Даосизм и буддизм

Найдено 1 определение
Даосизм и буддизм

Период распада Китая на две части (IV—VI вв.) ознаменовался в области религии широким распространением даосизма и буддизма. Даосизм ( Дао — обозначение основного понятия даоской философии, буквально «путь», начало бытия. См. II том «Всемирной истории», гл. XIV и XVI.) стал мощным идеологическим течением еще во времена Ханьской империи и в качестве верований, широко распространенных в народе, и в качестве одного из философских направлений, имевшего приверженцев в правящем классе и возникшего в этой среде. Как религия, восходящая к примитивным верованиям глубокой древности, к временам первобытно-общинного строя, даосизм выражался в вере в сверхъестественные силы и в возможность магического использования этих сил для достижения земных благ — здоровья, долголетия, богатства. Различные секты даосизма нередко превращались в объединения трудящихся, которые боролись против своих угнетателей. С даоскими сектами часто были связаны крупнейшие движения народных масс. Что касается философского даосизма, центральной идеей которого было «опрощение» и слияние человека с природой, то он стал идеологической формой некоторых оппозиционных движений, возникавших в среде оттесненных от власти групп господствующего класса.
Но даосизму скоро пришлось столкнуться с новой религией — буддизмом, который стал проникать в Китай из Средней Азии еще во времена Ханьской империи. В первое время он распространялся слабо, но в VI в. на китайский язык была переведена значительная часть буддийского канона, в стране возникло много монастырей, храмов и появилась целая армия духовенства. Буддизм быстро усваивался господствующим классом.
В противоположность даосизму с его местными культами и с отсутствием единого учения буддизм был религией, основывавшейся как на единстве догматов, так и на единстве церковной организации. Правящая верхушка нашла в буддизме дополнительное орудие в борьбе за преодоление центробежных тенденций и укрепление общегосударственной власти. Авторитарный характер буддийского вероучения, построенного на вере в абсолютное значение «божественной» силы, отвечал непосредственным интересам господствующего класса. Народную массу буддизм стремился привлечь проповедью о загробном рае и о возможности силой веры достигать желаемого, в том числе и мирских благ. Буддизм в руках китайских феодалов стал могущественным идеологическим орудием господства над эксплуатируемыми народными массами.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1958

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
990.55 кб

История развития взаимоотношений буддизма и даосизма

Хабдаева Аюна Константиновна
Статья рассматривает историю становления буддийского учения в Китае и проблемы его взаимоотношений с даосизмом.
Читать PDF
4.87 мб

Конфуцианство, буддизм и даосизм в феодальном Вьетнаме

Зыонг Куок Куан
Рассмотрение в историческом контексте взаимоотношений конфуцианства, буддизма и даосизма показывает, что хотя они проникали во Вьетнам в одно и то же время в период китайского господства в 179 г. до н.э. 938 г. н.э.
Читать PDF
490.77 кб

Сходства и различия конфуцианства, даосизма и буддизма

Пэн Лин
В статье рассматриваются три философско-религиозных направления Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.
Читать PDF
395.65 кб

Идеи буддизма и даосизма во вьетнамском конфуцианстве XVI-XVIII вв

Нгуен Ван Зыонг
На протяжении длительной истории вьетнамской нации три учения: конфуцианство, буддизм, даосизм в тесной взаимосвязи постепенно проникали в духовную и культурную жизнь вьетнамского народа.
Читать PDF
402.88 кб

Воспитание и духовное развитие в философско-религиозных системах Востока (буддизм, даосизм, конфуциа

Файнфельд Игорь Ананьевич, Шаповалова Ольга Евгеньевна, Серёжникова Раиса Кузьминична, Фишман Борис Ентильевич
В статье анализируются подходы к воспитанию человека в религиозно-философских системах Востока (Буддизм, Даосизм, Конфуцианство) согласно традициям их психокультур, а также в контексте теории и практики развития взаимодействия вос