Брюллов Александр Павлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Брюллов Александр Павлович

Брюллов, Александр Павлович - архитектор (1798 - 1877), старший брат Карла Павловича Брюллова (см.). Оба брата в 1809 г. были приняты в Академию Художеств, на казенный счет, а в 1822 г. на счет общества поощрения художеств были отправлены на 6 лет за границу. Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 г. прибыли в Рим. С особенною любовью Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 г. вместе с А.Р. Львовым посетил Сицилию, осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрациею помпейских бань. К 1826 г. им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже (текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 г.). 1827 г. Брюллов провел в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Англию, Шартр и другие места, в 1829 г. возвратился в Санкт-Петербург. ""Помпеянские термы"" доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента французского института, члена королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге. Весьма плодотворная архитектурная деятельность Брюллова выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах целого ряда капитальных зданий, между прочим, в сооружении на Пулковской горе обсерватории, которая строилась им одновременно со зданием Главного штаба. Талант Брюллова выказался в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1831 г. и в постройке здесь экзерцир-гауза. Вскоре Брюллову была поручена перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича , одновременно шла работа по возведению здания Александровской больницы, с проложением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге (в 1831 г.), готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке. В 1832 г. Брюллов составил проект лютеранской церкви святого Петра на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году был удостоен звания профессора архитектуры за проект церкви в столице в классическом стиле. Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Еще живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпеи, Брюллов написал портреты Неполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Феодоровны - рисунок амфитеатра Флавия. В Париже им был исполнен (в 1837 г.) на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевел на камень. В 1830 г. в Санкт-Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 г. написал акварелью портрет императора Николая Павловича , окруженного кадетами разных корпусов.

