Данчич, Максим МихайловДАНЬ, ПОДАТЬ, ПОШЛИНА

Дань

Найдено 25 определений термина Дань

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дан

Общее название для китайских трезубцев типа "крылья феникса" и "усы дракона".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военно-исторический словарь

ДАНА

   • Dana,

         ????, значительный город в Каппадокии, может быть, тот же, который называется и Тианой (?????), Хеn. Anab. 1, 2, 20.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

Даны

древнескандинавское племя. В 5- 8 вв. обитали на островах Датского архипелага и в Ютландии. К 8 в. слились с ютами. Даны, составившие ядро датчан, дали имя своей стране - Дания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

ДАНАЙ

в греч. миф. сын царя Египта Бела, брат-близнец Эгипта, отец 50 дочерей (Данаид). В Аргосе получил цар-скую власть от Геланора. Впослед. был убит своим зятем Линкеем, к-рый стал царем Аргоса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

ДАНЬ

натуральный или денежный побор с покоренных земель или народов. Известна на Руси с IX в. В XI—XVI вв. означала налог и феодальную ренту. В XIII—XV вв. дань (выход) собиралась Золотой Ордой с русских княжеств.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

ДАНЬ

натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVI вв. это слово означало налог и феодальную ренту. В XIII—XV вв. Д. («выход») собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

ДАНЬ

натуральный или денежный побор с покоренных народов. На Руси известна с 9 в. В 11-13 вв. слово "Д." означало налог и феодальную ренту. Первоначально размер Д. не был фиксированным. В 13-15 вв. Д. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды ("ордынский выход").

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

ДАНУ

в др.-инд. миф.: 1) Демон, сокрушен. Индрой; вероятно, эпитет Вритры, одного из данавов. 2) Мать демонов и прежде всего Вритры (иногда — Намучи); «Ригведа» упомин. семерых данавов, происходящих от Д. и рассеянных Индрой. 3) Эпитет Кабандхи, чудовищного ракшаса, убитого Рамой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Дан

в ветхозаветном предании один из двенадцати сыновей Иакова, рожденный им от Валлы, служанки Рахили; родоначальник одного из колен Израилевых. В Библии к колену Дана отнесен богатырь Самсон. Согласно позднейшей традиции, из племени Дана должен объявиться антихрист.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

ДАНЫ

др.-сканд. племя. Впервые упоминаются Прокопием Кесарийским и Иорданом. В 5-8 вв. обитали на о-вах Дат. архипелага и частично в Ютландии. К 8 в. слились с ютами. Д. составили осн. ядро будущих датчан; они дали имя всей стране - Дания. В нек-рых странах Зап. Европы (напр., в Англии) в раннее средневековье Д. (датчанами) называли все сканд. народы (норманнов).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ДАНАИ

    I.

   • Dahae,

         ????, весьма распространенный народ скифского племени, особенно на восточном берегу Каспийского моря, при реках Оксе и Марге (??????), в нынешнем Дагестане. Мы встречаем их всадниками в войсках Дария, Александра и Антиоха. Arr. 3, 11, 3. 28, 9. 5, 12, 2. Сип, 7, 3. Liv. 35, 38. 37, 38. По Тацигу (ann. 11, 10), река Синд (Sindes) отделяла дагов от ариев.

    II.

   • Danai,

         ??????, см. Graecia, Греция, 10.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

ДАНАИ

    I.

   • Dahae,

         ????, весьма распространенный народ скифского племени, особенно на восточном берегу Каспийского моря, при реках Оксе и Марге (??????), в нынешнем Дагестане. Мы встречаем их всадниками в войсках Дария, Александра и Антиоха. Arr. 3, 11, 3. 28, 9. 5, 12, 2. Сип, 7, 3. Liv. 35, 38. 37, 38. По Тацигу (ann. 11, 10), река Синд (Sindes) отделяла дагов от ариев.

    II.

