ´?????? ??????? ??? ????????. Весьма строго наблюдали в Афинах за супружескою верностью жены, хотя нарушение ее в Афинах встречалось гораздо чаще, нежели в Спарте, где прелюбодеяние в старинное время было неслыханным преступлением. В Афинах оскорбленный муж имел право убить на месте соблазнителя жены. Жену постигало бесчестие (???????), но и муж подвергался ему, если он оставлял жену при себе, так что в этом случае расторжение Б. требовалось законом; но и по другим причинам супруги нередко разводились без особенных затруднений, особенно для мужа — см. ??????????, Расторжение брака.

    II. У римлян Б. с самого начала считался священным (dignitas matrimonii, Cic. Cluent. 12), ср. Liv. 1, 9: illas (речь идет о похищенных сабинянках) in matrimonio, in societate fortunarum omnium civitatisque et, quo nihil carius humano generi sit, liberorum fore. Он был двух родов:

       1. matrimonium iustum или legitimum, законный гражданский Б. и 2) matrimonium iniustum, признававшийся лишь на основании ius gentium, напр., между римлянами и перегринами. Необходимым условием первого было connubium со стороны обоих супругов, и последствием его является полная власть отца над детьми. Connubium — это полноправность заключить Б., признаваемый римским правом, connub. составляет важную часть римского гражданства вообще, см. Civitas, Цивитас. Первоначально этим правом пользовались только граждане одинакового сословия между собою, пока закон lex Canuleia в 445 г. до Р. X. не даровал взаимное connubium патрициям и плебеям. Вместе с правом гражданства connubium распространено было на Лаций, затем в силу lex Iulia et Plautia Papiria на всю Италию и наконец в правление императора Каракаллы — на всю Римскую империю. Перегрины и рабы не пользовались правом connubium´a; дети от браков без права connubium´a по lex Minicia принадлежали к тому сословию, из которого была мать, за исключением того случая, когда мать была римскою гражданкой. В древнейшее время вместе с matrimonium iustum жена переходила из potestas отца под власть мужа (in manus venire, conventino in manus). Вследствие этого и ее приданое (dos) делалось достоянием мужа (omnia, quae mulieris fuerunt, viri fiunt, dotis nomine, Cic. top. 4), хотя он обязан был возвратить его в случае расторжения Б. не по вине жены. Жена, которая in manum mariti convenit, называлась mater familias и принадлежала своему супругу как дочь (f?liae loco), так что совершенно переходила в его фамилию. Такой matrimonium iustum заключался трояким образом:

       1. посредством Confarreatio;

       2. посредством co?mptio, нечто вроде покупки (возникло из древнего обычая покупать жен); формула, которую произносил при этом муж, была: An sibi materfamilias esse vellet, на что жена отвечала: se velle;

