Давид

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Давид

редакт. газ. "Голос" в Варшаве 1903 г.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

        ДАВИД
евр. — возлюбленный) — второй царь Иудейский и Израильский, правивший в XI-Х вв. до Р.Х. Выходец из Вифлеема Иудейского, младший сын Иессея (см. Древо Иессеево). Помазан на царство Самуилом втайне от царя Саула (1 Цар XVI, 13). После смерти Саула вел победоносные войны для упрочения могущества Израиля. Перенес столицу в Иерусалим, отвоеванный им у иевуссеев, вел подготовительные работы для строительства Иерусалимского храма. Жизнеописание Давида излагается в библейских книгах: с I Цар XVI по III Цар II, II и 1 Пар Х-ХХ1Х. Автор особых молитвенных песнопений (псалмов), вошедших в состав Псалтири (см.). Один из предков Христа и его важнейший ветхозаветный прообраз (отсюда: Христос — «сын Давидов»).
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Давид
возлюбленный)-младший (восьмой) сын Иессея из колена Иудина, великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств-от 1Ц 16 до 3Ц 2 и в 1Пар 11-29. Как полагают историки, Давид был помазан в первый раз Самуилом на царство (1Ц 16.13) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого он поразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он был вторично помазан на царство (2Ц 2.4) и царствовал семь лет в Хевроне, а после смерти сына Саула Иевосфея и присоединения к нему остальных колен был помазан на царство в третий раз над всем Израилем (2Ц 5.3). Ни до Давида, ни после него не было такого благословенного царствования в Израиле, поэтому и грядущее царство Мессии называется его именем (Мк 11.10). (См. воины Давида)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ДАВИД
(евр. «возлюбленный») – второй еврейский царь (1055-1015 гг. до Р.Х.). Он был восьмым сыном зажиточного вифлеемского жителя Иессея. Пророк Самуил помазал его на царство, и это сохранялось в тайне. Затем Давид был призван царем Саулом развлекать его своей игрой на арфе. Победив великана Голиафа, Давид приобрел народное расположение. По смерти Саула Давид стал царем. После завоевания Иерусалима он перенес туда свою резиденцию. Давид упрочил внутреннее управление страной, восстановил суд, расширил своими победоносными войнами Израильское царство. Kонец своей жизни он посвятил подготовительным работам для построения храма. Погребен Давид был в Иерусалиме.
Давид вошел в историю не только как царь, политический деятель, но и как пророк, автор многих псалмов, образец кротости и покаяния.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Давид
виднейший теоретик ревизионизма и реформизма, главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900-х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.-д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров. В последующие годы Давид является одним из столпов ревизионистского журнала "Социалистические Ежемесячники", усердно проповедует политические блоки с буржуазией, критикует классовый пролетарский характер с.-д. партии, считая, что последняя должна быть народной. В годы войны Давид превращается, конечно, в социал-империалиста, являясь одним из самых ярых апостолов войны до победного конца. В 1915 г. он выпускает большую работу под названием "Социал-демократия во всемирной войне", в которой он теоретически обосновывает оборонческую позицию немецкой с.-д. После революции Давид занимает ряд крупных административных постов.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Давид
Жак Луи (1748 — 1825), франц. живописец, пионер классицизма. В период своего первого пребывания в Риме (1775 — 1780) изучал труды Винкельмана, копировал антики, работу с которыми он воспринимал как прозрение. Его написанная в Риме в 1784 — 1785 по заказу Людовика XVI картина «Клятва Горациев» (Лувр) порывала с традициями рококо тематически (призыв к освобождению) и формально (подчеркнутые линии, сдержанные тона, детали антиквариата). Картина была восторженно принята в Париже. Во время революции Д. стал на ее сторону. Позже был придворным живописцем Наполеона I, написал неск. его портретов. Участвуя в делах при дворе (коронация, выдача дворянских грамот, оформление придворных празднеств империи). Д. достиг высокого положения. Будучи модным живописцем, создал многочисл. портреты. Портрет мадам Рекамье в античной драпировке (1800, Лувр) принадлежит к наиболее значительным произведениям живописи эпохи классицизма.

Источник: Словарь античности. 1989

ДАВИД
полулегенд. царь Израильско-иудейск. госуд. (кон. 11 в. — ок. 950 до н.э.). Был оруженосцем, затем зятем царя Саула, но заподозр. в измене, бежал в степи Юж. Палестины, а затем поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Д. был провозглашен царем Иудеи; присоед. к ней терр. израильских племен, а также захватил хананейский г. Иерусалим, сделав его своей столицей. Разгромив филистимлян, присоед. на Ю. Эдом, на В. — Моав и Аммон, на С. сделал своими данниками арамейские госуд. Цобу (Килесирию) и Дамаск. С Тиром и Хаматом был заключен союз. Провел перепись населения, ввел налоги и, наряду с нар. ополчением, организовал отряды телохранителей-чужеземцев (критян и филистимлян). Был установлен типич. для вост. деспотии обычай падать ниц перед царем. Все это вызвало восстание израил. и иуд. крестьян, с трудом подавл. Д. В евр. фольклоре Д. изображен смельчаком, победившим великана Голиафа. Иудейско-христ. богослов. традиция превратила Д. в кротк. и благочест. певца и приписала ему составл. псалмов (религ. гимнов).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Давид
Давид (David) (ум. ок. 961 г. до н.э.), второй царь Израиля (ок. 1000—ок. 961). В библейских текстах изображается как певец-арфист при дворе царя Саула или как победитель филистимлянского великана Голиафа. Был царским оруженосцем, прославился во многих боях, снискал дружбу сына Саула Ионафана и женился на дочери Саула Мелхоле. Популярность Д. и любовь к нему народа вызывали ревность и гнев Саула, и Д. вынужден был бежать из страны. После смерти Саула Д. стал царем Иудеи, а сын Саула Иевосфей—Израиля. Израильтяне и иудеи избрали Д. царем, когда умер Иевосфей. Его правление изменило судьбу евреев, поскольку непрочное до этого объединение племен превратилось в сильное гос-во. Столицей он сделал Иерусалим, город, где не было племенной розни, и превратил его в религ. центр, перенеся сюда Ковчег Завета (самую свящ. реликвию иудеев). Д. расширил границы управляемых им терр. и добился процветания Израильского царства. Последние годы правления были омрачены восстаниями его сыновей и придворными интригами. Д. традиционно считается автором «Псалмов», однако, как полагают, ему принадлежит лишь незна-чит. их часть.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ДАВИД
Начиная с зари цивилизации и до наших дней, Давида изображают играющим на арфе, которая в древние времена была киннором.
Судя по дошедшим до нас многочисленным текстам, он был божественным исполнителем. Напомним, что его инструмент успокаивал Саула, и, если Давид обладал такими несомненными талантами, почему бы нам не считать его одним из самых древних предшественников гитаристов, а киннор, видоизменясь и увеличивая число струн, стал вчерашней виуэлой и сегодняшней гитарой? Бросим же взгляд на артиста и воина в одной из наугад взятой биографии.
"Израильский царь, родившийся в Вифлееме в 1074 году до н.эры. Он был седьмым сыном Исайи, которому принадлежали многочисленные стада, что пас Давид. Жизнь пастуха в первые годы жизни способствовала тому, чтобы в тишине полей раскрылись его природные способности к поэзии и музыке. Арфа, обычный инструмент в Египте, Сирии и Месопотамии, распространилась также во всех областях Иудеи. Давид, живший среди лесов, так усовершенствовался в игре на этом инструменте, что слава его достигла ушей царя Саула, который болел и велел позвать Давида, чтобы он своей игрой смягчил его страдания. Он почувствовал облегчение и заставил Давида остаться. Давид принял участие во вновь начавшейся войне филистимлян против израильтян и убил гиганта Голиафа. Этот подвиг настолько возвысил Давида в глазах евреев, что после смерти Саула, он становится царем Израиля. Давид, коронованный царь, сочинил покаянные псалмы и многие другие гимны и стихи, которые он сам пел, аккомпанируя себе на арфе и танцуя перед аркой "Дружбы". Считается, что не все из принадлежавших Давиду псалмов, были сложены им. Некоторые из псалмов выражают боль изгнания, когда он впал в немилость к царю Саулу, другие относятся ко времени его побед над врагами Израиля. Псалом 45 имеет характер поэзии Соломона, а 137 повествует о захвате Вавилона; другие псалмы, судя по некоторым упомянутым в них обстоятельствам, не принадлежат этому царю, поэту и музыканту, или некоторые связаны с инструментом – родоначальником всех струнных инструментов".

