БУТАКОВ Григорий Иванович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БУТАКОВ Григорий Иванович
1820-82), военно-морской деятель, адмирал (1878). Во время Крымской войны 1853-56 участник обороны Севастополя (1854-55), после гибели вице-адмирала В. А. Корнилова возглавлял штаб Черноморского флота, В 1867-77 командующий броненосной эскадрой Балтийского флота. Разработал основы тактики парового броненосного флота.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

БУТАКОВ Григорий Иванович
[27.9(9.10).1820, Рига — 31.5(12.6). 1882, Санкт-Петербург], военно-морской деятель, адмирал (1878), основоположник тактики парового броненосного флота. В 1836 окончил морской кадетский корпус. Служил на Балтийском флоте, с декабря 1837 — на Черноморском флоте. В 1847-1850 командовал тендером «Поспешный», проводил обширные гидрографические работы; совместно с И. А. Шестаковым составил первую систематизированную лоцию Черного моря. В Крымской войне 1853-1856 командовал пароходофрегатом «Владимир». В бою 5(17) ноября 1853 (первый в истории бой паровых кораблей) захватил турецкий пароход «Перваз-Бахри». Во время обороны Севастополя (1854-1855) командовал несколькими пароходофрегатами, корабельной артиллерией поддерживал сухопутные войска. С 1856 заведующий морской частью в Николаеве, главный командир Черноморского флота, военный губернатор Николаева и Севастополя. С 1860 служил на Балтийском флоте. В 1863-1867 военный атташе в Англии, Франции и Италии. Проводил исследования основ тактики парового броненосного флота, автор трудов «Новые основания пароходной тактики» и «Правил маневра парового корабля». В 1867-1877 командовал эскадрой броненосных кораблей на Балтийском море, в 1878-1881 начальник береговой и морской обороны крепости Свеаборг, а с 1881 главный командир Петербургского порта. С 1882 член Государственного совета. Методы боевой подготовки, введенные Бутаковым, основывались на принципах готовить флот для боя, проводить практические занятия и учения в условиях, максимально приближенных к боевым. Награжден орденами Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Анны 1, 2, 3 и 4 степени, Св. Владимира 3 и 4 степени, Св. Георгия 4 степени, Св. Станислава 3 степени, золотым оружием.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Бутаков Григорий Иванович

Бутаков, Григорий Иванович - известный адмирал, генерал-адъютант (1820 - 82), обучался в морском кадетском корпусе и выпущен в мичманы в 1838 г. В 1838 г. участвовал в бою при занятии местечка у реки Туапсе, а в том же году на тендере ""Луч"" участвовал в сражении против горцев. С 1846 г. до 1851 г. Бутаков занимается описью берегов Черного моря, как русских, так и турецких, командуя тендером ""Поспешный"". Во время Крымской войны в 1853 г., командуя ""Владимиром"", взял турецкий пароход ""Перваз-Бахри"", во время осады Севастополя нес самую деятельную службу. В 1855 г. Бутаков назначен начальником штаба в Николаеве, в 1856 г. - заведующим морскою частью в Николаеве и военным губернатором Николаева и Севастополя. В 1860 г. переведен в Балтику начальником отряда винтовых кораблей. Это дало ему возможность всесторонне проверить свое исследование свойств винтовых судов и составить затем свои известные ""Пароходные эволюции"". По окончании первой кампании этого отряда на зимнее время командирован за границу, где, продолжая трудиться над разработкой своей книги, подробно ознакомился с французской и английской системами сигналопроизводства, с эволюциями флотов и с состоянием пароходно-машинного дела. В 1861 г. и в 1862 г. Бутаков командовал отрядом винтовых лодок, причем обратил особое внимание на изучение финляндских шхер. В 1863 - 1867 годах Бутаков был военно-морским агентом в Англии и Франции. В 1867 г. назначен начальником броненосной эскадры, так называемой практической, которою командовал 10 лет, главным образом, обращая внимание на то, чтобы эскадра составляла одно целое. В то же время Бутаковым изданы ""Свод морских военных сигналов"" и ""Книги эволюционных сигналов"", с подробным объяснением самих эволюций, а также изданы все приказы Бутакова по эскадре. В 1881 г. назначен главным командиром Петербургского порта, а по упразднении (через год) этой должности членом государственного совета. В последние годы своей службы Бутаков участвовал в нескольких комиссиях по преобразованию флота. Бутаков написал ряд статей в ""Морском Сборнике""; главный труд его ""Новые основания пароходной тактики"" удостоен Академией Наук Демидовской премии. - Ср. Е. Березина ""Адмирал Г.И. Бутаков"", СПб., 1884 г.

