Дамаск

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДАМАСК
один из древнейших городов, упоминаемый еще во времена Авраама. Это был главный город ЦелеСирии. Римский император Диоклетиан устроил здесь оружейный завод; до сих пор славятся дамасские сабли.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Дамаск
столица Сирии, один из древнейших и красивейших городов земли, «жемчужина востока». С древности славится изделиями из шелка и шерсти, фруктами и «дамасской сталью». В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся (Деян 9.11), и то отверстие в городской стене, через которое ученики спустили Савла в корзине (Деян 9.25; 2Кор 11.32).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Дамаск
(Damaskus), город в Сирии; упоминается уже во 2-м тыс. до н. э., позднее стал центром арамейского государства. В 332 до н. э. был завоеван Александром Македонским; после этого входил в состав государства Селевкидов. В 85 до н. э. Д. попал под власть набатеев, в 66 до н. э. — покорен римлянами (там был построен храм Юпитера Дамасского). При Адриане Д. был на правах метрополии, при Александре Севере — существовал как колония. В 635 Д. завоевали мусульмане-арабы.

Источник: Словарь античности. 1989

ДАМАСК
   • Damascus,
         ????????, в Ветхом Завете Дамесек, н. Димешк, древнейший, знаменитый главный город области ? ????? ?????, на реке Хрисоррое, в прекрасной местности, недалеко от границ Палестины, получил особенное значение со времени римского владычества. Покоренный некогда Давидом, Д. скоро сделался опасным для царств Иудейского и Израильского, но потом перешел во власть ассирян, персов и Александра. Arr. 5, 11, 9. 15, 1. Curt. 3, 12 слл. Strab. 16, 755 слл. Римские императоры, особенно Диоклетиан, способствовали возвышению города устройством в нем больших оружейных заводов; и ныне еще славятся дамасские сабли.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ДАМАСК
один из древнейших городов мира: первые сведения о нем относятся к 16 в. до н.э., когда город находился под властью егип. фараонов; его назв. упомин. в Библии. С 10 в. до н.э. до 732 до н.э. — центр Дамасск. царства, затем в составе Ассирии, Ново-Вавилонск. царства, Персии, державы Александра Македонского; в 3 — 1 вв. до н.э. за Д. шла борьба между преемниками Александра Македонского. В 64 был занят римлянами и вошел в состав рим. пров. Сирии, с кон. 4 в. — Византии. В 30-х гг. 7 в. завоеван арабами. В 661 — 750 — столица халифата Омейя-дов. В этот период Д. значит. разросся и украсился роскош. дворцами и мечетями, среди к-рых наиболее знаменита мечеть халифа Валида I (т.н. мечеть Омейядов, 8 в.). После образования халифата Аббасидов и перенесения столицы в Багдад Д. остался гл. городом провинции.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дамаск
столица Сирии. Один из древнейших городов мира. Первые упоминания о нем относятся к 16 в. до н.э. (в списке городов Сирии, захваченных египетским фараоном Тутмосом I). В Библии впервые приводится в повествовании об Аврааме. В 15 в. подчинялся египетскому фараону Тутмосу III. В 12 в. Дамаск становится одним из центров пришедших с севера арамеев. В 11- 8 вв. до н.э. Дамаск - центр Дамасского царства, которое в начале 10 в. было подчинено царем Израиля Давидом. Но к середине века оно стало самостоятельным. До самого своего падения, когда оно было превращено (732 г.) в провинцию Ассирии, царство вело войны с Израилем. После 732 г. Дамаск был в составе Нововавилонского царства, Персии, державы Александра Македонского, владевших Сирией. В 64 г. до н.э. Дамаск был захвачен римским полководцем Помпеем. После раздела Римской империи на Западную и Восточную, в 4 в. н.э. вошел в состав последней (Византии). В 635 г. им овладели арабы, и в 661- 750 гг. Дамаск - столица халифата Омейядов. После перенесения столицы халифата Аббасидов в Багдад, Дамаск - центр провинции. В 1174 г. Дамаск захватил египетский султан Салах-ад-Дин, возглавивший борьбу мусульман против крестоносцев, которые трижды (в 1125 г., 1129 г., и 1148 г.) безуспешно пытались овладеть Дамаском. В 1260 г. Дамаск был захвачен монголами, в 1401 г.- Тимуром. Средневековый Дамаск - центр караванной торговли и ремесел (изготовление тканей, холодного оружия, ювелирных изделий и др.). Т.н. дамасская (оружейная) сталь (предположительно получила название от города Дамаск) была вывезена крестоносцами с Ближнего Востока в Европу. С 1516 г. и до конца Первой мировой войны - в составе Османской империи. С открытием в 1869 г. Суэцкого канала уменьшилось значение торговых путей, проходивших через Дамаск. В 1920- 41 гг. Дамаск - главный город французской подмандатной территории Сирия. После провозглашения независимости Сирии в 1941 г. Дамаск был объявлен ее столицей.

