Церковный раскол

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Раскол церковный
отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653 - 1656 гг.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Церковный раскол
отделение от Русской православной церкви части верующих, выступавших против церковных реформ патриарха Никона 1653–1656 гг. Противников официальной церкви после этого стали называть раскольниками или старообрядцами.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Церковный раскол
отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. (См. схему «Церковный раскол»)
В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчит объединение под эгидой Московской патриархии всех православных церквей Европы и Азии и тем самым усилит его влияние на царя. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Вместо старорусской была введена греческая обрядность: двоеперстие было заменено троеперстием, символом веры был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т.д. Нововведения были закреплены Собором русского духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей.
 Однако реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества, вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих. В 1656 году защитники старых обрядов, признанным лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви. Но эта мера не помогла. Возникло течение старообрядцев, создавших свои церковные организацию. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса Поволжья, европейского севера, в Сибирь, где основывали раскольничьи общины - скиты. Ответом на преследования так же стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти).
Движение старообрядцев приобрело и социальный характер. Старая вера стала знамением в борьбе против усиления крепостничества.
Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, повиноваться решениям Собора. В Соловки было послано войско, но монахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668 - 1676г.). Стояние монахов за старую веру послужило примером для многих.
После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сторонники. В 1684 году последовал указ, по которому староверов надлежало пытать, а в случае не покорения - сжечь. Однако и эти репрессивные меры не ликвидировали движение сторонников старой веры, их число в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление преследования раскольников правительством и официальной церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений.
 

Источник: Краткий исторический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
374.10 кб

Церковные расколы как социальный фактор

Погасий Анатолий Кириллович
В статье рассматривается проблема взаимовлияния религии и общества в трудах известных социологов религии XIX-XX веков.
Читать PDF
204.76 кб

Аналитическое обеспечение изучения церковных расколов

Бочков Павел Владимирович, Мартышин Денис Сергеевич
В статье рассматривается необходимость богословского анализа и аналитического обеспечения в исследовании церковных расколов, являющимися современными вызовами церковному единству Русской Православной Церкви.
Читать PDF
644.78 кб

Церковный раскол и русский православный традиционализм

Ильин Всеволод Николаевич
Исследуется государственно-церковная реформа, инициированная патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым, которая требовала единообразия двух церквей: русской и греческой - и являлась идеологической базой имперских
Читать PDF
1.47 мб

Исследование церковного раскола в работах П. И. Мельникова

Шалденкова Марина Владимировна
Рассматривается эволюция взглядов на старообрядчество П.И. Мельникова (Андрея Печерского) чиновника по особым поручениям и историка.
Читать PDF
962.87 кб

Церковный раскол XVII века в произведениях русской живописи

Лазарев С.Е., Курдюмов О.Г.
Статья повествует о том, как раскол русской православной церкви XVII в. отобразился в изобразительном искусстве.
Читать PDF
286.47 кб

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА УКРАИНЕ В СВЕТЕ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА

Лункин Роман Николаевич
В статье проанализирована роль религиозного фактора в той ситуации, которая сложилась в период российско-украинского кризиса.
Читать PDF
93.06 кб

Русский церковный раскол XVII В. Как милленаристское движение

Носырев И. Н.
В статье анализируются причины и характер русского раскола XVII в.
Читать PDF
397.39 кб

Церковный раскол в воспоминаниях священника Иркутской епархии

Ильина Елена Викторовна, Базалийская Ольга Тимофеевна
Публикуемый фрагмент дневника-летописи протоиерея Знаменской церкви П. Попова освещает историю возникновения обновленческого направления РПЦ в Иркутской епархии в 1922 г.
Читать PDF
785.26 кб

Освещение церковного раскола в серийном издании «Щаповские чтения»

Казарин Виктор Николаевич
Статья посвящена рассмотрению проблем церковного раскола старообрядчества в серийном издании «Щаповские чтения». Особое внимание уделено изучению этого вопроса в монографиях и статьях современного исследователя профессора А. С.
Читать PDF
114.49 кб

Деятельность царя Алексея Михайловича по пресечению церковного раскола

Кричевский Борис Вадимович
В статье впервые делается попытка анализа мер, предпринятых царем Алексеем Михайловичем в 60-х гг. XVII в. по пресечению движения несогласных с недавно проведенной церковной реформой.
Читать PDF
300.03 кб

Роль церковного раскола XVII века в формировании российской цивилизации

Новиков Артур Геннадьевич
В данной статье описываются последствия церковного раскола XVII века и их значение для формирования российской цивилизации.
Читать PDF
281.59 кб

Церковные расколы в истории протестантских общин г. Тюмени (XX XXI вв. )

В статье анализируются церковные расколы в протестантских общинах Тюменской области в разные исторические периоды.
Читать PDF
359.89 кб

Зарождение и распространение церковного раскола среди уральского казачества

Ягудина Оксана Валентиновна
В статье рассматривается история зарождения и распространения староверия в среде яицкого (уральского) казачества в XVII-XVIII вв.
Читать PDF
72.13 кб

Государство и церковь в борьбе с церковным расколом (конец XVII начало XX В. )

Софронов Вячеслав Юрьевич
Рассматривается система законодательных мер, используемых правительством для борьбы с церковным расколом с конца XVII и вплоть до начала XX в., а также деятельность официальной православной церкви среди старообрядчества.
Читать PDF
958.55 кб

«Достоинство исповедников - отлучиться от отступников»: церковный раскол Новациана

Каргальцев Алексей Витальевич
Раскол Новациана, весьма длительный и не приведшей к борьбе с еретиками, возник в результате противостояния умеренной, возглавляемой папой Корнелием, и ригористической во главе с Новацианом партии римской общины после гонения Деци

Похожие термины:

  • Церковный раскол. Старообрядчество

    В 1653–1656 гг., стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон проводил реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец был