Дамбис, Паулс Екабович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Дамбис, Паулс Екабович

род. 30 июня 1936 в Риге. Композитор. Засл. деят. иск. ЛатвССР (1975). В 1962 окончил Латв. конс. по кл. композиции В. Ф. Уткина. В 1962—1964 преподаватель композиции в Муз. училище им. Э. Дарзиня. В 1964—1969 звукорежиссер Рижской студии телевидения. Премия Ленинского комсомола ЛатвССР (1971).


Соч.: опера — Икар (1970); телеопера — Письма в будущее (1972); для солистов, чтецов, смеш. хора и симф. орк. — оратория Голубая планета (сл. Лукреция, Дж. Бруно, Б. Брехта и Э. Межелайтиса, 1967), кантата Сказание о стороже маяка Андрее (1963), Стансы о Микеланджело (1971); для орк. — Вариации на тему Рамо (1965), Торжественная музыка (1967), симфония (1972); для струн. орк. — Адажио (1964); 4 струн. квартета (1964, 1965, 1966, 1972); для 2 ф-п. — соната (1970); для ф-п. — 3 сонаты (1962, 1964, 1968); для женск. хора, арфы, флейты и контрабаса — цикл Песни сирот (сл. народные, 1968); для 2 хоров мальчиков и органа — Концерт-реквием (сл. И. Ласманиса, 1967); для хора без сопр. — циклы: Курземская тетрадь (1966), Песни Курсы (1969); Песни моря (1971), Песни Лауры (сл. Ф. Петрарки, 1966), Песни Риги (1973); поэмы Костер Джордано Бруно (1965), Икар (1966), песни; для голоса с ф-п. — циклы: Женские песни (сл. народные, 1965), Видземские календарные песни (1968), Итальянский дневник (сл. А. Блока, 1970); для сопрано и ф-п. — Девять хокку (1971); дет. и эстр. песни; музыка к спектаклям, фильмам, телепостановкам.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ДАМБИС Паулс Екабович
(р. 30 VI 1936, Рига)
Дамбис - представитель среднего поколения композиторов Латвии. Его творчество, отличающееся широтой жанрового диапазона, основано на глубоком знании старинной латышской народной музыки. В своих сочинениях Дамбис претворяет своеобразие интонаций и манеры пения народных сказителей, особый фонизм национального фольклора. Эти свойства народного искусства сочетаются с характерными приемами композиции XX в., с элементами музыкального языка эпохи Возрождения.
В начале творческого пути - в первой половине 60-х гг. - внимание композитора (в 1962 г. окончившего Латвийскую государственную консерваторию) было сосредоточено на жанрах инструментальной музыки. Во второй половине 60-х гг. наряду с инструментальными произведениями он пишет свои первые хоровые сочинения. Отныне хоровая музыка становится основным жанром творчества Дамбяса.
В поэмах «Костер Джордано Бруно» (на ст. П. Руммо) для смешанного хора, чтеца и инструментального ансамбля (1965) и «Икар» (на ст. Э. Межелайтиса) для смешанного хора, чтеца и фортепиано (1966) Дамбис колористически трактует вокальные и инструментальные тембры, ищет средства образной стилизации. Эту же задачу он ставит перед собой и решает в оратории «Голубая планета» (1967), 6 частей которой раскрывают пути развития человеческой мысли, познающей мир. Литературной основой этой оратории, написанной для смешанного хора, хора мальчиков, тенора, меццо-сопрано, чтеца и симфонического оркестра, послужили произведения Гееиода, Лукреция, Джордано Бруно, М. Ломоносова, Б. Брехта, Э. Межелайтиса. Дамбис пользуется здесь приемом стилизации старинных жанров - сарабанды, паваны, фроттолы, мадригала, - которые соединяются с современными звучаниями. В том же году композитор создает Концерт-реквием (на ст. И. Ласманиса) для двойного хора с органом и колоколом, посвященный героям, павшим в Великой Отечественной войне. Он применяет такие экспрессивные виды хорового интонирования, как шепот, полуречь. Этот стиль развивается затем в оратории «Stanza di Michelangelo» («Комната Микеланджело» - 1971), выразившей впечатления композитора от знаменитых скульптур («Утро, День, Вечер, Ночь») великого мастеря в гробнице Медичи (в свое время вдохновивших Ф. Листа) и написанной на его стихи и фрагменты писем.