       3. посредством usus (своего рода давность или usucapio), если жена целый год без перерыва оставалась в доме супруга. По законам XII таблиц отлучка жены из дома мужа в течение трех ночей подряд освобождала ее из-под власти мужа. С тех пор она переставала быть materfamilias и делалась matrona или uxor tantum и в этом качестве, как ставшая in patria potestate или sui iuris, могла располагать своим состоянием, но уже не могла наследовать мужу. И этот способ заключения Б. почитался за iustum matrimonium, a в позднейшее время, особенно при императорах, сделался преобладающим. Tac. ann. 4, 16. О свадебных обрядах см. Nuptiae, Свадьба. ср. Concubina, Конкубина; о разводе см. Divortium, Расторжение брака. Главное соч. A. Rossbach, ?ber d. r?m. Ehe (1853).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Брак
евр. несуин. Брак. 1) Установление брака, т. е. соединения одного мужчины и одной женщины, как видно из первой книги Библии, относится к началу создания человечества в Едемском саду, где Бог дал в помощь Адаму жену, сотворенную из его собственного существа (Быт. 2:18), почему человек и должен оставить отца и мать свою, и прилепиться к жене своей, «и будут двое одна плоть» (Быт. 2-24). Следовательно, супружество по своей идее и по существу с самого начала является соединением двух людей. Несмотря на примеры многоженства, которые упоминаются в Библии и ею прямо не осуждаются, единобрачие все-таки представляется, в основе своей, как нормальный брак. Св. Писание восхваляет семейное счастье картинами, взятыми только из единобрачия (Прит. 12:4; 19:14; 31:10 и дал; Псал. 127); им символизируется взаимоотношение между Богом и Его народом (Ис. 54:5 и дал.; Ос. 2:3). Исключением из этого является место в Иез. 23:4, где говорится, что Господь взял себе в жены двух сестер, Иуду и Израиля. Двоебрачие допустил в первый раз Ламех, потомок Каина (Быт. 4:19). 2) Законы о супружестве. Установленные Моисеем законы относительно препятствий к супружеству и воспрещение браков между родственниками были довольно строги, сравнительно с существовавшей в языческом мире свободой. В патриархальное время мы часто встречаем примеры, которые нельзя считать образцовыми. Авраам был женат на единокровной своей сестре (Быт. 20:12). Иаков имел женами двух сестер одновременно. Отец Моисея был женат на своей тетке (Исх. 6:20 и т.д.). В Лев. 18, воспрещаются под страхом смертной казни различные кровосмесительные сожительства, как, напр., с матерью, мачехой, сестрой, сводной сестрой, внучкой, невесткой, снохой, свояченицей и т.д., кроме того как в этой, так и в 20 главе, запрещаются и некоторые другие виды сожительства. Подобные преступления были подвергнуты торжественному проклятию с горы Гевал (Втор. 27:20 и дал.). Далее, закон запрещал браки с хананеянами и другими родственными им народами, как ведущие к идолопоклонству (Исх. 34:16; Втор. 7:3 и дал.). Мы нередко читаем о супружестве между израильтянами и язычницами или наоборот. Смотри Руфь 1:4; 2 Цар. 3:3; 3Цар. 7:14; 14:21; 1 Пар. 2:3,35. Запрещение браков с хананеянами часто нарушалось, особенно царями (Суд. 3:6; 2 Цар. 11:3; 3Цар. 11:1 и дал.; 16:31). Ездра и Неемия ревностно боролись против супружества с языческими народами вообще, а не только с хананеянами, что было запрещено законом (Езд. 9:2 и дал.; 10:3; Неем. 13:23 и дал.). В отступление от строгого запрещения в Лев. 18:16 брака с невесткой (женой брата), в Втор. 25:5 и дал. было установлено, чтобы брат женился на жене своего умершего брата для восстановления его семени (имени); если брат отказывался исполнить это, то были предписаны особые обряды (о чем смотри «обувь»). Для священников было установлено, чтобы они не женились на безнравственной женщине или разведенной; первосвященнику даже не разрешалось брать в жену вдову (Лев. 21: 7,14); у Иез. 44:22 все-таки делается исключение для вдов священников. Закон не запрещал вдове выходить замуж вторично; но, по-видимому, в позднейшее время под влиянием римлян, оказывавших особый почет вдовам, не вышедшим вторично замуж, что отмечалось даже на надгробных памятниках словами «univira« или « uni - nupta « (одномужница), — взгляды изменились. Пророчица Анна жила в долгом вдовстве после короткого супружества (Лук. 2:36 и дал.). В первых христианских церквах от пресвитера также требовалось, чтобы он не женился более одного раза, «был мужем одной жены [6] (1 