БУБНОВА Варвара Дмитриевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

БУБНОВА Варвара Дмитриевна
16(4).05.1886 (С.-Петербург) - 28.03.1983 (Ленинград). Живописец, график. Отец - коллежский советник Дмитрий Капитонович Бубнов, сотрудник «Русской речи»; мать - Анна Николаевна Вульф, из семьи тверских помещиков. Детство провела в Петербурге и в имении матери Берново в Тверской губернии. Окончила с отличием гимназию Муравьевой, в 1903 поступила в Рисовальную школу ОГГХ. В 1906 занималась в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата. В 1907 поступила в АХ, училась у Н. Н. Дубовского. В 1914 получила звание художника за картину «Осень». В годы учебы познакомилась с новыми течениями в искусстве, увлеклась живописью А. Матисса и искусством примитива. Сблизилась с Людмилой Бурлюк и П. Н. Филоновым. Вышла замуж за художника В. И. Матвея (Владимира Маркова, 1878-1914). В 1911 и 1913 побывала с ним в Италии, Франции, Германии, Бельгии, Голландии и Швеции. В 1912 стала членом «Союза молодежи». Участвовала в выставках объединения в Риге (1910) и Москве (1912). Опубликовала в 1-м номере сборника «Союз молодежи» статью «Персидское искусство» (под псевдонимом Д. Варварова), во 2-м - свой перевод итальянского «Манифеста футуристической живописи». В 1913-15 училась в Археологическом институте, изучала древнерусские искусство и письменность; по окончании стала действительным членом Археологического общества. В те же годы преподавала рисование в 4-классном городском училище. В 1917-22 жила в Москве. Работала научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Российского государственного исторического музея и сотрудничала в ИНХУКе. Одновременно занималась гравюрой под руководством В. Д. Фалилеева. Участвовала в 24-й выставке МТХ (1918), VI, VIII и XI Государственных выставках (1919), а также в 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922). Подготови178 ла к изданию и опубликовала со своим предисловием книгу В. Матвея «Искусство негров» (Пг., 1919). В феврале 1922 выехала с матерью в Японию к младшей сестре Анне (А. Д. Бубнова-Оно, 1890-1979), которая поселилась там в 1918 и позже стала известной скрипачкой и педагогом. В 1923 поступила в Токийское художественно-прикладное училище, занялась изучением разных видов гравюры. Работала в технике цветной гравюры на линолеуме и черно-белой на цинке, в японской технике суйбокуга (черно-белая живопись тушью), занималась акварелью. Сочетала технику и приемы классического японского искусства с опытом современных европейских школ. Писала портреты, пейзажи и жанровые сцены; исполнила иллюстрации к японским изданиям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, JI. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и советских писателей. В 1920-е подружилась с японскими художниками X. Унъити, М. Томоеси, Я. Томоэ, М. Сико и др. Участвовала в выставках авангардистских групп: «Никакай», МАВО и «Санка Индепендент». С 1932 выставлялась в обществе графиков «Кукугакай» (член общества с 1937); входила в Общество отечественной живописи, Японскую ассоциацию гравюры, Общество художников-ксилографов и Объединение женщин-художников. В 1933 провела первую персональную выставку в магазине гравюр Хираи Хироси; до 1958 провела в Токио еще пять выставок. В 1956 участвовала в Выставке русского искусства в Японии. Преподавала русский язык и литературу в частном университете Васеда (1924-37 и 1946-58), Токийском институте иностранных языков (1927-45 и 1946-58) и в обществе «Япония-СССР» (1949-58). Была членом Японско-русского литерагурно-художественного общества (с 1925) и сотрудничала в издававшемся им журнале «Искусство Японии и России» (с 1929 - «Советское искусство»); публиковала в японских изданиях статьи по русскому искусству и литературе, воспоминания о жизни в России. В годы П мировой войны с мужем, русским эмигрантом В. Головщиковым (1897-1947), была выселена из Токио в горный поселок Каруидзава. Дом в Токио со всем имуществом, включая библиотеку и литографии, был уничтожен во время бомбежки. В 1958 вернулась в СССР и поселилась в Сухуми, куда в 1960 перебралась и ее сестра Анна. Провела персональные выставки в Сухуми (1958, 1961, 1966, 1976, 1982), Тбилиси (1960), Харькове (1961), Вильнюсе (1962), Баку (1963), Львове (1963), Ереване (1963, 1967), Душанбе (1966), Москве (1961, 1975, 1977) и Ленинграде (1962, 1981), а также ретроспективную выставку в Токио (1972). Писала статьи по искусству для отечественных журналов, работала над воспоминаниями. В 1959 стала членом Союза художников СССР, в 1966 - заслуженным художником Грузии. Была награждена японским орденом Драгоценной короны IV степени за вклад в развитие культурных связей СССР и Японии (1982). С 1979 жила в Ленинграде. В 1986 мемориальные выставки, посвященные столетию со дня рождения, прошли в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Архангельске и Сухуми, в 1987 — в Токио. В 1996 на киностудии «Остров» был снят документальный фильм «Варвара Бубнова, сэнсей» (реж. Л. Цуцульковский и Е. Шмакова). Представлена в ГРМ, ГТГ, ГМИИ, Музее искусств Грузии в Тбилиси и во многих зарубежных собраниях.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

БУБНОВА Варвара Дмитриевна
5.5.1886, Петербург - 28.3.1983, Ленинград) - художник, искусствовед, педагог. Из дворянской семьи.
Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, коллежский советник: мать урожденная Н.Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. Детство Б. и ее сестер прошло в имении матери Берново Тверской губернии, где бывал А.Пушкин. Они выросли в атмосфере поэзии и музыки. Б. училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907-14 в Петербургской Академии художеств. Выйдя замуж за соученика, теоретика русского авангарда В.Матвея (Матвейса, псевд.В.Марков), вступила в объединение художников «Союз молодежи», с которым были связаны П.Филонов, М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, В.Татлин и др.; сотрудничала в одноименном журнале, участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках Союза молодежи, В 1913 совершила вместе с мужем поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После скоропостижной смерти мужа (1914) подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919), В 1915 окончила Петербургский археологический институт. В 1917-22 работала в московском Историческом музее, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку; являлась членом Института художественной культуры (Инхука).
В 1922 по вызову младшей сестры А.Бубновой-Оно уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В.Головщикова (1897-1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фам. неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Впоследствии писала: «Свою жизнь в Японии я могла бы назвать счастливой, если бы не мысли о Родине, к которой меня так тянуло, что каждый пароходный гудок или свисток поезда пробуждал острую тоску... Только заполненность работой и искусством спасала меня от тоски по Родине». Преподавала с 1924 русский язык и литературу в Токийском университете Васэда. Б. вырастила несколько поколений японских русистов, которых учила понимать не только русский язык, не только «букву», но и дух русской литературы, Как утверждала японская газета «Цусе симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». Особую роль Б. сыграла в развитии японского пушкиноведения: все шесть переводчиков «Евгения Онегина» были ее учениками или добрыми знакомыми, и всем она помогала преодолеть трудности перевода.
Первый в Японии сборник пушкинской лирики (1936) вышел в переводе ее ученика Уэда Сусуму с ее иллюстрациями. Иллюстрации Б. к переводам Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского способствовали раскрытию глубинного смысла их произведений. Профессор Енэкава Масао писал о Б.: «Она делает свое дело так мастерски, что назвать ее основную профессию невозможно, она в одинаковой мере и художник и литератор».
За вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы Б. была награждена впоследствии орденом Драгоценной короны.
В Японии Б. «старалась не забывать» о своем призвании художника, Она участвовала в выставках японского авангарда 20-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО».
О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство».
Поступив вскоре после приезда в Японию в Токийское художественно-промышленное училище, Б. разработала метод автолитографии на цинке, с помощью которого стремилась передать нюансы перехода тонов, характерные для японской тушевой живописи.
«Что такое литография, какое это большое искусство, я впервые понял из ее работ», - писал художник Оно Тадасигэ. В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Б. (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958). Сама Б. утверждала, что сохранила в портретах, пейзажах, в сценках народной жизни принципы русской школы, но изучение японского искусства расширило изобразительные возможности ее графического языка. При этом ее занимала не восточная экзотика, а обычная жизнь японцев; «Управляется она здесь, как и везде, экономическими условиями, которые рождают все ту же борьбу за существование, здесь далеко не легкую».
После т.н. «путча молодых офицеров» (1936) Б. и ее муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Б. была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце 2-й мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки.
послевоенный период Б. снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу, вокруг которого группировались молодые люди, намеревавшиеся вернуться в СССР (Б. «дала нам почувствовать, что мы русские», - свидетельствовали они).
В 1958 Б. возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила ее старшая сестра. При жизни Б. состоялось более 20 выставок, ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР (1964). Работы Б. приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А.Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.Б. работала над статьями и воспоминаниями, получившими одобрение А.Твардовского, ЕДороша, К.Симонова, МАлпатова, но опубликовать удалось лишь малую часть написанного, т.к. взгляды Б. на искусство не совпадали с официальными установками.
До конца жизни Б. поддерживала связь с Японией, встречалась с приезжавшими в СССР друзьями и учениками, В Японии изучают ее деятельность, отмечался ее 100-летний юбилей. В Литературно-художественном музее Пушкина в Бернове открыта мемориальная комната Б. в которой экспонируются присланные из Японии переводы произведений Пушкина с ее иллюстрациями.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции