ЦЗИН ТЯНЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ЦЗИНЬ ТЯНЬ
система землепользования в Др. Китае. Др.-кит. источ. дают противоречивое описание Ц. т. По мнению кит. философа Мэн-цзы (ок. 372 — 289 до н.э.), суть ее заключ. в том, что квадратное поле размером в 900 му (1 му = 0,16 га) делилось на 9 равных участков, из к-рых цент. участок (гун тянь, т.е. «обществ. поле») обрабатывался совместно 8-ю семьями и продукт произ-ва с этого поля передавался властям в кач-ве налога. Остальные 8 участков по 100 распределялись поровну среди 8 семейств и обрабатывались каждой семьей для себя. Эти поля назыв. сы тянь, т.е. «частные поля».

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЦЗИН ТЯНЬ
букв.- колодезные поля) - система землепользования в древнем Китае. Др.-кит. источники дают противоречивое описание Ц. т. По мнению кит. философа Мэн-цзы (ок. 372-289 до н. э.), суть ее заключалась в том, что квадратное поле размером в 900 му (1 му = 0,16 га) делилось на 9 равных участков, из к-рых центр. участок (гун тянь, т. е. "обществ. поле") обрабатывался совместно 8-ю семьями и продукт произ-ва с этого поля передавался властям в качестве налога. Остальные 8 участков по 100 му распределялись поровну среди 8 семейств и обрабатывались каждой семьей для себя. Эти поля наз. сы тянь, т. е. "частные поля".

В идеальном виде, как она описана в трудах Мэн-цзы и в др. источниках, Ц. т., по-видимому, не существовала, но она отражала реальные отношения в древнем Китае - общинное землепользование на той стадии его развития, когда наряду с сохранившимся общим полем появились уже семейные наделы.

До нач. 20 в. кит. историки не сомневались в существовании Ц. т., между ними были лишь расхождения в толковании отд. ее элементов и в вопросе о времени возникновения этой системы. Позже возникли иные взгляды. Одни кит. ученые отрицали существование Ц. т., другие пытались увязать ее с феод. или рабовладельч. формами землевладения и землепользования, третьи считали, что Ц. т. отражает существование общинной орг-ции в др.-кит. деревне. Особую позицию занимали сов. авторы 30-х гг. (М. Кокин и Г. Папаян), считавшие систему Ц. т. основой "азиатского способа производства".

Источн.: Чжу цзы цзи-чэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Ду Ю, Тун дянь (Политич. свод), цзюань 3, в кн.: Вань ю вэнь ку (Универс. б-ки лит. памятников), в. 1, Шанхай, 1935.

Лит.: Кокин М. и Папаян Г., "Цзин Тянь". Агр. строй древнего Китая, Л., 1930; Васильев Л. С., Проблема Цзин Тянь, в кн.: Китай. Япония. К семидесятилетию акад. Н. И. Конрада, М., 1961; Вань Го-дин, Чжунго Тянь чжи ши (История агр. строя в Китае), т. 1, Нанкин, 1934.

Л. И. Думан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
247.41 кб

Участие архимандрита Палладия (Кафарова) в Тянь цзиньских переговорах 1858 г

Куликов Андрей Михайлович
В данной статье описывается отражение Тяньцзиньских переговоров 1858 г. в дневнике главы 13-й (1850-1858) Российской Духовной Миссии в Пекине, архимандрита Палладия (Кафарова). Дневник охватывает период с зимы 1858 г.