первая книга Пятикнижия, повествующая о сотворении мира и человечества. Особое место в повествовании занимает история еврейского народа, его патриархов и их семей.
Бытие
Бытие
Источник: Исторический словарь
Бытие
название первой книги Ветхого завета в русском переводе. Первые главы содержат историю сотворения мира и человека, грехопадения первых людей и изгнания их из рая, размножение потомков Адама и Евы, всемирного потопа, строительства вавилонской башни. Затем идут жизнеописания праотцев Авраама, Исаака и Иакова. Особо существенны в этой части книги: «обетование», данное богом Аврааму, а затем Исааку, «умножить их семя» и сделать их потомство своим избранным народом; повествования о продаже Иосифа в египетское рабство, о поселении евреев в Египте. Синагогой и церковью книга Бытие приписывается Моисею, как и остальные книги Пятикнижия. На самом деле текст книги восходит к 3 источникам Пятикнижия: Яхвисту, Элохисту и Жреческому кодексу. Наиболее древние фрагменты ее относятся к 9 в. до н.э. См. Ветхий завет, Пятикнижие Моисеево.
БЫТИЕ
(греч. genesis – «творение», «начало») – первая книга канона священных ветхозаветных книг. Название получила от своего содержания: возникновение мира (1-я гл.); происхождение человека (2-я гл.); история допотопного и послепотопного человечества до патриарха Авраама (4-11-я гл.); начало истории еврейского народа в истории его патриархов Авраама, Исаака и Иакова (12-50-я гл.); оканчивается книга повествованием о смерти Иакова и его сына Иосифа в Египте. Книга Бытия составляет одно целое с книгами Исход, Левит, Числа и Второзаконие (см. Пятикнижие) и служит для них введением, объясняя проихождение еврейского народа.
Главная цель книги Бытия – представить историю истинного богопочитания на земле, показать, как Господь руководил судьбой избранного Им человека с его потомками и приготавливал его к принятию Своих откровений. В
Главная цель книги Бытия – представить историю истинного богопочитания на земле, показать, как Господь руководил судьбой избранного Им человека с его потомками и приготавливал его к принятию Своих откровений. В
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Бытие
(греч. einai, лат. esse), философская категория, которая обозначает все существующее, как материальное, так и идеальное, независимо от любого последующего определения. Материалистич. по сути точку зрения на Б. развил Парменид. Он рассматривал единое, вечное, недвижимое, неизменное, неделимое Б. как материальную субстанцию мира. Т. к. сущее может быть мыслимо, то Б. и мышление тождественны. Платон придерживался идеалистич. точки зрения, согласно которой настоящее Б. свойственно только идеям, в то время как материальный мир есть лишь «тень» этих идей и знает только процесс становления. Аристотель использует понятие «Б», во многих значениях, но первое из них то, в котором под сущим понимается некоторое «что», обозначающее сущность. Итак, отсюда следует, что «первое сущее, которое существует не только в чем-то ином, но просто «есть», — это сущность». Это есть форма или образ (morphe), Б. которого лежит в основе всего. Аристотель считал первой задачей философии исследовать сущее как оно есть и Б. как таковое. Из этих постулатов берут начало метафизика и онтология как философские дисциплины. Категория Б. заняла позднее центральное место в философии Фомы Аквинского и в неотомизме.
Источник: Словарь античности. 1989
Бытие
евр Бришит Бытие. (Первая книга Моисеева). Эта книга описывает начало всего, охватывая время от сотворения мира до переселения израильтян в Египет Ее можно разделить на две главные части, из которых первая (гл. 1-11) повествует о происхождении и первоначальной истории человечества, а вторая (гл. 12-50) — о начале истории народа, «взятого в удел», т.е. о времени патриархов и их ближайших потомков. В первой части говорится о сотворении Адама и Евы, их первоначальном блаженном состоянии, грехопадении, размножении человечества, умножении зла, всемирном потопе, спасении Ноя и ковчеге; затем, о потомках Ноя и рассеянии народов после смешения языков в Вавилоне. Во второй части находим подробные рассказы об Аврааме (гл 2-25), его сыне Исааке и внуке Иакове (гл. 26-35), и потомках Иакова, в особенности Иуде и Иосифе (гл. 37-50). Книга заканчивается рассказом о смерти Иосифа. Книга Бытие и первые главы Книги Исхода содержат описание тех обстоятельств, которые привели к основанию теократии, т.е. такого образа правления, где Сам Бог непосредственно царствовал над избранным Им народом, чтобы через этот народ дать спасение погибшему миру. (См. «Царь»). Автор книги Бытие начинает изложением Божественного происхождения и устройства мира, чтобы рассказать, во-первых, о призвании Авраама, и, во-вторых, истинную сущность еврейской теократии. Он начинает с сотворения мира, потому что Бог, сотворивший мир, был Тот же, Который открылся отцам. Следовательно, книга Божия преследует одновременно частную и общую цели. Она обнимает весь мир; она говорит о Боге, как Боге всего человечества. Но, как введение к истории Израиля, книга эта подчиняет общую цель частной, национальной. Пять главных лиц книги Бытия являются, так сказать, столпами, на которых покоится все здание: Адам, Ной, Авраам, Исаак и Иаков История избранного народа, который сделался наследником обетовании и которому было вверено Слово Божие (Рим. 3:2; 9:4) — единственная история, которая объясняет отношение человека к Богу и освещает последующую историю человечества.