Источник: Исторический словарь

ДАМАСК
араб. - Димишк) - столица Сирийской Араб. Республики. Расположен в оазисе Гута у р. Барада. 532 т. ж. (1960). Крупный трансп. и торг.-пром. центр. Текст., пищ., цементная, стекольная пром-сть, произ-во кустарных изделий из золота, серебра, стали, дерева. Д. - один из древнейших городов мира: первые сведения о нем относятся к 16 в. до н. э., когда, город находился под властью егип. фараонов; его назв. упоминается в Библии. С 10 в. до н. э. до 732 до н. э. - центр Дамасского царства, затем в составе Ассирии, Ново-Вавилонского царства, Персии, державы Александра Македонского; в 3-1 вв. до н. э. за Д. шла борьба между преемниками Александра Македонского. В 64 был занят римлянами и вошел в состав рим. пров. Сирии, с кон. 4 в. - Византии. В 30-х гг. 7 в. завоеван арабами. В 661-750 - столица халифата Омейядов. В этот период Д. значительно разросся и украсился роскошными дворцами и мечетями, среди к-рых наиболее знаменита мечеть халифа Валида I (т. н. мечеть Омейядов, 8 в.). После образования халифата Аббасидов и перенесения столицы в Багдад Д. остался гл. городом провинции. Отпав в дальнейшем от халифата, Д. находился под властью Тулунидов (9 в.), Фатимидов (10 в.), Сельджукидов (11 в.). Крестоносцы трижды (1125, 1129, 1148) безуспешно пытались овладеть Д. В 1260 Д. был захвачен монголами, в 1401 - Тимуром. В средневековье Д. - центр ремесл. произ-ва и караванной торговли. Дамасские ткани, холодное оружие, ювелирные изделия славились на весь мир. С 1516 и до конца 1-й мировой войны входил в состав Османской империи, являясь центром одного из сирийских пашалыков. В 18-19 вв. в Д. неоднократно вспыхивали восстания против тур. господства. Накануне 1-й мировой войны Д. был центром деятельности нек-рых тайных араб. об-в. В 1920-41 - гл. город франц. подмандатной терр. Сирии. Во время Сирийского национального восстания 1925-27 район Д. был одним из его центров; франц. власти трижды (в окт. 1925, мае и авг. 1926) подвергали Д. артобстрелу и бомбардировкам, в результате к-рых были уничтожены мн. памятники культуры и иск-ва. После провозглашения независимости Сирии (1941) Д. был объявлен ее столицей. Однако до сер. 1946 Д. был оккупирован англ. и франц. войсками. Ун-т, араб. академия, нац. музей, школа араб. музыки.

Лит.: Wulzinger K. und Watzinger C., Damaskus, die islamische Stadt. В., 1924; Sauvaget J., Les monuments historiques de Damas, Beyrouth, 1932; Jamil R., Damas, Palmyre, Baalbek, Damas, (1941); Munajjed S., Bibliographie damasquaine, "Oriens", 1952. v. 5, No 1.