Источник: Биографический словарь. 2008

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ
1798—1877) Творчество Брюллова, одного из пионеров эклектики, отразило переходный этап развития русского зодчества 19-го столетия. Архитектура созданных им произведений – это сплав художественных концепций классицизма, в традициях которого он был воспитан, и стилизаторства, выражавшего идеи романтизма. На разных этапах развития русской архитектуры менялась оценка творчества Брюллова. Восторженно принятый современниками в первые десятилетия своей деятельности, он вскоре был незаслуженно отвергнут и почти забыт. Но уже художники начала XX века начали признавать «немало таланта, вкуса, чувства, поэзии» за искусством середины 19-го столетия. Брюллов характеризуется ими как один из «самобытных и тончайших архитекторов-творцов». 10 декабря 1798 года в Петербурге в семье «академика орнаментальной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло родился сын. Его мать Мария Карловна – дочь придворного садовника Шредера – была второй женой Павла Ивановича. От первой жены у него был сын Федор, он был почти на шесть лет старше Александра. Предки семьи Брюлло были французами. В Россию прадед Александра Георг Брюлло приехал в 1733 году. В январе 1810 года Александр Брюлло стал учеником Академии художеств. Отец платил за его обучение, поэтому он назывался «своекоштным» воспитанником. Несколько раньше туда же поступил на казенный счет его брат Карл. Оба они были приняты «без баллотировки» – вне конкурса, – как сыновья бывшего преподавателя, удостоенного звания академика. Александру предстояло жить и учиться в Академии двенадцать лет – по три года в каждом из четырех «возрастов». Способности и навыки, полученные Александром в семье, позволили ему сразу же стать одним из лучших учеников Академии художеств. Уже в марте 1812 года, благодаря успехам в рисовании, Александр и Карл раньше других учеников своего возраста были переведены из рисовального класса в гипсовый, являвшийся второй ступенью в образовательной системе Академии художеств. В 1816 году Александра наградили серебряной медалью «второго достоинства» за рисунок с натуры. Успешно закончив первую ступень академического образования, Александр перешел в специальный, архитектурный, класс. В начале XIX века архитектурный класс академии возглавляли великие русские зодчие, мастера классицизма Захаров и Воронихин; после их смерти этим классом руководил Андрей Алексеевич Михайлов-второй. Он и его брат А.А. Михайлов-первый были учителями Александра Брюлло по классу архитектурной композиции. Позднее Александр тепло вспоминал своих первых учителей. И в старших классах Брюлло занимался успешно. В 1819 году он получил серебряную медаль «первого достоинства» за рисунок с натуры и две серебряные медали «первого и второго достоинства» за архитектурные композиции. 31 декабря 1820 года Александр завершил курс обучения. Ему был присужден аттестат первой степени и звание художника четырнадцатого класса. Несколько позже с Большой золотой медалью оканчивает академию его брат Карл. Художественное воспитание учеников академии, пронизанное идеями классицизма, дополнялось воздействием петербургской архитектуры, непередаваемое очарование которой остро воспринималось Александром. Знакомясь впоследствии с городами Западной Европы, он писал родителям: «Везде, проезжая Германию, обманывались мы в своей надежде, везде находили менее, ибо мы видели Петербург». 15 января 1821 года молодой архитектор поступил на службу в «Комиссию по построению Исаакиевского собора», где проработал до августа 1822 года. Вскоре жизнь Александра резко изменилась: слава о блестящих способностях братьев Брюлло и успехах, достигнутых ими в процессе учения, распространилась за пределами Академии художеств и привлекла к ним внимание Общества поощрения художников. Оно добилось разрешения у царя послать братьев своими пенсионерами за границу для усовершенствования в искусстве. В связи с поездкой за границу к их фамилии была прибавлена буква «в», и в историю искусства братья вошли как Александр и Карл Брюлловы. В середине сентября путешественники приехали в Берлин, где пробыли около месяца. В этом городе Александру более всего понравились здания театра и Новой гауптвахты Ф. Шинкеля. В Рим Брюлловы приехали в мае 1823 года, проведя в пути девять месяцев. Все первые дни братья бродят по городу, осматривая его площади и архитектурные достопримечательности. Здесь раскрылся талант Александра Брюллова и как мастера камерного акварельного портрета. Современники ценили эти работы наравне, а порой и выше акварельных портретов его старшего современника П.Ф. Соколова и знаменитого его брата Карла. В 1826 году Брюллов побывал в Лондоне и Швейцарии. Потом до возвращения в Россию жил в Париже. В 1828 году его посетил отец, ездивший в Люнебург навестить своих родственников. К этому времени кончился срок пенсиона от Общества поощрения художников: «…два года живу собственными деньгами», – писал Александр Карлу в 1829 году. По-видимому, основным источником заработка были портреты. К этому времени относится изображение знаменитого английского романиста Вальтера Скотта. Брюллов возвратился в Россию уже признанным мастером. Издание альбома с обмерами помпейских терм принесло автору большой успех в архитектурном мире: Французский институт присвоил ему звание члена-корреспондента, а Миланская Академия художеств и Лондонский королевский институт – звание действительного члена. В 1830 году Брюллов снова приехал в Петербург. На соискание звания академика он представил проект Дома Инвалидов – убежища для увечных воинов – на побережье Черного моря. Согласно требованиям Совета Академии художеств к работам на получение ученого звания проект Дома Инвалидов выполнен Брюлловым «в изящном классическом стиле». Центром композиции является церковь, высоко поднятая на террасу, к которой ведет широкая парадная лестница. Церковь подобна античному храму дорического ордера. Весь комплекс задуман как целостный архитектурный ансамбль, композиционно связанный с берегом моря террасами, лестницами и пандусами. Его праздничный облик соответствует южному ландшафту Крыма. Проект Дома Инвалидов и выполненный Брюлловым портрет П.