ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Найдено 1 определение
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
одна из сфер церковного знания; историческое осмысление политических, социальных и культурных процессов религиозной жизни с позиций признания истинности вероучения и необходимости утверждения его ценностей. Ц. и. получила особенное развитие в христианской культуре, так как христианской мысли, опирающейся на Священное Предание, всегда было присуще историческое понимание действительности. Отцом церковной истории считают Евсевия Памфила (ок. 265 - ок. 340) - историографа эпохи византийского императора Константина Великого. «Церковная история» Евсевия Памфила, посвященная «апостольскому периоду» христианства, была направлена на апологию христианского учения и борьбу с ересями. «Церковные истории» последователей Евсевия (Руфина, Филосторгия, Сократа Схоластика, Созомена, Феодорита) лишь дополняли его труд новыми фактами. Ц. и. распространилась в восточном и западном христианстве и считалась в средневековье частью богословия. В западных странах были популярны исторические труды, представляющие собой хроники церквей отдельных областей и эпох. Из них наиболее известна «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (ок. 731 г.).
В XVI-XVIII вв. западноевропейская Ц. и. разделялась на католическую и протестантскую. Католические историки (Болландисты, Ж. Мабильон, Б. де Монфокон) преуспели в области патристики. Протестанты уступали им в эрудиции и были сосредоточены на полемике со своими религиозными оппонентами на поле истории реформации. Современная Ц. и. как обособленная дисциплина церковного знания сформировалась в Германии в конце XVIII - начале XIX в. Центром ее разработки был Геттингенский университет (И. Л. Мосгейм, В. Ф. Вальх, Л.-Т. Ф. Шпиттлер и др.). Немецкой историографией были поставлены задачи источниковедческого обоснования церковноисторического знания, для получения и верификации информации использовались методы вспомогательных исторических дисциплин.
В дальнейшем в Европе Ц. и. развивалась параллельно со светской историографией. Наибольших успехов она достигла в конце XIX - начале XX в. во Франции (Л. Дюшен), Германии (А. фон Гарнак), Британии (Д. Робертсон). Интерес западных церковных историков сосредоточен в области изучения первых веков христианства и исторической эволюции (в том числе, ее социальных и антропологических аспектов) католической и протестантской конфессий. В настоящее время Ц. и. институирована, в основном, на теологических факультетах университетов. Одним из крупнейших центров исследований является Папский Григорианский университет (Ватикан). В России первые попытки изучения истории русской церкви относятся к XVIII в. (иеромонах Никодим (Селлий), архиепископ Амвросий (ЗертисКаменский)). В начале XIX в. успехи церковного историописания были связаны с ученой деятельностью митрополитов Амвросия (Орнатского), Евгения (Болховитинова), Платона (Левшина). Научная методология церковно-исторических исследований разрабатывалась в трудах А. А. Горского, архиепископа Филарета (Гумилевского), митрополита Макария (Булгакова).
Критическое направление церковной истории было представлено работами Е. Е. Голубинского. Значительный вклад в развитие церковно-исторической науки внес В. О. Ключевский (в 1871-1906 гг. - профессор Московской Духовной Академии). Особое место в российской Ц. и. занимали исследования раскола (Н. И. Субботин, П. С. Смирнов, Н. Ф. Каптерев). С середины XIX в. в духовных академиях работали кафедры не только русской церковной истории, но и истории Вселенской Церкви. В этой области известность получили труды И. В. Чельцова, В. В. Болотова, А. П. Лебедева и др. В XX в. русские церковные историки сосредоточились на проблеме взаимоотношений государства и церкви (И. К. Смолич, А. В. Карташев, Г. П. Федотов). В современной России Ц. и. в качестве научной и учебной дисциплины представлена в духовных академиях (Московская духовная академия), религиозных университетах и институтах (Библейский богословский институт им. апостола Андрея, Свято-Тихоновский богословский институт, Русская христианская гуманитарная академия, СПб.). Усилия церковных и светских историков успешно объединяет научно-издательский центр «Православная энциклопедия». С 2005 г. издается периодический «Вестник церковной истории» (приложение к «Православной энциклопедии»).
Лит.: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002; Иванов М. С Церковная наука в России. XVII-XX вв. / Иванов М. С., Беляев Л. А., Бусева-Давыдова И. Л., Лозовая И. Е., Турилов А. А. // Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000. С. 427-467; Лебедев А. П. Очерки истории церковной историографии в протестантской Германии// Прибавления к творениям св. Отцов. 1880. № 26; 1881. № 27-28; Лебедев А. П. Церковная история в главных ея представителях с IV-ro века до ХХ-го. Изд. 2-е, пересмотр. СПб., 1903. Л. Б. СУКИНА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
294.56 кб