Б. M. Данциг. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Дамаск
Дамесек. Дамаск, столица Дамасской Сирии (2 Цар.8:6; Ис. 7:8), важнейший торговый пункт на большой дороге между Средиземным морем и внутренней Азией (Иез. 27:18). Он расположен на плодородной возвышенности у подножия Ермона, в северо-восточном от него направлении и окружается ливанскими водами Дамаск — один из немногих древних городов, который до сих пор сохранил свое прежнее значение. Восточные писатели называют его «жемчужина Востока», «благоухание рая», «перо райской птицы», «ожерелье красавицы», «глаз Востока» и т. п. Этот город расположен в хорошо орошаемой местности (4 Цар. 5:12), с чудным климатом и плодородной почвой; он возвышается на 690 метров над уровнем моря. Для арабов он был образцом райской красоты. Его сады с журчащими ручейками и обильно произрастающими плодами (выражение Корана) — идеал Магометова рая. Дамаск упоминается уже в Быт 14:15 Слуга Авраама, Елиезер, родом был оттуда (Быт 15:2) Во 2 Цар. 8:5 и дал сказано, что дамасские сирийцы покорены Давидом, но город отпал во время Соломона, вследствие восстания Разона, основавшего там самостоятельное государство (3 Цар. 11:23 и дал ), 200 лет спустя покоренное ассирийцами (4 Цар. 16.9). После этого город подпадал под владычество различных народов: много раз был взят и разграблен вавилонянами, персами, греками и римлянами. В 1400 г. был разрушен Темерланом и в 1516 г. подпал под власть турок. С древних времен этот город был известен своей торговлей (Иез. 27:18) и промышленностью (Ам. 3:12); он и теперь славится мозаичными изделиями, хорошими базарами и красивыми восточными домами с фонтанами и мраморными бассейнами. Сады приносят прекрасные плоды: орехи, виноград, абрикосы; кроме того, здесь возделывают табак, хлопок, лен, коноплю и т. п. Улицы города чище, чем в других сирийских городах; дома имеют выступы, вроде балконов, с решетчатыми рамами. Народонаселения приблизительно около 150000 чел., среди которых множество евреев, несколько тысяч христиан, немного меньше друзов и т. Д. Уже во времена Христа множество евреев жило в Дамаске, где у них было несколько синагог (Деян. 9:2). Евангелие рано проникло к ним. Павел пошел туда, чтобы преследовать верующих и отвести их связанными в Иерусалим, но Господь встретил его на дороге (Деян. 9:3). Теперь еще показывают длинную улицу, называемую Дарб-эль-мустаким, т. е Прямая дорога; по преданию, это та прямая улица, где Анания нашел Павла в Иудином доме (Деян. 9:51) После своего обращения Павел проповедовал Евангелие в Дамаске, за что подвергся преследованию со стороны евреев Они подстерегали его у городских ворот с целью убить его, но ученики спасли его, спустив в корзине сквозь отверстие в стене города (Деян 9-25; 2 Кор 11:32) Теперь еще показывают это отверстие. Пророчества о Дамаске: см. Иер. 49-23-27; Зах. 9:1