П. Лопухина – последнего из старинного рода Лопухиных – экспонировались на академической выставке 1830 года. За эти работы Брюллову присваивают звание академика, а в феврале 1831 года по решению Совета Академии его назначают исполняющим должность профессора второй степени. К его мастерской прикрепляют десять учеников. В сентябре 1832 года за исполненный по программе Академии проект Кафедрального собора Совет утверждает Брюллова в звании профессора второй степени. Как и другие молодые академики, Брюллов получает казенную квартиру в дворовом флигеле академии. С 1820-х годов увлечение готикой знаменует возникновение новых романтических тенденций, противопоставлявших себя классицизму. Оно приобретает более планомерный, широкий размах, причем все более четко начинает пониматься различие между западной готикой и древнерусским зодчеством. Александр Брюллов не остался в стороне от стилистических поисков. Стремление освободиться от «законов принятых правил» Брюллов осуществляет в своей первой постройке – здании церкви в Парголове, выполненной по заказу графини Полье. Несмотря на свои готические формы – шпиль, стрельчатые арки, витражи и контрфорсы, Парголовская церковь близка архитектуре русского классицизма, с которой ее роднит ясность и простота композиции, выразительность глади стен и сдержанность в применении скульптурного декора. Другую свою раннюю постройку Брюллов осуществляет по заказу графини Юлии Павловны Самойловой – друга и почитателя таланта его брата. Дом Самойловой – относительно небольшое двухэтажное строение, замечательное своей продуманной планировкой, удобным размещением всех помещений и уютным, комфортабельным решением интерьеров. В 1835 году архитектор построил на мызе Графская Славянка деревянный театр. Обращение к средневековому русскому зодчеству и, в частности, к народным деревянным сооружениям стало одним из направлений архитектурных стилистических поисков, вызванных к жизни романтизмом. К постройкам Брюллова, осуществленным по заказам частных лиц и расположенным в окрестностях Ленинграда, относится и малоизвестная церковь Св. Екатерины в имении князя Л.П. Витгенштейна. Первые постройки Брюллова, осуществленные им по заказам частных лиц в окрестностях Петербурга, создали ему репутацию талантливого, образованного зодчего и обратили на него внимание правительства. Строительство Михайловского театра (1831—1833) укрепило этот авторитет, и в 1833 году Брюллова привлекли к работе в Кронштадте. В этом году на утверждение Николаю I были представлены три варианта проекта здания Градских присутственных мест гражданского ведомства в Кронштадте, разработанные архитектором Э.Х. Аннертом. Царю не понравился внешний облик здания, в результате чего последовало указание: «…возложить на архитектора Брюллова сделать новые для главных фасадов сего здания рисунки по сделанным его величеством замечаниям». В окончательном варианте высота здания уменьшена, архитектура фасадов отличается крайним лаконизмом, типичным для казенных зданий позднего классицизма. Центр выделен крупными проемами с пилястрами во втором этаже и фронтоном. В 1834 году зодчий оформляет залы в доме Д.Л. Нарышкина, где аристократическая элита столицы устраивала праздник в честь совершеннолетия наследника. Используя в своих произведениях готические, ренессансные, классические архитектурные формы, Брюллов первым в России утверждает право архитектора на «воображение», на свободный выбор исторического стиля, наиболее соответствующего его творческому замыслу. Не меньшее признание получило и живописное мастерство Брюллова. Многие стремились быть увековеченными его виртуозной кистью. В 1831 году Александр Павлович женился на баронессе Александре Александровне Раль. Семья Брюлловых была большая: три дочери – Софья, Юлия, Анна и два сына – Владимир и Павел. Последний внес значительный вклад в историю русского искусства, став известным живописцем. Несчастья начались в 1834 году, когда умер от чахотки младший брат Александра Брюллова Иван. В 1835 году Брюллов потерял отца и своего трехлетнего первенца. Эти горестные для Александра Павловича дни совпали с периодом его напряженнейшей работы над, пожалуй, самым значительным его произведением – Главной Пулковской астрономической обсерваторией Академии наук. Создание Пулковской обсерватории стало крупным событием в культурной жизни России 1830-х годов. Местом для строительства была выбрана высшая точка Пулковской горы. В декабре 1833 года Брюллову и Тону поручили составление проектов, а 27 марта 1834 года специально созданная при Академии наук Комиссия о сооружении Главной Пулковской обсерватории рассматривала представленные варианты. Хотя архитектурное решение Тона импонировало ей «готическим» декором, комиссия высказалась в пользу предложения Брюллова. В протоколе она зафиксировала: «…отдавая должную справедливость изящным формам фасадов, проектированных обоими художниками, Комиссия единодушно признает внутреннее расположение по проекту г. Брюллова, несомненно, преимущественнейшим, по причине большей сообразности оного с учеными потребностями». Художественный образ главного здания Пулковской обсерватории ярко отражает переходный характер архитектуры тридцатых годов. Греко-дорический ордер главного входа в его классическом виде, лаконичность и строгость композиции, соответствующие по представлению автора «храму науки», сближали это сооружение с архитектурой строгого классицизма. Архитектурные же формы боковых частей центрального здания – плоский рельеф и мелкий рисунок деталей, поэтичный облик статуй – свидетельствовали, что это произведение новой эпохи. Жилые корпуса Пулковской обсерватории представляли образец традиционной классицистической безордерной композиции. Гладкие стены, расчлененные междуэтажной горизонтальной тягой, были прорезаны прямоугольными окнами с наличниками. С июля 1836 года Брюллов все время проводил на строительстве, поселившись в Пулкове в доме крестьянина. Летом 1839 года обсерватория была закончена. Первым ее директором стал В.