Давид Д’Анже

Найдено 1 определение
Давид Д’Анже
, Пьер Жан (David d’Angers, Pierre-Jean) 1783, Анже — 1856, Париж. Французский скульптор и медальер. Сын скульптора П. Л. Давида. В возрасте 4 лет сопровождал отца с отрядами республиканских войск в походе на охваченную восстанием Вандею. Первые уроки художества получены в Центральной школе Анже. Для продолжения обучения был вынужден пешком добираться до Парижа, поскольку отец, исходя из собственного горького опыта, не хотел, чтобы сын шел по его стопам и стал художником. В Париже (1808) учился у живописца Ж. Л. Давида и скульптора Ф. Л. Ролана. Зарабатывал на жизнь лепкой орнаментов для арки Карузель и Лувра. По вечерам у себя на чердаке пробовал рисовать в духе Пуссена. В 1811 победил в конкурсе на Большую римскую премию Академии художеств. Пять лет, проведенные в Италии (1811—1816), учился во Французской академии в Риме, работал самостоятельно, изучал произведения античных мастеров, художников Возрождения и др. Посещал мастерскую прославленного ваятеля А. Кановы. Вернулся во Францию, побывал в Англии (1816). Несмотря на нужду, отверг выгодный заказ на монумент в честь битвы при Ватерлоо, который ему предложили в Лондоне. По возвращении в Париж (1816) много и плодотворно работал, выполняя многочисленные заказы на статуи, портреты, медальоны как современников, так и выдающихся людей прошлого. Им были созданы статуи Расина (ок. 1824, Ла-Ферте-Милон), генерала Боншана (ок. 1824, Сен-Флоран-ле-Вьей), Джефферсона (1833, Филадельфия), Тальмы (1827, Париж, театр "Комеди Франсез"), Гутенберга (1839, Страсбург), Бернардена де Сен-Пьер (1851, Гавр). Закончил статую Де Конде, которую не успел завершить его учитель Ролан (1826— 1827, Версаль, Нац. музей), и др. Портретные бюсты: Гете (1829—1831, Веймар, Нац. музей Гете; Париж, музей Орсе), Паганини (1830, Анже, Музей Давида д’Анже), Беранже (1834, Париж, Лувр), Ламенне (1839, Ренн, Музей изящных искусств), Бальзака (ок. 1844, Сомюр, Музей изящных искусств). Портреты Давида д’Анже отличает достоверность в воспроизведении облика портретируемого, его характера. В передаче одежды скульптор часто придерживается принципа неоклассической обнаженности, иногда облачает персонажи в современный костюм, военную форму и т. д. Мастера интересует мир человеческих эмоций и страстей, что сближает его с романтиками. Давид д’Анже говорил, что "ваяние — это трагедия в ряду пластических искусств" и "ваятель должен искать душу". Это удалось ему в одном из самых удачных рельефных медальонов, изображающем молодого Наполеона Бонапарта (1833, Анже, Музей Давида д’Анже). Перед нами подлинно романтический герой. Прекрасное волевое лицо Наполеона дышит энергией и воодушевлением, разметавшиеся, словно от порывов ветра, пряди волос заполняют пространство фона; горькие складки возле губ, чуть сдвинутые брови сообщают образу оттенок трагизма. Скульптор сумел воплотить в бронзе притягательное обаяние личности Наполеона, которое влекло к нему людей. Художник рос в атмосфере блистательных побед Бонапарта. Для него Наполеон I олицетворял славу Франции, и в портрете отразилось отношение скульптора к полководцу. Давид д’Анже выполнил около 500 рельефных медальонов, 478 из них в Лувре, в Париже. Кроме портретов, скульптор работал и в области монументально-декоративной пластики: рельеф на фронтоне Пантеона в Париже — Франция, награждающая венками великих людей (1830—1837). Давид д’Анже был удостоен в 1826 ордена Почетного легиона, выбран профессором Школы изящных искусств. В 1851, после прихода к власти Наполеона III, скульптор эмигрировал в Бельгию, посетил Грецию и другие европейские страны. В 1855 вернулся во Францию.
Лит.: Morant H. Catalogue de l’exposition commemorative. David d’Angers et son temps. Ville d’Angers, 1956.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006