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ДАМАСК
с Сербск. — место хлопот, деятельности Быт 15:2) — столица древней Сирии, в течение трех столетий резиденция Сирийских царей и один из древнейших городов существующих в настоящее время. Теперь Дамаск называется иногда: Эль-Шам. Он расположен на р. Бараде (библ. Авана), почти в 200 англ. милях к ю. от Антиохии и в 120 к с.-з. от Иерусалима. Окрестности города, имеющего до 150,000 жителей, обильно орошаются водой и весьма плодородны (см. Авана, Фарфар). Город имеет около двух английских миль в длину и окружен стенами. Улицы узки, но хорошо вымощены, и одна из них, тянущаяся посреди города и городских предместий, доселе еще называется Прямою. Город считается одним из богатейших но промышленности. Дамасские клинки, бритвы, шелк. кожа, сушеные плоды составляют главные статьи вывоза (Деян 9:11). Городские окрестности так живописны по обстановке и так богаты всякою растительностью (каштаны, померанцы, мирты, абрикосы, груши, лимоны, яблоки, оливковые и др.), что Дамаск как у древних, так и у новейших жителей Востока считался и считается одним из райских мест земли. Говорят, что один из Римских Императоров по причине величественности и живописности расположения Дамаска, назвал его оком востока и что Магомет, увидав в первый раз с отдаленной возвышенности этот город, так был восхищен его живописностью, что не хотел войти в него, говоря. что для человека существует одно небо надземное, и что он не желает иметь другое небо на земле. По свидетельству Иосифа, Дамаск основан Узом, сыном Арама, внуком Сима. Первое упоминание о Дамаске в Свящ. Писании мы читаем в Бытия 14:15, где говорится, что Авраам, победивши царей, взявших в плен Лота, преследовал их до г. Хова, лежавшего с левой стороны Дамаска. Здесь также родился и жил Елиезер, распорядитель в доме Авраамовом (Быт 15:2). При Дамаске Давид поразил 22,000 Сирийцев, пришедших на помощь Адраа-зару, после чего Сирияне сделались данниками Израиля и Давид поставил охранные войска в Сирии Дамасковой (2Цар 8:6), или, вообще в Сирии, столицею которой был Дамаск. За сим мы читаем в Свящ. Писании много занимательных страниц относительно последующей судьбы Дамаска, а равно как и пророчеств касательно блестящей некогда столицы Сирии (3Цар 11:24, 15:18. 4Цар 14:25,28, 16:9. Ис 9:11, Деян 9:2, 2Кор 11:32 и др. Ис 17:1, Амос 1:35) этого славного города, согласно с пророчествами, опустевшего уже во времена Иеремии (49:24). Как не уцелел город славы, город радости моей? (ст. 25). Около 40 г. по Р.Х. царь Аравийский Арефа завоевал Дамаск (2Кор 2:32). В это время в нем находилось много Христиан, и этот город сделался для нас особенно замечательным по чудесному обращению здесь Савла, или Павла, ко Христу (Деян 9:2,22, 22:4-16). Здесь доселе указываются дома Иуды и Анании, а также место, откуда ап. Павел избегая преследования Иудеев, спустился с городской стены в корзинке (Деян 9:25, 2Кор 11:3), дом Неемана Сириянина — в настоящее время госпиталь для прокаженных, и гробница Геезия, слуги Елисеева. С 1516 г. по Р.Х. Дамаск попал под турецкое владычество и составляет главный город одного из пашалыков турецких, именно, пашалыка Дамасского. В настоящее время Дамаск имеет богатые мыльные и шелково-шерстяные фабрики; через него проходят караваны в Мекку. Большая улица, по кн. Деян Апостольских, прямая, длиною в 2 англ. мили с в. к з. представляет два ряда лавок, в которых богатства Индии соперничают с богатствами Европы. В окрестностях города по берегам Барады и других источников тянутся сады и виллы, утопающие в красивой, приятной на вид зелени. Искусство смешивать железо или сталь с другими металлами прежде так славилось, что отсюда получили свое название известные Дамасские бритвы, кинжалы, мечи и пр.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
148.30 кб

Анонимная заметка в рукописи Atheniensis graecus 2337 о подложности приписываемой прп. Иоанну Дамаск

Ермилов П. В.
Подложность приписываемого св. Иоанну Дамаскину текста De immaculato corpore (CPG 8117) не вызывает сомнений. В анонимной заметке, написанной после 1709 г. и содержащейся в рукописи Atheniensis gr. 2337 (XVIII-XIX вв.
Читать PDF
154.88 кб