Тим. 3:2; Тит. 1:6) и вдовы, которые избирались на различные служения в церкви, тоже должны были быть таковыми, т. е. замужем только однажды (1 Тим. 5:9). У Павла мы встречаем также и другие пожелания, из которых явствует, что он отдает предпочтение несемейному положению или продолжительному вдовству (1 Кор. 7:8; срав. Мат. 19:12), хотя, с другой стороны, он не воспрещает вторичного брака после смерти первого супруга (Рим, 7:1 и дал.; 1 Тим. 5:14). Какого-либо определенного запрещения многоженства в законе Моисеевом нет. Древний обычай — иметь несколько жен или, кроме жены, иметь еще наложниц — обычай, который встречается у патриархов (Быт. 16:3; 22:24; 25:6 [7] 26:34 и дал.; 30:3 и дал.; 36:12) не отменяется каким-либо прямим постановлением, но ограничивается различными определениями. Так, напр., было предписано, что будущему царю нельзя брать много жен (Втор. 17:17); далее, — при разделе наследства воспрещено давать детям одной жены преимущество перед детьми другой (Втор. 21:15 и дал.) и, наконец, было установлено, что девицей, купленной у израильтянина, нельзя было пользоваться, как рабыней; если она была отдана сыну купившего в жены, то должна пользоваться правами дочери и, в случае, если бы сын взял себе еще жену, не лишаться содержания и супружеских прав; в противном случае она должна получить свободу без выкупа (Исх. 21:7 и дал ). Итак, многоженство у израильтян было до известной степени узаконено; написано даже, что Сам Бог дал Давиду жен Саула (2 Цар. 24:3), но все-таки этот обычай ограничивался преградами, подготовлявшими место более строгому закону христианства. После Вавилонского плена многоженство становилось все более и более редким среди евреев, и во время Христа евреи вообще имели по одной жене (Мат. 18: 25; Лук. 1:5; Деян. 5:1), хотя бывали и исключения. Христос, а потом и апостолы резко и определенно установили первоначальное положение, как единственно правильное (Мат. 19:4,5; 1 Кор. 7:2; Срав. Еф. 5:22 и дал.).
Спорным местом в законе относительно многоженства является Лев. 18:18, которое гласит так: «не бери жены с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтобы открыть наготу ее при ней, при жизни ее». Некоторые толкователи высказывают мнение, что здесь просто запрещается двоеженство с двумя сестрами одновременно, как, напр., супружество Иакова; после же смерти жены не запрещалось брать в жены ее сестру; в некоторых случаях это было даже повелено. Другие же толкователи понимают эти слова, как определенное запрещение многоженства вообще. Первые на это отвечают, что многоженство все-таки допускается законом, напр., в Втор. 21:15 и дал, где устанавливается, что, если человек имел двух жен, любимую и нелюбимую, и первородный сын был ему рожден от нелюбимой, то отцу должно было дать сыну полное право первородства. «Нет!» возражают первые: «мысль не та, что он имел одновременно двух жен, но одну после другой» и т. д. 3) Вступление в брак. Родителям принадлежало право выбора невест своим сыновьям (Быт. 24:2 и дал.; 21: 21; 28:1 и дал.; 38:6), изредка после выраженного последними желания (Быт. 34:4,8; Суд. 14:2). Для девицы желание родителей и братьев было решающим (Быт. 24:51; 34:11), хотя иногда спрашивали и девицу (24:58). Если согласие устанавливалось, то следовало обручение, причем подарки жениха невесте и родителям играли значительную роль, так что иногда могло казаться, как будто дело заключалось в покупке невесты за такое то количество даров, как это некоторыми, может быть не вполне правильно [8] и понимается. Срав. Быт. 34:12; 1 Цар. 18:23,25. Возможно, что в вопросе о наложницах, действительно, покупка и имела место (Исх. 21:7 и дал.). Изредка девицам давалось приданое (И. Нав. 15:18 и дал.; 3Цар. 9:16). Подтверждалось ли обручение кольцом, неизвестно. Между обручением и браком, обыкновенно, был промежуток времени, продолжительность которого колебалась от нескольких дней, как, напр., в патриархальное время (Быт. 24:55) до года для девиц и одного месяца для вдов в позднейшее время. В это время невеста на самом деле уже считалась женою своего будущего мужа, почему неверность с ее стороны наказывалась смертью (Втор. 22:23 и дал.), хотя муж все-таки имел право на более легкий исход: дать развод (Мат. 1:19; Втор. 24:1). Если обрученная дева была насильно обесчещена, то она была свободна от ответственности, а насильник должен был умереть (Втор. 