   • Danai,

         ??????, см. Graecia, Греция, 10.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

ДАНАЙ

сын мифического египетского царя Бела, брат Эгипта. Со своими 50 дочерьми Данай бежал в Аргос. По его наущению дочери, вышедшие замуж за сыновей Эгипта, убили своих мужей; только Гипермнестра пощадила мужа своего Линкея. За это преступление данаиды были наказаны в преисподней тем, что должны были вечно наливать воду в дырявую бочку. Данай был убит Линкеем. По имени Даная, который считался одним из родоначальников греков, они назывались в глубокой древности данаями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь античности

Дань

натуральная или денежная форма налога, взимаемого с населения. В Древнерусском государстве известна с 9 в. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью - мехами, деньгами и т.д. Позднее дань стала составной частью феодальной ренты. С образованием Русского централизованного государства на рубеже 15 - 16 вв. дань стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. К 17 в. дань была объединена с другими сборами. В 13 - 15 вв. специальная разновидность дани взималась с русских земель  в пользу Золотой Орды (т.н. "ордынский выход").

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

Дан

т. е. судья. 1) один из сыновей Иакова от Баллы (Быт. 30:6). 2) Город в колене Неффалимовом (3Цар. 15:20) на самой северной границе Палестины, отсюда выражение: «от Дана до Вирсавии». Этот город раньше назывался Лаисом (Суд 18:7) или Ласемом (И. Нав. 19:47). После покорения его коленом Дановым он назван по его имени (Суд. 18:29). Идолослужение скоро привилось к колену Данову (Суд. 18:30). Так как этот город был местом, где стоял один из золотых тельцов Ровоама, то он долгое время пользовался дурной славой (3Цар. 12:29; Ам. 8:14). Местоположение Дана определяется холмом Тель эль Кади, «холм судьи», недалеко от Баниаса, у подошвы горы Ермона, где течет приток Иордана — Леджан. 3) Иез. 27:19. См. «Дан и Иаван».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

ДАН

судия). Назван так потому, что Рахиль при рождении его сказала: Судил мне Бог, и услышал голос мой и дал мне сына (Быт 30:6). Пятый сын Иакова от Баллы, служанки Рахилиной, родоначальник колена Данова. Пророчество Иакова относительно Дана: Дан будет судить народ свой... Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня (49:16-17), толкуется различно, но, вероятнее всего, оно указывает на хитрость его потомков, точно также как и другое предсказание о Дане: Дан, молодой лев, который выбегает из Васана (Вт 33:22) с покатостей Ермона, где, он скрывается, подстерегая себе добычу, указывает на силу и воинственность потомков Дана. Действительно, мы знаем, что Самсон, происходивший из г. Цоры, колена Данова — самый известный между Данитянами по своей силе, отличался также и своею ловкостью и хитростью (Суд 14, 15). Быть может, тот же самый воинственный дух и хитрость служили отличительною чертою и всего колена Данова.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

Дань

натуральный или денежный сбор, получаемый победителем с побежденного, иногда ее выплачивали как выкуп с целью избежания военных столкновений. В период складывания раннефеодальных государств дань взималась с племен, находящихся под властью племенного вождя (князя), тут дань приобретала значение налога, а в результате пожалований права ее сбора дружинникам, духовенству, светским феодалам она трансформировалась в феодальную ренту. В истории Руси дань известна с IX в., когда князья Киева подчинили отдельные племена, обложив их данью, главным образом, в виде натуральных поборов, в том числе мехов. В XIII - XV вв. (во время монголо - татарского ига) Русь выплачивала Золотой Орде дань. С образованием на рубеже XV - XVI вв. единого русского государства дань стала обязательным налогом с черносотенных, дворцовых и посадских людей. Дань была отменена в 1679 г. в связи с объединением всех прямых налогов в один - стрелецкие деньги.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

Дан

судья)-а) (Быт 14.14; Нав 19.17; Суд 18.29; 20.1; Вт 34.1; 3Ц 12.29,30; 15.20; 1Пар 21.2; Ам 8.14)-город в уделе Неффалимовом на севере Палестины у подошвы горы Ермон. В этом городе Иеровоам, сын Наватов, установил одного из своих тельцов, но в нем еще во времена судей уже был свой истукан (Суд 18.31), который установили сыны Дановы. Город, захваченный ими, назывался раньше Лаис (см. Лаис,а) (во 2Ц 24.6 назван Дан-Яан);