Я. Струве. Пулковская обсерватория размахом и совершенством своей научной деятельности вскоре заняла первое место в мире. В августе 1833 года состоялась закладка лютеранской церкви Св. Петра на Невском проспекте. Капитальные работы были завершены в 1836-м, а отделка – в 1838 году. Брюллову удалось создать своеобразное, самобытное сооружение. Несмотря на свои необычные для Петербурга формы, оно органично вошло в сложившийся к началу 19-го столетия ансамбль Невского проспекта. Еще очень многое в этом произведении близко архитектуре классицизма. В то же время «романская» структура фасада и некоторая дробность и размельченность в прорисовке архитектурных деталей и скульптуры свидетельствовали о новых художественных вкусах. Наиболее значительной петербургской постройкой Брюллова является здание Штаба гвардейского корпуса. К его проектированию Брюллов приступил весной 1837 года, а 10 июля этого года проект уже был утвержден. Для нового здания отвели участок у восточной границы Дворцовой площади, рядом с Экзерциргаузом. Застраивая восточную границу Дворцовой площади, Брюллов стремился завершить исторически сложившийся ансамбль, не противопоставляя свое здание индивидуальностью и оригинальностью решения соседним сооружениям. Он правильно оценивал доминирующее значение и высокие художественные достоинства главных зданий и создал спокойную, нейтральную, лишенную архитектурных акцентов застройку восточной стороны. Этим зодчий подчеркнул основную композиционную направленность ансамбля площади по оси Зимний дворец – Главный штаб. С середины 1840-х годов по проектам Александра Павловича строятся в Петербурге два крупных здания: Александринская больница (1844—1850) и Служебный дом Мраморного дворца (1845—1850). Проект Александринской больницы – новый шаг в творчестве Брюллова. Не связанный необходимостью считаться со сложившимся архитектурным ансамблем, зодчий свободно оперирует формами, заимствованными из различных исторических стилей – «барочная» главка церкви, «готические» порталы и т п. Он «сочиняет» и новые архитектурные детали – в простенках между окнами «ставит» вместо обычных прямоугольных – пятигранные пилястры, опирающиеся на пилоны, членящие стены первого этажа. Находит он и необычный рисунок решетки парапета. Особенно отличают Александринскую больницу от ранее созданных в Петербурге общественных зданий громадные окна – новинка по тому времени. В декабре 1837 года колоссальный пожар охватил Зимний дворец – замечательное творение Растрелли. Длившийся трое суток, он уничтожил все помещения дворца. Однако уже в марте 1839 года, то есть через пятнадцать месяцев после пожара, основные восстановительные работы были окончены. Как справедливо отмечал современник, «возобновление дворца есть учебная книга для будущих архитекторов и истинный подвиг для совершивших оное». Брюллов был одним из трех главных архитекторов по восстановлению дворца. В 1845 году Брюллов приступил к реконструкции и полному обновлению внутренней отделки Мраморного дворца. За эти работы в Мраморном дворце Брюллов был произведен в действительные статские советники. Интерьеры Зимнего и Мраморного дворцов, выполненные по рисункам Брюллова, отвечали новым художественным вкусам общества и стали образцом для многих архитекторов. Александр Павлович принимал участие во многих конкурсах на проектирование памятников на полях русской воинской славы. Так, ему принадлежит памятник на Куликовом поле, установленный в 1850 году. Несмотря на эту многогранную творческую деятельность, Брюллов довольно рано отошел от практической работы. Николай I отвергал работы зодчего. С середины 19-го столетия вся деятельность Брюллова проходила в стенах Академии художеств. Уже в 1842 году он получил звание профессора первой степени, а в 1854 году стал заслуженным профессором. В 1871 году академия торжественно отмечала пятидесятилетний юбилей творческой и педагогической деятельности Александра Павловича. В честь юбиляра была выпущена медаль, на сторонах которой изображены Пулковская обсерватория и ее строитель. В этом же году он ушел в отставку, продолжая оставаться членом Совета Академии. Знакомства Брюллова были обширны и разнообразны. Через свою жену Александру Александровну он был связан с популярнейшим в те годы литератором, издателем журнала «Библиотека для чтения» О.И. Сенковским, выступавшим под экзотическим псевдонимом – Барон Брамбеус. Они были женаты на сестрах. Брат Карл ввел Александра в кружок Нестора Кукольника, на «средах» которого собирались литераторы, артисты, художники. Здесь он познакомился с Глинкой. Постепенно «среды» превратились в шумные вечера, бесполезные для творческих контактов, и в конце 1840-х годов братья перестали их посещать. В доме поэта А.Н. Струговщикова архитектор встречался с Даргомыжским, Белинским, Жуковским, шутливо называвшим Брюлловых Александром Брамантовичем и Карлом Рафаэлевичем. Из письма Жуковского известно, что он обращался к Александру Павловичу с просьбой о консультации по поводу «реформ своих апартаментов». На различных торжествах Брюллов встречался с Пушкиным, Крыловым, Вяземским, братьями Виельгорскими и другими деятелями русской культуры. Особо теплые, дружеские отношения связывали зодчего с семейством скульптора П.К. Клодта. Заслуженный профессор Александр Павлович Брюллов скончался 21 января 1877 года. Похоронен он в Павловске, где обыкновенно проводил летние месяцы.