Свт. Григорий Богослов и свт. Дамас римский: компаративный анализ богословских и церковно-политическ

Захаров Георгий Евгеньевич
Статья посвящена сравнительному анализу богословских и церковнополитических позиций двух важнейших представителей никейского течения на завершающем этапе арианских споров свт. Дамаса Римского и свт. Григория Богослова.
Читать PDF
146.79 кб

Маски Дамаска

Яшлавский Андрей
"Московский комсомолец", М., 19 сентября 2003 г.
Читать PDF
3.17 мб

Миссия Пармениона в Дамаске: роль вспомогательного направления в решении стратегических задач

Клейменов Александр Анатольевич
Статья посвящена вкладу, который внесли действия Пармениона в Сирии в реализацию стратегии Александра Македонского.
Читать PDF
235.98 кб

Преподобный Иоанн Дамаскин и полемика с исламом

А. А. Пешков
Читать PDF
182.08 кб

Философское объяснение природного единения в труде преподобного Иоанна Дамаскина «Источник Знания»

А. В. Ворохобов
Читать PDF
2.01 мб

До Витгенштейна ли Дамаскию?

Светлов Р. В.
Читать PDF
154.30 кб

2009. 01. 007. Калмбах Х. Общественные и религиозные перемены в Дамаске: один из примеров того, как

Демидов К. Б.
Читать PDF
296.18 кб

Исидор против Гегия: афинская школа между Проклом и Дамаскием (485-520)

Болгова А.М.
В работе рассматривается история Афинской школы неоплатонизма в период между Проклом и Дамаскием двумя наиболее известными из руководителей школы последнего периода ее существования.
Читать PDF
199.08 кб

Танеева православной кантаты и его реализация: «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»

Лукина Галима Ураловна
Статья посвящена анализу танеевских кантат «Иоанн Дамаскин» (ор. 1) и «По прочтении псалма» (ор. 36) с позиции музыкального воплощения идей, созвучных русской религиозной философии.
Читать PDF
88.47 кб

Иоанн Дамаскин как ключевая фигура византийской церковной музыки

Дрык Семен Викторович
Статья повествует о византийской музыкальной культуре периода иконоборчества, который стал одной из важнейших и сложных эпох эволюции церковной музыки.
Читать PDF
274.76 кб

Житие Иоанна Дамаскина как основа сюжета поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин»

Антонова М.В.
Данная статья посвящена проблеме выявления источника поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин», а также сравнительно сопоставительному анализу текста поэмы и Жития святого с целью определения сущности творческой переработки сюжета.
Читать PDF
838.47 кб

Автор и герой в поэме А. К. Толстого "Иоанн Дамаскин"

Федосеева Татьяна Васильевна
А. К. Толстой поэт реалистической эпохи, сохранивший романтический тип художественного сознания.
Читать PDF
313.95 кб

Миссионерское служение священномученика Дамаскина (Цедрика) в начале XX в

Косик О. В.
В публикации собраны труды священномученика Дамаскина (Цедрика) в период его служения в качестве миссионера в Забайкалье, на Дальнем Востоке, Астраханской губернии (1902-1914). В этих трудах о.
Читать PDF
85.49 кб

Архиерейское служение священномученика Дамаскина (Цедрика) в Черниговской епархии (1923-1925)

Косик О. В.
В основу настоящего исследования положены документы из архивов ФСБ и РГИА (СПб), в которых раскрываются события, связанные с епископской хиротонией священномученика Дамаскина (Цедрика), совершенной Святейшим Патриархом Тихоном, де

Похожие термины:

  • Дамаск III 1-я мировая война

    1888-1940). Социалист-революционер. В 1905 исключен из Харьковского реального училища за участие в забастовках. В 1909 исключен из Варшавского политехнического института за участие в забастовках. Служил у
  • Дамаск I Мусульманское вторжение в Сирию