б) пятый сын Иакова (Израиля) и первенец Валлы, служанки Рахили, родоначальник колена Данова, отличавшегося хитростью и воинственностью. Из этого колена происходил Самсон (Суд 13.25). Удел этому колену был дан на запад от удела Вениаминова, но сыны Дана пошли на север и захватили Ласем и поселились также и там (Нав 19.47); (См. колена Израилевы)

в) (Иез 27.19)-в оригинале это слово отличается от написания имени главы колена Данова и похоже на прозвище греков (Даниты, Данайцы), данное им еще Гомером. В Септуагинте вместо «Дан и Иаван» стоит: «и вином».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

ДАН

город; Быт 14:14, Нав 19:47, Суд 18:29) — город Дан был перестроен из Лаиса, как нами упомянуто в предыдущей статье. Он находился на северной оконечности земли Израилевой в колене Неффалимовом, при подошве Ливана, близ верховья Иордана и, как некоторые думают, дал имя означенной реке (Jor — источник, Dan — Дана). Впрочем, означенное словотолкование безосновательно. Иордан не имеет никакой связи со словом Дан Это название дано было реке задолго до означенного времени. Иордан — происходит от Еврейского слова, значащего течь вниз и означает источник скоро и постоянно текущий. Город Дан был взят царем Ассирийским (3Цар 12:29). Здесь Иеровоам поставил одного из золотых тельцов и установил ему торжественное богослужение (3Цар 12:29, Амос 8:14), хотя идолослужение и господствовало здесь до него (Суд 18:17-31). Ныне место Дана указывают на в. от Панеады, на небольшом холме: Тель-Эл-Кади. Источники в Тель-Эл-Кади прямо соответствуют тому источнику, который Иосиф называет другим источником Иордана, тоже под названием Дан.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

ДАН

Гурвич), Федор Ильич (1871-1947) - один из лидеров меньшевизма, публицист. По профессии врач. В с.-д. движении с 1894, входил в петерб. "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В авг. 1896 был арестован и в 1898 выслан в Вятскую губ. на 3 года. Летом 1901 бежал за границу; в Берлине вошел в группу содействия "Искре". В 1902 участвовал в подготовке II съезда РСДРП, в этом же году был снова арестован и сослан в Вост. Сибирь. В сент. 1903 бежал за границу, где примкнул к меньшевикам. Участник IV (1906) и V (1907) съездов РСДРП. В годы столыпинской реакции - идейный руководитель ликвидаторства, ред. газ. "Голос социал-демократа", чл. меньшевистских OK и ЦК. В 1-ю мировую войну - социал-шовинист. После Февр. революции 1917 - один из лидеров меньшевистской партии, идеолог "революц. оборончества" и политики коалиции с буржуазией, чл. Исполкома Петрогр. совета и Президиума ЦИК 1-го созыва; поддерживал бурж. Врем. пр-во, активно участвовал в травле большевиков. После Окт. революции работал врачом в системе Наркомздрава, на 7-м (дек. 1919) и 8-м (дек. 1920) Всеросс. съездах Советов выступал от имени меньшевистской фракции. В 1922 был выслан за границу как враг Сов. власти. Возглавил в Берлине контрреволюц. деятельность эмигрантов-меньшевиков. В 1923 принимал участие в создании объединенного желтого Социалистич. интернационала. В 1923 был лишен сов. гражданства. В 1941-47 издавал в США антисов. журн. "Новый путь" - орган меньшевиков-эмигрантов.

Лит.: Ленин В. И. (см. Справочный том к 4 изд., Соч., ч. 2, с. 197); VII Всеросс. съезд Советов. Стеногр. отчет, М., 1920, с. 19-20; VIII Всеросс. съезд Советов. Стенографич. отчет, М., 1921, с. 33-43.