22:25 и дал.). Самый брак совершался без определенного религиозного обряда. Хотя мы читаем и о благопожеланиях (Быт. 24:60), и свидетелях (Руф. 4:11 и дал.; Срав. слово о «завете» в Прит. 2:17; о союзе Иез. 16:8; Мал. 2:14), но все-таки нет и следа церковного обряда бракосочетания ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Главное в брачном обряде состояло в переезде невесты из родительского дома в дом жениха или его отца. К брачной одежде жениха принадлежал тюрбан или шляпа (Ис. 61: 10, русский венец), венок (русский венец, Песн. П. 3:11), а также мирра, фимиам и всякие порошки мироварника (Песн. П. 3:6). Одежду невесты составляло покрывало (Быт. 24:65), символ подчиненности мужу (1 Кор. 11:10), далее, особенный пояс (Иер. 2: 32), венец на голову, золотые украшения с драгоценными камнями и духи (Псал. 44:10,15; Ис. 49:18; 61: 10; Отк. 21:2). Когда наступал определенный час, обыкновенно поздно вечером, жених отправлялся в путь в сопровождении своих друзей, «брачных друзей» (Суд. 14:11 [9] (в Мат. 9:15 названых «сынами чертога брачного». (Срав. Иоан. 3:29; 2 Кор. 11:2), музыкантами и певцами (Быт. 31:27; Иер. 7:34; 16:9). В брачном шествии несли также горящие факелы (Мат. 25:7 и дал.; Иер. 25:10; Отк. 18:23). Когда жених приходил в дом невесты, которая вместе с подругами ожидала его прибытия (Мат. 25:6), то брал ее с провожатыми и возвращался со всеми гостями обратно в свой или отчий дом, при всевозможных шумных выражениях радости (Псал. 44:15). Пир, на который приглашались друзья и соседи (Быт. 29:22; Мат. 22:1 и дал.; Лук. 14:8; Иоан. 2:2), часто продолжался несколько дней (Суд. 14:12). Жених с этого часа вступал в непосредственное общение с невестой, и радость друга его делалась совершенной, когда он слышал голос жениха (Иоан. 3:29). Конец обряда состоял в том, что невеста приводилась в брачный покой (Суд. 15:1; Псал. 18: 6; Иоил. 2:16). Невеста все время была под покрывалом; поэтому обидная проделка Лавана с Иаковом не представляла ничего невозможного (Быт. 29:23). Молодой муж в течение первого года был свободен от военной службы и также от всякого другого общественного служения (Втор. 24: 5); освобождался от военной службы также и только что обрученный муж (Втор. 20:7). В качестве иллюстрации к притче Иисуса о десяти девах, вышедших навстречу жениху, может служить следующий рассказ путешественника Ворда: «На индусской брачной церемонии, которую мне пришлось наблюдать, жених прибыл издалека, а невеста жила в Сарампоре, куда жениху нужно было ехать морем. Подождав 2 или 3 часа, мы, наконец, в полночь услышали возгласы, выраженные почти теми самыми словами, что и в Свящ. Писании: «вот жених идет, выходите навстречу ему». Те, которых касался этот призыв, зажгли фонари и поспешили с ними в руках занять свои места в шествии; некоторые потеряли свои свечи и не были готовы, а так как слишком поздно было их искать, то толпа поспешила занять места на большом дворе, над которым было натянуто полотно, и где большое количество друзей, одетых в лучшие свои одежды, сидели на коврах. Жених был приведен вперед одним из друзей и посажен на высокий стул посреди общества; просидев некоторое время, он вошел в дом, дверь которого сейчас же была заперта и охранялась солдатами. Я и некоторые другие напрасно старались подговорить сторожей. Никогда прекрасная притча Иисуса так много не говорила мне, как в эту минуту: «и двери затворились». 4) Супружеская жизнь. Законными правами жены по Исх. 21:10 были: пища, одежда и супружеское право. Многие места в Библии свидетельствуют о том, что положение израильской жены не было положением рабыни, как у многих народов древности. На это указывает также то положение, которое женщина занимала в обществе. Замужние женщины и девицы ходили непокрытыми (Быт. 12: 14; 24:16,65; 29:11; 1 Цар. 1:13) и участвовали до известной степени в общественных делах (Исх. 15:20; 1 Цар. 18:6,7). Поэтому вполне естественно, что влияние женщины в семье было немалым. Мы видим ее участвующей в делах семьи и пользующейся до известной степени независимостью (4 Цар. 4:8; Суд. 4:18; 1 Цар. 25:14 и дал.). Ее обязанности в хозяйстве были различны; кроме воспитания и выращивания детей (1 Цар. 1:24; 2: 19; Прит. 31:!; Деян. 16:1; 2Тим. 1: 5), на ее обязанности лежало приготовление пищи (Быт. 18:6), раздача продуктов слугам (Прит. 31:15) и приготовление необходимой одежды (Прит. 