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998

Давид
царь Израильско-Иудейского государства, который правил около 40 лет (конец 11 в.- около 950 г. до н.э.). Давид - выходец из иудейского города Вифлеем, пастух. Во время царствования Саула был принят на царскую службу: либо был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, либо снискал расположение царя, одолев филистимлянина-гиганта Голиафа. Давид стал любимцем народа и снискал любовь старшего сына Саула Ионафана. Давид получил должность военачальника, но, заподозренный Саулом в стремлении захватить престол, бежал в пограничные районы Иудеи и даже поступил со своим отрядом на службу врагов Израиля - к филистимлянам. После гибели Саула в бою с филистимлянами Давид пришел в Хеврон, где был провозглашен царем Иудеи. Он присоединил земли других израильских племен, захватил ханаанейский город Иевус (Иерусалим), сделал его столицей объединенного царства, назвав ее Ир Давид (город Давида). Опираясь на знать и жречество, Давид стремился создать централизованное государство: провел перепись населения, ввел налоги. Давид перенес в столицу Ковчег завета и построил жертвенник, превратив тем самым столицу еще и в религиозный центр страны. Согласно Библии, Давид был погребен в Иерусалиме. Ныне местонахождением останков Давида считают гору Сион. Давид передал престол своему сыну от Батшебы (Вирсавии) - Соломону. Ветхозаветное повествование придало Давиду черты эпического героя, царя-воителя и идеального правителя. Позднее иудаистическая и христианская традиции связали с ним мессианские чаяния (ожидание Мессии из рода Давидова). Ему приписывается авторство псалмов - религиозных гимнов (псалмы Давида). В еврейском фольклоре он выступает победителем великана-филистимлянина Голиафа, который был вооружен медным шлемом, чешуйчатой броней, медными наколенниками и щитом, с копьем. Сорок дней дожидался он желающего сразиться с ним, и только юноша-пастух Давид выразил готовность вступить с ним в единоборство. Он выступил против Голиафа только с пращой, с помощью которой поразил великана так, что камень вонзился в его лоб, и тот упал на землю. Затем Давид, наступив ногой на Голиафа, отсек ему голову. Увидев, что их силач умер, филистимляне обратились в бегство. В христианской традиции родословная Иисуса как Мессии восходит к Давиду. По евангельскому преданию, Иисус Христос, как и Давид, родился в Вифлееме.

Источник: Исторический словарь

ДАВИД
david) Жак Луи (1748, Париж – 1825, Брюссель), французский живописец, портретист, автор исторических картин; представитель стиля ампир. Сын коммерсанта. В 1766–74 гг. обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже у живописца Ж. М. Вьена. Испытал влияние Ф. Буше. В 1775–80 гг. жил в Риме, где изучал античное наследие, произведения мастеров эпохи Возрождения и барокко.
В своих картинах Давид стремился придать сюжетам из античной истории современное, актуальное звучание. Его живописная манера, отличающаяся лаконизмом, четким рисунком и суровым ритмом, выразительной светотеневой моделировкой, сродни возвышенному языку античной трагедии («Андромаха, оплакивающая Гектора», 1783). Художник наделял своих героев высокими нравственными качествами и несгибаемой силой воли. Согласно эстетике классицизма, мужество исторических персонажей, примеры патриотизма должны были служить образцами для подражания потомкам. Гражданственный пафос с особенной силой выразился в творчестве Давида в период, связанный с событиями Великой французской революции («Клятва Горациев», 1784; «Смерть Сократа», 1787; «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», 1789).
Некоторые работы художника напрямую отражали события современной действительности (эскиз неосуществленной картины «Клятва в зале для игры в мяч», 1791; «Коронование Жозефины», 1805–07). Поразительной силой воздействия на зрителя обладает монументальная и трагичная в своей суровой простоте «Смерть Марата» (1793). Художник проявил себя как талантливый портретист. В его парадных и камерных портретах (врача А. Леруа, 1783; ученого-химика А. Л. Лавуазье с женой, 1788; мадам Рекамье, 1800, и др.), а также «Автопортрете с палитрой» (1794) сочетаются традиции классицизма и рококо. В «Портрете молодого Энгра» (ок. 1798 г.), конном парадном портрете «Наполеон при переходе через Сен-Бернар» (1800) ощущаются веяния романтизма.
Во время французской революции деятельность Давида не ограничивалась областью живописи. Он руководил организацией празднеств, в которых прославлялись идеи Свободы, Равенства и Братства, вносил предложения относительно реформирования Лувра, превращенного в это время в музей, активно участвовал в политической жизни страны: голосовал за казнь короля Людовика XVI, в 1792 г. стал депутатом Конвента. В период правления Наполеона I Давид воспевал императора и величие Французской империи. После восстановления королевской власти художник был вынужден покинуть родину и уехать в Брюссель.
Из мастерской Давида вышли такие крупные живописцы, как А. Гро, Ф. Жерар и Ж. О. Д. Энгр.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ДАВИД
второй царь народа Израиля после Саула. Образ этого библейского персонажа стал олицетворением былого величия еврейского народа и упования на его грядущее возрождение.
Волею Всевышнего Давид обрёл благодать в глазах остававшегося ещё несколько лет у власти царя Саула. Став царём Израиля, Давид явил миру образец мудрости и непреклонной решимости в борьбе с врагами. Им было одержано множество побед, и вскоре никто из соседних правителей не решался на него напасть.
При нём шло строительство новой столицы государства – Иерусалима, название которого с древнееврейского языка переводится как «Город мира».
В центре его установили скинию, в которую была перенесена величайшая святыня еврейского народа – Ковчег Завета.
Через Своего пророка Господь возвестил царю Давиду, что отныне его дом будет царствовать вовеки, и из него в будущем явится миру Мессия. Сорок лет правления царя Давида (именно столько времени он находился у власти) стали периодом необычайного благоденствия всего еврейского народа. Являясь мудрым правителем, он всячески обустраивал государство и крепил у его жителей веру во Всевышнего. Дело в том, что перенеся в Иерусалим Ковчег завета и поместив его в походной скинии, Давид замыслил сооружение грандиозного Храма. Однако при всём благоволении к Своему избраннику, Господь не позволил ему это сделать, а благословил на столь великое деяние сына царя Давида – Соломона.
На вершине своего могущества Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его военачальников. Давид приказал слугам привести Вирсавию и вступил с ней в близость, а затем отослал её домой. В отличие от сотен других женщин, разделявших с царём его ложе, Вирсавия до такой степени пленила сердце Давида, что тот решил сделать её своей официальной женой, но для этого требовалось как-то избавиться от мужа. Царь послал командующему войском, в котором сражался Урия, письмо с приказом направить того в самое опасное место, где бы ему грозила неминуемая смерть.
Вскоре царю сообщили, что Урия погиб. И когда истек срок траура, он взял Вирсавию в жены и она родила царю сына. Вирсавия вскоре стала законной женой царя Давида. Такой поступок вызвал гнев Господа Бога, и через пророка Нафана Он обличил Своего помазанника в преступлении, совершённом перед Небом и людьми. Осознав всю глубину своей вины, царь принёс Господу глубочайшее покаяние. Вскоре ребёнок умер, но через год любимая жена подарила ему нового, которым стал будущий великий царь Израиля Соломон.
Ушёл из жизни царь Давид в 965 году до и. э., и сегодня его могила на горе Сион входит в число величайших святынь еврейского народа.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

