ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович
1847-1913), историк, филолог, искусствовед, член-корреспондент Петербургской АН (l904). Профессор Московского университета (с 1877). Создатель и первый директор (1911-13) Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Цветаев, Иван Владимирович
1847 - 1913)
   русский эпиграфист, знаток античного искусства, основатель Музея изобразительных искусств в Москве, ординарный профессор кафедры теории и истории изящных искусств при Московском университете. Осуществляя научные путешествия по Италии (1875 и 1880), Ц. изучил оригиналы надписей древних италийцев (кроме этрусков и римлян) и издал оскские и другие надписи. В 1948 г. за труды в области изучения италийских древностей был посмертно награжден почетной медалью правительства Италии.
   Основные труды Ц.: Сборник оскских надписей с очерком морфологии, фонетики и глоссарием. Киев, 1877; Италийские надписи // ЖМНП. 1882. № 3, 7; 1883. № 11, 12; 1886. № 1, 9; Путешествие по Италии (1875 и 1880). М., 1883; Ученый атлас античного ваяния. М., 1891; Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902.
   Корыхалова Т.П. Труды И.В. Цветаева по италийской эпиграфике // ВДИ. 1973. № 2; Моисеева Т.А. Цветаев и италийская диалектология // Норция. Вып. 1. Воронеж, 1971.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Цветаев, Иван Владимирович

— филолог и археолог (род. в 1847 г.). Окончил курс в СПб. университете. Состоит профессором Московского университета и директором Московского публичного и Румянцовского музеев. Получив за сочинение свое: "Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста" (Варшава, 1873) степень магистра римской слов., Ц. занимался в Италии изучением древнеиталийских диалектов, результатом которого явилась докторская его диссертация: "Сборник Осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием" (Киев, 1877), с приложением великолепного атласа "Sylloge inscriptionum Oscarum ad archetyporum et librorum fidem" (1878, СПб. и Лпц.). Это сочинения обратило на Ц. внимание западноевропейского ученого мира. За ним последовал ряд других аналогичных трудов: "Италийские надписи" (6 статей в "Журн. Мин. Нар. Пр." за 1882, 83 и 86 гг.), "Inscriptiones Italiae mediae dialecticae ad archetyporum et librorum fidem" (Лпц., 1884), "Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae" (M., 1886). Для собирания этих надписей Ц. посетил самые глухие уголки Италии, о чем он рассказывает в книге: "Путешествия по Италии в 1875 и 1880 гг." (М., 1883). С целью распространить среди нашей публики знакомство с античным миром написаны Ц. статьи: "О погребальных обычаях древних римлян" ("Русский Вестник", 1887) и очерки низшего, среднего и высшего образования в античном Риме ("Русский Вестник", 1888, 93 и 98 гг.). Завершением последних статей служит любопытная книга Ц.: "Из жизни высших школ Римской империи" (2 изд., Москва, 1902), содержащая, между прочим, очерк студенческих волнений в древности. С начала 90-х гг. деятельность Ц. все более и более обращается к античному искусству. Помимо целого ряда научно-популярных исследований в этой области ("По Элладе", в "Русск. Об.", 1892, 93; "Греческие терракоты из собрания вел. кн. Сергея Александровича" в "Р. Об.", 1894; "Какое портретное изображение Цицерона нужно считать наилучшим?". M., 1894; "Скульптура города Танагры", в "Артисте", 1895; "Римские катакомбы", в "Русском Об.", 1896; "Учебный атлас античного ваяния", М., 1896), его занимает мысль устроить при Моск. университете музей античного искусства для лучшего уяснения лекций по этому предмету. Из скромного университетского музея исключительно для искусства античного мира постепенно вырос план огромного музея по скульптуре и частью зодчеству почти всех культурных народов и времен до XVII стол. Сооружение музея началось в 1898 г. В настоящее время стоимость собранных коллекций и здания, окончание которого предвидится в близком будущем, доходит почти до 2 миллионов. С построением музея связаны следующие работы Ц.:"Комитет по устройству музея античного искусства в Москве" (М., 1893), "Художественный музей Моск. унив." ("Моск." и "Русск. Вед.", 1894), "Проект положения о комитете для устройства при Моск. унив. музея изящных искусств" (Москва, 1896), "Записка о музее изящных искусств" (М., 1898), "Экспедиция Н. С. Нечаева-Мальцева на Урал" (М., 1900). Наконец, Ц. принадлежит ряд биографий иностранных и русских филологов и археологов ("Историческая поминка о кардинале Анджело Маи", М., 1882; "Поминка о Фридрихе Готлибе Велькере", Од., 1888; "40 лет научно-литературной деятельности Н. М. Благовещенского", СПб., 1888, ср. "Фил. Обозр.", 1902; "Памяти княгини З. А. Волконской", М., 1898; "Научно-литературная деятельность проф. И. В. Помяловского" в "Фил. Обозр.", 1898; "Научно-литературная деятельность проф. В. И. Модестова" в "Фил. Обозр.", 1899; "Поминки по Генрихе Брунне и Джованни Баттиста де Росси", М., 1900, о Росси ср. также "Русском Обозрении", 1893). Биографические данные о Ц. и довольно полный список его трудов до 1902 г. приведены в 8-м томе "Истории владимирской духовной семинарии" Н. Малицкого (М., 1902).


