Данте Алигьери

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Данте Алигьери
умер.1321) - первый и крупнейший представитель Дученто, поэт с сильным теологическим и философским уклоном. Противник папы Бонифация VIII и сторонник сильной императорской власти. В своей "Божественной комедии" населил Ад и Рай политическими друзьями и врагами.

Источник: История христианства. Справочник

Данте Алигьери
1265- 1321 гг.) - итальянский поэт, провозвестник Возрождения. Активный участник политической жизни Флоренции. Принадлежал к радикальному крылу пополанской партии белых гвельфов. Дважды приговаривался к смертной казни: в 1302 г., вторично - в 1315 г. (этот приговор отменен в 1966 г.). В философском трактате Пир вопреки феодально-сословной морали утверждает самоценность человеческой личности. Автор поэмы Божественная комедия, своеобразной энциклопедии средневековья, лирических стихов (сонеты, воспевающие Беатриче), оказавших большое влияние на развитие европейской культуры.

Источник: Исторический словарь

Данте Алигьери
1265-1321) великий ит. поэт и мыслитель. Родился во Флоренции, происходил из старинного небогатого дворянского рода; активный участник полит, жизни Флоренции. В 1302 г. Д. был изгнан из города полит, противниками и до конца своих дней вынужден был скитаться по Италии, страстно мечтая вернуться на родину. Д. был горячим поборником объединения и социального обновления Италии; поэтому появление в Италии герм, императора Генриха VII в 1310 г. , якобы для наведения порядка, оживило его надежды на возвращение во Флоренцию. Поэт был убежден, что только императорская власть сможет умиротворить и объединить Италию, дать решительный отпор папской власти. Но Генрих VII умер в 1313 г., так и не успев занять Флоренцию. В 1316 г. Флоренция предложила амнистию Д., но условия были позорными и он отказался. Последние годы жизни поэт провел в Равенне, завершая работу над своей великой поэмой. Здесь он и похоронен. Впоследствии Флоренция делала попытки вернуть прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала отказом.
В творчестве Д., которое опиралось как на ант., так и на средневековый фундамент, нашли отражение все важнейшие социально-полит, проблемы его времени. Д. стоял на грани двух эпох, и печать этой двойственности, переплетение старого и нового в мировоззрении поэта характерны для его сочинений. Наиболее значительным произведением молодого Д., принесшим ему литературную славу, стала книга стихов и прозы «Новая жизнь», в которой автор повествует о своей юношеской любви к прекрасной флорентийке Беатриче Портинаре, умершей в молодом возрасте. «Новая жизнь» — это первая в истории западноевроп. лит. автобиографич. повесть, раскрывающая читателю самые сокровенные чувства автора. Д. создал в изгнании ряд произведений, среди которых филос. соч. «Пир», полит, трактат «О монархии».
Вершина творчества поэта — «Божественная комедия». Д. назвал свое произведение просто «Комедия», но восхищенный величием этого творения Боккаччо присоединил к этому определение «божественная». Под этим названием — «Божественная комедия»— поэма и вошла в сокровищницу мировой культуры.
Лит.: Данте А Новая жизнь. М., 1965; Данте Л. Малые произведения. М., 1968; Данте Л. Божественная комедия. Мн., 1986; Баткин Л.M. Данте и его время. М., 1965; Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971; Глина К.Г. Данте: критико-биографический очерк. М., 1965.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Данте Алигьери
1265–1321) В мировой литературе есть имена, которые всегда будут столпами, маяками, символами величия и божественности таланта. Это Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин… На этих гениях как бы стоит само здание цивилизации. Италия XIII века представляла собой поле постоянных распрей и битв. Страна была раздроблена, шла яростная борьба между гвельфами и гибеллинами. Флоренция, родина Данте, причисляла себя к гвельфам. Все, кто уходил из-под власти императоров Священной Римской империи, предпочитая протекторат папы, а также королей и принцев французской крови, становились гвельфами. Гибеллинами же становились феодалы и городские патриции, а также целые города, как Пиза, торговавшие с Востоком и конкурирующие с Флоренцией. Еретические движения, ненавидящие папу, стали союзниками гибеллинов. 4 сентября 1260 года гибеллины наголову разбили вооруженные силы гвельфов. Изменник-флорентиец Бокка дельи Абати отрубил руку своего знаменосца, и флорентийцы бежали. Реку, багровую от крови флорентийцев, люди помнили потом десятилетия. Данте в детстве слышал много рассказов об этом коварном предательстве и о кровавой реке. Потом в «Божественной комедии» он поместит предателя в самые глубокие бездны ада: поэт задевает ногой вмерзшую в лед голову — в ледяной могиле на вечные муки осужден изменник дель Абати. Данте родился в мае 1265 года. Флоренция в это время находилась под папским интердиктом (отлучение от церкви). В городе не звонил ни один колокол. Данте с детства гордился тем, что он происходит из рода Элизеев, основателей Флоренции. Предок, крестоносец Качагвида, сражался с сарацинами под знаменами императора Конрада. Данте считал, что именно от него он унаследовал воинственность и непримиримость. От рода Боллинчоне, фанатичного гвельфа, поэт унаследовал политическую страстность. Отец Данте был юристом. Матери будущий поэт лишился в младенчестве. Отец умер, когда Данте было восемнадцать лет. Образование он получил сначала классическое во Флоренции, потом в Болонье в университете изучал высшие науки — этику Аристотеля, риторику Цицерона, поэтику Горация и Вергилия и языки. В одиннадцать лет его обручили с шестилетней Джеммой Донати. Он женился на ней только уже после смерти Беатриче — знаменитой возлюбленной Поэта. Беатриче — «дающая блаженство» — была ли она на самом деле или это поэтический вымысел? Биографы Данте разыскали в архивах Флоренции сведения о том, что жил тогда во Флоренции богатый банкир Фолько Портинари и была у него дочь, которую и воспел Данте. Она умерла в 1290 году. Это все, что мы о ней знаем. Сам поэт сообщает только то, что впервые ее увидел, когда девочке было девять лет. Она была моложе его на несколько месяцев. Зато Данте много говорит о своих чувствах: «в самой сокровенной глубине сердца» родилась в нем любовь к девочке. Она была одета «в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту». «Владыка любви — Амор» завладел сердцем мальчика. «Часто он приказывал мне отправляться на поиски этого юного ангела; и в отроческие годы я уходил, чтобы лицезреть ее. И я видел ее, столь благородную и достойную хвалы во всех делах, что, конечно, о ней можно было сказать словами Гомера: „Она казалась дочерью не смертного, но бога“». Это была тайная жизнь души мальчика, она заставляла его уходить «в себя», жить своим внутренним миром — все это развивалось в нем поэтический талант. Любовь Данте к Беатриче через девять лет примет почти космический масштаб. Он увидит в ней Божий промысел и будет находить особый смысл в цифрах, окружающих их встречу. «Число три является корнем девяти, так что без помощи иного числа оно производит девять; ибо очевидно, что трижды три девять. Таким образом, если три способно творить девять, а творец чудес в самом себе — Троица, т. е. Отец, Сын и Дух Святой — три в одном, то следует заключить, что эту даму (Беатриче) сопровождало число девять, дабы все уразумели, что она сама — девять, то есть чудо, и что корень этого чуда единственно чудотворная Троица». Эти учено-схоластические рассуждения отражают дух того времени, но они и достаточно смелы — ведь поэт сравнивает простую смертную с божественной Троицей. Через девять лет Данте увидел Беатриче, «облаченную в одежды ослепительно белого цвета». «Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении… она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось — я вижу все грани блаженства… когда я услышал ее сладостное приветствие… я преисполнился такой, радостью, что, как опьяненный, удалился от людей, уединяясь в одной из моих комнат…» В этом возрасте у поэта начались настоящие муки любви. Все видели, что он влюблен. Скрыть это было невозможно, день и ночь он думал о возлюбленной. Выход это чувство нашло в поэзии. Все в памяти смущенной умирает — Я вижу вас в сиянии зари, И в этот миг мне бог любви вещает: «Беги отсель иль в пламени сгори!» Лицо мое цвет сердца отражает. Ищу опоры, потрясен внутри; И опьяненье трепет порождает, Мне камни, кажется, кричат: «Умри!» И чья душа в бесчувствии застыла, Тот не поймет подавленный мой крик. Таких пронзительных сонетов о своей любви Данте напишет немало. Его любовь переживет Беатриче. Некоторые источники сообщают, что Беатриче вышла замуж за банкира. Но любовь поэта от этого не уменьшилась. Наоборот, она вдохновляла его на новые прекрасные сонеты. Беатриче умерла в 1290 году — для Данте ее смерть стала равносильна космической катастрофе. Данте проплакал год после смерти Беатриче. Все свои чувства он излил в книге «Новая жизнь». После смерти Беатриче современники не видели поэта улыбающимся. Поэт не закончил в Болонье университет, в котором учился, — причиной тому могла быть и ситуация в семье, и любовь к Беатриче, и что-то другое. Дальше жизнь Данте складывалась драматично. Гвельфы, к которым относилась семья поэта, поделились на белых и черных: белые встали в оппозицию к папе и невольно сблизились с гибеллинами, а черные были сторонниками папы и сблизились с неаполитанским королем. Над Флоренцией появился огненный хвост кометы, напоминавшей крест. Все посчитали это предзнаменованием войн, несчастий, разорения. Белые проиграют политическую борьбу — а Данте относился к белым — папа Бонифаций VIII поставит целью подчинить себе Италию и склонить перед престолом императоров и королей. Данте потом назовет его «князем новых фарисеев» и бросит в нижние бездны ада. Папа Бонифаций VIII назначил во Флоренцию губернатором владений церкви принца Карла, брата французского короля Филиппа Красивого. В городе начиналось преследование белых, грабежи и поджоги домов. Черные гвельфы образовали свое правительство. Данте попал в списки политических преступников. Его обвинили в хищении, в незаконных доходах, в сопротивлении папе и Карлу. Городской герольд под звуки серебряных труб перед домом Данте провозгласил, что оный Алигьери приговаривается к изгнанию и конфискации имущества. А если вернется, то «пусть его жгут огнем, пока не умрет». Данте никогда не вернется во Флоренцию, его жена Джемма останется одна с тремя детьми на руках. Данте отошел от политической жизни. «Ты станешь сам себе партией», — решил он. Друзья обвинили его в предательстве. Скоро он стал чужаком почти для всех. Двадцатилетняя изгнанническая жизнь далась поэту тяжело: …как горестен устам Чужой ломоть, как трудно на чужбине Сходить и восходить по ступеням. В 1303 году поэт переезжает в Верону, потом странствует по северу Италии, затем живет в Париже, где служит бакалавром Парижского университета. Он пишет трактаты «Пир», «О народном красноречии», «Монархия»… А самое главное — в эти годы он создает произведение, которое прославит его имя в веках, «Божественную комедию». Значительную часть этого труда он пишет в горном бенедиктинском монастыре. Потом опять будет жить в Вероне, а дни свои на земле поэт закончит в Равенне, где на голову Данте правитель Равенны возложит лавровый венок. Данте умер от малярии в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Он похоронен в греческом мраморном саркофаге, сохранившемся с античных времен. Через сто пятьдесят лет архитектор Ломбардо построит над ним мавзолей, который и теперь возвышается в Равенне. К нему не зарастет народная тропа — приезжают люди со всего мира, чтобы почтить память создателя великой «Божественной комедии». Свой поэтический труд Данте назвал «комедией» согласно нормам античной поэтики — в ней так называлось произведение с благополучной и радостной развязкой. Произведение Данте начинается с «Ада», а заканчивается «Раем» Пушкин сказал, что «единый план (Дантова) „Ада“ есть уже плод высокого гения». План поэмы — три части: «Ад», «Чистилище», «Рай». В каждой по тридцать три песни. Ад — огромная, уходящая вглубь воронка, разделенная на девять кругов. Там мучаются грешники. На самом дне Люцифер. Чистилище — мощная, уходящая конусом вверх гора, ее окружает океан. В горе семь ступеней. Поднимаясь по ним, грешник освобождается от грехов. В раю девять небес. Последний — Эмпирей. Поэму Данте начинают с того, что на середине жизненного пути («Земную жизнь пройдя до половины») он заблудился в лесу, и перед ним предстали три страшных зверя — волчица, лев и пантера. Все это аллегории. Лес — жизнь, звери — страсти человеческие лев — властолюбие, волчица — корысть, пантера — с точки зрения христианской морали, это страсть к телесным наслаждениям, к плотским грехам. Кто выведет из леса жизненных заблуждений? Разум. Разум явился Данте в образе древнего римского поэта Вергилия, который показывает ему, чем грозят человеку его страсти — они отправляются в Ад, потом в Чистилище, чтобы очищенный от пороков Данте предстал перед чистой своей возлюбленной Беатриче в Раю, чтобы та подвела поэта к трону Бога, который олицетворяет высшее нравственное совершенство. Вот такой гениальный план, такая композиция. По пути Вергилий и Данте видят многое: вот у самого входа в Ад толпа стонущих людей. Кто они? Они равнодушные. Они не творили ни добра, ни зла. «Они не стоят слов: взгляни, и мимо!» Здесь все те, кто