БУРДОН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БУРДОН
Bourdon), Жан Жозеф Леонар (6.XI.1754-29.V.1807) - деятель франц. бурж. революции кон. 18 в., член Конвента. По профессии - педагог. В 1788 опубл. проект реформы школы на началах обществ. воспитания детей. Принял участие в восстании 10 авг. 1792, свергнувшем монархию. В рядах якобинского блока был близок к эбертистам. Активно участвовал в термидорианском заговоре. В период Консульства и Империи занимал воен.-адм. должности. В марте 1807 был утвержден руководителем франц. воен. госпиталей.

Лит.: Le Corbeiller A., Le l?opard de la r?volution. L´Affaire d´Orl?ans 1793..., P., 1938.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Бурдон
, Себастьян (Bourdon, Sebastien) 1616, Монпелье — 1671, Париж. Французский живописец и график. Родился в семье живописца и мастера по изготовлению витражей. Рано начал самостоятельную жизнь, отправившись в Париж, где поступил в обучение к художнику Бертелеми. Уже в 14 лет принимает участие в росписи фресками замка в окрестностях Бордо. Потом добирается до Тулузы, где внезапно решил завербоваться в солдаты. Один офицер, заметив, что новобранец совсем не интересуется военным делом, и узнав, что он художник, помогает ему освободиться от контракта и поехать в Италию, о чем молодой живописец давно мечтал. В 1634 — Бурдон в Риме, где в то время работали известные мастера: Н. Пуссен, Клод Лоррен и др. Он начинает здесь свою деятельность с подражания этим художникам, и его картины успешно покупаются. Но затем творчество Бурдона обретает индивидуальный характер, он находит собственную тему, обращаясь к изображению жанровых сцен: Военный лагерь (ок. 1635—1636, Оберлин, Музей), Печь для обжига извести (ок. 1635—1636, Мюнхен, Старая пинакотека). Картины четки по композиции, по распределению планов, написаны в светлых тонах. К середине 1630-х относится ряд произведений на мифологические сюжеты, среди них — Кефал и Прокрида (Прага, Нац. галерея). Однако вскоре Бурдон вынужден срочно покинуть Рим, так как ему грозит выдача инквизиции: он кальвинист. По дороге во Францию останавливается в Венеции. Влияние венецианцев ощутимо проявляется в его полотнах, написанных по возвращении в Париж (Поклонение волхвов, 1637, Потсдам, Сан-Суси; Смерть Дидоны, 1637, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В картинах парижского периода Бурдон ищет новые возможности в трактовке пространства. Он сильно высветляет дальние планы, передавая сияние небес у горизонта, что придает его картинам пространственную глубину и особую поэтичность (Нахождение Моисея, Вашингтон, Нац. галерея). В 1642—1643, не без влияния голландских мастеров, пишет жанровые сцены на темы из народной жизни (в этом он может считаться предшественником братьев Ленен): Нищие, В хижине, Солдаты в цыганском таборе (все — нач. 1640-х, Париж, Лувр), Игроки в трик-трак (Алжир, Музей). 1643 — важный этап в творчестве Бурдона: он получает заказ на исполнение Мученичества св. Петра для собора Парижской Богоматери. Композиция полна динамики, экспрессии, часть фигур срезана рамой, резкие контрасты света и тени усиливают драматизм сцены, в чем ощутимо проявились характерные особенности стиля барокко. Бурдон относительно легко меняет свою художественную манеру. Так, с 1645 в его творчестве заметно влияние Пуссена: Св. Семейство (Зальцбург, Музей), Избиение младенцев (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В 1648 Бурдон становится одним из основателей Академии художеств. В 1652 художник без колебаний принимает приглашение шведской королевы Кристины: во Франции бушует Фронда, заказов почти нет. В Швеции он получает звание первого художника королевы, пишет серию портретов Кристины, из которых наиболее известен ее конный портрет (1652—1654, Мадрид, Прадо), Портрет короля Карла X Густава (1652—1654, Стокгольм, Нац. музей), портреты придворных, военных (Офицер, 1652—1654, Монпелье, Музей Фабра). По возвращении на родину назначен ректором Академии. В 1657—1663 выполняет ряд декоративных работ для особняка президента Счетной палаты Бретонвиллье (не сохранились), создает картины, рисунки, гравюры на библейские темы, пейзажи (Пейзаж с возвращением Ноева ковчега, Лондон, Нац. галерея). Бурдон обладал талантом и острой впечатлительностью, не раз менял свой стиль, то работая в духе классицизма, то используя приемы, характерные для барокко, однако его произведения всегда можно отличить по звучности и гармонии цветовых сочетаний, плавности движений, линий, в них много света и воздуха.
Лит.: Ponsonhaihe C. Sebastien Bourdon, sa vie et son oeuvre. Paris, 1883.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
427.05 кб

Майкл Бурдо и Центр по изучению религии и коммунизма в контексте защиты религиозной свободы (1959-19

Френч Эйприл Л.
Одна конкретная независимая британская организация очень часто упоминается в связи с темой привлечения внимания к проблемам верующих в СССР. Однако конкретная роль этой организации так и не была детально исследована.
Читать PDF
779.00 кб

95. 02. 025. Роберт Бурдо. Переходный период, революция и метапсихология: некоторые теоретические со

Цурина И. В.
Читать PDF
274.95 кб

Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона

Сидоров Константин Рудольфович
Проводится анализ параметров продуктивности внимания, применяющихся в различных вариантах корректурной пробы Бурдона. Предлагается новый показатель концентрации внимания: мощность внимания.
Читать PDF
222.52 кб

Кавказское бурдонное многоголосие: опыт сравнительной характеристики

Ашхотов Беслан Галимович
Читать PDF
121.70 кб

К проблеме варианта в северо-кавказской сольно-бурдонной песенной традиции

Вишневская Лилия Алексеевна
Статья посвящена вопросам вариантного метода мышления в бурдонной песенной традиции северо-кавказского региона на примере восточных и западных адыгов, западной (карачаевцы) и восточной (балкарцы) ветвей тюркоязычного карачаево-бал