31:13 и дал.). Если она являлась образцом прилежания и способностей, то изготовляла пояса и покрывала для продажи купцам, за что уподобляется купеческому кораблю, издалека добывающему богатства в свой дом (Прит. 31:14,24). Хорошая жена — дар Божий (Прит. 18:22; 19:14; 31:10); картинами счастливого супружества рисуется в Ветхом Завете связь между Иеговой и Израилем (Ис. 54:5), а в Новом Завете соединение Христа с Его Церковью (Мат. 9:15; Иоан. 3:29; 2 Кор. 11:2). Поэтому апостольские увещевания супругов о любви и верности (Кол. 3: 18 и дал.; Тит. 2:4 и дал.; 1 Пет.3:1 и дал.) сильно и ярко запечатлеваются указанием на величайшую тайну: любовь Христа к Церкви, невесте Его (Еф. 5:22 и дал.). Совершенная Церковь, поэтому, зовется женою Агнца (Отк. 21:9; греч. текст «невесту, жену Агнца»),и последняя радость победы называется браком Агнца (Отк. 19:7, 9; Срав, 22:17). 5) Развод был определенно запрещен только в двух случаях, а именно: если муж после брака возвел обвинение на свою невесту, которое при расследовании оказалось неосновательным; он должен был тогда уплатить штраф в 100 сиклей серебра отцу жены, оставить ее у себя, как жену, и никогда не разводиться (Втор. 22:13); также в том случае, если мужчина обесчестил необрученную девицу, он должен был заплатить ее отцу 50 сиклей серебра, взять ее в жены и никогда не мог оставить ее (28 ст. и дал.).B одном случае брачный развод был обязателен, а именно: если хозяин дал жену еврею рабу, то, по получении свободы в седьмой год, он должен был оставить жену и детей хозяину (Исх. 21:4). Если же он не хотел расставаться со своей женой, то должен был остаться рабом навсегда. См. «Рабы». Вообще, развод, как вкоренившийся обычай, был допускаем даже без приведения к тому каких-либо оснований, лишь с одним условием, что разведшемуся со своей женой нельзя было вторично взять ее замуж, после того как второй муж (если она шла замуж вторично) тоже развелся с нею или умер (Втор. 24:1 и дал.). Это установление, без сомнения, имело целью пресечь слишком большое легкомыслие при применении развода. Сознание, что он не получит жены обратно, предостерегало мужа от необдуманного шага. Из вышеприведенного текста видно, что брачный развод, согласно древнему обычаю, совершался посредством законного разводного письма. О действительных причинах, которые могли дать мужу право выдать такое письмо жене, с древности велся горячий спор. В Втор. 24:1, говорится: «потому, что он находит в ней что-нибудь», и пр. Во времена Иисуса Христа разные раввинские школы имели различные мнения о значении этих слов. С одной стороны стояла Школа Шаммая, которая под этими словами понимала безнравственные поступки жены и только в таком случае допускала развод; с другой стороны — школа Гиллеля, которая применяла эти слова ко всякого рода мелочам, напр., если жене случалось пережарить пищу, и т.д. На вопрос фарисеев об этом, Христос ответил, что только по жестокосердию их Моисей позволил развод, но что по первоначальному замыслу Божию только прелюбодеяние могло быть поводом к разводу, и кто женится на разведенной, прелюбодействует (Мат. 19:3 и дал.; 5:31 и дал.). Из того, как гласит текст в Map . 10:12, «если жена разведется с мужем своим и выйдет замуж за другого, прелюбодействует», можно понять, что еврейская женщина имела право требовать развода; по греческому и римскому законам это было позволительно (1 Кор 7:13). Еврейский закон ничего не говорит об этом, хотя изредка это и случалось (1 Цар. 25:44). Ев. Марк, может быть, только пользуется выражением более римской окраски для того, чтобы обозначить обоих разведенных супругов. По совету Павла в 1 Кор. 7:13, христианке жене не следовало пользоваться подобным правом по отношению к язычнику мужу, желавшему жить с ней. Если она развелась, то должна была или примириться с мужем, или оставаться безбрачною. Другое установление в связи с разводом имеется в Втор. 21:10 и дал.; оно говорит, что если кто взял в плен девицу на войне и захотел на ней жениться, то должен был ввести ее в свой дом, обрить, очистить, переодеть и дозволить ей в течение месяца оплакать потерю родных, а затем взять ее в жены; но если она после этого потеряет благоволение в глазах его, то он должен был отпустить ее свободною, отнюдь не продавая ее в рабство и не оставляя у себя рабынею. О прелюбодеянии и обряде в том случае, когда муж подозревал жену, см «Блуд»

