Булахова Анисья Александровна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Булахова Анисья Александровна

Булахова Анисья Александровна - см. в статье Булаховы (музыкальная семья) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Булахова, Анисья Александровна

(урожденная Лаврова) — жена Павла Петровича Булахова, певица. Образование она получила в московском театральном училище, в 1849 г. с успехами дебютировала на сцене Петровского театра (в Москве) в "Роберте", в роли Изабеллы, в 1852 г. перешла на петербургскую сцену, причем дебютировала в роли Анхен в опере "Волшебный стрелок", Булахова исполняла более пятнадцати ролей (среди них — Людмилы в "Руслане и Людмиле", Рахили в "Жидовке", Наташи в "Русалке", Марты в опере Флотова и др.) и пользовалась у публики постоянным успехом. Обладая несколько слабым для сильных партий, но высоким и чистым сопрано, Булахова легко распоряжалась своим голосом. В 1872 г. она вышла в отставку.


М. К(ублицкий), "История оперы в лучших ее представителях", Москва, 1874. — А. И. Рубец, "Библиографический лексикон композиторов и музыкальных деятелей", СПб., 1886 г. — В. Морков, "Исторический очерк русской оперы по 1862 г.", СПб., 1862 г., стр. 114. — Словари: Брокгауза и Ефрона, Клюшникова, Березина.


{Половцов}





Булахова, Анисья Александровна


(урожд. Лаврентьева: сцен. псевд. Лаврова; по мужу Булахова) [27.12.1831 (8.1.1832) — 1920] — арт. оперы (сопрано). Жена Павла П. Булахова (с 1854). С 1843 обучалась в Моск. театр. уч-ще. В 1849—52 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Изабеллы — "Роберт-Дьявол"), в 1852— 72 — Петерб. оперного т-ра (дебютировала в партии Аннхен). Обладала не сильным по звучанию, но приятным по тембру голосом, в особенности в верхнем регистре (средний регистр был лишен мягкости звучания), в совершенстве владела колоратурой, отличалась яркой сцен. внешностью. В нач. артистической деят-сти Б. современники (Ц. Кюи, А. Серов и др.) отмечали холодность в ее сцен. поведении. Однако в конце 1850-х гг. критики указывали на перемены в худож. развитии певицы. С партии Эсмеральды (1859) ей сопутствовал большой успех (об этом писал А. Даргомыжский).


1-я исп. партий: Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского; успеха не имела), Марии ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Илии ("Кроатка, или Соперницы"); на рус. сцене — Леди Генриетты ("Марта"), Рахили ("Жидовка"), Анны Пэдж ("Виндзорские кумушки"), Цигаретты ("Индра"), ? ("Густав III, или Гонзаго"). Др. партии: Маша ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Леста ("Днепровская русалка"), Ксения ("Куликовская битва"); Эльвира ("Пуритане"), Элеонора ("Страделла"), Адина. Исп. в петерб. Большом т-ре (после М. Степановой и Е. Семеновой) партий Антониды, Людмилы ("Руслан и Людмила") при жизни М. Глинки. Партнеры: П. П. Булахов, П. Гумбин, Д. Леонова, О. Петров, И. Сетов. Пела п/у К. Лядова, Э. Направника, А. Рубинштейна.


Лит.: Кублицкий М. Е. История оперы в лучших ее представителях: Композиторы. — Певцы. — Певицы. — М., 1874; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 37І1—372, 440, 441; Eго же. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 15—16; Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. — М., 1966. Т. 1: 1813—1845. С. 364; Его же. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. — М., 1973. Т. 2: 1845—1857. С. 322—323.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008