одна из сфер церковного знания; историческое осмысление политических, социальных и культурных процессов религиозной жизни с позиций признания истинности вероучения и необходимости утверждения его ценностей. Ц. и. получила особенное развитие в христианской культуре, так как христианской мысли, опирающейся на Священное Предание, всегда было присуще историческое понимание действительности. Отцом церковной истории считают Евсевия Памфила (ок. 265 - ок. 340) - историографа эпохи византийского императора Константина Великого. «Церковная история» Евсевия Памфила, посвященная «апостольскому периоду» христианства, была направлена на апологию христианского учения и борьбу с ересями. «Церковные истории» последователей Евсевия (Руфина, Филосторгия, Сократа Схоластика, Созомена, Феодорита) лишь дополняли его труд новыми фактами. Ц. и. распространилась в восточном и западном христианстве и считалась в средневековье частью богословия. В западных странах были популярны исторические труды, представляющие собой хроники церквей отдельных областей и эпох. Из них наиболее известна «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (ок. 731 г.).
В XVI-XVIII вв. западноевропейская Ц. и. разделялась на католическую и протестантскую. Католические историки (Болландисты, Ж. Мабильон, Б. де Монфокон) преуспели в области патристики. Протестанты уступали им в эрудиции и были сосредоточены на полемике со своими религиозными оппонентами на поле истории реформации. Современная Ц. и. как обособленная дисциплина церковного знания сформировалась в Германии в конце XVIII - начале XIX в. Центром ее разработки был Геттингенский университет (И. Л. Мосгейм, В. Ф. Вальх, Л.-Т. Ф. Шпиттлер и др.). Немецкой историографией были поставлены задачи источниковедческого обоснования церковноисторического знания, для получения и верификации информации использовались методы вспомогательных исторических дисциплин.
В дальнейшем в Европе Ц. и. развивалась параллельно со светской историографией. Наибольших успехов она достигла в конце XIX - начале XX в. во Франции (Л. Дюшен), Германии (А. фон Гарнак), Британии (Д. Робертсон). Интерес западных церковных историков сосредоточен в области изучения первых веков христианства и исторической эволюции (в том числе, ее социальных и антропологических аспектов) католической и протестантской конфессий. В настоящее время Ц. и. институирована, в основном, на теологических факультетах университетов. Одним из крупнейших центров исследований является Папский Григорианский университет (Ватикан). В России первые попытки изучения истории русской церкви относятся к XVIII в. (иеромонах Никодим (Селлий), архиепископ Амвросий (ЗертисКаменский)). В начале XIX в. успехи церковного историописания были связаны с ученой деятельностью митрополитов Амвросия (Орнатского), Евгения (Болховитинова), Платона (Левшина). Научная методология церковно-исторических исследований разрабатывалась в трудах А. А. Горского, архиепископа Филарета (Гумилевского), митрополита Макария (Булгакова).
Критическое направление церковной истории было представлено работами Е. Е. Голубинского. Значительный вклад в развитие церковно-исторической науки внес В. О. Ключевский (в 1871-1906 гг. - профессор Московской Духовной Академии). Особое место в российской Ц. и. занимали исследования раскола (Н. И. Субботин, П. С. Смирнов, Н. Ф. Каптерев). С середины XIX в. в духовных академиях работали кафедры не только русской церковной истории, но и истории Вселенской Церкви. В этой области известность получили труды И. В. Чельцова, В. В. Болотова, А. П. Лебедева и др. В XX в. русские церковные историки сосредоточились на проблеме взаимоотношений государства и церкви (И. К. Смолич, А. В. Карташев, Г. П. Федотов). В современной России Ц. и. в качестве научной и учебной дисциплины представлена в духовных академиях (Московская духовная академия), религиозных университетах и институтах (Библейский богословский институт им. апостола Андрея, Свято-Тихоновский богословский институт, Русская христианская гуманитарная академия, СПб.). Усилия церковных и светских историков успешно объединяет научно-издательский центр «Православная энциклопедия». С 2005 г. издается периодический «Вестник церковной истории» (приложение к «Православной энциклопедии»).
Лит.: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002; Иванов М. С Церковная наука в России. XVII-XX вв. / Иванов М. С., Беляев Л. А., Бусева-Давыдова И. Л., Лозовая И. Е., Турилов А. А. // Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000. С. 427-467; Лебедев А. П. Очерки истории церковной историографии в протестантской Германии// Прибавления к творениям св. Отцов. 1880. № 26; 1881. № 27-28; Лебедев А. П. Церковная история в главных ея представителях с IV-ro века до ХХ-го. Изд. 2-е, пересмотр. СПб., 1903. Л. Б. СУКИНА
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.