Булахов Петр Петрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Булахов Петр Петрович

Булахов Петр Петрович - см. в статье Булаховы (музыкальная семья) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Булахов, Петр Петрович

(род. в 1822 в Москве, ум. 2.XII.1885 в с. Кусково, близ Москвы) — рус. композитор, вокальный педагог, сын и брат оперных певцов-теноров Петра Александровича (ок. 1793—1835) и Павла Петровича (1824—1875) Б., высоко ценившихся современными им муз. деятелями. Муз. образование — домашнее. Б. — автор мелодически привлекательных, широко популярных романсов и песен, близких городскому фольклору эпохи, в т. ч. "Тройка", "Вот на пути село большое", "Нет, не люблю я вас", "Свиданье", "Тихо вечер догорает", "И нет в мире очей" и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БУЛАХОВ Петр Петрович
(1822, Москва - 2 XII 1885, Кусково, близ Москвы) ...»талант его растет с каждым днем, и, кажется, г. Булахов должен для нас вполне заменить нашего незабвенного композитора романсов - Варламова», - сообщала газета «Ведомости Московской городской полиции» (1855). «20 ноября в селе Кускове графа Шереметева, близ Москвы, скончался известный автор многих романсов и бывший учитель пения Петр Петрович Булахов», - говорилось в некрологе в газете «Музыкальное обозрение» (1885).
Жизнь и творчество «известного автора многих романсов», широко исполнявшихся во второй половине прошлого века и популярных поныне, до сих пор не исследованы. Композитор и вокальный педагог, Булахов принадлежал к славной артистической династии, ядро которой составляли отец Петр Александрович и его сыновья, Петр и Павел. Петр Александрович и его младший сын Павел Петрович были известными оперными певцами, «первыми тенористами», отец - московской а сын - петербургской оперы. А так как оба они еще и сочиняли романсы, то при совпадении инициалов, в особенности у братьев - Петра Петровича и Павла Петровича, - со временем произошла путаница в вопросе о принадлежности романсов перу одного из троих Булаховых.
Фамилию Булахов прежде произносили с ударением на первом слоге - Б»у»лахов, подтверждением чему может служить стихотворение поэта С. Глинки «Петру Александровичу Булахову», в котором воспевается талант и мастерство прославленного артиста:
Б»у»лахов! Ты сердце знаешь,
Из него ты извлекаешь
Голос сладостный - души.
На правильность именно такого произношения указывала внучка Петра Петровича Булахова, Н. Збруева, а также советские историки музыки А. Оссовский и Б. Штейнпресс.
Петр Александрович Булахов-отец был одним из лучших певцов России 1820-х гг. ...»Это был искуснейший и образованнейший певец, когда-либо являвшийся на русской сцене, певец, о котором итальянцы говорили, что если б он родился в Италии и выступил на сцену в Милане или Венеции, то убил бы все до него известные знаменитости», - вспоминал Ф. Кони. Присущее ему высокое техническое мастерство соединялось с теплой задушевностью, особенно в исполнении русских песен. Постоянный участник московских постановок опер-водевилей А. Алябьева и А. Верстовского, он был первым исполнителем многих их произведений, первым интерпретатором знаменитой «кантаты» Верстовского «Черная шаль» и прославленного алябьевского «Соловья».
Петр Петрович Булахов родился в Москве в 1822 г., чему, однако, противоречит надпись на его могиле на Ваганьковском кладбище, согласно которой датой рождения композитора следовало бы считать 1820 г. Те скудные сведения о его жизви, которыми мы располагаем, рисуют картину тяжелую, безрадостную. Сложности семейной жизни - композитор состоял в гражданском браке с Елизаветой Павловной Збруевой, которой ее первый муж отказался предоставить развод, - усугублялись длительной тяжелой болезнью. «Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший», в минуты вдохновения он продолжал сочинять: «Иногда, хотя и редко, отец все же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами», - вспоминала его дочь Евгения. В 70-х гг. семью постигло большое несчастье: однажды зимой, под вечер, пожар уничтожил дом, в котором они жили, не пощадив ни нажитого имущества, ни сундука с рукописями не изданных еще произведений Булахова. ...»Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца», - писала в своих воспоминаниях Е. Збруева. Последние годы жизни композитор провел в имении графа С. Шереметева в Кусково, в домике, который в артистической среде получил название «Булашкиной дачи». Здесь он и скончался. Хоронила композитора Московская консерватория, которую в те годы возглавлял Н. Рубинштейн.
Несмотря на тяготы и лишения, жизнь Булахова была наполнена радостью творчества и дружеского общения со многими видными деятелями искусства. Среди них были Н. Рубинштейн, известные меценаты П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Шереметев и др. Популярность булаховских романсов и песен во многом была обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой выражения. Характерные интонации русской городской песни и цыганского романса переплетаются в них с оборотами, типичными для итальянской и французской оперы; плясовые ритмы, свойственные русской и цыганской песне, соседствуют с широко распространенными в то время ритмами полонеза и вальса. Вплоть до наших дней сохранили свою популярность элегия «Не пробуждай воспоминаний» и лирический романс в ритме полонеза «Гори, гори, моя звезда», романсы в стиле русских и цыганских песен «Тройка» и «Не хочу»!
Однако над всеми жанрами вокального творчества Булахова господствует стихия вальса. Вальсовыми оборотами насыщена элегия «Свидание», лирический романс «Я тебя с годами не забыла», ритмы вальса пронизывают лучшие сочинения композитора, достаточно вспомнить популярные по сей день «И нет в мире очей, Нет, не люблю я вас!, Прелестные глазки, Вот на пути село большое» и др.
Общее количество вокальных произведений П. П. Булахова до сих пор неизвестно. Это связано как с печальной участью большого количества сочинений, погибших во время пожара, так и с трудностями в вопросе установления авторства Петра и Павла Булаховых. Однако те романсы, принадлежность которых перу П. П. Булахова бесспорна, свидетельствуют о тонком ощущении поэтической речи и щедром мелодическом таланте композитора - одного из самых ярких представителей русского бытового романса второй половины XIX в. /Т. Корженьянц/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Похожие термины: