Чистилище

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Чистилище
согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЧИСТИЛИЩЕ
в католич.-христ. представл. место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточ. место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу в рай или ад и не отягчен. смертными грехами, горят в очищающем огне: когда их грехи будут искуплены, они получат доступ в рай.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Чистилище
согласно католическому вероучению – промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получивших прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен добрыми делами в память умершего оставшимися на земле родными и близкими. Под добрыми делами понимаются молитвы, мессы, материальные пожертвования в пользу церкви. См. Католицизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Чистилище
в католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнем для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях богословов раннего средневековья понятие чистилище не упоминается. Оно возникает позднее как место внутри ада, затем становится преддверием рая. Под давлением верующих католические богословы признали наличие на том свете, наряду с адом и раем, третьего места - чистилища; в 70- 80-е гг. 12 в. в текстах появляется латинское обозначение чистилища - пургаторий. В 1254 г. догмат о чистилище был официально провозглашен папством.

Источник: Исторический словарь

ЧИСТИЛИЩЕ
согласно католическому вероучению, – промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь Ч. как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в Ч. может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен добрыми делами в память умершего оставшихся на земле родных и близких. Под добрыми делами понимаются молитвы, мессы, материальные пожертвования в пользу церкви. Представления о Ч. сложились уже в I в. христианства, учение о нем разработал Фома Аквинский. Догмат о Ч. принят флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором. Православная и протестантская церкви отвергают учение о Ч.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Чистилище
пургаторий), согласно католическому вероучению, — место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных при жизни грехов. Догмат о чистилище был введен в католицизме в 1439 г., и подтвержден в 1562.
Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещеный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощенный бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что дает им впоследствии возможность попасть на небеса.
Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-46). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осужденным на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы еще могут им помочь «разрешиться от греха».
Считается, что с началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы». благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.
Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.
Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.
Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Восточной церкви состояние душ умерших людей - временное ожидание вечной радости или вечных мук. При этом православные считают, что всемилостивый Бог, все-таки, может облегчить вечную участь грешников и даже соделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся еще в живых на земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – О упокоении их душ.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
106.19 кб

002. 03. 018. Гринблатт С. Гамлет в чистилище. Greenblatt S. Hamlet in purgatory. Princeton: Univ..

Читать PDF
437.44 кб

Из Ада через чистилище в Рай

Илюшин Александр Анатольевич
Сопоставляем понятия пересказа и перевода применительно к «Комедии» Данте. Воспроизводим пересказ и фрагменты перевода.
Читать PDF
618.12 кб

О возможности философско-космологической интерпретации загадок "Чистилища" Данте

Александров Л.Г.
Читать PDF
385.72 кб

Роль чистилища в нейтрализации средневекового страха смерти

Боровой Евгений Михайлович
В статье проводится анализ роли такой религиозной идеальной конструкции, как чистилище, в рационализации и нейтрализации средневекового страха смерти.
Читать PDF
275.88 кб

Концепция Чистилища в "Божественной комедии" Данте: от языческих образов к христианской этике

Обидина Ю.С.
Рассматривается концепция Чистилища в «Божественной комедии» в качестве срединного локуса переориентации Данте от языческих к христианским образам.