БРОНФИН Филипп Маркович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бронфин, Филипп Маркович

род. 23 ноября (5 дек.) 1879 в м. Устилуг Владимир-Волынского у. Волынской губ., ум. 3 янв. 1935 в Ленинграде. Муз.-обществ. деятель и муз. критик. В 1909 окончил Петерб. конс. по кл. практич. соч. Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. В 1912—1917 преподаватель теоретич. предметов на муз. курсах Е. П. Рапгофа. В 1918—1919 преподаватель и зав. школами муз. просвещения, сотрудник муз. отдела (музо) Наркомпроса, член комиссии по реформе муз. образования РСФСР. В 1919—1922 зав. муз. подотделом Политотдела (позднее Политуправления) Реввоенсовета Балтийского флота, организатор муз. школ на базах Балтфлота, рук. и лектор симф. концертов. С 1923 преподаватель теоретич. предметов в 5-й муз. школе и 3-м муз. техникуме, лектор Гос. объединения музыки, эстрады, цирка (ГОМЭЦ) и Концертного бюро ленингр. т-ров. С 1918 муз. критик и рецензент газет и журналов.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БРОНФИН Филипп Маркович
1879–1935) — композитор, педагог, деятель музыкального просвещения. Окончил Петербургскую консерваторию в 1909 г. как композитор. Учился у Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова. В 1912–1917 гг. преподавал музыкально-теоретические предметы. Еще в период первой русской революции Б. увлекся коммунистическими идеями и с советской властью стал сотрудничать с первых дней ее существования. В 1918 г. работал в МУЗО Наркомпроса, а с 1919 г. возглавил МУЗО ПУБАЛТа. На этом посту он занимался многогранной музыкально-просветительской деятельностью: руководил оперно-симфонической труппой Балтфлота, составлял концертные программы, был лектором на многочисленных концертах, создал сеть морских музыкальных школ. В записке «Положение о музыкальном отделении ПУБАЛТа» (личный архив Б., принадлежит его дочери, известному музыковеду Елене Бронфин) им разработана концепция трех типов концертов, отвечающих задачам разных этапов народного музыкального просвещения: — Первый тип, условно названный «концерт-митинг», состоял из разнообразных по жанру и небольших по объему произведений, исполнение которых перемежалось с пояснениями, агитационными фрагментами, балетными номерами. Это помогало переключать внимание и облегчало восприятие простому слушателю, не привыкшему к серьезной музыке. Именно этот тип концерта пользовался наибольшей популярностью. – «Тематический концерт» считался более сложным и требовал достаточно подготовленной аудитории. В нем исполнялись развернутые симфонические или оперные сочинения. Программа составлялась с определенной просветительской задачей — например, знакомство с национальной школой, каким-либо жанром или творчеством известного композитора — и сопровождалась комментариями лектора. – Самыми сложными для восприятия считались сольные концерты. Все типы концертов последовательно применялись в музыкально-просветительской работе на Балтфлоте. Всего за четыре года Б. удалось достичь впечатляющих результатов. По невыясненным причинам он покинул эту должность в 1922 г. В 1923 г. он возвратился к педагогической деятельности, а также работал лектором в Гос. объединении музыки, эстрады и цирка. (М. К.) Лит.: Музыкальная жизнь Ленинграда за 50 лет. М., 1961. С. 428–443; В первые годы советского музыкального строительства. Л., 1959. С. 194–204.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010