ДАМАС Томас

Найдено 1 определение
ДАМАС Томас
Испанский концертант–гитарист и композитор из Старой Кастилии, современник Хосе Виньяса. В середине XIX века совершил несколько турне по Испании и с большим успехом. В 1885 году дирижировал оркестром в Вальядолиде. Позже поселился в Мадриде и занялся преподаванием и сочинением многочисленных произведений, которые он время от времени издавал. Известно более ста его сочинений, в большинстве переложений испанского фольклора, любопытные, поскольку они отражают то время. Среди оригинальных сочинений можно назвать "Воспоминание", "Одинокому путнику", посвященное другу Хулиану Аркасу и "Отцовская любовь", "Анданте" и "Скерцо", которые некоторые не очень сведущие современные гитаристы объявляют в своих программах как оригинальное сочинение Тарреги и авторство которого восстановил аргентинский любитель д–р Мартин Руис Морено (см.), "Тремоло", вдохновившее других авторов, которые старались улучшить это сочинение, производящее большое и непосредственное впечатление. Из методических сочинений в молодости опубликовал "Испанский досуг", в 1868 г. "Новое руководство игры на гитаре с цифровым потактовым обозначением" и в 1869 году вышла "Полная последовательная школа игры на гитаре". Кроме того, он выпустил "Школу игры на бандуррии", лютне – лире и октавилье, и очень интересное и сегодня редкое "Руководство по сольфеджио с гитарным аккомпанементом". Несомненно, наиболее ценное сочинение Дамаса – "Полная школа", где он показал себя опытным педагогом. Дамас давал уроки Ф. Тарреге, как свидетельствуют "Записки" знаменитого Симадевильи. Далее мы приводим "План сочинения", которым автор предваряет "Полную школу": "Данное сочинение состоит из четырех разделов и приложения. В первом разделе я описываю гитару, как ее держать, тренировку обеих рук на диатонических и хроматических гаммах для получения учеником первых сведений о диапазоне. Во втором разделе я рассказываю о настройке гитары и помещаю упражнения для трех первых пальцев правой руки, большого, указательного и среднего и отдельно для большого пальца, упражнения на терции, сексты и октавы для большого и указательного пальцев со средним, арпеджио для трех и четырех пальцев, упражнения аккордов из трех нот для отдельного взятия, а также легато из трех, четырех и более нот. В третьем разделе рассказывается о выразительности и получении звука, а также о значении некоторых слов и знаков музыкальной орфографии, точное приложение которых составляет настоящую экспрессию, колорит или то, что мы обычно называем полутонами. Затем следуют упражнения на стаккато, или сильный удар, на применение выступа, диатонические гаммы с соответствующими аккордами, легато на секстах, с эффектом протяжки, упражнения с тройной струной, повторяющимися нотами, с обязательным использованием метронома Мельцеля. Этот раздел завершается аккордами диатонических гамм на самых часто используемых на гитаре нотах, в различных позициях имитирующих и гармонических звуков. Все упражнения чередуются с уроками и по возможности сохраняется порядок возрастания трудности, что обычно не соблюдалось в руководствах игры на гитаре и даются интересные указания. В четвертом разделе я даю арпеджио для трех и четырех пальцев правой руки, различные способы получения имитирующих звуков, а в приложении даю несколько этюдов в различных жанрах с предшествующим им анданте, что, как мне кажется, должно понравится преподавателям". "Школа" включает 68 страниц (формата 31ґ22), что дает основание считать Дамаса более полным музыкантом, чем Кано, Брока и Парга, но он не достигает уровня Виньяса (я имею в виду построение, необходимое для абсолютного равновесия, недостатка всех испанских композиторов–гитаристов, за исключением Сора, которые не могли сравняться с превосходными итальянскими знатоками гармонии Каркасси, Джулиани, Карулли и других представителей Золотого века гитары).

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998