    Город с большим греко-рим. гарнизоном был осажден мусульманами под командованием Халида в 635. Город упорно оборонялся, его защитникам удалось послать гонца с просьбой о помощи к Вердану, полководц
  • Дамаск II Вторжение Тимура в Сирию

    25 янв. 1401 в результате измены Дамаск был захвачен войсками Тимура. См. Алеппо II.
  • ДАМАС Томас

    Испанский концертант–гитарист и композитор из Старой Кастилии, современник Хосе Виньяса. В середине XIX века совершил несколько турне по Испании и с большим успехом. В 1885 году дирижировал оркестро
  • Дамасий

    папа (366-384 гг.), латинский эпиграмматик. Д., вероятно, был по происхождению испанцем. В качестве папы имел большие заслуги перед Церковью. Во время его правления состоялся первый Константинопольский
  • ДАМАСИПП

       • Damasippus,        1. L. Licinius, приверженец Мария, осквернивший свою память опалами и убийствами, которым он подвергал сторонников Суллы, между прочим Корбона, Сцеволу (понтифика), Антистия и др. Когд
  • ДАМАСИТИМ

       • Damasithўmus,          ???????????, сын Кандавла, владетель карийского города Калинды в походе Ксеркса на Грецию пал в битве при Саламине. Hdt. 7. 98. 8, 87.
  • Дамаскин

    иером., с. свящ. Нижегородск. губ., дух. пис. (1830 гг.). {Венгеров}
  • ИОАНН ДАМАСКИН

    см. Иоанн Дамаскин.
  • Дамаскин , Травинский

    архим. Спасо-Кашенск. мон. ХVIII в. {Венгеров}
  • АПОЛЛОДОР из Дамаска

    2 в.) — крупнейший рим. архитектор и воен. инженер. Работал при имп. Траяне. Построил мост через Дунай длиной в 1070 м на двадцати каменных столбах, соед. деревян. арками, арку в Анконе, термы на Эсквилин
  • ДАМАСКА ЦАРИ

    Арамейские царские династии, правившие в Дамаске (Сирия) в 950-732 гг. до Р.Х. Дамаск - один из древнейших городов Сирии. Он расположен в центре оазиса Гута, простирающегося с севера на юг на 25 км, а с запа
  • МЕЧЕТЬ ОМЕЙЯДОВ В ДАМАСКЕ

    Дамаск, столица Сирии, — один из древнейших городов мира, ему около 6000 лет. За столь долгую историю своего существования город видел много народов и завоевателей: в XIV веке до н. э. хетты, жившие в Ан
  • Дамаскин, 6-й архим. Мгарского мон

    понимание, осмысление власти как сложнейшего общественного явления, ее теории и практики, ее сути, содержания, многообразия проявлений видов, форм, богатейшего арсенала ее возможностей, средств, п
  • ДАМАССКИЙ ХАЛИФАТ

    см. Омейядов халифат.
  • Дамаскин Аскаронский

    (в миру Дамиан) — епископ костромской (1758—1769 гг.), по происхождению малороссиянин, сын киевского мещанина. Образование получил в киевской академии. Сначала проходил разные послушания в Киево-Печер
  • Дамаскин Аскоронский

    (Дамиан) — епископ Костромской и Галичский. Происходил из среды киевского мещанства. Образование получил в Киевской духовной академии. Проходил различные послушания в Киево-Печерской лавре. В 1738
  • Дамаскин, иерод. Чудова мон

    писатель; † XVIII в. {Половцов}
  • Дамаскин, иеродиакон Чудова монастыря

    — иеродиакон Чудова монастыря, писатель начала ХVІІІ века. Биографические сведения о нем очень скудны. В начале 80-х годов ХVII столетия он был еще мирянином, в 1691 г. — уже монахом Чудова монастыря, ст
  • Дамаскин, епископ севский

    (в миру Димитрий Семенов Руднев, 1737—1795) — ученый епископ; в 1761 г. по окончании курса в Московской славяно-греко-латинской академии определен был учителем риторики и греческого языка в Крутицкую се