Особую область творчества Дамбиса образуют жанрово-характерные сольные и хоровые циклы на народные слова: «Женские песни» (1966) и «Видземские календарные песни» (1968) для сопрано и фортепиано; «Курземская тетрадь» (1967) и «Сиротские песни» (1968) для хора и арфы; «Песни моря» (1971) и «Песни Риги» (1973) для хора a cappella. Среди них выделяется хоровой цикл «Пастушьи голоса» (1974) - своего рода итог стилистических исканий в хоровых сочинениях на фольклорные тексты. В этом цикле Дамбис использует подлинные пастушьи мелодии, а также песни-ликования, бытующие в местностях Барты и Ницы (Лиепайская обл.), синтезируя их безыскусственность с современным музыкальным языком. Композитор пользуется таким островыразительным и красочным приемом, как алеаторические построения с произвольным временным чередованием звуков. К латышскому фольклору Дамбис обращается и в оригинальных по замыслу кантатах для смешанного хора и инструментального ансамбля на народные тексты «Зимние игры» (1983) и «Голоса птиц из Красной книги Латвии» (1983). В вокально-театрализованной кантате «Зимние игры» используются тексты латышских игровых песен и танцев зимнего солнцестояния, а также народные загадки. В ней особенно ярко претворено свойственное Дамбису фонетическое и конструктивное обыгрывание скандирования звуков, характерного для народной исполнительской манеры. Выбор тематики вокально-инструментальных и хоровых произведений композитора не ограничен только обращением к национальным истокам. Его перу принадлежат «Девять японских стихотворений хокку, Итальянский дневник» (на ст. А. Блока) для тенора и Фортепиано (1970), хоровой цикл «Laurae cantum» («Песни Лауры», на ст. Петрарки), «Музыка Шекспира» (на ст. В. Шекспира) для голоса и инструментального ансамбля (1976), уже упоминавшаяся оратория «Stanza di Michelangelo», а также «Concerto fantasia on in nomine Albrecht Dureri» для смешанного хора, фортепиано, ударных инструментов и диапроекции на народные слова (1983). Последнее сочинение вызывает особый интерес. В этом концерте-фантазии, состоящем из 5 частей, тексты народных песен и музыкальный язык Дамбиса, близкий их эстетике, словно воссоздают гравюры А. Дюрера. Музыкальная драматургия произведения основана на контрасте типичных для латышской народной музыки видов мелодики: собственно мелодических песен и песен сказываемых. Концерту-фантазии свойственно сопоставление групп хоровых голосов и хорового tutti, которые звучат на фоне сопровождения, выполняющего ритмотембровую функцию.
К сфере хоровой и вокально-оркестровой музыки Дамбиса относятся также его симфонии «Время борьбы и побед» (на ст. И. Ласманиса) для смешанного хора, меццо-сопрано и тенора (!975) и «Путь моей Родины» (на ст. Л. Бридаки, С. Заплавного) для симфонического оркестра и смешанного хора (1978).
Область чистой оркестровой музыки Дамбиса включает «Праздничную увертюру» (1961), «Праздничную музыку» (1967), «Оду к радости и миру» (1972), которые стали своеобразной подготовкой к Симфонии (1972), отличающейся эмоциональным накалом, драматизмом, яркими контрастами.
Еще одну сферу творчества Дамбиса составляют 2 оперы: «Письма в будущее» (либр. В. Оги, 1972) и «Крылья» («Икар», либр. Я. Петерса, 1970). Опера-монодрама «Письма в будущее» - первое произведение такого типа в латышской музыке. В основе текста, обличающего фашизм, лежат подлинные документы и предсмертные письма партизана Иманта Судмалиса, замученного в фашистских застенках. В основе содержания оперы «Крылья» («Икар») лежит предание о деревенском кузнеце, жившем в XVII в., который пытался летать на сконструированных им самим крыльях. Опера носит ораториальный характер, в ней велика роль приемов современного хорового письма, сочетающихся со стилистикой народных песен.
Дамбис работает и в области камерно-инструментальной музыки. Ему принадлежат 5 квартетов, 4 сонаты для фортепиано, 10 этюдов для фортепиано (1983), цикл фортепианных пьес для детей «Первая нотная тетрадь» (1985), «Игры» для двух фортепиано (1973-79). Среди последних сочинений Дамбиса - цикл для хора a capella «Железные слова» на народные тексты (1986), повествующий о тяжелой судьбе женщины в эпоху средневековья, а также опера «Король Лир» по одноименной трагедии В. Шекспира (1987-88).
Музыка Дамбиса звучит по радио и на концертах, в нашей стране и за рубежом. Особой популярностью пользуются его хоровые произведения, входящие в постоянный репертуар хоров республики - Государственного академического хора Латвийской ССР, Хора им. Т. Калныня Латвийского радио и телевидения, камерного хора «Ave sol». Творчество Дамбиса вписало яркую страницу в музыкальную культуру Латвии. /Н. Алексенко/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.