Источник: Биографический словарь. 2008

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ БУТАКОВ
Именно Г.И. Бутаков, служивший на флоте в период перехода от парусного к паровому броненосному флоту, не только на практике руководил первыми боевыми действиями паровых судов, но и создал признанную в мире тактику их использования. Григорий Бутаков родился 27 сентября 1820 года в Риге и происходил из семьи морского офицера Ивана Николаевича Бутакова, завершившего жизнь вице-адмиралом. 6 мая 1831 года Григорий поступил в Морской кадетский корпус и 9 января 1836 года успешно окончил курс. После 2-летней практики на Балтике мичмана направили на Черное море флаг-офицером к адмиралу М.П. Лазареву, главному командиру Черноморского флота и портов. Он попал в знаменитую «лазаревскую морскую школу»: много ходил в море, участвовал в боевых действиях у берегов Кавказа, за храбрость, находчивость и умение неоднократно получал награды. В 1847–1850 годах командиром тендера «Поспешный» лейтенант Бутаков проводил с лейтенантом И.А. Шестаковым опись отечественных и турецких берегов Черного моря и Босфора. За отличное выполнение задания оба были произведены в капитан-лейтенанты и награждены орденами Святой Анны 3-й степени, за составление лоции, которая вышла из печати в 1851 году, — пожалованы бриллиантовыми перстнями. 27 марта 1851 года Бутакова командировали в Англию, где он наблюдал за постройкой парохода «Дунай», привел судно в Николаев и 3 года командовал им. Тогда же моряк получил благоприятный отзыв на предложенный им компас с наклонной стрелкой. 3 декабря 1852 года он стал командиром лучшего пароходофрегата Черноморского флота «Владимир». На нем капитан-лейтенант в первом бою паровых судов 5 ноября 1853 года овладел турецким пароходом «Перваз-Бахри». Он, закладывая основы пароходной тактики, маневрировал так, чтобы расстреливать «Перваз-Бахри» с кормы, где у того не было пушек. Из-за повреждения машин «Владимир» не участвовал в знаменитом Синопском сражении. Но Бутаков перешел на «Одессу» и временно заменил командира этого пароходофрегата, буксируя до Севастополя поврежденный корабль «Великий князь Константин» под флагом П.С. Нахимова. В начале 1854 года англо-французский флот под предлогом защиты Турции вступил на Черное море. К весне все чаще неприятельские корабли стали появляться у берегов Крыма. «Владимир» не раз в разведке встречался с английскими и французскими пароходами, но уходил от них. Вести бой с неприятелем в одиночку единственный пароходофрегат специальной постройки не мог. Когда осенью 1854 года союзники высадили в Крыму десант с огромной парусно-паровой эскадры, русские парусники не могли этому помешать. После начала осады Севастополя активной частью флота оставались пароходы, в первую очередь «Владимир». Бутаков воевал умело. Он применил искусственный крен пароходофрегата, что увеличило дальнобойность его пушек до 4–5 километров и позволило подавить батарею на Киленбалочных высотах. 9 октября 1854 года орудия «Владимира» впервые в истории русской морской артиллерии вели огонь по невидимой цели. Следующим летом, когда Бутаков внедрил усовершенствования в орудийных станках, удавалось вести огонь по берегу во время хода. Моряки «Владимира» внесли немало усовершенствований, в том числе блиндирование важнейших частей парохода. Роль флота не ограничивалась обороной. 24 ноября 1854 года П.С. Нахимов приказал Бутакову отогнать французский пароход «Мегара», с которого наблюдали из Песочной бухты за рейдом. Капитан 1-го ранга, чтобы отвлечь внимание противника, направил пароходофрегат «Херсонес» для обстрела противника у Стрелецкой бухты. Сам Бутаков вышел первым и атаковал «Мегару», бежавшую к своему флоту, а затем поддержал «Херсонес». Когда же на отходе русские корабли вступили в бой с двумя английскими и французским пароходами, командир «Владимира» увлек одного из неприятелей под огонь береговых батарей. После этой дерзкой вылазки союзники постоянно держали у входа в бухту несколько больших пароходов. «Владимир» вместе с другими кораблями не раз открывал огонь, прикрывая фланг русских укреплений и отражая атаки. При отступлении на Северную строну Севастополя корабль за два рейса перевез 2490 человек. В ночь на 31 августа его зажгли и затопили вместе с другими еще уцелевшими судами Черноморского флота. 