Цветкова, Елена Яковлевна

Найдено 1 определение
Цветкова, Елена Яковлевна

(урожд. Барсова) [10(22). 2. 1871 (в нек-рых источ. 1872), Уфа— июль 1929, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и педагог. Жена В. Цветкова. Род. в семье священника. Проявив в раннем возрасте вокальные данные, участвовала в концертах Уфимского муз. кружка. В 1889 — 92 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Е. Лавровской; сцен. мастерство проходила под рук. Г. Федотовой), к-рую окончила с большом серебряной медалью. Впервые выступила на сцене моcк. Большого т-ра в 1891 в партии Марцелины ("Фиделио") в консерваторском спектакле п/у В. Сафонова. В 1892 — 93 пела в Москве в составе Рус. оперного товарищества под упр. И. Прянишникова. 2 апр. 1893 дебютировала в партиях Маргариты ("Фауст") и Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского) на сцене моcк. Большого т-ра. Несмотря на большой успех в этой партии, в труппу не была принята. В 1893 пела в Житомире и др. городах. В 1896— 98 — в Моск. частной рус. опере С Мамонтова (т-р Солодовникова), в 1898—1902 и 1903 — в моcк. Товариществе частной рус. оперы, в 1904 — 11 — в моcк. Опере С Зимина. Певица гастролировала в Н. Новгороде (1896 и 1907), Петербурге (1899), Киеве (1902, антр. М. Бородая, и в 1911—12) и в Крыму. Обладала ровным, гибким, редким по красоте голосом нежного, теплого тембра, безупречной дикцией, большим худож. вкусом, драм. темпераментом. Певица добивалась органического единства вокальной и сцен. сторон образа (ее называли "оперной Ермоловой"). Репертуар включал 63 партии (исп. также меццо-сопрановые партии). При всем разнообразии созданных образов, арт. более всего тяготела к лирико-поэтическим партиям.


1-я исп. партий: Дуни (Пролог к опере "В 1812 году"), Аси ("Ася"), Милитрисы ("Сказка о царе Салтане"), Рахили ("Мадемуазель Фифи"); в Москве — Алены Дмитриевны ("Купец Калашников"), Ярославны ("Князь Игорь"), Иоанны д´Арк ("Орлеанская дева"), Княгини ("Горюша"), Панночки-Русалки ("Майская ночь"), Марии ("Царь и плотник"), Манон Леско; в Н. Новгороде — Тамары ("Демон" А. Рубинштейна); на рус. сцене — Мими ("Богема"), Роланды ("Роланда"). Лучшие партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Татьяна, Ольга Токмакова, Снегурочка (один из самых обаятельных образов, созданных арт.), Панночка-Русалка, Даша ("Вражья сила"), Иоанна д´Арк (эта партия стала образцом для последующих исполнительниц), Лиза ("Пиковая дама"). Рахиль ("Мадемуазель Фифи"), Маргарита ("Фауст"), Мими ("Богема"), Виолетта, Манон. Об исп. певицей партии Лизы Ю. Энгель писал: "Эта артистка обладает какою-то особой способностью создавать вокруг себя атмосферу трагической предопределенности, фатализма: она сразу уводит нас из царства трезвых будней, сразу ставит лицом к лицу с дыханием смерти, которое, вы чувствуете, веет над Лизой чуть ли не с первого же момента ее появления".*


Др. партии: Надежда ("Аскольдова могила"), Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Марина Мнишек, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Оксана ("Черевички"), Кума Настасья, Иоланта, Вера Шелога, Иеди, Фатима ("Кавказский пленник"); Деспина ("Так поступают все женщины, или Школа влюбленных"). Донна Эльвира и Церлина ("Дон Жуан"), Кармен, Миньон, Галька, Микаэла, Недда, Сантуцца, Заза, Елизавета ("Тангейзер"). Партнеры: А. Антоновский, М. Баттистини, А. Борисенко, И. Гончаров, Ж. Девойод, П. Оленин, В. Петрова-Званцева, Т. Руффо, А. Секар-Рожанский, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин, В. Шкафер. Пела п/у В. Зеленого, М. Ипполитова-Иванова, И. Прибика, С. Рахманинова, И. Труффи, Э. Эспозито.


Талант певицы высоко ценили Ф. Шаляпин, Н. Римский-Корсаков, В. Д. Поленов.


В камерном репертуаре мастерством исп. отличались романсы Р. Шумана, П. Чайковского. А. Александровой-Кочетовой.


Оставила сцену в 1917 из-за болезни горла. С 1912 вела пед. деят-сть в Москве (занималась с молодыми певцами Оперы С. Зимина), в 1919 — 25 преподавала в Киев. муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко и конc. (с 1920), с 1925 — в Минск. муз. уч-ще, позднее — в моcк. муз. уч-щах.


Записывалась на грампластинки (10 произв. — арии, романсы, дуэты) в Москве ("Пате", 1910, 1911) и Петербурге ("Пате", 1912).


Автобиография (рук.) — в ГЦТМ, ф. 414, № 26.


Лит.: (Некролог) // Современный театр. 1929. № 26—27. С. 374; (Некролог) //Жизнь искусства. 1929. № 27; Ипполитов-Иванов M. M. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М., 1934; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940; Яковлев В. Н. А. Римский-Корсаков и оперный театр С. И. Мамонтова // Театр, альманах. Кн. 2. — М., 1946; Яголим Б. Жемчужина русской оперной сцены // Сов. музыка. 1951. № 11; Василенко С. Страницы воспоминаний. — М.; Л., 1948. С. 147— 148; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 58—59; Березина Т. Елена Яковлевна Цветкова // Сов. Башкирия (Уфа). — 1962. 27 дек.: Михайлова Т. Виховання співаків у Киівській консерваторіі. — Киів, Л970. С. 41; Энгель Ю. Д.* Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898— 1918. — М., 1971. С. 50 — 52, 74, 86, 120; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв. и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 125, 127, 138, 152—154, 219—225, 246, 247; Марков В. Д. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1977. С. 34—36; Марков В. Д. В опере С. И. Зимина (Из истории оперной режиссуры) // Муз. наследство. — М., 1976. Т. 4. С. 139, 147, 148, 155, 156; Боровский В. Московская олера С И. Зимина. — М., 1977. С 34—36; Секар-Рожанская Е. Воспоминания о Цветковой Е. Я. (рук.) — в ГЦММК, ф. 286, № 927.






Цветкова, Елена Яковлевна


Род. 1872, ум. 1929. Певица (лирико-драматическое сопрано), выступала на сцене Московской частной русской оперы и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008