Источник: 100 великих архитекторов. 2003

Брюллов, Александр Павлович

— архитектор; род. 29 ноября 1798 г., ум. 9 января 1877 г. Вместе со своим младшим братом, Карлом, А. П. Брюллов в 1809 г. поступил в академию художеств, куда был принят в качестве пенсионера. В период пребывания в академии А. П. Брюллов получил в 1817 г. малую серебряную медаль за рисунок с натуры, в 1819 г. малую серебряную медаль за архитектурную композицию и в том же году — большую серебряную медаль также за архитектурную композицию. В 1821 г. Брюллов окончил курс академии, в 1822 г. поступил в комиссию по построению Исаакиевского собора, а осенью того же года отправился, вместе с братом Карлом, на средства Общества поощрения художников, в Италию. Проведя зиму в Мюнхене, братья в начале мая 1823 г. приехали в Рим, где А. П. Брюллов занялся изучением римских зданий. В апреле 1824 г. Брюллов покинул Рим и вместе с А. Н. Львовым отправился в Сицилию, пробыв некоторое время в Неаполе. В эту поездку, продолжавшуюся около месяца, Брюллов изучил древние города Сегесту, Селинунт, Агригент, Сиракузы, Катану, Таормину и их развалины. Некоторое время спустя, Брюллов предпринял второе путешествие, которое познакомило его с Помпеей и было окончено в октябре того же 1824 г. По возвращении из этого путешествия Брюллов поселился в Неаполе. Здесь он стал известен королю, как отличный акварелист, и был приглашен исполнить акварелью портреты членов неаполитанского королевского дома. Эти портреты, из которых лучшими был портрет принцессы Христины, не только заслужили одобрение короля, но и получили громкую известность, благодаря своим несомненным достоинствам. По желанию короля, Брюллов сам принялся за литографирование этих портретов, но не довел этой работы до конца, так как не был достаточно опытен в этом искусстве. Во время исполнения портрета короля Брюллов получил от него разрешение зарисовывать в Помпее, все, что только он захочет. Пользуясь этим разрешением, Брюллов принялся за тщательные исследования помпейских развалин и в 1826 г. окончил свой блестящий труд — реставрацию открытых при нем помпейских терм. Около этого же времени он исполнил для Императрицы Марии Федоровны рисунок амфитеатра Флавия, причем развалины были им оживлены изображением проповеди капуцина. В Риме Брюллов получил Высочайше пожалованный ему, в поощрение его художественных работ, бриллиантовый перстень. Послав некоторые свои рисунки Обществу поощрения художников, Брюллов в конце августа 1826 г. отправился в Париж, со специальною целью изучения устройства театров, по поручению Общества поощрения художников, которое продолжало давать братьям пенсион. Намереваясь сам литографировать свои термы, Брюллов познакомился в Париже с Энгельманом и стал обучаться литографии, как искусству, а с конца марта 1828 г. стал слушать у Бюона курс истории архитектуры. В Париже, помимо рисунков терм, Брюллов зимою 1827 г., на вечере у княгини Голицыной, исполнил портрет Вальтер Скотта (с пледом на шее), отлитографированный им же самим потом на камне и считающийся наиболее схожим из всех портретов знаменитого писателя. По желанию королевского академического художественного общества, в связи с изданием своих терм, в мае 1827 г. Брюллов отправился в Лондон. Из Англии он проехал часть Франции, посетил Шартре, Дре и замок д´Ан, а затем воротился в Париж, где слушал, между прочим, курс механики в Сорбонне. Закончив здесь французский текст к своим "Помпейским термам", которые появились еще раньше в Париже в гравюрах Сандса, и издав его в 1829 г., Брюллов возвратился в этом же году в Петербург, пробыв за границею, в общем, более семи лет. Поднесенные Брюлловым Императору Николаю І "Помпейские термы" дали ему звание архитектора Его Императорского Величества; они же доставили ему звание член-корреспондента французского института, члена королевского института архитекторов в Англии, члена академии художеств миланской и петербургской. Вскоре по возвращении на родину Брюллов начал трудовую жизнь практического архитектора, только в свободное время занимаясь акварельною живописью. На выставке 1830 г. в академии художеств был, между прочим, проект Брюллова инвалидного дома на берегу Черного моря и акварельный портрет его же работы князя Лопухина, вызывавший всеобщий восторг знатоков искусства. В 1830 г. Брюллов получил заказ построить Михайловский театр, готическую церковь для графини Полье в Парголове и дом графини Самойловой в Славянке. В 1881 г. Брюллов выполнил все эти работы, а также написал акварельный портрет Императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов. В феврале этого же года Брюллов был определен исправляющим должность профессора архитектуры в академии художеств, и вместе с тем ему была задана программа на звание профессора: "сочинить проект огромной и великолепной кафедральной церкви Греко-российского исповедания для столицы". В марте 1832 г. Брюллов обратился к академии художеств с просьбою о перемене этой программы на "проект соборной церкви евангелического вероисповедания во имя свв. Петра и Павла в Петербурге", но совет академии отказал в этой просьбе, не решаясь отменить "проект такой важности, как проект огромной кафедральной церкви для столицы, в коем художник, видевший знатнейшие из подобных церквей в Европе, может самым блестящим образом показать свои дарования и познания, воспользовавшись тем, что в тех церквах хорошо, и избегнув того, что по справедливости в них осуждается". 