26 августа 1856 года контр-адмирала Г.И. Бутакова назначили главным командиром Черноморского флота и портов. Однако Парижский мирный договор запретил России и Турции иметь крупные военно-морские силы на Черном море. Пришлось вместо восстановления флота заниматься сокращением учреждений и численности моряков. А в начале 1860 года Бутакова перевели на Балтийский флот начальником практической эскадры винтовых кораблей, которую создали для подготовки моряков парового флота. Контр-адмирал заставил серьезно учиться морскому делу всех. На кораблях были введены офицеры-дальномерщики, приборы для измерения дальности, для передачи с мостика на батарею данных о прицелах, учреждены сигналы для сообщения на другие корабли о скорости. Экспериментируя, контр-адмирал добился того, что разнотипные корабли научились двигаться согласованно. 5 сентября 1860 года его за отличную службу наградили орденом Станислава 1-й степени с мечами. Осенью 1860 года моряка командировали в Англию и Францию для изучения развития кораблестроения и морского дела. Он уведомлял генерал-адмирала о том, что узнал нового, а также о своих разработках по теории пароходных эволюции, еще не известных за границей. Назначенный весной 1861 года начальником эскадры винтовых канонерских лодок, Бутаков использовал их для проверки своих идей. В том же году он опубликовал книгу «Несколько отрывков из опыта начальных оснований пароходной тактики», с которой до кампании успели ознакомиться офицеры эскадры. Обучение он начал с проверки механиков, подготовка которых оставляла желать лучшего. По мере готовности лодки переводили на буксире в Гельсингфорс. В приказе от 11 июля 1861 года Бутаков сформулировал основные задачи обучения: превратить эскадру в стройную силу и освоить шхеры, в которых эскадре предстояло действовать. Избегая внешнего лоска, Бутаков добивался от командиров бесстрашного управления кораблями. К концу кампании лодки сплавались, хорошо держались в строю и совершали сложные маневры. Следующим летом Бутаков усложнил обучение, занявшись маневрированием при таранных ударах. За кампанию 1862 года моряки научились решительно ходить и действовать в шхерах, уверенно осуществляли все преобразования. По окончании кампании Бутаков участвовал в успешных испытаниях шестовой мины, а затем был командирован для изучения опыта других флотов в Англию. Контр-адмирал познакомился с современными башнями, артиллерийскими орудиями. В начале 1863 года он вернулся и был назначен военно-морским атташе в Англию и Францию. Моряк способствовал отправке из Англии броненосной батареи «Первенец», посылал информацию о французской разборной канонерке, о подводной лодке и предложил в качестве средства борьбы с ней сети. Он пришел к мысли использовать электрические фонари в качестве боевых прожекторов и со временем применил на практике эту идею. В 1863 году из печати вышел капитальный труд «Новые основания пароходной тактики», в котором моряк суммировал свои размышления и расчеты, проверенные в кампаниях предшествующих лет. За этот труд Академия наук присудила Г.И. Бутакову полную Демидовскую премию. Вскоре труд был переведен на французский, английский и испанский языки. 28 октября 1866 года Г.И. Бутакова произвели в вице-адмиралы. При открытии Всемирной Парижской выставки 1867 года он был избран председателем экспертной морской комиссии. 6 февраля 1867 года вице-адмирала назначили начальником эскадры броненосных судов, построенных в 1865–1866 годах. Чтобы за кампанию сделать эскадру боеспособной, он применил новую систему боевой подготовки. В отличие от парусного флота, для технически сложных кораблей следовало до начала кампании готовить экипажи на берегу, затем на стоянке, после чего следовала одиночная подготовка корабля на рейде и в море. Лишь потом можно было начинать эскадренные учения. В июне, закончив подготовку одиночных кораблей, эскадра собралась на Транзундском рейде. К концу кампании разнородные броненосные корабли научились удерживаться в строю. Моряки с любовью относились к своему делу, стремились совершенствовать