Н. Е. Королев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ДАНЬ

натуральный или денежный налог, побор с покоренных племен. Первоначально размер Д. не был фиксированным. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили своим победителям. Д. облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. Часть Д. получали простые войны, участвовавшие в завоевательных экспедициях, часть – городские общины земли-данщика, она шла непосредственно на общественные нужды. Сбор Д. с населения иногда передавался князем кому-либо из дружинников. Увеличение традиционного размера Д. могло привести к восстаниям (например, древлянское 945 г.). При Ольге произошел возврат к системе фиксированной Д., нарушенной «несытовством» Игоря, путем введения «уроков» – определения размера Д. и ее разверстки среди данников. Князья довольствовались только Д., не вмешиваясь во внутреннюю жизнь племен, плативших ее. Известно также фиксирование размеров Д. Ярославом Мудрым в Суздальской земле после восстания 1024 г. Д. составляла важную статью дохода Новгорода (и в XIII в.). Организация и проведение даннических походов находились под пристальным вниманием вечевого собрания Новгорода. Для участия в таком походе каждый коней, Новгорода выставлял по 100 чел.

В 1257 г. татро-монголы провели перепись населения Руси с целью обложения Д. Д. не были обложены лишь те, «кто зрит на Богородицю и владыку», т. е. служители церкви. Правда, в начале XIV в. ордынцы пытались принудить церковь платить Д., но уже с ярлыка митрополиту Алексею (1357 г.) привилегии восстановились (см. Выход ордынский). Позднее Д. потеряла значение контрибуции и стала податью, платимой населением государству.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.

ДАНАЙ

   • Danaus,

         ??????, сын египетского царя Бела (родившегося от Посейдона и Либии) и Анхинои, представитель ахейских данайцев. Предание обыкновенно представляет Д. египтянином и рассказывает, что он со своими 50 дочерьми, Данаидами (называемыми по имени деда также Белидами), спасся от 50 сыновей брата своего Египта из города Хемниса в Верхнем Египте, в городе Аргосе и по приговору аргивян получил там царство. см. Gelanor, Геланор. Он построил аргосский кремль и научил рыть колодцы. Сыновья Египта последовали за ним и сватались за его дочерей. Д. выдал за них своих дочерей, но приказал дочерям ночью во время сна убить своих двоюродных братьев. Данаиды исполнили это приказание и погребли головы убитых в Лерне; одна Гипермнестра пощадила своего мужа Линкея (ср. Ног. сапп. 3, 11, 25 слл.). За это преступление Данаида была наказана в преисподней тем, что должна была вечно наливать воду в дырявую бочку — образ нескончаемого и бесплодного труда. Толкуя сказание о Данаидах в смысле естественного мифа, полагают, что они олицетворяют источники и реки сухой аргивской земли, высыхающие ежегодно летом. Данаиды в Аргосе были предметом почитания за то, что снабдили страну колодцами, и им были посвящены четыре колодца. Одна из них, Амимона (???????), была любимицей Посейдона, который из любви к ней создал источник, названный по ее имени. Д. был убит Линкеем или умер естественною смертью и оставил Линкею владычество в Аргосе. Когда Абант, сын Линкея и Гипермнестры, основавший впоследствии город Абы в Фокиде, принес отцу известие о смерти Даная, то получил от него в дар щит Д., имевший чудесную силу — укрощать мятежи народа. Абант повесил его в храме Геры, и в честь богини установили игры, ??????. Надгробный памятник Д. находился на главной площади города Аргоса. В честь Линкея и Гипермнестры, родоначальников рода Персидов, также существовало в Аргосе общее для обоих святилище. Сказание о Д. и Данаидах послужило предметом трагедии Эсхила ????????.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

Данай

в греческой мифологии 50 дочерей Даная из Египта. Они должны были против своей воли и воли отца выйти замуж за сыновей своего дяди. Д. бежали вместе с отцом в Аргос. Данай и царь Аргоса Пеласг оказали сопротивление преследовавшим их юношам. Потерпев поражение, Данай посоветовал дочерям, которые противились брачному союзу, убить своих женихов в брачную ночь. Все последовали этому совету, кроме Гиперместры. В наказание за убийство в преисподней они должны были носить воду в бездонную бочку. Сохранилось выражение «работа данаид», что значит «бессмысленная работа».