ДАВИД
1. полулегендарный царь Израильско-иудейского гос-ва (кон. 11 в. - ок. 950 до н. э.). Был оруженосцем, затем зятем царя Саула, но заподозренный в измене, бежал в степи Юж. Палестины, а затем поступил на службу к филистимлянам. После гибели Саула Д. был провозглашен царем Иудеи; присоединил к ней терр. израильских племен, а также захватил хананейский г. Иерусалим, сделав его своей столицей. Использовав благоприятную междунар. ситуацию (временное ослабление Египта, Ассирии и Вавилонии), Д. создал сильную державу. Он разгромил филистимлян, присоединил на Ю. Эдом, на В. - Моав и Аммон, на С. сделал своими данниками арамейские гос-ва Цобу (Килесирию) и Дамаск. С Тиром и Хаматом был заключен союз. Опирась на рабовладельч. знать и жречество, Д. стремился ограничить порядки воен. демократии и усилить централизацию. Он провел перепись населения, ввел налоги и, наряду, с нар. ополчением, организовал отряды телохранителей-чужеземцев (критян и филистимлян). Был установлен типичный для вост. деспотии обычай падать ниц перед царем. Все это вызвало восстание израильских и иудейских крестьян, с трудом подавленное Д. В евр. фольклоре Д. изображен смельчаком, победившим великана Голиафа. Иудейско-христианская богословская традиция превратила Д. в кроткого и благочестивого певца и без всякого основания приписала ему составление псалмов (религ. гимнов).

Лит.: Никольский Н. M., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.-Л.. 1931; Weill R., La cit? de David, (t. 1-2), P., 1947; Desnoyers L., Histoire du Peuple h?breu des Juges а la captivit?, t. 2, P., 1930. 2. (David), Константин (1908 - янв. 1941) - деятель рум. рабочего движения. Сын железнодорожника. С 14 лет работал в ж.-д. мастерских Гривицы (р-н Бухареста), участвовал в забастовочном движении, в т. ч. в боях рабочих Гривицы (в февр. 1933). С 1928 - член Коммунистич. союза молодежи. В 1934 вступил в компартию Румынии (КПР), был секретарем Бухарестской парт. орг-ции. Вел революц. агитацию среди молодежи и в профсоюзах. Активно выступал против политики фашизации страны и предательства правых оппортунистов рум. социал-демократии. С 1939 работал инструктором ЦК КПР сначала в Галаце, затем в долине Прахова. За революц. деятельность неоднократно подвергался репрессиям бурж. властей (24 ареста в 1931-40). Зверски убит во время фаш. путча железногвардейцами.

Лит.: Constantin David (1908-1941), Figuri de luptatori pentru libertate si socialism, "An. Inst. de istorie a partidului de pe l?nga CC al PMR", 1958, No 1.

E. Д. Карпещенко. Москва. 3 (David), Эдуард (11. VI. 1863 - 24. XII. 1930) - нем. экономист, деятель герм. социал-демократии, один из родоначальников ревизионизма. Уже в 1894 выступил с серией статей, имевших своей целью опровергнуть марксистское учение о вытеснении мелкокрестьянского х-ва крупным. В дальнейшем работы Д. - "Социализм и сельское х-во" (1903, рус. пер. 1903 и 1906) и др. - явились одной из главных "теоретических" основ для ревизионистских атак на марксизм. С 1903 Д. - депутат рейхстага. В период 1-й мировой войны Д. - один из наиболее ярых социал-шовинистов. В. И. Ленин называл Д. "оппортунистом насквозь", вся жизнь к-рого посвящена бурж. развращению рабочего движения (см. Соч., т. 21, с. 242). После Ноябрьской революции 1918 в Германии занимал ряд министерских постов (в 1919-20 - мин. без портфеля, затем мин. внутр. дел и снова мин. без портфеля).

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 197).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Давид
иудейский царь, родившийся около 1035 года до Рождества Христова, правнук благочестивых Руфии и Вооза и младший сын Иессея из колена Иудина. Все детство и юность провел в Вифлееме и его окрестностях, пася овец. Но случилось так, что царь Саул в это время отступил от Бога, а Всевышний послал пророка Самуила, чтобы тот помазал на царство нового царя – одного из сыновей Иессея. Избранником оказался самый младший сын, Давид, которого Самуил и помазал на царство. Давид отличался красивой внешностью, у него были белокурые волосы, он быстро бегал и был крепко сложен. Кроме того, он играл на псалтири – музыкальном инструменте, распространенном в древнем Израиле, хорошо пел и умел слагать псалмы. Но на престол Давид вступил не сразу: сначала он попал во дворец царя в качестве оруженосца Саула. Кроме того, юный помазанник услаждал слух владыки игрой на псалтири и пением. Затем Давид на некоторое время удалился в Вифлеем, после чего вернулся, чтобы сразиться с великаном Голиафом. Юноша вышел из этой схватки победителем, а когда он вместе с воинами царя входил в Иерусалим, женщины кричали ему вслед: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч» (Первая книга Царств, 28, 7). Победа над Голиафом обеспечила Давиду высокое положение при дворе, но она же возбудила и зависть Саула. Дружба с сыном Саула Ионафаном и женитьба на дочери царя Мелхоле не могли исправить это положение, поэтому Давиду пришлось бежать из дворца, чтобы спасти свою жизнь. Получив помощь от колена Вениаминова, он стал собирать вокруг себя людей. Саул же неотступно преследовал юношу. Несколько раз у Давида была возможность избавиться от Саула, умертвив его, но он не поднял руку на помазанника Божья. Во время последней войны с филистимлянами, войска Саула были разгромлены, его сын Ионафан убит, а он сам покончил с жизнью, упав на собственный меч. После этого случая Давида помазали на царство над коленом Иудиным, а через 7,5 лет – над всеми коленами Израильскими. Так исполнилось пророчество: Давид по велению Божию стал править в Иерусалиме и царствовал над Израилем 40 лет. Вскоре в столице произошли благоприятные изменения, благодаря которым она стала называться городом Давидовым. При кротком и мудром правителе город вырос и расширился, в нем появились величественные здания и сильные укрепления, а Ковчег Завета был перенесен в новую скинию. С этого времени Иерусалим сделался столицей, местом пребывания царя и местом, куда на праздники стекалось множество народу. Давид уже подумывал о том, чтобы соорудить Господу величественный храм, но Бог возвестил ему через пророка Нафана, что в его царствование храм построен не будет: этим займется его сын Соломон (Вторая книга Царств, гл. 7). После многочисленных победоносных войн Давид вступил в войну с аммонитянами и совершил одно из самых тяжких преступлений: прельщенный женской красотой, он отправил на смерть Урия Хеттеянина, чтобы иметь возможность жениться на его вдове Вирсавии. Этот поступок навлек на него гнев Божий, поэтому последние годы царствования не были счастливыми для Давида. Сначала его сын Амнон обесчестил свою сестру Фамарь, затем, хотя Давид давно уже раскаялся в своем грехе, последовали восстание и гибель Авессалома, трехлетний голод и пр. В заключение в Иерусалиме началась моровая язва, которая, как считали пророки, была ниспослана Господом после исчисления израильского народа (переписи населения). Теперь Давиду было уже 70 лет, но и перед смертью ему не было покоя: его сын Адония осмелел, собрал вокруг себя дружину и решил занять трон отца. Однако в последний момент его жена Вирсавия спохватилась и рассказала Давиду о планах Адонии, и тогда царь в торжественной обстановке помазал на царство свого сына Соломона. Перед смертью царь Давид завещал своим близким исполнять Божьи повеления, мирно скончался и был погребен в городе Давидовом.