свои знания, соревнуясь друг с другом. Летом 1868 года флагман усложнил подготовку. Две канонерские лодки переоборудовали в суда для таранных учений. Бутаков считал необходимым учить артиллеристов, чтобы они могли действовать исходя из требований боя. Моряки успешно стреляли с ходу по неподвижным треугольным щитам, учились попадать в щиты движущиеся. Когда в 1870 году на вооружение поступили нарезные орудия, Бутаков ввел учения по стрельбе во время качки. Моряков учили плавать. Флагман на переходах между портами проводил эволюции эскадры, действуя как в военном крейсерстве. В первый месяц кампании 1869 года Бутаков практиковал крейсерства, при которых суда, двигаясь полным ходом, по очереди огибали суда, стоявшие на рейде, выписывая сложные восьмерки. Флагман добивался слаженности в маневрах отрядов однотипных судов. Бутаков поддерживал внедрение предложений офицеров, сам нередко предлагал усовершенствования. По его инициативе началась подготовка минеров и опыты с минным оружием. Осенью 1869 года вице-адмирал основал минную школу для офицеров, в первую очередь добровольцев. С кампании 1870 года учения с атаками минных катеров на броненосцы стали систематическими. С 1873 года для отражения минных атак начали применять введенные Бутаковым на некоторых кораблях электрические прожекторы. В 1874 году на флоте была учреждена должность заведующего минной частью, а 1 октября были открыты минные офицерские классы и минная школа для матросов. Во многом это была заслуга Г.И. Бутакова. По проекту Бутакова в 1874 году впервые оснастили броненосный фрегат «Петропавловск» противоминной артиллерией. Проводились учения и по использованию тарана; чертежи эволюции после кампании раздали офицерам для руководства. В 1877 году Бутаков подготовил и подал записку, в которой утверждал, что Россия не имеет ни броненосного, ни крейсерского флота, располагая массой прекрасных, но единичных судов. Он предложил строить крейсера и броненосцы сериями, проектируя их в соответствии с предполагаемыми задачами флотов, и готовить для них кадры. С началом русско-турецкой войны 1877–1878 годов броненосную эскадру Балтийского флота принял генерал-адмирал. Бутакову поручили командование отрядом эскадры. В начале войны этот отряд установил минные заграждения у Выборга, Динамюнде и Свеаборга. Когда весной 1878 года возникла опасность появления британского флота, вице-адмирал предложил держать отряды минных катеров в Кронштадте, Свеаборге, Роченсальме, Бьорке, Нарве, послать в Свеаборг отряд броненосцев, создать на побережье линии оптического телеграфа, связав им наблюдательные пункты со столицей, установить минные банки в разных местах Финского залива. Он показал слабость обороны Кронштадта и Санкт-Петербурга. По рекомендации флотоводца совещание приняло решение усилить минные заграждения, прикрыв их артиллерией береговых батарей и кораблей, дополнительно оснащенных мортирами. 16 апреля Бутакова произвели в адмиралы и вскоре назначили начальником береговой и морской обороны Свеаборга. Моряк привел в базу отряд старых броненосцев. Он занимался многочисленными работами по усилению крепости, подготовке мин заграждения и т. п. Пришлось исправлять многие недочеты мирного времени, в том числе и следствия злоупотреблений. Занимаясь вопросами подготовки судов, стоявших в Свеаборге, летом 1878 года Бутаков приказом ввел первый в мире шлюпочный трал для обнаружения и уничтожения якорных мин. В 1879–1880 годах он разработал и организовал морскую игру. В начале 1881 года Г.И. Бутакова назначили главным командиром Петербургского порта. Однако, защищая интересы флота, он оказался в конфликте с вышестоящим руководством, был снят с поста и назначен в Государственный совет. Адмирал тяжело переживал свое увольнение и в ночь на 31 мая 1882 года скончался от апоплексического удара. Бутаков явился связующим звеном между моряками лазаревской школы, преимущественно парусниками, привыкшими добиваться побед физическими силами матросов и собственным мужеством, и новым поколением офицеров, для которых важнейшее значение имело техническое образование. Его книга «Новые основания пароходной тактики» стала пособием для моряков разных стран.

