ЧЕРЛАКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР

Найдено 1 определение
ЧЕРЛАКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР
Омская обл.). Руководитель этого театра, Альбина Георгиевна Янцен родилась и выросла в сельской местности. Театром увлеклась в школьные годы под влиянием матери — Нины Федоровны Кукушкиной — самодеятельной актрисы и художницы. Окончив ПТУ, несколько лет работала токарем. Потом поступила на заочное отделение института культуры в Омске. Возглавив в середине 1970-х гг. Черлакский народный театр, Янцен начала строить его по модели традиционных сельских, семейно-соседских отношений. Долгие годы ее ближайшими помощниками были мать (актриса и оформительница спектаклей) и муж, Г. Янцен, — по профессии станочник, а в театре внештатный заведующий постановочной частью. Традиционные семейно-соседские отношения были органично вплетены в повседневную жизнь театра, проявлялись разнообразно. Можно привести такой пример. Постоянных актеров в коллективе было около 25 человек. Для постановки спектакля «В степях Украины», задуманного как массовое народное представление, требовалось не менее 70 человек, при этом много стариков и совсем юных парней и девушек. За стариками Янцен пошла прямо по домам, совсем в духе традиционного сбора людей на сельские «помочи»: «Здравствуйте, как себя чувствуете? Не хотите ли принять участие в спектакле?» За молодежью отправилась в среднюю школу и сельское ПТУ, где Янцен была своим человеком. Некоторые преподаватели являлись актерами театра, а многие учащиеся в детском возрасте не раз бывали в комнате сказок ДК, в гостях у Янцен-сказочницы. Комната сказок — уникальное помещение, полностью оформленное Н.Ф. Кукушкиной с юными помощниками. Сюда регулярно приходили ребятишки из детских садов, усаживались на низенькие деревянные скамеечки. К ним в русском народном костюме выходила Янцен и рассказывала сказки. (Когда иду по поселку, иногда слышу, как малыш говорит: «Мам, смотри, сказочница идет».) Нетрудно догадаться, что, приглашая в комнату сказок малышей поселка, Янцен не только забавляла их, но и решала стратегические задачи. Подрастая, малыши приходили сначала в детский театр, а потом пополняли взрослую труппу. Комната сказок — она же репетиционная комната народного театра. Здесь по вечерам кипел самовар. Можно было выпить чашку крепкого чая, перекусить тем, что приносили женщины из домашней снеди. Не каждый успевал забежать домой после работы. Да и репетиции порой затягивались до позднего вечера. В лучших постановках Янцен — «Солдатская вдова» Н. Анкилова, «Характеры» В. Шукшина, «Живи и помни», «Последний срок» В. Распутина — Черлакский народный театр впечатляюще раскрывал драматизм народной жизни и вместе с тем утверждал непреходящую значимость для современности традиционных ценностей крестьянской христианской культуры.О спектакле Черлакского театра «Последний срок» областная газета «Омская правда» писала: «Спектакль возникает поэтично и неторопливо достоверными деталями деревенского быта: старинный кованый сундук, домотканые половички, пестрое лоскутное одеяло, плетень у дома… Все это помогает естественности актерского существования и с первых минут захватывает зрителя искренностью и доверительностью рассказа, нарастанием психологических конфликтов, удивительной цельностью и правдивостью каждого персонажа» (1). (А. Ш.) Лит.: 1. Забеленкова Т. Свет души // Омская правда. 1979. 24 апр.; 2. Шульпин А. Любительский театр в сельской местности // Духовная культура села. Традиции и современность: Сб. М., 1988.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010