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   50 дочерей царя Даная, вместе с отцом бежавшие из Египта в Аргос от супружеских притязаний 50 сыновей брата Даная Эгипта, но те явились в Аргос и силой принудили Даная отдать дочерей им в жены. По приказанию отца Д. в брачную ночь должны были заколоть своих спящих мужей кинжалами. Приказ отца исполнили все Д., кроме Гипермнестры, которая пощадила своего мужа Линкея. За это преступление они после смерти были обречены в Аиде вечно наполнять водой бездонный сосуд.

   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

   * * *

   Легенды о них восточного или египетского происхождения. Данай был сыном царя Египта Бела, отцом пятидесяти дочерей. У его брата-близнеца Эгипта было пятьдесят сыновей, и он хотел, чтобы они женились на дочерях Даная. Данай был против этого и бежал с дочерьми из Египта в Аргос, где стал царем. Сыновья Эгипта преследовали их. Тогда Данай согласился на свадьбу, но велел своим дочерям убить мужей в первую ночь. Только младшая Гипермнестра пощадила своего мужа Линкея. Поздние легенды показывают Данаид постоянно страдающими в Аиде, где они непрерывно наполняют водой дырявый сосуд. Их история изложена в наиболее известной оде Пиндара "Пифии". Данаиды выступают как хоровая группа и коллективный персонаж трагедии Эсхила "Умоляющие о защите", первой и единственной сохранившейся из трилогии о Данаидах.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

Дан

, Вальтер (Dahn, Walter) Род. 1954, округ Крефельда. Немецкий живописец, график, фотохудожник и рок-музыкант, яркий представитель "новых диких". Учился в Гос. художественной академии в Дюссельдорфе (1971—1977). Вслед за одним из своих учителей — художником Й. Бойсом — Дан унаследовал веру в возможность изменить общество посредством искусства и назвал творчество лучшим способом проявления инакомыслия. В 1980—1982 он стал признанным идейным лидером группы "Мюльхаймер фрайхайт", название которой соответствовало месту расположения ателье живописцев и одновременно характеризовало их как "Свободных художников Мюльхайма". На анархический характер поведения Дана повлияло мировоззрение панков, сильное увлечение рок-музыкой и искусством граффити. Он сравнивал себя и коллег с маленькими детьми, которые протестовали против общепринятых правил этики и представлений о морали. Рассматривая свое объединение как саркастическое подобие "сумасшедшего дома, детского сада и художественной школы", Дан провоцировал "новых диких" к формированию особого субкультурного стиля поведения. На концертах, приуроченных ко дням открытия и закрытия его выставок, Дан охотно выступал в роли диск-жокея и музыканта (компакт-диск под названием "Да снизойдет" вместе с рок-группой "9 Dream" ("Мечта № 9"). С 1982 Дан демонстрировал большие серии соавторских живописных произведений с Иржи Георгом Докупилом (Початок, Под душем, оба — 1982), а позднее — с Филиппом Пококком (Мутная вода Миссисипи, 1995) и другими мастерами. Увлекшись коллективной живописью, он стремился сделать художественный процесс публичным, вынести его на всеобщее обозрение. Для него всегда был важен не только конечный результат — созданная картина, но и сам процесс творчества. Живописная манера Дана, отличавшаяся нарочитой стилизацией и спонтанностью, была во многом основана на искусстве примитива и карикатуры. Проявляя большой интерес к древневосточным цивилизациям, Дан осмыслил этот пласт художественного наследия как своего рода экзотику. Его произведения получили откровенно иронический характер и стали своеобразной насмешкой над псевдоаналитическими текстами современной критики: они были примером сарказма, "живописью без идеи". Для своих произведений Дан выбирал, как правило, самые банальные мотивы, черпая их из своего прошлого и настоящего, а также из жизни современного города: надписи в стиле граффити, пьяница и курильщик, многочисленные автопортреты и портреты его друзей. Темы и сюжеты произведений отличались нарочито абсурдной саркастической интерпретацией: его собственная голова становилась квадратной наподобие экрана телевизора, перед которым он проводит слишком много времени. В другом случае на ней топчется носорог как символическое олицетворение темных подсознательных инстинктов (Без названия. Желтая голова; Без названия, вместе с И. Г. Докупилом, оба — 1984, Веймар, Новый музей, собрание П. Менца).

