Цорн

Найдено 1 определение
Цорн
, Андрес Леонард (Zorn, Andres Leonard) 1860, Мура — 1920, Стокгольм. Шведский живописец, график, скульптор. В 1877—1881 учился в Академии художеств в Стокгольме. Работал в Стокгольме, Англии (1882—1885). Посетил Италию (1882), Испанию (1884). В 1888—1896 жил в Париже, выставлялся в выставочных залах у Дюран-Рюэля, Ж. Пети вместе с молодыми художниками, отделившимися от академического Салона. Пользовался вниманием французской критики. Дружил с Либерманом и Эдельфельтом. В 1887 побывал в Алжире. С 1896 окончательно поселился в Муре. В 1897 по приглашению С. Мамонтова и С. Дягилева посетил Россию. Неоднократно бывал в США. Писал портреты, бытовые сцены, занимался акварелью, офортом, делал скульптуру из дерева и бронзы. В Муре находится музей художника. Первой работой Цорна в живописи маслом явилось полотно Рыбак (1887, Люксембург, Художественный музей). Оно было написано в рыбачьем поселке Сент-Ив на южном побережье Корнуолла в Англии, где Цорн жил и работал вместе с группой финских и американских художников зимой 1887. В эти годы формируются антиакадемическая творческая позиция Цорна, желание изображать неприукрашенную натуру, передавать пленэрные наблюдения. Картиной Первое купание (1889, Хельсинки, Атенеум) художник начал свою большую серию Ню 1890-х. Полотно получило золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1889 и было подарено Цорном его другу А. Эдельфельту для музея в Хельсинки. Серия с изображением обнаженных моделей возникла под влиянием Купальщиц Ренуара, увиденных Цорном на выставке в Париже. В серии Ню Цорн передает фигуры в пейзаже или в интерьере при разнообразных эффектах освещения. Крепкие женские тела смотрятся пластически весомо, сохраняя характерность северной натуры (Купальщица, 1897, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). После возвращения в Швецию по воспоминаниям о поездке в Париж были написаны картины В омнибусе (1890-е, Мура, Музей Цорна), Вальс (США, частное собрание), Ночной эффект (1895, Гамбург, Кунстхалле). Цвет эмоционально передает в них динамику и красочность жизни Парижа, состояние человека в этом постоянно меняющемся ритме городского бытия. В полотне Ночной эффект на красном серебрящемся фоне в ореоле ночного мерцания, исходящего от зеленоватых газовых уличных фонарей и желтой лампы, в зале маленького парижского кафе одиноко смотрится фигура молодой парижанки. Под влиянием живописи М. Либермана были созданы в 1890-е полотна на бытовые сюжеты (Выпечка хлеба в Муре, 1889, Стокгольм, частное собрание; Танцы в Иванову ночь, 1890-е, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), передающие колорит народной жизни. Значительное место в творчестве Цорна занимал портрет. Подобно Мане, Дега, художник часто изображал модели в интерьере (А. Пруст, 1888, частное собрание; Ж. Б. Форе, 1891, Карлштадт, Художественная галерея; М. Либерман, 1891, Мура, Музей Цорна). Образы шведской крестьянки (Мона, 1898), юной рыжеволосой девушки (Магрит, 1898, оба — Мура, Музей Цорна), играющего на виолончели музыканта (Хинс Андерс, 1904, Стокгольм, Нац. музей) полны жизненной энергии. В портретах Цорна проявилось увлечение живописью старых мастеров, колоритом Веласкеса и Халса, светотенью Рембрандта (Автопортрет, 1915, Мура, Музей Цорна). Работы кон. 1890—1900-х отличаются изысканными в духе Дж. Сарджента цветовыми сочетаниями черного и белого, черного и желтого, эффектной позой моделей. Их вертикально удлиненная форма свидетельствует также о влиянии европейской салонной живописи кон. XIX в. (Миссис Вальтер Бэкон, 1897, Нью-Йорк, музей Метрополитен; И. Стюарт-Гарднер, 1894, Марта Дана, 1899, оба — Бостон, Музей изящных искусств). Крупнейший мастер шведской живописи XIX в., Цорн оказал значительное влияние на современную живопись Швеции.
Лит.: Андрес Цорн и его современники: Каталог выставки. Л., 1981; Im Lichte des Nordes. Skandinavische Malerei um die Jahrhundert Wende. Kunstmuseum, Dusseldorf: Katalog. Myten. Stockholm, 1984.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Похожие термины:

  • Цорн Павел Иванович

    Цорн (Павел Иванович, 1777 - 1829) - генерал-лейтенант, писатель; воспитание получил в инженерном и артиллерийском (ныне 2-й) кадетском корпусе. В 1800 г. был назначен инспектором кавалерии литовской инспек