А. М—н.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Цветаев Иван Владимирович

Цветаев (Иван Владимирович) - филолог и археолог (родился в 1847 году). Окончил курс в СПб. университете. Состоит профессором Московского университета и директором московского публичного и Румянцевского музеев. Получив за сочинение свое: "Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста" (Варшава, 1873) степень магистра римской словесности, Ц. занимался в Италии изучением древнеиталийских диалектов, результатом которого явилась докторская его диссертация: "Сборник Осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием" (Киев, 1877), с приложением великолепного атласа "Sylloge inscriptionum Oscarum ad archetyporum et librorum fidem" (1878, СПб. и Лпц.). Это сочинение обратило на Ц. внимание западноевропейского ученого мира. За ним последовал ряд других аналогичных трудов: "Италийские надписи" (6 статей в "Журнале Министерства Народного Просвещения" за 1882, 83 и 86 годы), "Inscriptiones Italiae mediae dialecticae ad archetyporum et librorum fidem" (Лпц., 1884), "Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae" (М., 1886). Для собирания этих надписей Ц. посетил самые глухие уголки Италии, о чем он рассказывает в книге: "Путешествие по Италии в 1875 и 1880 годах" (М., 1883). С целью распространить среди нашей публики знакомство с античным миром написаны Ц. статьи: "О погребальных обычаях древних римлян" ("Русский Вестник", 1887) и очерки низшего, среднего и высшего образования в античном Риме ("Русский Вестник", 1888, 93 и 98 годы). Завершением последних статей служит любопытная книга Ц.: "Из жизни высших школ Римской империи" (2 изд., Москва, 1902), содержащая, между прочим, очерк студенческих волнений в древности. С начала 90-х годов деятельность Ц. все более и более обращается к античному искусству. Помимо целого ряда научно-популярных исследований в этой области ("По Элладе", в "Русском Обозрении", 1892, 93; "Греческие терракоты из собрания великого князя Сергия Александровича" в "Русском Обозрении", 1894; "Какое портретное изображение Цицерона нужно считать наилучшим?", М., 1894; "Скульптура города Танагры", в "Артисте", 1895; "Римские катакомбы", в "Русском Обозрении", 1896; "Учебный атлас античного ваяния", М., 1896), его занимает мысль устроить при Московском университете музей античного искусства для лучшего уяснения лекций по этому предмету. Из скромного университетского музея исключительно для искусства античного мира постепенно вырос план огромного музея по скульптуре и частью зодчеству почти всех культурных народов и времен до XVII столетия. Сооружение музея началось в 1898 году. В настоящее время стоимость собранных коллекций и здания, окончание которого предвидится в близком будущем, доходит почти до 2 миллионов. С построением музея связаны следующие работы Ц.: "Комитет по устройству музея античного искусства в Москве" (М., 1893), "Художественный музей Московского университета" ("Московские" и "Русские Ведомости", 1894), "Проект положения о комитете для устройства при Московском университете музея изящных искусств" (Москва, 1896), "Записка о музее изящных искусств" (М., 1898), "Экспедиция Н.С. Нечаева-Мальцева на Урал" (М., 1900). Наконец, Ц. принадлежит ряд биографий иностранных и русских филологов и археологов ("Историческая поминка о кардинале Анджело Маи", М., 1882; "Поминка о Фридрихе Готлибе Велькере", Од., 1888; "40 лет учено-литературной деятельности Н.М. Благовещенского", СПб., 1888, ср. "Филологическое Обозрение", 1902; "Памяти княгини З.А. Волконской", М., 1898; "Учено-литературная деятельность профессора И.В. Помяловского" в "Филологическом Обозрении", 1898; "Учено-литературная деятельность профессора В.И. Модестова" в "Филологическом Обозрении", 1899; "Поминки по Генрихе Брунне и Джованни Баттиста де Росси", М., 1900, о Росси ср. также "Русское Обозрение", 1893). Биографические данные о Ц. и довольно полный список его трудов до 1902 года приведены в 3-м томе "Истории владимирской духовной семинарии" Н. Малицкого (М., 1902). А. М-н.

Источник: Биографический словарь. 2008