Харбинский церковный историк

Веретенников Макарий
В статье рассматриваются биография и научные труды малоизвестного церковного историка XX в. Евгения Николаевича Сумарокова. Будущий историк родился в 1884 г. в Симбирске.
Читать PDF
433.35 кб

«Церковная история» Бархадбешаббы

Ващева И. Ю.
Читать PDF
347.62 кб

Церковный историк IV века Геласий Кесарийский

Ващева И. Ю.
Читать PDF
2.34 мб

О византизме в церковно-историческом отношении

И. И. Соколов
Читать PDF
94.68 кб

К истории изъятия церковных ценностей во Владимире

Личак Наталья Алексеевна
Статья раскрывает содержание мероприятий по изъятию церковных ценностей во Владимире в 1922 г.
Читать PDF
2.02 мб

Кир Батнский, сирийский церковный историк VII века

А. П. Дьяконов
Читать PDF
1.49 мб

Кир Батнский, сирийский церковный историк VII века

А. П. Дьяконов
Читать PDF
1.86 мб

Кир Батнский, сирийский церковный историк VII века

А. П. Дьяконов
Читать PDF
241.37 кб

Логика церковной истории: труд, торжество, кенозис

Легеев Михаил
Настоящая статья представляет собой продолжение нашей статьи «Смысл истории: торжество или кенозис Церкви? К постановке вопроса», опубликованной в № 5 «Христианского чтения» за 2017 год.
Читать PDF
726.38 кб

Вопросы церковной истории в светском учебном пособии

Мазырин Александр Владимирович
Рецензия: Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917-2009. 3-е изд. М.: Аспект Пресс, 2010. 846 с.
Читать PDF
1.79 мб

История Петербургской церковной династии Филомафитских

Кадосов Павел
В России существует несколько династий Филомафитских выходцев из духовного сословия, которые не состоят в кровном родстве друг с другом. Это объясняется тем, что фамилия имеет семинарское («искусственное») происхождение.
Читать PDF
488.25 кб

«Церковные истории» IV-VII вв. : динамика развития жанра

Ващева Ирина Юрьевна
Анализируя феномен «Церковных историй» IV-VII вв., автор обращает внимание на существование устойчивых стереотипов в историографии.
Читать PDF
548.07 кб

Церковный календарь-месяцеслов как исторический источник

Иванова Наталья Петровна
В статье рассматриваются проблемы хронологии русской истории периода Киевской Руси. Автор обращается к такому ценному историческому источнику, как церковный календарь-месяцеслов.
Читать PDF
381.76 кб

Виктор Витенский и церковно-историческая традиция IV-V вв

Тюленев В. М.
Рассматривается вопрос об особенностях «Истории преследований в Африканской провинции» Виктора Витенского как памятника позднеантичной историографии.
Читать PDF
171.16 кб

Малоизвестные «Церковные истории» v века: в поисках образца

Ващева Ирина Юрьевна
Поднимается вопрос о направлениях развития позднеантичной историографии, стандартах и моделях историописания и формировании жанра «Церковных историй».

Похожие термины:

  • Церковная историография

    ее можно начинать с «Истории апостолов», излож. Лукой, — это теологич. сочинение с элементами историографии и биографии. Первое произведение, посвященное собственно Ц. и., охватывающее период от Ии
  • Россия, разд. Церковная история

    Рерковно-исторические знания проникли в среду русских книжных людей, преимущественно духовенства, вместе с самим христианством; источником их были агиографические сборники, творения святых отцо