Источник: 100 великих адмиралов. 2009

Бутаков, Григорий Иванович

Бутаков Григорий Иванович


— генерал-адъютант, адмирал, член Государственного Совета; род. в Риге 27 сентября 1820 г., ум. в С.-Петербурге 31 мая 1882 г. Старший брат А. И. Бутакова, Г. И. Бутаков так же рано, как и тот, привык к морю, под руководством отца, а затем с большим успехом обучался в морском кадетском корпусе и был произведен в гардемарины 9 января 1836 г. После плавания и крейсирования в Балтийском море в 1836 и 1837 г. Бутаков был произведен в мичманы (23 декабря 1837 г.). Отец его в то время командовал 5-ю флотскою дивизиею, находившеюся в Черном море, куда и отправился молодой Бутаков, и здесь находился постоянно в плавании на парусных судах. В 1838 г. командир черноморского флота М. П. Лазарев послал Бутакова в отряд генерала Н. Н. Раевского, действовавший тогда против горцев на черноморском берегу Кавказа, и Бутаков находился 12, 13 и 14 мая при занятии позиции близ Туапсе. Позднее на тендере Луч он сражался с горцами, нападавшими на наши суда, которые потерпели крушение у Туапсе, и за эти военные действия был награжден орденами св. Анны 4-й степени с надписью за "храбрость", а также и св. Станислава 3-й степени. В следующие годы Бутаков на шхуне "Ласточка" ходил в Грецию, где состоял в распоряжении Императорской миссии, был произведен 11 апреля 1843 г. в лейтенанты и затем на шхуне "Вестник" плавал в Архипелаге и Средиземном море. Получив в 1847 г. команду над тендером "Поспешный", Бутаков долгое время, вместе с Шестаковым, занимался лоциею Черного моря и составил очень добросовестный труд, выдержавший несколько изданий. За это Бутаков, награжденный орденом Св. Анны 3 степени в 1848 г. и, произведенный 22 апреля 1850 г. в капитан-лейтенанты, удостоился получить Высочайшую награду — бриллиантовый перстень. Адмирал Лазарев обратил внимание на молодого офицера и командировал его в Англию в 1851 г. для наблюдения за постройкою буксирного парохода "Дунай", с которым Бутаков и прибыл в Николаев в 1852 г. Затем, после непродолжительного командования бригом "Аргонавт", Бутаков был назначен, 3 декабря 1852 г., командиром парохода "Владимир", лучшего в черноморском флоте, скоро получившего известность в Крымскую войну. В 1853 г. Бутаков находился при генерал-адъютанте Корнилове в свите чрезвычайного посла при Оттоманской порте князя Меньшикова и совершил при этом на пароходофрегате "Громоносец" переход из Одессы в Константинополь; отсюда он вернулся в Николаев на пароходе "Бессарабия". Тем временем Бутаков принимал участие и в научной литературе по морскому делу. В 1845 г. он написал: "Взгляд на доки, гавани, судоходство и пр. в Соединенных Северо-Американских Штатах"; в 1850 г.: "О компасах с наклонною стрелкою"; в 1851 г. — "Об управлении тендером ". Вскоре вспыхнула Восточная война 1853—1856 гг. Бутаков был послан на пароходе "Владимир" для разведывания о неприятельском флоте. Смело перерезав все Черное море, Бутаков явился в виду Синопа, осмотрел его рейд и, найдя там только одни купеческие суда, сообщил об этом по возвращении в Севастополь. 5 ноября 1853 г. Бутаков вступил в одиночный бой у Анатолийского берега с турецким 10-пушечным пароходом "Перваз Бахра", овладел им и привел на буксире в Севастополь, за что, кроме призовых денег, в количестве 38000 руб., удостоился получить орден св. Георгия 4 степени за храбрость. Вице-адмирал Корнилов, бывший на пароходе "Владимир", свидетельствовал, что этот бой может служить образцом практического искусства и был веден с удивительною энергиею и замечательным хладнокровием, — качествами, всегда отличавшими Бутакова. Приглашенный Корниловым в его штаб, Бутаков с отрядом пароходов направился к Синопу и подоспел к нему, когда вице-адмирал Нахимов одерживал уже 18 ноября блистательную свою победу над турецким флотом. Бутакову удалось оказать при этом значительную услугу, очищая Синопскую бухту и выводя из линии наши корабли; он буксировал также из Синопа в Севастополь корабль "Великий Князь Константин", на котором находились пленные турецкие начальники. 18 декабря 1853 г. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга. Между тем англо-французский флот со значительным десантом, после бомбардирования г. Одессы, подошел к Крымскому полуострову, а после сражения при р. Альме подступил к Севастополю, в обороне которого Бутаков, до самой сдачи города, 27 августа 1855 г., принимал деятельное участие, командуя пароходом "Владимир". Он не раз выходил в море и делал набеги на неприятельские отдельные суда в виду англо-французской эскадры, принимал участие во всех выдающихся вылазках, ходил к Стрелецкой бухте действовать по английскому лагерю, атаковал неприятельскую брандвахту у Песочной бухты — большой железный пароход, наблюдавший за действиями наших судов на рейде — и принудил его укрыться в Камышинской бухте. За эти военные действия Бутаков 30 марта 1855 г. был произведен в капитаны 1 ранга, а в июне — награжден орденом св. Анны с короною за участие в отражении первого штурма у 4 и 5 отделений оборонительной линии, а затем, в июле, получил золотую саблю за храбрость и орден св. Владимира 4 степени с бантом. В вылазке на Инкерманские высоты Бутаков много содействовал переправе наших войск через р. Черную, послав со своего парохода все лодки, которые и были поставлены поперек реки и соединены стелюгами. Затем, при штурме 21 августа, Бугаков с парохода поражал выстрелами штурмующие колонны, направленные на 2 бастион. 