Лит.: Орлова Е. В. Неоэкспрессионисты и "новые дикие": от индивидуального мифотворчества к соавторской игре // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1999. Вып. 6. С. 37—46; Walter Dahn: im Gesprach mit Wilfried Dickhoff, Bettina Pauly und Johannes Stuttgen. Koln, 1993; Walter Dahn: "Die Band wird genauso wichtig wie meine Kunst, und das ist nur gut fur meine Kunst". Ein Gesprach mit R. Prince // Kunstforum International. 1997. Bd. 135. S. 213—219.

Е. Орлова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

ДАНЬ

1) Натур. или ден. взносы, взимаемые (на ранних ступенях историч. развития) победителем с побежденного племени или гос-ва; иногда уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. Взимание Д. становится обычным в период разложения первобытнообщинного строя, когда вследствие повышения производительности труда и появления прибавочного продукта оказывается возможным накопление богатств и происходит "...вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 110-11). В рабовладельч. обществе Д. часто служили люди, обращаемые в рабство; предметами Д. также часто являлись меха, скот, хлеб, благовония и т. д. С развитием ден. х-ва Д. начинает взиматься в первую очередь драгоценными металлами в слитках, а позднее золотыми и серебр. монетами.

2) Одна из форм эксплуатации населения племенным вождем - в варварском обществе, и гос. властью - в раннефеод. гос-ве; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. В период распада общинно-родового строя Д. взималась племенным вождем, князем с подчиненных племен и носила первоначально характер "подарков"; по мере укрепления власти вождя эти приношения утрачивали добровольный характер и становились обязательной Д., использовавшейся вождем для содержания дружины. В процессе складывания феод. строя Д. эволюционировала в двух направлениях: она превращалась в гос. налог (подушный или поземельный), а также - в результате пожалования королями права сбора доходов дружинникам и духовенству - трансформи- ровалась в феод. ренту. Значит. роль в процессах становления феодализма и феод. гос-ва Д. играла в странах, где развитие феодализма совершалось без синтеза с рабовладельч. строем, напр. в Англии - до нормандского завоевания 1066 (см. Бокланд, "Датские деньги"), в сканд. странах (см. Вейцла), на Руси и т. д.

На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отд. племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, мехами и пр.). Рост феод. собственности на землю привел к захвату феодалами права взимания Д. и включению ее в состав феод. ренты. В 13-15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от платежа Д. С образованием Рус. централизованного гос-ва Д. на рубеже 15-16 вв. стала обязат. налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. К 17 в. Д. была объединена с др. сборами (за наместнич. корм, городовое и ямчужное дело) и стала называться данными деньгами, или четвертными дохода м и, т. к. они поступали в четверти - финанс. приказы. Дворцовые крестьяне платили в зависимости от местных условий от 33 до 70 руб. с сохи (см. Сошное письмо), черносошные - от 48 до 200 руб., посадские люди - 30-58 руб. в р-нах служилого землевладения (см. Служилые люди); на черных землях - как черносошные крестьяне. Данные деньги отменены в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один - стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церк. причтов церк. Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 вв. спец. разновидность Д. взималась с рус. земель в пользу Золотой Орды (т. н. ордынский "выход").

Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Моск. гос-ве со времен смуты до эпохи преобразований, СПБ, 1890; Милюков П., Спорные вопросы финанс. истории Моск. гос-ва, СПБ, 1892; Веселовский С., Сошное письмо, т. 1-2, М., 1915-16; Очерки истории СССР. Период феодализма XVII в., М., 1955, с. 411-39.

Д. Г. Редер. Москва, А. Я. Гуревич. Калинин, С. М. Каштанов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Найдено схем по теме Дань — 0

Найдено научныех статей по теме Дань — 0

Найдено книг по теме Дань — 0

Найдено презентаций по теме Дань — 0

Найдено рефератов по теме Дань — 0