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
214.88 кб

«Свободная любовь» и советский брак: семейные отношения в городах Дальнего Востока (1920-1930-е гг.)

Кулинич Н. Г.
В статье рассматриваются основные изменения в системе семейно-брачных отношений горожан Советского Дальнего Востока в 1920-1930-е гг.
Читать PDF
303.55 кб

Тайный брак царя Василия Шуйского и «Сын его дочери»

Таймасова Людмила Юлиановна
В статье на основе многочисленных источников выдвигается гипотеза о том, что царь Василий Шуйский был женат на двух сестрах. Обе жены носили одинаковое имя Мария Буйносова-Ростовская.
Читать PDF
149.32 кб

О значении и сущности понятия «Брак» в международной политике Восточной Европы XI-XII вв

Гагин Игорь Анатольевич
В статье изучается значение брачных союзов в отношениях Древней Руси со степными народами Восточной Европы в XI-XII вв.
Читать PDF
1.53 мб

К вопросу об особенностях византийской матримониальной политики в x веке: брак греческой принцессы А

Бардашова Татьяна Николаевна
Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» (научноисследовательский проект «Византийская империя в периоды расцвета и упадка: политическое и социокультурное измерение», ГК 02.740.11.
Читать PDF
258.35 кб

Брак и семья в восприятии римлян республиканского периода

Топчиян Юлия Александровна
Читать PDF
199.66 кб

Брак и семейно-правовые отношения у тюркоязычных народов Дагестана в xix - начале XX века

Гимбатова Мадина Багавутдиновна
Читать PDF
4.12 мб

Бургундский брак 1477 года

И. В. Бахлов, Ю. А. Кондратенко
Читать PDF
1.09 мб

Межэтнические отношения в Республике башкортостан в начале XXI века: традиции межнациональных брак

Хабибуллина Айгуль Рафкатовна
Башкортостан один из поликультурных регионов России. Вопрос этнической идентичности всегда был актуален для поликультурных регионов, где уровень межэтнических контактов достаточно высок.
Читать PDF
154.19 кб

Семья и брак в период гражданской войны в России в 1917-1922 годы: социальная специфика и ментальнос

Сотников С. А.
Семейная жизнь огромного числа людей, независимо от их политических взглядов и социального статуса в дореволюционный период, после революции свелась к борьбе за выживание.
Читать PDF
250.33 кб

Брак умыканием у калмыков в первой половине XIX века

Батыров В. В.
Статья посвящена вопросам заключения брака через похищение невесты у калмыков в первой половине XIX в.
Читать PDF
1.29 мб

Брак и регламентация социальной жизни женщины в стюартовском обществе

М. А. Буланакова
Читать PDF
114.99 кб

Взаимное свободное согласие мужчины и женщины на вступление в брак как обязательное условие действит

Косарева Н.А.
Читать PDF
1,005.05 кб

БРАК И РАЗВОД. ОЧЕРК ПО РУССКОМУ БРАЧНОМУ ПРАВУ (ФРАГМЕНТ)

Добровольский В. И.
Читать PDF
499.45 кб

Брак и семья у греков в XIX – XX вв.