5 сентября он был пожалован во флигель-адъютанты Его Величества. Когда же решено было затопить и пароход "Владимир", Бутакову поручено было заняться усилением обороны Николаева, и он был 26 сентября назначен начальником штаба, заведовавшего морскою частью в Николаеве. По заключению Парижского мира, Бутаков, произведенный в 1856 г. в контр-адмиралы с зачислением в свиту Его Величества, был назначен заведующим морскою частью и главным командиром николаевского порта, а 1 февраля 1860 г. переведен в балтийский флот начальником (флагманом) практической эскадры винтовых кораблей. Здесь Бутаков занялся вопросами военной пароходной тактики и имел возможность всесторонне проверить свои исследования законов вращения винтовых судов, во время плавания с ними в 1861 и 1862 гг. Применение паровой силы во флоте и замена деревянных судов вполне железными или деревянными с железными бронями вызвали изменение всей тактики морских судов. Бутаков стремился составить подробные правила пароходных эволюций и очень удачно разрешил эту задачу в своем сочинении: "Новые соображения пароходной тактики". Это сочинение в 1863 г. было удостоено Академиею наук Демидовской награды "за совершенно самостоятельное творение, обогащающее литературу и практику новыми фундаментальными открытиями и исследованиями". Этот труд сделал имя Бутакова известным всему морскому миру. — Бутакову теперь предстояло образовать командиров судов, чем он и занялся, будучи назначен 5 сентября 1861 г. начальником практической эскадры винтовых лодок балтийского флота. Награжденный в конце 1861 г. орденом св. Станислава 1 степени, Бутаков был командирован в Тулон, где занимался теми же вопросами морской тактики, а в 1863 г. был назначен морским военным агентом в Англии и Франции, где в продолжение четырех лет знакомился с чудесами быстро развившегося броненосного судостроения и морской артиллерии и в то же время продолжал свои тактические исследования по морской части. 16 апреля 1863 г. Бутаков был награжден орденом св. Анны 1 степени. Произведенный 28 октября 1866 г. в вице-адмиралы, Бутаков был вызван в Россию в 1867 г. и назначен начальником сформированной контр-адмиралом Лихачевым броненосной эскадры, образовавшей большую практическую эскадру, которая производила свои учения и занятия близ Выборга, около Транзунда. Бутаков изучал поворотливость судов, старался улучшить сигналопроизводство, особенно ночное, ввел на судах электрическое освещение, занимался много таранным боем. При одном из таких учений произошло известное столкновение деревянного фрегата "Олег" с плавучею батареею "Кремль", и от удара ее тараном "Олег" затонул через 15 минут на глубине 36 сажен, причем потонуло 16 матросов (остальные были спасены). В 1868 г. Бутаков издал свое сочинение "Эволюционная система паровых судов", в котором, по отзывам специалистов, до сих пор никто не нашел недостатков. Продолжая командовать практическою эскадрою, Бутаков закончил и другой громадный труд, начатый еще контр-адмиралом Лихачевым, — по составлению сигнальной книги 3-х и 4-флажной системы. 29 января 1868 г. Бутаков был назначен старшим флагманом балтийского флота. На смотру в Транзунде в 1869 г. Император Александр II поздравил его генерал-адъютантом и собственноручно надел на него аксельбант, снятый с вел. кн. Алексея Александровича, сказав: "а тебя благодарю прежде всего и поздравляю Моим генерал-адъютантом. Я уверен, что ты останешься таким, каким Я тебя всегда знал". Продолжая командовать эскадрою до 1877 г., Бутаков составил также шлюпочную сигнальную книгу (в 1875 г.), дал первый толчок минному делу в нашем флоте, применил электрическое освещение к отражению минных атак и продолжал опыты над таранными маневрами, служащими продолжением его же законов тактических эволюций. За это время Бутаков был награжден: в 1871 г. — орденом св. Владимира 2 степени, а в 1874 г. — орденом Белого Орла, получив также и прусский орден Красного Орла и шведский орден Меча. В 1877 г. Бутаков был награжден орденом св. Александра Невского и назначен командиром мониторов, входивших в состав эскадры, плававшей в Балтийском море под флагом Его Высочества генерал-адмирала. В 1873 г. Бутаков был произведен в адмиралы с назначением начальником морской и береговой обороны Свеаборга и поднял свой флаг на броненосном фрегате "Петропавловск". В 1881 г. Бутаков был назначен главным командиром петербургского порта, причем ему была пожалована аренда в три тысячи руб. в год на шесть лет. Он много заботился о сокращении излишних расходов по порту и ненужных инстанций по управлению, занимался также разными преобразованиями по флоту, учредил военно-морскую тактическую игру в морском собрании, составил для нее основные правила, руководил игрою, причем сообщал ей живой интерес своими глубокими познаниями и многолетнею опытностью. В марте 1882 г. Бутаков был назначен членом Государственного Совета, но в том же году скоропостижно скончался, переезжая Неву на ялике. Погребен он на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге. — Г. И. Бутаков всю жизнь свою посвятил славе и величию нашего флота и пользовался всеобщим уважением от адмирала до последнего мичмана. По виду угрюмый и молчаливый, он умел ободрить в критическую минуту, сказать несколько теплых слов, которые запоминались навсегда. Характера он был невозмутимого, спокойного и серьезного. Он обладал замечательною способностью к изучению языков, а также к техническим знаниям и исследованиям. В должности подчиненного он являл собою пример образцового исполнения долга; в качестве начальника он был учителем и воспитателем целого поколения русских моряков в продолжение 16-летнего командования эскадрою броненосных судов балтийского флота. Его именем названы два залива: один — в Беринговом море, а другой — на восточном берегу острова Сахалина. Бутаков был членом парижского Institut d´Afrique, а также Императорского русского технического общества, С.-петербургского речного яхт-клуба и проч. Кроме вышеименованных сочинений Бутакова, им напечатаны в "Морском Сборнике" следующие статьи: 1) О здоровье на море. 2) Несколько наставлений о катаньях на шлюпках. 3) Несколько соображений о пароходных таранах. 4) Заметка об английских башенных судах. 5) О свойстве тросов и цепей. 6) Жидкий, или греческий огонь. 7) Несколько опытов над устройством орудий для туманных сигналов. 8) Об исправлении котлов на пароходе "Владимир". 9) Из артиллерийских заметок на Севастопольском рейде. 10) Несколько встреч с нашею прибрежною пограничною стражею.