21 сентября 1832 г. Брюллов был единогласно избран советом академии художеств в профессора 2-й степени по части архитектуры за свою блестяще исполненную программу (проект был исполнен в классическом стиле). В этом же году, по баллотированию совета академии, был одобрен, в числе трех других, проект Брюллова памятника Державину. К этому же году относится построение Брюлловым лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Петербурге, на Невском проспекте (в стиле английской готики). За постройкой этой церкви следовало предпринятое по Высочайшей воле построение здания Пулковской обсерватории; это — самое значительное создание художника, в котором в полной степени высказался его тонкий художественный вкус и самобытный архитектурный талант. Одновременно с постройкой Пулковской обсерватории, Брюллов производил работы по сооружению двух зданий на Дворцовой площади — здание генерального штаба и экзерциргауза. В 1837 г. Брюллов был назначен, в числе других архитекторов, в Высочайше учрежденную Комиссию для возобновления Зимнего дворца после пожара; его помпейская орнаментация, давшая имя целой галерее дворца, утвердила за ним репутацию превосходного декоратора-архитектора, и все его работы по отделке жилых комнат половины Их Величеств, по отзыву современников, составляли лучшую часть дворцовых работ, разделенных между тремя архитекторами (Стасовым, Штаубертом и Брюлловым). Вслед за работами в Зимнем дворце, Брюллову была поручена перестройка Мраморного дворца к свадьбе великого князя Константина Николаевича. Вместе с этой работой Брюллов производил (в 1845 г.) постройку Александровской больницы (в память великой княгини Александры Николаевны), с проложением Надеждинской улицы до Невского проспекта. Помимо всех этих работ, Брюллов в 1833 г., по воле Государя Императора, был назначен членом комитета о строениях и гидравлических работ. В 1842 г., "в уважение пользы, принесенной художествам и учащимся", Брюллов был возведен в звание профессора 1-й степени. В 1844 г. он, вместе с А. Тоном, занимался проектом отделения проезда от академического здания (с садом и железною решеткою). В начале 1845 г. Брюллов был избран, в числе других, членом комитета для составления проекта нового образования академии. В 1850 г., при переходе мозаического отделения в состав академии художеств, Брюллов был назначен одним из членов комитета для предварительных работ по составлению штата и положения мозаического отделения. С 1850 г. Брюллов почти оставил практическую деятельность и посвятил себя отчасти профессуре, отчасти теоретическо-научной разработке некоторых специально-архитектурных вопросов, как, напр., вентиляция и отопление, устройство госпиталей и т. под. В 1857 г., за отъездом за границу ректора архитектуры К. А. Тона, Брюллов исполнял его должность (еще раньше он исполнял обязанность конференц-секретаря академии). 15 января 1871 г. в академии Художеств торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Брюллова, собравший много почитателей таланта заслуженного профессора; по случаю этого юбилея была выбита медаль, на одной стороне которой был изображен портрет художника, а на другой — знаменитейшее из его сооружений — Пулковская обсерватория. В этом же году Брюллов вышел в отставку. Академия очень высоко ценила художественный авторитет Брюллова: многократно поручала она ему давать отзывы относительно различных сочинений по теории и истории искусства, проектов, художественных произведений, педагогических систем в относящихся к искусству науках и т. под., и свои решения и поступки сообразовала в таких случаях исключительно с отзывом Брюллова. По выходе в отставку, Брюллов вел, главным образом, кабинетную жизнь. В течение нескольких последних лет жизни он серьезно изучал высшую математику, пристрастился к геологии и вообще естественным наукам; до последних дней он следил за успехами архитектуры и сохранил свежесть ума, живую и разностороннюю наблюдательность. Брюллов является одним из наиболее крупных деятелей в истории русской архитектуры. Его работы, помимо основательной и обдуманной планировки, обнаруживают тонкость художественного вкуса, а также смелость и красоту композиции и грациозную легкость в распоряжении внешними формами. Эти качества работ Брюллова являются особенно ценными, если принять во внимание те узкие и односторонние взгляды и требования, которые господствовали в области архитектуры в тридцатых годах XIX столетия и позже. Посвятив себя исключительно архитектурной деятельности, Брюллов занимался живописью и рисованием сравнительно в незначительных размерах, и то, главным образом, до отъезда своего из России и в период пребывания за границей. Однако его работы этого рода обнаруживают в нем замечательного художника-рисовальщика и акварелиста. Еще во время обучения его в академии художеств, многие считали его лучшим рисовальщиком, нежели его брата Карла. Близкий по духу Галактионову и Мартынову, он писал не только портреты, отличающиеся замечательным сходством, живостью и изяществом, но и массу литографических и акварельных пейзажей (среди них значительное количество видов петербургских окрестностей), жанровых сцен и другого рода рисунков. Все эти работы поражают мастерской техникой, а также замечательною тонкостью рисунка. У сына А. П. Брюллова — П. А. Брюллова (в Петербурге) имеется несколько альбомов, заключающих в себе превосходные ландшафтные, жанровые и иные рисунки А. П. Брюллова акварелью, пером, карандашом, сепией и т. д. Один из лучших картонов Брюллова изображает гулянье на Елагином острове в тихий майский вечер, с прелестными миниатюрными фигурками прогуливающейся под звуки оркестра толпы. Замечательно также изображение саардамской хижины Петра Великого, которую художник посетил при проезде через Голландию. Наибольшая часть картин и рисунков Брюллова находится за границей, в руках частных лиц.