Александр Николаевич Анфертьев
Читать PDF
557.67 кб

Семья и брак в аспекте евгенического проекта: реальность и утопии: (аналитический обзор)

Хлебников Г. В.

Похожие термины:

  • Аликонов Брак Алиевич

    он же Конов Барак, Аликонов Бароко, Брак Али) (1819–не ранее 1886), подпоручик (30.07.1859), из кабардинских узденей 1-й степени, по другим данным – 2-й степени князей Атажукиных. Сын члена Кабардинского времен
  • ЦЕРКОВНЫЙ БРАК

    брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам. В дореволюционной России юридическую силу имел только Ц. Б.
  • Династический брак

    брак, заключавшийся между членами монархич. династий, главным образом в полит, целях. Напр., брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского привел к возникновению единого исп. королевства.
  • ГРУППОВОЙ БРАК

    древнейшая форма брака, при к-рой все мужчины одной фратрии, рода или определенной внутриродовой группы имели право на брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы. Возник из первоначал
  • БРАК И СЕМЬЯ

    Брак - оформленный обычным правом или законом союз между мужчиной и женщиной, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе. Семья - форма с
  • КУЗЕННЫЙ БРАК

    форма обязательного или предпочтительного брака (см. Брак), распространенная преимущественно в доклассовых и раннеклассовых обществах, а также в элитных слоях более развитых обществ.
  • Матрилокальный брак

    распространенный при матриархате обычай проживания супругов в общине жены.
  • Морганатический брак

    брак, заключенный членом королевской семьи с лицом некоролевского происхождения.
  • ПОКУПНОЙ БРАК

    брак покупкой, см. Калым.
  • ЛЕВИРАТНЫЙ БРАК

    Написано в книге Второзаконие (XXV, 5— 10) : "Если братья будут жить вместе, и умрет один из них, а сына нет у него, то да не выйдет вдова умершего за чужого человека — деверь ее пусть войдет к ней и возьме
  • ОРТОКУЗЕННЫЙ БРАК

    от греч. ortos - прямой и фр. cousin - двоюродный брат), параллельно-кузенный брак, - форма заключения брака, развивавшаяся у нек-рых народов на стадии разложения первобытного общества. Существует в двух фо
  • ПАРНЫЙ БРАК

    ранняя форма единобрачия при первобытно-общинном строе. Супружеская пара не составляла хозяйственной ячейки и не имела общего имущества в отличие от поздней моногамной семьи.
  • Священный брак

    (греч. Hieros gamos), празд ничная церемония в честь Зевса и Геры (в меньшей степени и позже также в честь других богов). Включала свадебные обряды (в т. ч. символизировавшие брачную плодовитость). Более под
  • Брак, Виктор

    Brack), (1904-1948), рейхсляйтер, нацистский чиновник, работал в рейхсканцелярии. Родился 9 ноября 1904 в Хаарене. Вступив в НСДАП, продвинулся до звания штандартенфюрера СС (полковник) и рейхсляйтера нацистс
  • Дислокальный брак

    обычай раздельного проживания супругов (каждого в своей родственной группе). По мнению некоторых ученых, дислокальный брак восходит к периоду перехода от матриархата к патриархату. Был распростр
  • Дуально-родовой брак

    система группового брака, которая различает не отдельных индивидуальных родственников, а их группы, или «классы». Так, австралийская аборигенка называет «матерью» не только родную мать, но и всех
  • Патрилокальный брак

    (pater – отец + locus – место) – форма брачного поселения, при которой жена переходит на жительство в общину или дом мужа. Более точное название такого брака – вирилокальный (vir – муж). Патрилокальный бр
  • ЛЕВИРАТСКИЙ БРАК

    когда брат должен был жениться и обеспечивать вдову своего брата. Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, учёные считают, что полигиния на самом деле не была распространена в библейские вре
  • Перекрестно-двоюродный брак

    форма брака, при которой мужчины женились на дочерях братьев своих матерей, т.е. на своих двоюродных сестрах. В дальнейшем брачный круг продолжал сужаться за счет ограничения группового кросс-кузе