Березин и Де Ливрон, "Г. И. Бутаков", биографический очерк, 1883. — "Кронштадтский Вестник", 1867 г., № 20; 1882 г., № 64. — "Морской Сборник", 1873, № 5, 1875, № 4, 1876, №№ 6, 8, 9; 1877, № 6, и 1882, № 7. — 32-е присуждение Демидовских наград. — Общий Морской список, т. IX, стр. 335.


П. Майков.


{Половцов}





Бутаков, Григорий Иванович



— адмирал, генерал-адъютант, член государственного совета; род. в Риге 27 сентября 1820 г.; обучался в морском кадетском корпусе и выпущен в мичманы в 1838 г. Так как его отец командовал в это время 5 флотской дивизией в Черном море, то Бутаков немедленно по выходе из корпуса отправился на юг, где и плавал на парусных судах разного ранга. В 1838 г. участвовал в бое при занятии местечка у реки Туапсе, и в том же году, состоя на тендере "Луч", участвовал в сражении против горцев, нападавших на наши суда, потерпевшие крушение близ устья той же реки. На 9 году службы Б. был назначен командиром тендера "Поспешный". В этой должности он оставался до 1851 г., занимаясь почти исключительно описью берегов Черного моря, как русских, так и турецких. В 1851 году назначен командиром брига "Аргонавт", а в 1852 г. командиром "Владимира", лучшего из черноморских пароходов-фрегатов. Вся боевая слава Б. связана со службой на этом пароходе, получившем, благодаря блестящему военному таланту командира, громкую известность в эпоху Крымской войны. 3 ноября 1853 г. Б. смело и подробно произвел рекогносцировку коварнского, бальчикского, варнского и бургасского рейдов, а 5 числа того же месяца атаковал турецкий пароход "Перваз-Бахре" и после 3-часового боя заставил его спустить флаг. Этот бой — первый, по времени, между пароходами — доставил Б. чин капитана 2 ранга и орден Георгия 4-ой степени. После этого Б. нес крейсерскую службу на своем пароходе и временно, когда исправляли машину "Владимира", на пароходе "Одесса". В 1854 г. 24 ноября, днем, была произведена морская вылазка. Командиру парохода "Владимир" предоставлено было выйти в море вместе с пароходом "Херсонес", чтобы нанести возможно больший вред двум пароходам, стоявшим в Стрелецкой бухте. Последствием вылазки было то, что неприятель поставил в Стрелецкую бухту трехмачтовый пароход и 4 батарейных парохода. С декабря 1854 г. и до сдачи Севастополя Б. участвовал в его обороне как командир "Владимира". 27 августа 1855 г. успешно исполнил заранее обдуманный план бомбардировки рейдовой батареи и в то же время действовал и по неприятельским войскам. Искусные и смелые маневрирования "Владимира" возбудили общее удивление не только своих, но и врагов (подробное описание этого дела см. "Адмирал Бутаков", издание второе, исправленное Е. Березиным, СПб., 1884 г., стр. 30—36, и "Отечественные Записки", т. CXXXI, отд. I, "Записки отставного артиллерийского офицера И. В."). В ночь с 30 на 31 августа по условному сигналу зажгли все наши пароходы и в то же время открыли краны, и "Владимир", вместе с другими, пошел ко дну. В сентябре 1855 г. Б. пожалован флигель-адъютантом и назначен начальником штаба в Николаеве. В 1856 г. Б. произведен в контр-адмиралы с назначением в свиту Е. И. В. и заведующим морской частью в Николаеве и военным губернатором Николаева и Севастополя. В 1860 г. переводе и на Балтику начальником отряда винтовых кораблей. Это назначение дало ему возможность всесторонне проверить свое исследование законов вращения винтовых судов и составить затем свои известные "Пароходные эволюции". По окончании первой кампании этого отряда, на зимнее время командирован за границу, где, продолжая трудиться над разработкой своей книги, подробно ознакомился с французской и английской системами производства сигналов, с эволюциями флотов и с состоянием пароходно-машинного дела и измерением расстояний во Франции. К следующей (1861) весне Б. был назначен начальником практической эскадры винтовых лодок и в этом звании оставался два года или, вернее, две кампании. Без преувеличения можно сказать, что плавание 40 лодок в 1861—62 гг. было для Балтийского флота своего рода событием. Кроме маневрирования и подготовки офицеров и команды к боевому времени, Б. обратил особое внимание на изучение Финляндских шхер. С 1863 по 1867 гг. Б. был военно-морским агентом в Англии и Франции. В 1867 г. Б. назначен начальником броненосной эскадры, которой командовал 10 лет, главным образом обращая внимание на то, чтобы эскадра составляла одно целое и как офицеры, так и команда были вполне приготовлены к военному времени. В это же время изданы Б. ныне существующий "Свод морских военных сигналов" и "Книги эволюционных сигналов", с подробным объяснением самых эволюций, а также изданы все приказы Б. по эскадре. В 1877 г. Б. командовал отрядом под главным начальством генерал-адмирала и вырабатывал правила расстановки мин на фарватерах. В 1878 г. произведен в адмиралы. В 1881 г. назначен главным командиром Петербургского порта. В этой должности состоял около года. В последние годы своей службы участвовал в нескольких комиссиях по преобразованию нашего флота и о мерах, которые следует предпринять в военно-морском отношении на случай войны. По упразднении должности главного командира петербургского порта Б. назначен членом государственного совета. Б. написал: "Еще о тендерах и управлении ими" ("Морской Сборник", 1852, № 6); перевел: "Взгляд на гавани, доки, судоходство Соединенных Штатов Северной Америки" (1845); "О компасе с наклонной стрелкой" ("Морской Сборник", № 10); "О свойствах тросов и цепей". Главный труд его: "Новые основания пароходной тактики" удостоен академией наук Демидовской премии. 31 мая 1882 г. Б. скоропостижно скончался на ялике, переезжая Неву.


П. Г.


