Далтон, ЭмметДалфон

Далуиа

Найдено 9 определений термина Далуиа

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Далуиа

См. «Даниил 2».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

Даль

сотр. "Горн. журн." 1857 г.

{Венгеров}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Далуиа

2Ц 3.3)-сын Давида от Авигеи, родившийся в Хевроне (в 1Пар 3.1-Далуия) (в оригинале-Хилеав и Даниель).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

ДАЛЬ

Владимир Иванович ( 10.XI.1801 - 22.IX.1872) - рус. этнограф и лексикограф. Сын датчанина, переселившегося в Россию. До 1826 служил во флоте, затем был воен. хирургом (до 1833). В 1837-59 находился на гос. службе. С 30-х гг. определились лит., этнографич., диалектологич. интересы Д. Стали появляться его многочисл. повести и сказки. Д. сблизился с писательскими кругами Москвы и Петербурга и особенно с кружком славянофилов и М. П. Погодиным. В 1845 выступил одним из инициаторов и учредителей Рус. географич. об-ва и был связан с его этнографич. отделом. В 40-х гг. появились теоретич. статьи Д., а в 1861-67 - "Толковый словарь живого великорусского языка" (тт. 1-4), неоднократно переиздававшийся в 19 в. и в наст. время; в 1862 - сб. "Пословицы рус. народа", включающий до 30 тыс. пословиц, поговорок, речений, присловок и пр. Одновременно печатались многочисл. спец. статьи и монографии (по старообрядчеству и др.). При спорности, а порой и порочности нек-рых лексикографич. и этнографич. положений Д. его "Толковый словарь..." представляет исключит. ценность по охвату и систематизации огромного словарного богатства, выделению наряду со словами и выражениями общерус. языка областных и местных речений с точным обозначением места их бытования, а также введением в широкий оборот общерус. бытовых речений. Материал нар. речи выступал у Д. в неразрывной связи с нар. бытом. В 1863 Д. был избран почетным членом Петерб. АН. Автобиографич. записки Д. опубл. в "Рус. архиве" (1872, No 11). Библиографию соч. см. в РБС (т. 6, СПБ, 1905).

Лит.: Пыпин А. Н., История рус. этнографии, т. 1, СПБ, 1890.

Н. Л. Рубинштейн. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Даль

, Иоганн Кристиан (Dahl, Johann Christian) 1788, Берген — 1857, Дрезден. Норвежский живописец, рисовальщик. Занимался у Й. Г. Мюллера в Бергене. С 1811 обучался в Академии художеств Копенгагена; с 1817 преподавал в классе рисунка. В 1818 в Дрездене познакомился с К. Д. Фридрихом, который оказал влияние на творчество Даля. С 1820 работал в Неаполе в качестве сопровождающего датского живописца Кристиана Фредерика. Увлекся пейзажем; писал сцены извержения Везувия в Неаполе (Извержение Везувия, 1820, Копенгаген, Гос. музей искусств), как и Фридрих, изображая на первом плане фигурки людей. Жил и работал на вилле кронпринца Квизисана у Монте-Сант-Анджело в окрестностях города. У Даля много рисунков и акварелей с видами из окон виллы и террасы. Изучение голландской живописи и северных "итальянистов" привело к появлению тонального колорита в пейзажах художника. В 1826, 1834, 1839, 1844, 1850 возвращался в Норвегию. С 1836 преподавал в Академии художеств Дрездена. Живописные и графические работы Даля всегда панорамны, в них тонко передано единство световоздушной среды, окутывающей строения на первом плане, и горы вдали (Лесной пейзаж, 1820; Вид Штальхайма, 1826, обе — Осло, Нац. галерея). Подобно всем живописцам-романтикам, он часто изображал водопады (рисунок Водопад около Ломена, 1820), эффекты лунного света (рисунок Пейзаж с луной, 1824, оба — Осло, Нац. галерея). Любил писать виды морского побережья, лодки и корабли в море (Два корабля, 1826, Осло, Нац. галерея). Даль был человеком ярким и увлеченным. Подобно Ф. Вельдмюллеру в Академии художеств Вены, он был противником традиционных методов обучения, придавал большое значение работе с натуры.

Лит.: Johann Christian Dahl. 1788—1857. Ein Malerfreund Caspar David Friedrich. Ausstellung (1988—1989). Munchen, 1989; Caspar David Friedrich. Johann Christian Dahl. Zeichnungen der Romantik. Staatliches Museum Schwerin. Schwerin, 2001.

Е. Федотова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Далу

, Эме Жюль (Dalou, Aime-Julies) 1838, Париж — 1902, Париж. Французский скульптор. Далу — ученик Ж. Б. Карпо и Ф. Ж. Дюре. Начинал как портретист и автор скульптуры малых форм. Участник Парижской коммуны, был вынужден эмигрировать в Англию (1871—1879). В 1875 побывал в Бельгии, где сильное впечатление на него произвело творчество П. П. Рубенса. Влияние фламандского мастера сказывается в динамичной раскованности композиции, в мощной энергии и чувственности форм, в живописной трактовке фактуры: Триумф Силена (1878—1894, Париж, Люксембургский сад), Вакханалия (1879, Лондон, Музей Виктории и Альберта). По манере исполнения они близки к необарокко. Творчество Далу отличается разнообразием стилистической направленности. Некоторые произведения сохранили традиции неоромантизма: Кара (ок. 1890, Париж, музей Орсе), другие — свойства реалистического направления: Национальный гвардеец (1871), Бретонка (1870-е, оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Читающая в кресле (1878), Снимающая чулок (ок. 1870—1880, оба — Париж, музей Пти-Пале), Женщина, кормящая грудью ребенка (1874), Крестьянин (1899, оба — Париж, музей Орсе) — фигура предназначалась для Памятника труду, над которым скульптор работал с 1889. Для этого неосуществленного проекта было выполнено 54 фигуры рабочих, крестьян и др. Далу лепил портреты многих современников: посмертный портрет Виктора Гюго (1885, Париж, Дом-музей Гюго), председателя палаты депутатов Шарля Флоке (1890—1897, Париж, палата депутатов), журналиста, политического деятеля Анри Рошфора (1888, Париж, музей Орсе). Он автор ряда памятников и монументально-декоративных работ: Мирабо, отвечающий маркизу Дре-Брезе (1883—1884, Париж, палата депутатов), памятник ученому А. Л. Лавуазье (1886, Париж, Сорбонна), Триумф Республики — грандиозный монумент с большим количеством фигур (1879—1899, Париж, площадь Нации) и др.

Лит.: Бродский В. Художники Парижской коммуны. М., 1970; Caillaux H. Dalou, l’homme et l’?uvre. Paris, 1935.

В. Стародубова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ДАЛЬ

Владимир Иванович (1801, Лугань – 1872, Москва), русский прозаик, лексикограф. Отец – датчанин, принявший рус. подданство, мать – обрусевшая немка. Получил хорошее домашнее образование, учился (одновременно с П. С. Нахимовым) в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1814–19), в Дерптском ун-те на медицинском ф-те (1826–29). Литературная деятельность Даля начинается на рубеже 1820–30-х гг. (в 1827 г. в журнале А. Ф. Воейкова «Славянин» напечатаны два стихотворения Даля, а в 1830 г. в журнале «Московский телеграф» – повесть «Цыганка»). В 1832 г. выходят «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные». В 1833 г. Даль сопровождает А. С. Пушкина в поездке по пугачевским местам. В 1839 г. в «Отечественных записках» появляется повесть «Бедовик»; в «Сыне Отечества» и в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“» – перевод с татарского. В 1840 г. Даль создает имеющие несомненные художественные достоинства «Письма к друзьям из Хивинского похода». В 1845 г. в программном сборнике «Физиология Петербурга» (под руководством В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова) под псевдонимом Казак Луганский был опубликован главный художественный очерк Даля «Петербургский дворик». В 1840–50-е гг. его повести и физиологические очерки выходят в «Русской беседе», «Москвитянине», «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения», «Финском вестнике», «Литературной газете». «Слог у Даля чисто русский, немножко мешковатый, немножко небрежный (нам крайне нравится эта мешковатость и небрежность), но меткий, живой и ладный» (И. С. Тургенев). В 1861–62 гг. Даль издает «Пословицы русского народа», в 1863–66 гг. – главный труд своей жизни – включающий толкование более 200 тысяч слов «Толковый словарь живого великорусского языка». Даль-лексикограф был избран почетным членом Петербургской АН, Географическое общество наградило его Золотой Константиновской медалью, Дерптский ун-т – дипломом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