жил до Христа. Они не знали Божьей благодати. Во втором круге Ада вихри и бури. Здесь мучаются те, кто предавался телесным наслаждениям. Здесь Семирамида, «грешная блудница Клеопатра», Елена Прекрасная — «тягостных времен виновница». Ведь из-за ее сатанинской красоты была многолетняя Троянская война. Тут и Ахилл, великий воин, он поддался любовным соблазнам… Сладострастники, чревоугодники, скупцы и расточители, еретики, насильники над ближними и их достоянием, насильники над естеством (содомиты), лихоимцы, сводники и обольстители, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздоров, предатели родины… — все грехи представлены в Аду. Вот как описывает Данте мучения алхимиков, поддельщиков металлов: В меня вонзились вопли и проклятья, Как стрелы, заостренные тоской; От боли уши должен был зажать я. Какой бы стон был, если б в летний зной Собрать гуртом больницы Вальдикьяны, Мареммы и Сардиньи и в одной Сгрудить дыре, — так этот ров поганый Вопил внизу, и смрад над ним стоял, Каким смердят гноящиеся раны. Мой вождь и я сошли на крайний вал, Свернув, как прежде, влево от отрога, И здесь мой взгляд живее проникал До глуби, где, служительница бога, Суровая карает Правота Поддельщиков, которых числит строго. Едва ли горше мука разлита Была над вымирающей Эгиной, Когда зараза стала так люта, Что все живые твари до единой Побило мором, и былой народ Воссоздан был породой муравьиной, Как из певцов иной передает, — Чем здесь, где духи вдоль по дну слепому То кучами томились, то вразброд. Кто на живот, кто на плечи другому Упав, лежал, а кто ползком, в пыли, По скорбному передвигался дому. За шагом шаг, мы молчаливо шли, Склоняя взор и слух в толпе болевших, Бессильных приподняться от земли. Я видел двух, спина к спине сидевших, Как две сковороды поверх огня, И от ступней по темя острупевших. Поспешней конюх не скребет коня, Когда он знает — господин заждался, Иль утомившись на исходе дня, Чем тот и этот сам в себя вгрызался Ногтями, чтоб на миг унять свербеж, Который только этим облегчался. Их ногти кожу обдирали сплошь, Как чешую с крупночешуйной рыбы Или с леща соскабливает нож. «О ты, чьи все растерзаны изгибы, А пальцы, словно клещи, мясо рвут, — Вождь одному промолвил, — не могли бы Мы от тебя услышать, нет ли тут Каких латинян? Да не обломаешь Вовек ногтей, несущих этот труд!» Он всхлипнул так: «Ты и сейчас взираешь На двух латинян и на их беду. Но кто ты сам, который вопрошаешь?» И вождь сказал: «Я с ним, живым, иду Из круга в круг по темному простору, Чтоб он увидел все, что есть в Аду». (Перевод М. Лозинского)   В одном из последних кругов они встречают учителя Данте Брунето Латини, который здесь находится как преступник против естества, то есть содомит. Данте воскликнул: Горек мне сейчас Ваш отчий образ, милый и сердечный, Того, кто наставлял меня не раз. Среди тиранов поэт поместил Александра Македонского. Там же Аттила. Тираны мучаются в кипящем потоке. В девятом круге, самом страшном, находятся предатели родины, предатели друзей. Среди них первый убийца на земле — Каин. Все они вмерзли в ледяное озеро Коцит. С помощью небесного ангела и дракона Гериона путешественники достигают центра Ада — здесь средоточие мирового зла и уродства — Люцифер. Люцифер имеет три головы, в каждой из которых — по грешнику, три самых страшных преступника: Иуда, предавший Христа, Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Начинается подъем по Чистилищу. К Раю. Здесь тоже конкретные люди, конкретные судьбы. В Раю Данте встречает Беатриче. Устами возлюбленной он корит себя за то, что шел иногда «дурной стезей», что устремлялся к «обманным» благам. Данте доходит до Эмпирея, вершины Рая. Здесь живут Бог и ангелы и блаженные души. Тут все невещественно, Бога узреть нельзя. Образ Бога — это мысль Бога в ее лучезарности, всемогуществе и необъятности. На читателей неизгладимое впечатление производит прежде всего «Ад». О Данте слагались легенды, женщины боялись его лица и бороды, покрытой якобы пеплом ада. Тысячи художников писали картины на дантовские сюжеты. И наши великие соотечественники испытали влияние Данте. Они ликуют, эти звери, А между тем, потупя взгляд, Изгнанник бедный, Алигьери, Стопой неспешной сходит в ад. (Николай Гумилев)   Микеланджело никогда не расставался с поэмой Данте — читал и перечитывал всю жизнь. Пушкин читал и перечитывал: Зорю бьют. Из рук моих Ветхий Данте выпадает. На устах последний стих Недочитанный затих… Дух далече улетает. (А. Пушкин)   Геннадий Иванов

