Далай-лама

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Далай-лама
монгольское далай - море (мудрости) и лама - высший] - титул (с 16 в.) первосвященника буддийской церкви в Тибете (происхождение института далай-ламы относится к началу 15 в.).

Источник: Исторический словарь

ДАЛАЙ-ЛАМА
традиционный лидер ламаизма-одного из направлений буддизма-и глава Тибетского государства. Для последователей ламаизма Д.-живое воплощение Бога, Бодисатвы. Нынешний Д.-Тензин Гьямцо (р. 1935)-правил в Тибете в 1940-1959 гг. В 1950 г. Тибет был оккупирован китайской армией и стал его автономным районом. После неудачного восстания тибетцев в 1959 г. Д. живет в изгнании в Индии. Активный борец за права тибетцев. Лауреат Нобелевской премии мира 1989 г.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ДАЛАЙ-ЛАМА
титул главы ламаистского духовенства, являвшегося до присоединения Тибета к Китаю в 1951 г. также главой светской власти в Тибете. Титул установлен в 1 391 г. Рассматривается в ламаизме как высшее лицо среди «перерожденцев», земное воплощение живого бога. Смерть живого бога становится началом его нового земного воплощения, поэтому специальная, наделенная высокими полномочиями комиссия из высших лам отыскивает среди младенцев, родившихся в течение года после смерти Д.-Л. того, в ком воплотилась его божественная сущность. Младенец помещается в монастырь, где получает соответствующее воспитание. До достижения совершеннолетия нового Д.-Л. его функции выполняет регент.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ДАЛАЙ-ЛАМА
с 16 в. титул тибетских первосвященников (от монг. далай - море (мудрости) и лама ). Возникновение института Д.-л. связано с усилением в Тибете секты Гэлуг-ба, или желтошапошной, основанной Цзонкаба (1357-1419). Первые далай-ламы (до 3-го Д.-л. они еще не носили этого титула) были лишь преемниками Цзонкабы как главы секты Гэлуг-ба. Это были Гэдюн-труп (1391-1474), основавший в 1447 монастырь Трашилхунпо, и Гэдюн-джамцо (1475-1542). Последний был объявлен в конце жизни "перевоплощением" Гэдюн-трупа, одновременно был сформулирован т. н. принцип перевоплощения умершего главы секты Гэлуг-ба в только что родившегося младенца, что обеспечивало преемственность руководства секты, придерживавшейся безбрачия.

Титул Д.-л. главы секты Гэлуг-ба стали носить начиная с 3-го Д.-л. Соднам-джамцо (1543-88), распространявшего буддизм среди монголов и получившего этот титул в 1578 от монг. Алтын-хана. Преемником 4-го Д.-л. Йонтэн-джамцо (1589-1616), монгола по происхождению, стал знаменитый 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо (1617-82). Он силой установил власть секты Гэлуг-ба над всем Тибетом, став фактически не только его духовным, но и светским правителем. 5-й Д.-л. построил дворец Потала в Лхасе, куда перенес резиденцию Д.-л. из монастыря Дрэпунг. Стремясь к обоснованию "божественности" происхождения власти Д.-л., он объявил себя земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары. При 5-м Д.-л. возник институт панчен-лам.

Последующими Д.-л. были: 6-й Д.-л. Лобсан-цханг-янг-джамцо (1683-1705?), 7-й - Лобсан-Калсан-джамцо (1708-58), 8-й - Лобсан-джампал-джамцо (1759-1804). 9-й Д.-л. Лобсан-лунгток-джамцо (1805-15), 10-й - Лобсан-цхюлтим-джамцо (1817-1838), 11-й - Лобсан-кхэтруп-джамцо (1838-55) и 12-й - Агван-лобсан-принлэ-джамцо (1856-75) были убиты до достижения совершеннолетия регентами - крупнейшими феодалами, боровшимися за власть. С именем 13-го Д.-л. Агван-лобсан-тубдэн-джамцо (1876-1933) связана история империалистич. экспансии Англии в Тибет. Начав свое правление с борьбы против британских колонизаторов, он изменил затем освободит. движению тибетских патриотов и стал орудием в руках империалистов, добивавшихся отторжения Тибета от Китая. 14-й Д.-л. Лозон-дантзен-джамцо-нгванг (р. 1935) был возведен в сан в то время, когда в Лхасе обострилась борьба господствующей клики феодалов-сепаратистов, подстрекаемых извне, с патриотич. силами тибетского народа. После окончания 2-й мировой войны и начала третьей гражданской революц. войны в Китае реакц. окружение молодого Д.-л. попыталось использовать обстановку для реализации своих сепаратистских планов. Однако победа нар. революции в 1949 и создание КНР сорвали эти планы. Заключенное в мае 1951 между Центр. нар. пр-вом и местными тибетскими властями соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета открыло перед тибетским народом путь к новой жизни. Пр-во КНР, учитывая обстановку и своеобразное положение в Тибете, пошло на ряд уступок тибетским феодалам. Д.-л. был избран в 1954 заместителем председателя Постоянного к-та Всекитайского собрания народных представителей и назначен в 1956 пред. Подготовит. к-та по созданию Тибетского авт. р-на. Однако в марте 1959 реакционные элементы из местных тибетских властей и реакционная клика феодалов подняли мятеж и увезли, как полагают, 14-го Д.-л. за пределы страны. См. также Тибет.

Лит.: О тибетском вопросе. Пекин, 1959; Schulemann C., Die Geschichte der Dalai-Lamas, Lpz., 1958.

В. А. Богословский, Б. П. Гуревич.

Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
309.92 кб

Цинские источники о Далай-ламах Тибета (середина XVII В. - XVIII В. )

Люлина Анастасия Геннадьевна
Укрепление политических связей между Китаем и Тибетом начинается во время пребывания на китайском престоле маньчжурских правителей клана Айсиньгиоро, или династии Цин (1644-1911 гг.).
Читать PDF
6.56 мб

Калмыцкие буддисты и Далай-лама XIV: страницы истории Калмыкии 1992 года

Бакаева Эльза Петровна
В 1991 г. Элисте, столице Республики Калмыкия, состоялась Первая конференция буддистов Калмыкии и Астраханской области, на которой было создано Объединение буддистов Калмыкии.
Читать PDF
210.33 кб

Далай-лама XIII. Поиск перерождения и признание его истинности китайской стороной

Вуль Н. А.
В статье рассматривается один из эпизодов истории Тибета: избрание Далай-ламы XIII, предшественника нынеш­него Далай-ламы XIV, и, наряду с Далай-ламой V, одного из самых выдающихся религиозны; и государственных лидеров Тибета.