ДАЛИ

dali) Сальвадор (полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменик) (1904, Фигерас, Испания – 1989, там же), испанский живописец, график, скульптор, декоратор, ювелир, дизайнер; один из лидеров сюрреализма. Жизнь художника была таким же произведением искусства, как и его творения. Он с юности отличался эксцентричной манерой поведения, читал лекции и выпускал книги, в которых воспевал себя и свое искусство («Дневник одного гения», «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» и др.). В 1924–26 гг. Дали учился в Академии Сан-Фернандо в Мадриде, изучал живопись старых мастеров, интересовался современными течениями в живописи («Автопортрет с “Ла Публичитат”», «Венера и моряк»), одновременно создавая работы в манере «магической вещественности» («Девушка, стоящая у окна», 1925). В годы учебы сблизился с выдающимися деятелями испанской культуры – поэтом Ф. Гарсиа Лоркой и кинорежиссером-сюрреалистом Л. Бюнюэлем; увлекся сочинениями австрийского психиатра, создателя теории психоанализа З. Фрейда. Учение Фрейда о роли бессознательного в жизни человека оказало значительное воздействие на сложение творческого метода Дали. Первая персональная выставка художника в Барселоне (1925) была встречена очень благосклонно, а уже в 1926 г. Дали был исключен из Академии за подстрекательство к беспорядкам среди студентов. С 1929 г. жил в Париже, где сблизился с сюрреалистами.

В Париже художник вместе с Бюнюэлем снял фильмы «Андалузский пес» (1928) и «Золотой век» (1930). Шокирующие кадры из «Андалузского пса» с лезвием, разрезающим глаз человека, придумал именно Дали. Вернувшись в Испанию, художник познакомился с женой поэта Поля Элюара Еленой Дьяконовой, русской по происхождению. В 1934 г. она стала супругой Дали. Гала, как называл ее художник, на протяжении всей его жизни оставалась для него возлюбленной, подругой, музой, менеджером. Дали часто изображал ее в своих картинах («Градива» и др.).

Видения художника предстают в его полотнах как кошмарная реальность. Свой художественный метод мастер называл «параноидально-критическим» (его обоснование содержится в книге Дали «Видимая женщина», 1920). В картинах, написанных в оптически иллюзорной манере, призванной убедить зрителя в достоверности изображенного, фигуры и предметы растягиваются (мягкие часы в картине «Постоянство памяти», 1931), растворяются, превращаются в другие (два пассажира в «Призрачной повозке», 1933, оказываются башнями далекого города). С сер. 1930-х гг. Дали создавал сюрреалистические объекты («Телефон-омар», 1936; «Диван-губы», 1936–37, и др.). Его эксцентричные выходки привлекали внимание публики и прессы. На Международной выставке сюрреалистов в Лондоне (1936) художник появился в костюме водолаза, подходящем, по его мнению, для погружения в подсознание. Для выставки в Париже он создал композицию «Дождливое такси»: в машине сидел обнаженный манекен, его тело было покрыто живыми улитками; в салон лилась вода из дыр в крыше. Переживания по поводу гражданской войны в Испании Дали выразил в «Осеннем каннибализме» (1936) и «Мягкой конструкции с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны» (1936). Постоянное стремление Дали к мистификациям и публичным скандалам, а также его сочувственное отношение к фашистским режимам вызвали конфликт художника с парижскими сюрреалистами. В 1939 г. Дали вышел из объединения, заявив, что является единственным подлинным сюрреалистом: «Сюрреализм – это я».

В 1940–48 гг. Дали и Гала жили в США. Среди известных картин этого времени – «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). В Америке Дали нажил большое состояние, участвуя в коммерческих проектах, работая в театре, создавая дизайн ювелирных украшений и модной одежды, рекламную продукцию. После возвращения в Испанию (1948) художник все больше проникался идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для картин 1950-х гг. («Тайная вечеря», 1955; «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба», 1958–59). С 1970-х гг. художник нередко прибегал к методам, позволяющим как можно убедительнее передать объем (наподобие голографии). В 1974 г. Дали построил Театр-музей Дали в Фигерасе и еще один музей в Кливленде. В последние годы он часто обращался к фотографии.

