Boileau), Буало-Депрео НиколА (1636, Париж – 1711, там же), французский поэт, критик, теоретик классицизма. Автор 12 стихотворных сатир, 12 посланий, ироикомической поэмы «Налой» (1674–83) и нескольких трактатов. Войдя в литературу как поэт-сатирик, Буало, однако, прославился как «законодатель французской пиитики» (А. С. Пушкин), систематизировав классицистические доктрины и изложив свои теоретические принципы в трактате «Поэтическое искусство» (1674), взяв за образец «Науку поэзии» Горация. Трактат Буало состоит из четырех песен: 1-я посвящена общим поэтическим принципам и вопросам стиля; 2-я – характеристике «малых» поэтических жанров и форм (идиллии, оде, элегии, сонету, эпиграмме, эклоге, сатире, мадригалу): «Не злобу, а добро стремясь посеять в мире,//Являет истина свой чистый лик в сатире»; в 3-й песне изложены правила построения «больших» жанров (трагедии, эпоса, комедии): «Так, чтобы нас пленить, Трагедия в слезах//Ореста мрачного рисует скорбь и страх»; а в 4-й Буало, вслед за Горацием, рисует образ идеального поэта. Каждый тезис Буало подкрепляет примерами из современной поэзии или образцами, достойными подражания:
Но вот пришел Малерб и показал французам
Простой и стройный стих, во всем угодный музам.
(Перевод Э. Л. Линецкой)
В «Искусстве поэзии» Буало формулирует непреложное для драмы классицизма правило трех единств (места, времени и действия), обосновывает деление жанров на «высокие» и «низкие». Многое в «Поэтическом искусстве» является данью времени, конкретным вкусам и спорам той эпохи, но сама теория Буало заняла заслуженное место в развитии мировой эстетической мысли: на протяжении 18 в. ее автор считался непререкаемым авторитетом.
695.89 кб
Развитие принципов французского классицизма от Малерба до Буало
Статья посвящена вопросам становления классицизма во Франции посредством изучения деятельности величайших французских классиков и их трудов, направленных на упорядочение и усовершенствование французского литературного языка и иску