Источник: 100 великих писателей. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
966.23 кб

Политический идеал Данте Алигьери в "Монархии"

Давлетшин Ирек Рашитович
Читать PDF
2.77 мб

Античный космос и христианская мистика в поэзии Данте Алигьери

Курдыбайло И. П.
Читать PDF
9.69 мб

Сонеты Данте Алигьери, Ф. Петрарки, У. Шекспира и жанр сонета в школьном изучении

Петраш Ирина Александровна
В данной статье рассматриваются особенности сонета как устойчивой поэтической формы, изучение жанра в школьном курсе литературы.
Читать PDF
116.39 кб

Платонические импликации в описании земного рая в «Божественной комедии» Данте Алигьери

Курдыбайло Инга Павловна
В статье обсуждаются возможные влияния, определившие структуру космологии «Божественной комедии» Данте в аспекте одновременного сосуществования двух раев — небесного и земного.
Читать PDF
257.48 кб

Аллюзии на «Божественную комедию» Данте Алигьери в новелле С. Д. Кржижановского «Итанесиэс»

Мансков А.А.
В статье исследуются аллюзии на произведение Данте Алигьери в новелле С.Д. Кржижановского «Итанесиэс».
Читать PDF
508.09 кб

«Божественная комедия» Данте Алигьери как начало ренессансного самосозидания человеческой души

Пукшанская Инга Павловна
В статье анализируется сочинение Данте Алигьери «Божественная комедия» как начало ренессансного формирования человеческой души.
Читать PDF
541.13 кб

Неоакмеизм как «Ренессанс» акмеизма: Данте Алигьери, И. Лиснянская, А. Тарковский, Д. Самойлов

Фетисова Екатерина Эдуардовна
Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные черты неоакмеизма в межтекстуальной коммуникации с неоклассицизмом и акмеизмом.
Читать PDF
111.95 кб

Становление «Homo civis»: восприятие города и городская культура Флоренции в сонетах Данте Алигьери

Пило Боил Ди Путифигари Чечилия
В главных произведениях Данте Алигьери («Божественной комедии», «Посланиях», трактатах) часто звучат слова, напоминающие о долге гражданина и литератора по отношению к своему городу.
Читать PDF
459.22 кб

«Божественная комедия» Данте Алигьери в архитектурных проектах Италии 1930-х гг. : Рисорджименто и ф

Емельянова Ирина Борисовна
Автор анализирует возникновение феномена монументализации фигуры итальянского поэта Данте Алигьери, имевшее место в XIX-XX вв.
Читать PDF
1.37 мб

Гюстав Доре - художник книги: иллюстрации к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. «Ад» - траг

Челбогашева Ольга Сергеевна
Статья посвящена проблеме интерпретации литературной идеи «Ада» первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265-1321) в иллюстративной серии французского гравера, живописца и мастера искусства книги XIX в.
Читать PDF
216.56 кб

Сумма о «Флорентинце и безвинном изгнаннике» или размышления над книгой «Данте Алигьери: pro et cont

Фуртай Франциска Викторовна
Современная ситуация такова, что невозможно представить ни одну культуру вне взаимодействия с другими.
Читать PDF
192.30 кб

Художественная составляющая мифа о флорентийском поэте Данте Алигьери в русской литературе XIX - XX

Гребнева Марина Павловна
В статье рассматривается художественная составляющая мифа о флорентийском поэте Данте Алигьери.

Найдено книг по теме — 1