Творчество Дали оказало значительное влияние на изобразительное искусство 20 в. Его идеи в области дизайна и рекламы остаются актуальными по сей день.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

Дали

, Сальвадор (Dali, Salvador) 1904, Фигерас, Каталония — 1989, Фигерас. Испанский художник. Представитель сюрреализма. Учился в Академии художеств Мадрида (1921—1922, 1925—1926). Увлечение живописью Де Кирико и знакомство с сочинениями З. Фрейда (1925) оказали решающее воздействие на становление его творческого метода и эстетических воззрений. Приехав в Париж в 1929, Дали примкнул к объединению сюрреалистов. В конце 1920-х сложился его "параноико-критический метод", который художник определил как "спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций". Образы сновидений, фантазмы расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придает им характер навязчивой реальности. Слившиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью (Мрачная игра, 1929, Париж, частное собрание). Постоянно повторяются загадочные детали и символы, связанные с событиями личной жизни и интимными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, гниющая плоть, зубы, колющие и режущие инструменты, муравьи и кузнечики (Постоянство памяти, 1931, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля, 1936, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали; Сон, 1937, частное собрание). Мотивы сексуальных извращений, жестокой агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн (Предчувствие гражданской войны, 1936, Филадельфия, Музей искусств; Осенний каннибализм, 1936, Лондон, галерея Тейт; Изобретение монстров, 1937, Чикаго, Институт искусств). В 1930-х живопись Дали наполняется зрительными парадоксами. Фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование (Метаморфоза Нарцисса, 1937, Лондон, галерея Тейт; Возникновение лица и вазы для фруктов на пляже, 1938, Хартфорд, Коннектикут, Уэдсворт Атенеум; Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера, 1940, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Обращаясь к классическим произведениям, художник перетолковывал их смысл в соответствии с учением Фрейда и собственными представлениями о бессознательном (Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол <Феноменологическая теория "мебели-пищи">, 1934, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали; Археологическая реминисценция "Анжелюса" Милле, 1934—1935, частное собрание). В 1934 возник конфликт Дали с другими участниками сюрреалистического объединения. В 1939 произошел окончательный разрыв, поскольку сюрреалисты сочли неприемлемыми его политические воззрения (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощенное понимание эстетической программы движения. Порвав отношения с группой А. Бретона, Дали тем не менее продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 эмигрировал в США. Шумная самореклама, эксцентричные акции и шоу, активная деятельность в прибыльных сферах оформительского и прикладного искусства обеспечили художнику коммерческий успех и огромную известность сначала в Америке, а затем и во всем мире. В 1948 Дали вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Заявив о своей приверженности католицизму, он создал ряд визионерских религиозно-мистических композиций, основанных на переработке барочной иконографии и стилистики (Мадонна де Порт-Льигат, 1950, частное собрание; Христос Хуана де ла Круса, 1951, Глазго, Художественная галерея и музей; Тайная вечеря, 1955, Вашингтон, Нац. галерея). В той же манере выполнены полотна на исторические и мифологические темы (Атомная Леда, 1949, Фигерас, Музей Дали; Открытие Америки Христофором Колумбом, 1958—1959, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Моделью для многих из них послужила жена художника Гала (наст. имя Елена Делувина-Дьяконова). Картины 1970-х написаны в беглой эскизной манере, характерной для романтической живописи (Дикий пейзаж с обнаженными, 1970, частное собрание). В 1973 художник основал на своей родине, в Фигерасе, Музей Дали, в котором жил с 1986 до смерти. Дали работал во многих областях художественного творчества: в скульптуре, графике, прикладном искусстве, в театре и кино. Его перу принадлежит ряд автобиографических, литературных и теоретических сочинений.

Лит.: Дали С. Дневник одного гения. М., 1991; Рожин А. И. Сальвадор Дали: Миф и реальность. М., 1992; Сальвадор Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. М., 1992; Дали без границ. Выставка произведений. М., 1994; Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М., 1996; Дешарн Р. и Н. Сальвадор Дали. Лозанна, 1996; Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. М., 1997.

В. Крючкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Найдено схем по теме Далуиа — 0

Найдено научныех статей по теме Далуиа — 0

Найдено книг по теме Далуиа — 0

Найдено презентаций по теме Далуиа — 0

Найдено рефератов по теме Далуиа — 0