П. Н. Петров, "Для немногих. Специальные заметки по генеалогии и геральдике, истории, археологии и искусству", СПб., 1871 г., стр. 1—7 (см. "Всемирную иллюстрацию", 1871 г., № 116, стр. 184—185). — "Александр Павлович Брюллов" ("Зодчий", 1877 г., № 1, стр. 9—10.). — "Архив Брюлловых", редакция и примечания И. А. Кубасова, СПб., 1900 г. — П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Академии Художеств", СПб., тома І, II и IIІ. — Энциклопедические словари Брокгауза-Ефрона и Березина. — "Большая энциклопедия", изд. т-ва "Просвещение". — А. Бенуа, "История русской живописи в XIX в." (1-й выпуск "Истории живописи в XIX веке" изд. т-ва "Знание"), СПб., 1901 г., стр. 52, 72. — Некрологи: во "Всеобщем календаре" Гоппе на 1878 г.; "Всемирной Иллюстрации", 1877 г., № 420, стр. 70—71; "Театральной Газете", 1877 г., № 13, стр. 12; "Голосе", 1877 г., № 49, отд. "Внутренние известия". — А. П. Новицкий, "История русского искусства", вып. VIІ. — "Отрывок из письма А. Брюллова" ("Журнал изящных искусств", 1825 г., часть II, № 3, стр. 78—81). — Помимо указанных печатных материалов, в биографию А. П. Брюллова вошли сведения, сообщенные его сыном, П. А. Брюлловым.


В. Греков.


{Половцов}





Брюллов, Александр Павлович



— профессор архитектуры Имп. Академии художеств; старший брат Карла Павловича Б. (см.), род. в СПб. 29 ноября 1798 г.; оба брата в 1809 году были приняты в Академию Художеств, на казенный счет, а в 1822 г. на счет Общества поощрения художеств они были отправлены на 6 лет за границу. Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года они прибыли в Рим. С особенною любовью А. Б. изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с А. Н. Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпею, где усердно занялся реставрациею помпейских бань. К 1826 г. им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 г. 1827 г. Б. провел в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Б. ездил в Англию, Шартр и др. места, а в 1829 г. возвратился в С.-Петербург. "Помпейские термы" доставили Б. звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге. Весьма плодотворная архитектурная деятельность Б. выразилась в постройке в С.-Петербурге и др. местах целого ряда капитальных зданий, между прочим, в сооружении по Высочайшему повелению на Пулковской горе Обсерватории, которая строилась им одновременно со зданием Главного штаба на Дворцовой площади, в СПб. Блестящий талант Б. выказал в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1837 и в постройке здесь Экзерциргауза. Помпейская орнаментация, по имени которой галерея и названа, исполнена Б. с большим вкусом. Вскоре Б. поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы Е. И. В. вел. князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с проложением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, Б. построил Михайловский театр в СПб. (в 1831 г.), готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке. В 1832 г. Б. составил проект лютеранской церкви св. Петра на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице, в классическом стиле, после чего ему и поручена была постройка Пулковской обсерватории. Б. был также отличным рисовальщиком акварелью. Еще живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпею, Б. написал портреты Неаполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Федоровны — рисунок амфитеатра Флавия. В Париже им был исполнен (в 1837 г.) на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевел на камень. В 1830 г. в СПб. Б. выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 г. написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов. 15 января 1871 г. Академия художеств праздновала 50-летний юбилей плодотворной деятельности Александра Павловича. Юбилей этот, доказавший глубокое уважение к талантливому профессору многочисленных учеников его и почитателей, увековечен медалью, на сторонах которой изображена Пулковская обсерватория и ее строитель. Через 6 лет, 9 января 1877 г., Б. скончался, имея от роду 78 лет.