Источник: Православная энциклопедия.

Давид
т.е. возлюбленный. 1) Младший сын Иессея, рожденный в Вифлееме около 1085 г. до Р.Хр., царь израильский и иудейский 1055-1015 г. До Р.Хр. Его история подробно описана в 1 Цар. 16-31; 2Цар.; 3 Цар. 1; 2; и в сокращенном виде в 1 Цар 11-29. Давид был избран Богом в цари над Израилем вместо Саула и помазан Самуилом задолго до своего воцарения (1 Цар. 16:1-13). Бог, даровал ему Св. Духа, подготовил его для царствования, проведя длинным путем испытаний и опасностей. В молодые годы он отличался храбростью, верой и упованием на Бога и, будучи еще юношей, благодаря своим музыкальным способностям, красоте и другим качествам получил приглашение ко двору, чтобы игрой на арфе успокаивать взволнованный дух Саула. Давид очень понравился Саулу и он сделал его своим оруженосцем (Первая Книга Царей 16:21). Но в начале войны с филистимлянами Давид, по-видимому, вернулся к стадам своего отца, которые он пас раньше, будучи еще мальчиком. Придя однажды в лагерь к братьям, Давид увидел Голиафа, вызвался сразиться с ним и убил его. Покрытый славой, он вернулся ко двору и был поставлен главнокомандующим; он приобрел любовь народа и стал зятем царя. Ненависть Саула к нему заставила Давида бежать; он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах, спасаясь от преследующего его Саула; наконец, он убежал к филистимлянам. Смерть Саула и Ионафана открыли ему дорогу к престолу.
Он вторично был помазан царем над Иудой в Хевроне (2 Цар. 2:4); после семилетнего враждебного отношения других колен и смерти сына Саула Иевосфея все колена признали Давида царем, и он был помазан в 3-ий раз. Давид покорил Иерусалим и поселился там (2 Цар. 5-3 и дал.). Он был родоначальником дома Давидова, царствовавшего до падения Иудейского царства. Давид приказал торжественно перевезти ковчег завета в Иерусалим (2 Цар. 6); заботился об упорядочении богослужения, творил суд и расправу без лицеприятия и много сделал для благосостояния народа. Мудростью и неусыпной энергией он укрепил свое царство и его опытность и предусмотрительность не допускали врагов напасть на него врасплох; он расширил границы своего царства (по пророчеству) от Чермного моря и Египта до Евфрата (2 Цар 8; Быт 15:18; И. Нав. 1:4) Огромное количество военной добычи обогатило народ и доставило обильный материал для постройки великолепного храма, которую он намеревался предпринять, но Господь поручил это сделать Соломону (2 Цар. 7). Давид не был свободен от искушений; во многом отличаясь от современных ему царей, он все же впадал в тяжкие грехи. Подобно прочим царям он имел много жен и наложниц (2 Цар. 5:13) и в последние годы своей жизни он должен был пожать горькие плоды этого. Священное Писание не умалчивает о его бесчестном поступке с Урией и Вирсавией; оно говорит также о Божьем наказании за этот грех и о том, что Давид, покаявшись, получил от Бога милость, о которой просил (2 Цар. 11-12; Пс. 50). С того времени Бог смирял его частыми испытаниями В своей семье он видел разлад, бесчестные поступки и кровопролитие; история Фамари, Амнона и Авессалома дают нам почувствовать, как терзалось его сердце. Восстание под предводительством Авессалома (2 Цар. 15), Савея (2 Цар 20) и Адонии (3 Цар 1), голод и моровая язва, поразившие народ, безбожие Иоава и т. п. служили для него тяжкими испытаниями. Завещание Давида Соломону об Иоаве и Семее диктовалось справедливостью, а не жаждой мести. Его подготовительные работы для постройки храма, последняя хвалебная песнь Господу и прощальные слова Соломону (2 Цар. 22; 23) служат достойным завершением его жизни. Процарствовав около 40 лет, он умер, прибл., 70 лет и был похоронен в «городе Давидовом» (3Цар. 2:10, 11). Давид был не только «муж поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева», но также «сладкий певец Израилев» (2 Цар. 23:1). Никакие песни не приобрели на земном шаре такой известности, как «Псалмы Давида» Как поэтические произведения, многие из них очень высокого качества, — настоящие жемчужины, которых Геликону не нужно было стыдиться, хотя они и принадлежат Иордану, как говорит Сперджен о Пс. 22, ибо «Дух Господень говорил в нем и слова Божьи были на его языке» (2 Цар.-23:1) Он был не только царь и певец, но также и пророк, который предсказал о Мессии — «Сыне и Господе Давида». Христос указывает на 109 Пс. в Мат. 22: 43 и дал., а Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы ссылается на свидетельство «праотца и пророка» Давида о воскресении и вознесении Христа на небо (Деян. 2:25 и дал.; Пс. 15). 2) Давидом также называется великий обещанный Царь, т. е. Мессия (Иер. 30:9; Иез. 34:23 и дал ; Ос. 3:5), равно и царство Мессии называется царством Давида (Map. 11:10), в котором Он управляет «на престоле Давида» (Иер. 22:2,4) и имеет ключ Давида (Отк. 3:7). Все эти выражения говорят о вечной неизменной милости Божией обещанной Давиду (Ис. 55:3; 2 Цар. 7: 12 и дал ), и бывшей упованием Израиля в дни скорби (Пс. 88-4,5,21,36,50; Иер. 23:5), исполнившемся в Иисусе Христе (Деян. Ап. 2:29 и дал.), преимущественно называемом Сыном Давидовым (Мат 1:1; Map 10:47; Лук. 20:41). О Его царствовании предсказано, что самый слабый между жителями Иерусалима в тот день будет, как Давид (Зах. 12:8).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ДАВИД
