Церковная иерархия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Церковная иерархия
совокупность церковных должностей и чинов снизу доверху в порядке их подчиненности. Со II века установились следующие названия степеней (санов) священства: нижние саны - кувуклисий (держал во время богослужения жезл архиерея, а также являлся блюстителем кувуклии - раки с мощами), анагност (чтец), иподиакон (поддиакон), диакон (служитель), протодиакон (первый диакон), архидиакон (старший диакон) - таинств не совершают, помогают при совершении богослужений, в крайней нужде (смертельная опасность) могут крестить, как, впрочем, и всякий мирянин; средние саны - иерей (священник), протоиерей (первый священник, он же протопоп), протопресвитер ("первый старец", настоятель соборного храма) - совершают все таинства, кроме хиротонии - рукоположения, посредством которого возводят в сан диакона, священника или епископа; высокие саны - викарный епископ, епископ ("надзиратель"), архиепископ ("старший надзиратель"), митрополит ("житель столицы"), патриарх ("старший отец") - имеют полную власть в своей епархии. Совершают все таинства, в том числе возводят в сан епископа, но только вдвоем или втроем.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Иерархия церковная
в православноцерковном смысле совокупность священнослужителей всех трех степеней священства: низшая степень – диакон; средняя – пресвитер; высшая – епископ. И. ц. сложилась в I–IV вв. Тогда же было установлено таинство посвящения в духовный сан – рукоположение (хиротония). ПсевдоДионисий Ареопагит в тройственности И. ц. видит отображение И. ангельских чинов: свет и энергия Божии передаются от высших ангелов к низшим, а от них через И. ц. – к мирянам. В православном богословии И. ц. понимается как производное от первосвященнического служения Иисуса Христа. Христос – единственный Глава Церкви, подлинный Архиерей, возглавляющий и ангельскую И., и земное священство. Священство (епископы и подчиненные им пресвитеры и диаконы) призвано хранить в земных условиях тайную силу благодати Божией. Православие подчеркивает, что иерархическое духовенство существует благодаря тому, что веру Церкви Христовой хранят не только члены И. ц., но весь церковный народ. Поэтому духовное отделение от него священнослужителя есть выпадение его из царственного священства народа Божия, влекущее за собой утрату священнических прав.

Источник: Краткий православный словарь.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
133.96 кб

Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии

Гусарова Екатерина Валентиновна
В настоящей статье рассмотрена история становления в Эфиопском государстве церковной, а отчасти и тесно связанной с ней светской иерархии, в позднесредневековый период на основе данных, содержащихся в хронике царя Такла Гиоргиса I
Читать PDF
555.70 кб

Церковные иерархи, погибшие в лагерях Кузбасса: Аркадий (Ершов)

Правда Вера Леонидовна
The article refers to biographical the direction of historical research and is dedicated to the life of an outstanding Church Hierarch of the Russian Orthodox Church Bishop of Arcadia (Ershov).
Читать PDF
319.67 кб

Возникновение и развитие церковной иерархии в трудах А. П. Лебедева

Дьяков А.В.
Посвящено концепции формирования и исторического развития церковной иерархии профессора Московской духовной академии А. П. Лебедева. Внимание в статье направлено на анализ исторических взглядов профессора А. П. Лебедева.
Читать PDF
636.86 кб

Отношение высшей церковной иерархии к Февральской революции на примере Пермской епархии

Марченко А.Н., Нечаев М.Г.
Падение монархии положило конец синодальному строю. Православная церковь перестала быть главной конфессией страны, оказавшись перед лицом многочисленных внутренних проблем.
Читать PDF
277.98 кб

Русская церковная иерархия в княжеских междоусобицах середины XII первой трети XIII века

Галимов Тэймур Рустэмович
Активным участником княжеских усобиц в Древней Руси была церковь. Её высшие иерархи нередко привлекались для преодоления различных внутридинастических конфликтов.
Читать PDF
14.19 мб

Русская церковная иерархия в княжеских междоусобицах середины XII - первой трети XIII века

Галимов Тэймур Рустэмович
Активным участником княжеских усобиц в Древней Руси была церковь. Её высшие иерархи нередко привлекались для преодоления различных внутридинастических конфликтов.
Читать PDF
1.33 мб

Первый польский сейм после восстановления патриархом Феофаном православной церковной иерархии

П. Н. Жукович
Читать PDF
1.37 мб

Первый польский сейм после восстановления патриархом Феофаном православной церковной иерархии

П. Н. Жукович
Читать PDF
228.68 кб

«в се же лето преставися Иоан митрополит…»: беглый взгляд на смерть первых церковных иерархов в киев

Гайденко Павел Иванович
Смерть церковных иерархов Древней Руси одна из малоизученных сторон церковной истории. С точки зрения христианского сознания, смерть считается важнейшим итогом человеческой жизни.
Читать PDF
228.68 кб

«в се же лето преставися Иоан митрополит…»: беглый взгляд на смерть первых церковных иерархов в киев

Гайденко Павел Иванович
Смерть церковных иерархов Древней Руси одна из малоизученных сторон церковной истории. С точки зрения христианского сознания, смерть считается важнейшим итогом человеческой жизни.
Читать PDF
588.92 кб

Церковная иерархия и церковно-ордынские отношения в период татаро-монгольского вторжения 1237-1240 г

Галимов Тэймур Рустэмович
Цель: В предлагаемом исследовании предпринят анализ деятельности церкви в лице её высших иерархов в период наиболее активной фазы русско-ордынского противостояния (1237-1240 гг.).
Читать PDF
274.77 кб

ГЕРБЫ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ НА ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII

Комаровская Елена Петровна, Колтович Владимир Владимирович
Особенности становления личной церковной геральдики на Руси соотносятся с тенденциями эволюции иконографических памятников и заимствованием западноевропейского геральдического опыта.
Читать PDF
886.58 кб

Русская православная церковь как социальный институт и ее церковно-административные и иерархические

Вольтер Ольга Владимировна
Целью данной статьи является анализ положения РПЦ как социального института и ее административно-политических и иерархических элит на протяжении XX-XXI вв.
Читать PDF
873.28 кб

Восприятие высшей церковной иерархией самодержца как главы Русской православной церкви в 1905-1917 г

Мишин Иван Олегович
В статье выявляется характер восприятия русским православным епископатом в начале ХХ в. императора Николая II как главы Русской православной церкви и носителя определенных прав на церковную власть.