{Брокгауз}





Брюллов, Александр Павлович


(Alexandre Brullof) — профессор архитектуры и рисовальщик. Род. 29 ноября 1798, ум. 9 января 1877 (Петров). Портрет его, гравированный на дереве Даммюллером, помещен в "Зодчем" на 1877 год. А.П. Брюллов занимался рисованием на камне и гравированием крепкой водкой. В собрании В.Е. Маковского есть его работы офорт: в средине группа (статуя) трех граций, и под двумя большими деревьями пять женских фигур.


Литографии Александра Брюллова:


1. Вид арки Главного штаба с площади; вместо нынешних лошадей и статуи победы, над аркою государственный герб с трофеями. Подп.: "рис. Алекс. Брюло. — Печ. в лит. П.Ф. Гельмерсена". Печатано тоном. Помещен в сборнике: "Литографические безделки 1822". СПб. Изд. Общ. Поощр. Худ.


2. Вид Исаакиевского собора, без бронзовых фигур на углах; с решеткою кругом. Подп.: "Brulo del et sculpsit d´après le dessin original de Mr. Aug. de Montferrant 1821". Огромный лист.


3—5. Три литографии в собрании видов С.-Петербурга и его окрестностей, изд. in folio Общ. Поощр. Худ. в 1822; a именно:


3. "Адмиралтейство. Рис. Алекс. Брюлло".


4. "Сенная площадь, рис. с натуры и на камне Алекс. Брюлло".


5. Гулянье на островах, та же подпись. Все печат. в лит. П.Ф. Гельмерсена.


6. Концерт в парке, с картины Ванло. Подп.: "Alex. Brulo". Помещен в альбоме: "La fête donnée par Sa Majesté L´Impératrice Mère à S. A. I. M-me la Grandduchesse Marie de SaxeWeimar à St.-Pétersbourg 4 Février 1822".


7. Walter Scott. Подп.: "A. Brulloff. — Lith. de Engelmann". Погрудной портрет 3/4 влево; в шинели, с книгою в левой руке. Лит. рисована в 1826 в Париже с натуры на вечере y княгини Голицыной.


8. "Le comte de Capodistrias". Подп.: "A. Brulloff. — Lith. de Engelmann".


9. Рыцарь, любезничающий с женщиною y фонтана. Подп.: "Fragments de paysage... A. Brulloff. — Lith. de Engelmann".


10. Портрет мужчины без бороды, с ленточкою ордена Св. Георгия в петлице, придерживающего левою рукою спускающуюся с плеч шинель. Подп.: "A. Brulloff".


11. Портрет брата мастера, Ивана Брюллова; без подписи.


12. Семь разных рисунков, представляющих пейзажи, виселицу и двух молящихся монахов, на одном большом листе. Подп.: "А. Брюллов 1833".


13. Церковь в Парголове в готическом вкусе; сочинил, строил и сделал литографию Брюллов. Исследование А. Брюллова: "Les Thermes de Pompei. 10 planches. Paris 1839". Royal folio; гравировано иностранными художниками. (Весь перечень составлен Е.Е. Рейтерном.)


{Ровинский}





Брюллов, Александр Павлович


(1798—1877) — профессор архитектуры. Обучался в Академии художеств; вместе с братом Карлом Б. был послан за границу и работал в Мюнхене, Риме, Неаполе, Сицилии, Париже и Лондоне.


В 1831 Б. строит Михайловский театр в СПб и церковь в готическом стиле в Парголове; в 1832 — лютеранскую церковь Петра и Павла на Невском пр. и церковь в имении графа Витгенштейна; в 1834 — Пулковскую обсерваторию, дом б. Самойловой в Павловске и Летний дворец для вел. кн. Михаила Павловича близ Павловска; в 1837 отделал жилые комнаты Зимнего дворца, пострадавшего во время пожара; в 1840 — "Экзерциргауз" (позже штаб гвардейских войск) на площади Зимнего дворца — лучшее произведение Б.


Воспитанный еще на классических образцах, Б., подчиняясь духу времени, склоняется то к итал. ренессансу, то к вошедшему в моду т. н. "неогреческому" стилю, то к "ложноготическому". Благодаря быстрой смене увлечений, Б., несмотря на свой крупный талант, не мог создать ни одного особо значительного сооружения. Едва ли не большую известность, чем в архитектуре, Б. стяжал живописью. Брюллов один из лучших русских акварелистов-портретистов. Портреты его (их много в Русском музее и Третьяковской галерее) отличались остротой характеристики, большим мастерством и изяществом.



Лит.: Грабарь, И., История русского искусства, том III, Москва, 1911—18; статьи А. Бенуа и Н. Лансере в журнале "Старые Годы", 1913, июль-сентябрь.



Н. Лансере.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008