(ум. 1000 до н.э.) (По Библии: ум. 1020 до н.э.) Пастух, наемный воин, разбойник, лирический певец, ритуальный танцор, многоженец, победитель Голиафа, прелюбодей, завоеватель, строитель империи, отец, царь, Давид был определенно величайшим из трех дюжин с лишним мужчин и женщин, правивших древними царствами – Израилем и Иудеей. Почитаемый христианами как предтеча Иисуса из Назарета и высоко ценимый исламом как образец добродетелей, проявленных позже пророком, Давид при всех своих человеческих слабостях является в глазах евреев одним из самых почитаемых людей. Его имя могло быть образовано из термина «davidum», означающего «военачальник». Еврейская история до Давида представляется спутанным клубком мелких межплеменных стычек. Его царствование объединило евреев и получило международный отклик. По примеру Давида обетование Бога еврейским народом, с каждой живой душой на Земле вошло в повседневную жизнь с помощью гуманного способа правления, конституционной монархии или – по выражению преосвященного Пола Джонсона – «теократической демократии». Давид не был монархом восточного типа, не навязывал абсолютистского диктата своим подданным. Воля народа ограничивала в большой степени его поступки. Будучи глубоко религиозным человеком, он отвергал тиранию и искал способ обеспечения торжества справедливости. Его концепции свободы и ответственности имели важные исторические последствия, в дальнейшей истории послужив моделями конституционного правления в Америке и Европе восемнадцатого и девятнадцатого веков. На протяжении столетий вновь и вновь изучалось и обсуждалось становление личности Давида. Он был более популярным, чем его предшественник – помраченный рассудком воитель Саул, и более способный, чем его любимый друг и сын Саула Ионафан. Сам образцовый полководец, Давид не сумел удержать под контролем собственную семью. Три его сына трагически погибли, открыто выступив против установленного порядка. Любовная связь Давида с замужней женщиной Вирсавией имела катастрофические последствия. Увидев ее купающейся в бассейне на террасе, Давид влюбился в нее, зазвал в свой дворец, соблазнил ее, и она забеременела от него. В попытке скрыть акт прелюбодеяния Давид приказал ее мужу Урию вернуться из похода и побыть с Вирсавией. Урия же не стал спать с женой и тем самым не дал узаконить ее беременность. Давид пошел на новое ухищрение, приказав отправить ее мужа на передовую, т. е. на верную смерть. Когда пророк Натан выдвинул против него обвинение, царь Давид покаялся, просил прощения и проявил смирение перед Богом (кто-то может сказать, что поступки Давида были наказуемы смертью, но цари явно могли жить по иным правилам, оставляя при этом поэтические образцы для раздумий грядущих поколений). Вирсавия позже родила Соломона, достойного преемника Давида. Ради укрепления своей власти Давид преобразовал состоявшее из враждующих племен общество в государство с централизованным общенациональным правительством. Подобно многим удачливым историческим правителям Давид был весьма искусным полководцем, научившимся у филистимлян пользоваться их новым железным оружием. Во время возникшего после смерти Саула вакуума власти Давид покорил разбойничавших филистимлян и других местных разбойников, захватывая и перераспределяя их земли между племенами в обмен на их верность единому государству. Одним смелым рейдом Давид овладел Иерусалимом (проникнув в него через подземный водовод) и сделал его столицей своего объединенного царства. Иерусалим находился на перекрестке между Израилем на севере и Иудеей на юге и имел доступ к древним торговым путям. Дабы показать свою покорность Богу и облачить свое царство в религиозные доспехи, Давид перевез в Иерусалим Ковчег Завета и задумал построить большой храм. Иерусалим стал «Городом Давида», местом нахождения Второго храма Ирода, распятия Христа, местом римских массовых кровопролитий, вторжений крестоносцев, турок и англичан (среди многих прочих) и нынешнего кнессета Израиля. Иерусалим остается и сегодня центром и средоточием западной религии и политики. Евреи нашего времени считают, что золотой век царствования Давида определил их национальную самобытность. Шестиконечная звезда Давида, которую носит еврейский народ и которая украшает израильский флаг, символизирует их дом – вечный Сион. Обитатели крошечного государства Израиль давно считают себя нацией «давидов», сплоченных в стойкую армию, готовую в любую минуту победить «голиафов» Ближнего Востока. Евреи хранят память об эре Давида, служащей идеалом для современных израильтян. На протяжении долгих столетий до Иисуса евреи верили в то, что Мессия, или Помазанник Божий будет прямым потомком Давида. И в самом деле Иисуса при жизни неоднократно называли «сыном Давида», а авторы Евангелия постарались отобразить его генеалогию. Подобно Давиду Иисус, как сказано, родился в Вифлееме. Давид, как предтеча Иисуса, стал образцом для первых европейских королей. Карл Великий получил прозвище «новый Давид». Открытые отношения Давида с пророком Натаном (перед которым Давид отвечал за свои грехи) были использованы как прецедент в Средние века и во времена Возрождения многими европейскими христианскими королями, желавшими узаконить свое правление священным миропомазанием церкви. Для скульптура итальянского Возрождения Донателло Давид был Аполлоном. Только в огромной мраморной статуе Микеланджело можем мы ощутить уникальную харизму, силу духа, отвагу и человечность Давида. Автор Псалмов Давид прославил свой народ и свое доброе имя через поэзию просвещенного правления.      