{Брокгауз}





Бутаков, Григорий Иванович


— адм., создатель паров. броненос. школы в рус. флоте. Род. 27 снт. 1820 г., воспитывался в морск. корпусе и по окончании плавал 2 г. в Балт. море, после чего в 1837 г. был переведен в Черном. флот, где и служил до 1860 г. в Черн. море мичм. Б. скоро обратил на себя внимание и был назначен личн. флаг-офицером к адм. М. П. Лазареву. В 1838 г., плавая на корабле "Силистрия" и принимая с морск. десантом участие в делах против горцев у Абхазских берегов, Б. получил первое боев. крещение. В 1843 г. он был произведен за отличие в лейт., в 1856 г. в кап.-лейт. В 1843—50 гг. Б. занимался гидрогр. работами и составил первую систем. лоцию Черн. моря. Посланный в 1850 г. в Англию для приема строящегося парохода "Дунай", Б. привел его в Черн. море. Послед-но командуя неск. судами, Б. особенно отличился в ноябр. 1853 г.: командуя пароходом "Владимир", он сделал смелую разведку к тур. берегам и взял с бою тур.-егип. парох. "Первас-Бахри", за что был награжден орд. св. Георгия 4 ст.; за участие в Синопск. бою произведен в кап. 2 р. С началом крым. войны, командуя тем же пароходом "Владимир", Б. неоднократно производил смелые поиски по Черн. морю, несмотря на присутствие соед. англо-франц. флота. С началом осады Севастополя, командуя пар.-фрегатом "Херсонес", он принимал участие в отражении всех непр. штурмов, содействуя своей артиллерией огню бер. батарей. За широко проявленную лич. инициативу и храбрость Б. был произведен в кап. 1 р., пожалован флигель-адъютантом, награжден орд. св. Анны 2 ст. с мечами, св. Владимира 4 и 3 ст. с мечами и бантом и зол. оруж. с надписью "За храбрость" и, как выдающийся боев. офицер, назначен начальником шт. флота, на место убитого адм. Корнилова. В 1856 г. 36-летний Б. был произведен в контр-адмиралы с назначением в свиту Его Величества и гл. командиром и губернатором в Николаеве. В 1860 г. переведен в Балт. море и командирован в Англию для изучения паров. броненос. судостроения. Вернувшись из Англии, Б. был назначен начальником практич. эскадры винтов. лодок. С этого времени Б. отдался всецело делу создания в России паров. флота. Быстрый прогресс техники судостроения после крымской и сев.-америк. войн ставил наш флот в тяжелое положение. Не было необходимого контингента техников, ни оборудован. заводов, ни средств, истощенных войной. Блестящая школа Лазарева, хотя и дала флоту боев. моряков, но в большинстве это были лихие парусники, не понимавшие требований быстро развивающейся техники. Ощущалась насущная необходимость в создании новой паровой школы, которая подготовила бы соответствующий личн. состав. Винтовой жел. корабль, нарезное замковое орудие, стальн. броня и др. технич. завоевания совершенно изменили характер морск. боя, выдвинув длин. ряд тактич. вопросов, разрешением которых со свойствен. ему энергией занялся Б. Обладая большой эрудицией, отлично образован., молодой адмирал с первых дней командования эскадрой обратил особ. внимание на тактич. подготовку флота и в этой области справедливо заслужил себе название "учителя и основателя броненос. школы". "Мы должны готовиться к бою всегда, постоянно, неотлагательно, немедленно, — говорил Б., — готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы". И действительно, в короткое время боев. подготовка его эскадры была доведена до такой высоты, что иностран. державы посылали своих моряков учиться у Б. Знаменитый Фаррагут лично приехал в Россию и, ознакомившись с эскадрой Б., высказал мнение, что "русскому флоту некого опасаться". Средства, которыми достиг этого адм. Б., состояли в самом шир. поощрении личной инициативы и в развитии индивидуальн. качеств отд. бойца. Понимая огромное значение личн. фактора для успеха боя, Б. не останавливался перед тем, чтобы создавать в мирн. время обстановку, близкую к боевой. Им были введены таранные бои на спец. судах для практики командиров, введен ряд стрельб, в которых суда производили настоящие бои между собой, поражая арт. огнем щиты, привязанные на коротком буксире за кормой; офицеров и н. ч. Б. заставлял под ядрами кататься на шлюпках для приучения к свисту и разрыву снарядов и т. д. Произведенный в 1866 г. в вице-адмиралы, Б. был назначен начальником эскадры бр-сных судов Балт. моря. В период времени с 1867 по 1876 г. его административно-воен. таланты проявились с особенной яркостью. К этому времени относятся его замечат. воен.-морские труды: "Новые основания пароходной тактики", удостоенные Демидовской премии, и "Книга эволюционных сигналов", положившая основание дальнейш. развитию совр. морск. дела. Не менее замечательны инструкции и особенно приказы Б. по эскадре, исключит. по содержательности, глубине и широте высказываемых в них мыслей. Собрание его приказов можно по справедливости назвать "библией моряка"; в них заложены основы в.-морск. воспитания, которые поражают своей современностью даже теперь, почти 50 лет спустя. Положив начало теории бр-сной тактики, Б. был вместе с тем и инициатором "в.-морск. игры" и составил для нее правила. Он же был и руководителем первых собраний морск. офицеров, занимавшихся ею. Б. воспитал целое поколение рус. моряков, являя собой редкий пример неутомимости, здравого смысла, знания и личных достоинств. Школа Б. явилась блестящим продолжением школы его учителя М. П. Лазарева и дала флоту ряд выдающихся деятелей в лице Н. Копытова, П. Тыртова, К. Пилкина, Н. Казнакова, П. Безобразова, незабвенного С. О. Макарова, его любимого ученика, и многих др. Неутомимые труды и плодотворная деятельность Б. были по справедливости оценены: в 1869 г., после боев. смотра, сделанного Балт. флоту имп. Александром II, Б. было пожаловано звание генерал-адъютанта. Произведенный в адм. в 1878 г., Б. через 2 года был назначен гл. командиром СПб. порта и в след. 1882 г. чл. Гос. Сов. Умер 31 мая 1882 г.


{Воен. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008