Источник: 100 великих евреев. 2003

ДАВИД

Царь Иудеи в 1009-1001 гг. до Р. Х. Царь Израиля в 1001-969 гг. до Р. Х. Родоначальник иудейских царей.
После того как Господь прогневался на первого израильского царя Шаула, Он велел пророку Самуилу взять священный елей и, отправившись в город Вифлеем (Бет-Лехем) к знатному иудею Ишаю, помазать в качестве будущего царя того из его сыновей, которого Он ему укажет. Самуил послушно пришел в Вифлеем в дом Ишая и, увидев самого младшего из его сыновей - Давида, догадался, что ему-то и предназначил Господь стать царем Израиля. Он посадил его рядом с собой и после трапезы помазал елеем.
Вскоре после этого Шаул узнал, что Давид умеет хорошо играть на арфе, и взял его себе в оруженосцы. Всякий раз, когда злые духи приводили царя в смятение, Давид играл на арфе и тем приводил Шаула в себя. Между тем филистимляне, давно уже побежденные Шаулом, опять окрепли и вторглись в землю израильтян. Шаул вывел против них свое войско. И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голйат и стал вызывать желающего из евреев на единоборство с собой. Но проходил день за днем, а охотников сразиться с ним не находилось.
Давида в то время не было в лагере. Он отправился домой к отцу за съестными припасами для старших братьев. Когда же он приехал и услыхал, как Голйат поносит евреев, то рассердился и решил принять вызов. Братья и близкие удерживали Давида, но он остался нем к их просьбам. Он вышел против филистимлянина без панциря и оружия, с одной пращой в руке. Никто не верил в его удачу, а Голйат громко насмехался над ним. Но когда враги сблизились, Давид с силой метнул камень из пращи и поразил Голйата в голову. Внезапная гибель исполина вызвала смятение среди филистимлян, и они обратились в бегство.
Слава Давида после этого подвига была столь велика, что совершенно затмила славу Шаула. Царь почувствовал ревность к своему оруженосцу и стал относиться к нему с недоверием. Но он старался не показывать своего гнева и оказывал Давиду великие почести: сделал его тысячаначальником, а потом выдал за него свою дочь. Когда же все евреи убедились, что царь благоговеет к бесстрашному юноше, Шаул стал уговаривать своего сына Ионатана тайком умертвить Давида. Поначалу Ионатану удавалось удерживать отца от его жестокого намерения. Но после новой победы Давида над филистимлянами Шаул не смог скрыть своей ненависти: во время ссоры бросил в Давида копье и едва не убил его. Давид укрылся в своем доме и не знал, что ему делать дальше. Жена посоветовала ему бежать, и он укрылся в пещере неподалеку от Вифлеема. Сюда пришли к нему братья, а также все те, кто по разным причинам должен был скрываться от Шаула. Таким образом, вокруг Давида собралось четыреста человек.
Шаул не оставлял надежды покончить с Давидом. Однажды ему донесли, что Давид скрывается в окрестностях Зифа. Царь с 3000 воинов поспешил, чтобы убить его, и остановился неподалеку на ночлег. Ночью Давид пробрался в его шатер, но не умертвил спящего Шаула, а только унес его копье. Однако благородство Давида было для царя горше самой горькой обиды, так как ясно показывало, что Господь более не на его стороне. Царь по-прежнему жаждал смерти бывшего оруженосца, и тот ушел со своими людьми к царю филистимлян Анхусу, который принял его очень радушно. Служа ему, Давид воевал против серитян и амалекитян.
Когда пришла весть о том, что Шаул пал в бою с филистимлянами, Давид переселился в Хеврон. Вскоре сюда собрались представители колена иудова и провозгласили его царем (1009 г. до Р.Х.). Над остальными коленами Израиля стал царствовать Эшбаал, сын Шаула. Через семь лет и шесть месяцев сыновья Иеремона коварно умертвили его, надеясь заслужить этим награду от Давида. Но Давид велел казнить убийц. Так как род Шаула пресекся, то все военачальники евреев явились в Хеврон и провозгласили Давида царем над всем Израилем.
Собрав большое войско, Давид пошел из Хеврона на Иерусалим, который тогда принадлежал иевусеям. Израильтяне быстро овладели нижним городом, но остановились перед неприступными стенами верхнего. Чтоб воодушевить воинов, Давид пообещал сделать военачальником того, кто первый взойдет на стену. Это удалось Иоаву, племяннику Давидову, который уже и прежде был военачальником. По изгнании иевусеев Давид превратил Иерусалим в столицу своего царства.
Когда филистимляне узнали, что Давид стал царем Израиля, они пошли на Иерусалим войной, но были разбиты. Собравшись с силами и соединившись с сирийцами и финикийцами, они вновь подступили к Иерусалиму и опять потерпели поражение. После этих побед в Иерусалим был торжественно перенесен Ковчег Завета. При этом сам Давид плясал и играл на арфе. Затем, собрав большое войско, он окончательно поразил филистимлян, отняв у них большую часть их земли, покорил моавитян и совершил несколько далеких походов за пределы страны. На берегах Евфрата он разбил царя Софены Адразара и царя Дамаска Адада. В то же время полководец Давида Авессей покорил Идумею.
С амманикитянами у Давида сначала были дружественные отношения, но после того как их царь Аннон оскорбил его послов, он начал против него войну. Союзниками Аннона были Сир, правитель Месопотамии, и Истова, царь амалекитян. Не дав врагам соединиться, Иоав нанес поражение амалекитянам. Сам Давид переправился с войском через Иордан, встретился там с амманикитянами и сирийцами. Здесь евреи вновь одержали победу. В следующем году Иоав осадил столицу амманикитян Равафу, а Давид оставался в Иерусалиме. Тут случилось с ним следующее происшествие: гуляя по крыше своего дворца, царь увидел с этой высоты необычайно красивую женщину, которая принимала у себя дома холодную ванну. Имя этой красавицы было Бат-Шеве. Очарованный ее прелестями, царь сошелся с ней. Мужа Бат-Шеве Урию он отправил под Равафу и велел Иоаву подстроить его смерть. Однажды Иоав повел войско к стенам, а когда завязался бой, внезапно отступил. Урия был окружен врагами и погиб. Это позволило Давиду довести свое бесчестное дело до конца: по окончании приличного траура, он взял Бат-Шеве в жены.
Тем временем Равафа пала. Казалось, все благоприятствовало Давиду. Но тут Господь, разгневанный его грехами, посеял ужасный раздор в его доме. От нескольких жен у Давида было много сыновей. Один из них, Амнон, влюбился в единокровную сестру Фамару и, заманив ее в свои покои, изнасиловал. Единоутробный брат Фамары Авшалом затаил злобу на Амнона и на отца, который оставил это преступление без наказания. Он пригласил Амнона к себе в дом на праздник и велел убить его. Три года после этого Авшалом укрывался в Сирии. Наконец Давид простил его и позволил вернуться. Однако вместо того чтобы смириться, Авшалом стал возбуждать недовольство черни против отца. Каждый день поутру он ходил во дворец, вступал в тайные разговоры с людьми, проигравшими свои процессы, говорил им, что советники у отца не хороши и что приговоры против них постановлены несправедливо. Когда количество его приспешников умножилось, Авшалом поехал в Хеврон, якобы для того, чтобы принести жертву Господу, и там сообщники провозгласили его царем.
Прослышав об этом, Давид бежал из Иерусалима, а Авшалом, вступив в город и сошелся на глазах всего народа с его наложницами. Собрав затем большое войско, он двинулся в Заиорданье и здесь встретился с войском Давида. Людей у него было намного больше, но в последовавшем вскоре сражении Давид одержал полную победу. Спасаясь от преследователей, Авшалом запутался волосами в ветвях дерева и был убит Иоавом.
Последующие годы царствования Давида прошли спокойно, в постоянном служении Богу. Он сочинил псалмы и научил евреев петь их. Много сил и средств было отдано на подготовку к строительству грандиозного Храма Господня. Давид заготовил столько камня, бревен, золота и меди, что потомкам его удалось без проблем возвести этот храм. Незадолго до смерти Давид впал в полную немощь и провозгласил своим наследником сына Бат-Шеве Шеломо. Когда Давид умер, тот стал царем в обход старших братьев.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Древний Восток. 2001

ДАВИД
возлюбленный; 1Цар 16:13) — был младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился, по мнению большинства историков, в 1085 году до Р.Х. в г. Вифлееме. Господь отверг Саула за непокорность и противление слову Божию и вместо его царем над Израилем избрал одного из сыновей Иессея и повелел Самуилу отправиться в Вифлеем для помазания избранника на престол Израильский... Старшие семь сыновей Иессея, представленные Самуилу, не были избранниками Божиими. Избранником оказался младший сын — это был Давид, который среди братьев его и был помазан Самуилом на царство. Ему тогда было только еще 19 лет, и он пас стада овец на полях отца своего. Он был весьма красивой наружности, имел белокурые волосы и, подобно своему племяннику Азаилу, отличался быстротою бега и крепостью мускулов (Пс 16:33-35). Его рассказ Саулу о том, как он убивал льва или медведя, нападавших иногда на овец (1Цар 16:34-36), пастушеский посох в руке и сумка на шее, с которыми не расставался он при исполнении своих пастушеских занятий (ст. 40) и особенно многочисленные указания на пастушескую жизнь, которые мы находим в Пс 22:1-6, 77:70-72, все это прямо говорит в пользу того обстоятельства, что Давид большую часть своей юношеской жизни провел среди величественной природы Палестины, при обстоятельствах, наиболее способствующих развитию благочестивых размышлений и благоговейному созерцанию творений Божиих, где он всюду видел неизгладимые следы Его премудрости, всемогущества и благости. Давид не вдруг вступил на престол, но сначала сделался оруженосцем Саула (1Цар 16:21). Затем он удалился в Вифлеем, но вскоре снова возвратился для единоборства с филистимлянином исполином. Голиафом. которого и убил (1Цар 17), поразивши в лоб камнем из пращи, и затем отсек ему его же мечем голову. Эта победа очень прославила Давида. Когда он возвращался с Саулом с поля единоборства, то выходившие им на встречу женщины, с пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами, восклицали: Сеул победил тысячи, а Давид десятки тысяч (1Цар 18:7). Она же доставила ему высокое положение при дворе и войске Саула. В сих счастливых обстоятельствах Давид вступил в самые близкие и искренние отношения к Ионафану, сыну Саула. И полюбил его Ионафан, как свою душу, замечает священный историк (1Цар 18:1). Вскоре после того Саул стал завидовать славе Вифлеемского юноши, он боялся как бы Давид не отнял его собственную славу, и потому искал случая погубить его; и хотя Давид, после новых счастливых побед над филистимлянами, сделался зятем Саула, женившись на его дочери Мелхоле, но и это не доставило ему безопасности (1Цар 18:10-29). После неоднократных воинских подвигов и успехов, в которых проявлялись храбрость и мудрость Давида, и нескольких случаев почти чудесного избавления от злобы и ненависти искавшего погубить его царя. подробно описанных свящ. историком и воспетых самим Давидом в его псалмах, он наконец получил помощь от колен Иудина и Вениаминова, по крайней мере, достаточную на первое время для того. чтобы иметь защиту и помощь ему в изгнании и странничестве (1Пар 12). Это еще более раздражило Саула, так как он видел в этом начало явного возмущения, и потому стал преследовать Давида с большею силою и ненавистью. Два или три раза, во время преследования Саулом Давида в пустыне, Саул всецело находился в руках Давида, но он щадил жизнь его, как помазанника Господня (1Цар 24-26). Кто, подняв руку па помазанника Господа, останется не наказанным, сказал он Авессе при последнем случае (26:9), и запретил убивать Саула. Во время последней несчастной войны Саула с филистимлянами, Ионафан и два брата его были убиты в сражении на горе Гелвуе (1Цар 31, 2Цар 1), а сам Саул, в виду поражения своего войска, израненный пал на свой меч и кончил жизнь самоубийством. Тогда Давид, по Божественному указанию, удалился в Хеврон, и пришли мужи Иудины, говорит свящ. повествователь, и помазали там Давида на царство над домом Иудиным (2Цар 2:4). Он царствовал над коленом Иудиным 71/2 лет, но в конце этого времени, когда окончилась продолжительная распря между домом Давидовым и домом Сауловым, он был торжественно помазан царем над всеми коленами Израилевыми (2Цар 5:1-5), к чему, как мы видели выше, он был предназначен Богом чрез пр. Самуила еще за долго до сего торжественного дня. Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился, вообще же царствование его продолжалось слишком 40 лет (ст. 4). В начале своего царствования, Давид овладел Иерусалимом, взял крепость Сион у Иевусеев, владевших Сионом, и сделал означенный город своею столицею, который и получил название: Город Давидов (2Цар 5:6-11). При его мудром и кротком правлении, город быстро и значительно расширился. В нем всюду появились величественные здания, воздвигнуты сильные укрепления, и Ковчег Завета, остававшийся доселе без определенного местопребывания, с особым религиозным торжеством и весельем был перенесен в новый город, в новую Скинию. С сего времени Иерусалим сделался царскою столицею, местопребыванием царского семейства и, что всего важнее, градом Божиим, городом Великого Царя (Пс 47:2, Мф 5:35). В него стекались сотнями тысяч Израильтяне, со всех концов страны, для отправления своих ежегодных праздников, и народонаселение города, его богатство и слава быстро распространялись. Теперь Давид возымел желание соорудить величественный храм для поклонения Господу, вместо Скинии, устроенной лишь на время, переносившейся с места па место. Но Бог возвестил ему чрез пророка Нафана, что этот храм построится в мирное царствование сына его Соломона (2Цар 7). После различных, всегда победоносных войн для Давида с народами, обитавшими на границах царства Израильского, возникла война с Аммонитянами (см Аммонитяне) во время которой Давид впал в одно из самых тяжких преступлений, которое состояло в том, что он вступил после насильственной смерти Урия в незаконное сожительство с его женою Вирсависю, что навлекло на него гнев Божий и различные бедствия на семейство царя в последние годы его царствования (2Цар 12:9). Его домашнее спокойствие было нарушено кровосмешением сына его, Амнона, с единокровною дочерью его Фамарью (2Цар 13) — Затем последовало возмущение Авессалома, побудившее царя бежать из столицы и скрываться, чтобы спасти свою жизнь от руки мятежного сына (14, 15). Хотя смерть Авессалома и положила конец междоусобице, но все таки оставила глубокую и кровавую рану в сердце огорченного отца (2Пар 18). Бунт Савея (2Цар 20), трехлетний голод (2Цар 21:1-14) и убийство Амессая Иоавом скоро следовали одно за другим, как неизбежные спутники грехопадения, хотя он в нем и глубоко раскаялся, выразив свое сокрушение о грехе в 50-м псалме, составляющем доселе искреннейший и глубоко трогательный памятник чувств истинного покаяния. В заключение всего последовало грозное наказание Божие — моровая язва, постигшая Давида и его царство, за тщеславие, обнаруженное им в исчислении народа Израильского, которое, несомненно, было греховно в очах Божиих. Давиду теперь исполнилось уже 70 лет от роду. Почти пред самою его смертью, сын его Адония сделал дерзкое покушение незаконно вступить на престол отца своего, но, к счастью, он не успел в своем преступном намерении. Чтоб оградить на будущее время свой престол от всяких незаконных притязаний, Давид передал кормило правления и венец своему сыну Соломону, вручил ему план и чертежи храма, равно как и сокровища, собранные им для сооружения храма; затем он созвал со всех пределов своего царства многочисленное собрание и обязал всех, равно как и сына своего Соломона, соблюдать повеления Господни, и мирно скончался и был погребен в городе Давидовом. По возвращении Иудеев из Вавилонского пленения гробницы Давидовы указывались между водоемом Салах и домом храбрых (Неем 3:16). Его гробница, сделавшаяся усыпальницею последующих царей Иуды, упоминается и в позднейшее время. Гроб его (Давида) у нас до сего дня (Деян 2:29), говорит св. ап, Петр в день чудесного излияния св. Духа на апостолов. При императоре Траяне гробница находилась в развалинах, а во времена Иеронима она служила особенно важным пунктом странничества и паломничества благочестивых верующих христиан. Внизу coenaculum на Сионе указывают ныне здание, бывшее, по преданию, гробницею Давида. Имя Давид у пророков иногда относится к Мессии (Иез 34:23,24, Ос 3:5). В тех местах, где Свящ. Писание упоминает о Давиде, как о муже по сердцу Божию (1Цар 13:14, Деян 13:22), очевидно указывается вообще на его возвышенный характер и благочестивую деятельность. Всегда преданный Богу и покровительствуемый Богом. Давид привел вверенное ему царство в самое цветущее состояние, утвердил его единство, расширил его пределы, от Египта до Ливана, и от Евфрата до Средиземного моря, оградил его безопасность от внешних врагов, возвысил внутреннее его благоустройство и пр. Псалмы (Псалтирь — книга хвалений, 150 псалмов), написанные Давидом, ставят его на ряду с величайшими свящ. писателями и пророками. Справедливо замечают, что псалмы по возвышенности и трогательности выражений, величию и чистоте религиозного чувства, одушевляющего их, почти беспримерны. Они, так сказать, воплощают в себе всемирный язык для выражения различных религиозных сердечных движений души верующей. Эти священные песнопения, раздававшиеся некогда в пустынях Энгадди и одушевлявшие Евреев среди долин и гор Иудеи, повторялись после того в течение целых веков и повторяются доселе почти во всех частях света, — и па отдаленнейших островах Океана и в лесах Америки и в пустынях Африки. Глубоким благочестивым чувством и сердечною теплотою, сокрытыми в них, сколько человеческих сердец смягчили, очистили, утешили, возвысили к небу эти священные песнопения! Сколько людей привели они к Богу чрез размышление о Божественной премудрости, святости и любви Божией, так часто проповедуемых и возвещаемых в этой, поистине, книге хвалений! Кроме того, Псалтирь можно назвать еще и книгою пророчеств, в которой ясно изображены многие черты и обстоятельства из жизни Спасителя: так например предвечное Его бытие. Его воплощение, вочеловечение. Его страдания и искупительная смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, распространение Его учения до концов вселенной, вечное царство и др. В заключение скажем, что память о Давиде никогда не умирала в потомстве, и само Божественное Откровение многократно указывает на него, как на избранного помазанника Божия, от семени которого имел родиться, и родился по плоти Спаситель мира Христос Господь (3Цар 9:4,5, 4Цар 14:3, Ис 27:35, Иер 23:5, Иез 34:23,24. Ос 3:5, Мф 1:1, Лк 1:27, Ин 5:42. Деян 2:25-29 и пр.). Память царя-пророка Давида празднуется Церковью 26-го декабря.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
595.91 кб

Давид Лазаревич бродянский

Артемьева Надежда Григорьевна
Давиду Лазаревичу Бродянскому, доктору исторических наук, профессору, 24 октября 2011 г. исполнилось 75 лет.
Читать PDF
134.05 кб

Коллега, начальник, товарищ. Памяти Евгения Николаевича Давид-Хана

Калинин Александр Алексеевич
Памяти Евгения Николаевича Давид-Хана.
Читать PDF
130.55 кб

Давид Рахмильевич Меркин (к 95-летию)

Гелиг X. , Леонов Г. А., Морозов Н. Ф., Сабанеев В. С., Товстик П. Е., Якубович В. А.
Читать PDF
299.07 кб

Образец благоверного монарха святой царь Грузии Давид Строитель

Ефимов Владимир Федорович, Никольский Евгений Владимирович
В статье рассматривается биография святого грузинского монарха Давида Строителя, анализируются его деяния, церковная, внешняя и внутренняя политика.
Читать PDF
2.88 мб

Давид Сарнов крёстный отец радиовещания и телевидения (1891 1971)

Самохин В. П., Киндяков Б. М.
Представлен краткий обзор основных достижений Давида Сарнова, выходца из бедняков России и выдающегося американского бизнесмена, основателя радио и телевизионного вещания.
Читать PDF
3.60 мб

Зарубинецкое селище в Давид-Городке

А. А. Егорейченко
Читать PDF
6.06 мб

Русский след в Японии Давид Бурлюк отец японского футуризма

Марков В. М.
Читать PDF
213.86 кб

Давид Константиновский и его «Моменты истины»

Пенская Елена Наумовна
Читать PDF
114.18 кб

Давид Ибн Марван ал-Мукаммис. Двадцать глав. Глава 2. Учение о знании и истине

Фролов Дмитрий Владимирович, Гершович Ури
Читать PDF
515.79 кб

Давид Ибн Марван ал-Мукаммис. Двадцать глав. Главы 3–4

Фролов Дмитрий Владимирович
Читать PDF
156.64 кб

Давид ибн Марван ал-мукаммис. Двадцать глав. Глава 1

Фролов Дмитрий Владимирович, Гершович Ури
Читать PDF
265.04 кб

Бродянский Давид Лазаревич

Артемьева Надежда Григорьевна
13 апреля 2017 г. ушёл из жизни наш учитель, доктор исторических наук, профессор Давид Лазаревич Бродянский. Более 50 лет он занимался преподавательской деятельностью в Дальневосточном государственном университете.
Читать PDF
60.89 кб

Прусский предприниматель давид Ганземан (1790-1864) в борьбе за конституционализм

Ростиславлева Наталья Васильевна
В статье рассматриваются политические воззрения представителя либерализма Рейнской области Пруссии, видного предпринимателя Давида Ганземана.
Читать PDF
0.00 байт

Судьба «Круга Маяковского» в сталинском и хрущевском советском Союзе: Давид Бурлюк и Советская творч

Антошин А.В.
Статья посвящена контактам известного деятеля российского футуризма Д. Д. Бурлюка с представителями советской творческой интеллигенции в 1940-1950-е гг.
Читать PDF
496.65 кб

Давид Бурлюк и футуризм в Крыму

Котляр Е.Р., Лохатова Н.И.
В статье охарактеризованы особенности стиля футуризм и личности его последователей в России Давида Бурлюка и Владимира Маяковского, рассматривается их поездка в Крым, ставший платформой для развития многих авангардных идей в культ

Похожие термины:

  • Давид, 1592 г

    Метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего сообщение экспертам резу
  • Давид, 1599 г

    ХДС ведущая политическая партия, оформилась в 1950. Образует в бундестаге единую с Христианско-социальным союзом фракцию.
  • Давид, 1605 г

    в 1936-77 представительные органы государственной власти в СССР.
  • Давид, 1609 г

    23—28июля 1917, Москва (1-й день работы) и Петроград. Свыше 300делегатов (в том числе 170—180от провинциальных комитетов, остальные от столичных комитетов и члены ЦК). Съезд открыл член ЦК князь П.Д.Долгорук
  • Давид, 1613 г

    (prisoners´ dilemma) Наиболее известная игра с ненулевым итогом (non zero-sum game). Два заключенных содержатся в отдельных камерах. Окружной прокурор знает, что они вместе совершили вооруженное ограбление, но
  • Давид, 1621 г

    Собирательное название США, большей частью ироническое. Согласно одному из распространенных мнений, название "Д.С." происходит от шуточного прочтения наименования США по первым буквам (USA-uncle Sam - д
  • Давид, 1680 г

    (от греч. «ethnos» – народ + «kratos» – правление) – формирование власти на основе этнических принципов. Близко к понятию «трибализм» (см. Трибализм).
  • Давид, 1745 г

    1904, Каменец-Подольский - ?). Сионист-социалист. В 1929 выехал в Палестину через Одессу. Дальнейшая судьба неизвестна. С.Ч.
  • Давид, 1621—31 г

    игумен Нуромск. спасск. мон. Вологод. еп. {Половцов}
  • Давид, 1626 г

    ок. 1888 - ?). Социал-демократ. Конторщик. Член РСДРП. Образование низшее. В конце 1921 жил в Саратовской губ., работал в Упрожде (?). Местными чекистами характеризовался как "рядовой" и "пассивный" партийный
  • Давид, 1631 г

    правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. В России порядок разработк
  • Давид, 1652 г

    1767-1845) - президент США (1829-37). В 1797 был сенатором. После покупки Флориды был в 1821 назначен ее губернатором. На посту президента Д. стремился установить дипломатические отношения с государствами Дальн
  • Давид, 1660 г

    р. 1956) – внук советского писателя Аркадия Гайдара, российский политик крайней либерально-демократической ориентации, в 1992–1994 и.о. главы Российского Правительства. Осуществил приватизацию россий
  • Давид, 1663 г

    Несмотря на многочисленные декларированные намерения по созданию СЭЗ, в большинстве случаев они не стали «точками роста» рыночных отношений и эффективной моделью свободного предпринимательств
  • Давид, 1642—4 г

    комплекс публичных и обязательных к исполнению правил, распространяющихся на все политическое сообщество.
  • Давид, 1764—68 г

    архимандрит Слободск. Богоявлен. м. {Половцов}
  • Бахерахт, Давид Алферьевич

    пороховой заводч. в Москве 1653—4 г. {Половцов}
  • Алопеус Давид Максимович

    Алопеус Давид Максимович - см. в статье Алопеусы (Д.М., М.М.) .
  • Давид, 1664 г

    научно-исследовательская и консалтинговая организация. Образован 26 сентября 1990. Научно-методическое руководство деятельностью Института осуществляет отделение общественных наук Российской ак
  • Давид, 1666 г

    вооруженная интервенция США в Мексику в 1916-17, имевшая целью заставить президента Каррансу (см.) отказаться от антиимпериалистической политики. Предлогом к П. э. послужил налет отряда мексиканского