ДАВИДЕНКО Александр Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДАВИДЕНКО Александр Александрович
1899–1934) — композитор, дирижер-хоровик, организатор хоровой самодеятельности. Родился в Одессе. Рано потерял родителей, поэтому детство было полно нужды и лишений. Учился в духовном училище. С 9 лет пел в хоре, с 13 лет — первые опыты работы хормейстером. Профессиональное образование начал в Одесской консерватории. В 1919 г. как красноармеец участвовал в Гражданской войне. С 1922 г. Д. учился в Московской консерватории и Хоровой академии в классе А.Д. Кастальского, который оказал на него большое влияние. В период учебы в консерватории организовал объединение студентов-композиторов ПРОКОЛЛ и был вдохновителем всех его творческих начинаний. В 1925 г. предпринял поездку на Кавказ с целью собирания чеченского фольклора. В 1929 г. стал членом РАПМ. Д. неразрывно связан с эпохой 1920-х гг., он впитал в себя ее наивный романтизм, фанатичную прямолинейность, увлеченность идеей своего участия в преобразовании мира. Энтузиазм и стремление быть инициатором общественных начинаний более всего проявились в работе Д. с самодеятельностью. Еще в ранней молодости, в Одессе, он начал создавать свои первые рабочие хоровые кружки, и с тех пор это стало его потребностью. В Москве работа Д. приобрела целеустремленность и необыкновенный размах: он организовывал все новые и новые хоровые коллективы, постоянно бывал в клубах, на заводах, в армии. Во многих местах его любили и принимали как близкого человека. Д. обладал прекрасными организаторскими способностями, был заводилой и душой любой компании, его огромная внутренняя энергия и творческая воля заражали окружающих. Мастерство работы Д. с хорами было общепризнано, на репетиции его самодеятельных коллективов ходили студенты консерватории. Ему удавалось добиваться самого трудного — чистоты строя и слаженного ансамбля. Кружки Д. использовал как свою творческую лабораторию — многие его произведения впервые исполнялись именно самодеятельными хорами. В одном из руководимых им коллективов — хоре Клуба им. Ногина — Д. осуществил новаторскую постановку оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», названную современниками «Салтан дыбом». Д. был одним из первых организаторов массового пения. Свои самодеятельные концерты он часто заканчивал общим пением, вовлекая в него весь зал. Особенно удачными были его опыты по разучиванию массовых песен во время демонстраций. Он разделял колонну на группы и, репетируя разные голоса, создавал мощное и впечатляющее многоголосное звучание. Кроме Москвы Д. был связан с самодеятельностью Ленинграда. В 1932– 1933 гг. он работал с хорами на флоте в Севастополе.Свое композиторское творчество Д. также связывал с идеей служения народу. Его привлекали более доступные для восприятия демократические жанры — песня, оратория, опера. Он старался опираться на интонации музыкального быта — русские и украинские народные песни, рабочий фольклор, революционные гимны, частушки. Однако этот материал он облагораживал и усложнял средствами современного музыкального языка, поэтому его произведения, особенно хоры, достаточно сложны для непрофессиональных исполнителей. Д. считал, что нельзя потакать упрощенному вкусу публики, необходимо добиваться высоких художественных результатов как в академических, так и в массовых жанрах. Это несомненно относится к благородному мелосу песен самого Д., очень популярных в его время. Смерть Д. была странно-символичной — он умер неожиданно, придя домой после первомайской демонстрации, где так прославился как вдохновенный дирижер и организатор. На его похоронах пели хором его песни, и их веселый, жизнеутверждающий характер контрастировал с мрачным смыслом похоронной процессии. (М. К.) Лит.: Александр Давиденко. Воспоминания. Статьи. Материалы. Л., 1968; Музыкальная самодеятельность. 1934. № 7 (номер полностью посвящен Давиденко); Лебединский Л. А. Давиденко : Материалы для творческой биографии // Советская музыка. 1935. № 4; Ряузов С. Воспоминания о ПРОКОЛЛе // Советская музыка. 1949. № 7. С. 54–59; Белый В. Творчество Александра Давиденко // Советская музыка. 1952. № 9; Дмитриевская К. Массовая песня Александра Давиденко // Вопросы современной музыки. Л., 1963.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

ДАВИДЕНКО Александр Александрович
(13 IV 1899, Одесса - 1 V 1934, Москва)
В 20-30-е гг. среди советских композиторов выделялась фигура неутомимого пропагандиста массовой песни, талантливого хорового дирижера, выдающегося общественного деятеля А. Давиденко. Это был композитор нового типа, служение искусству для него было неразрывно связано с активной и неустанной просветительной работой среди рабочих, колхозников, красноармейцев и краснофлотцев. Общение с массами было жизненной потребностью и необходимым условием его существования как художника. Человек необычайно яркой и вместе с тем трагической судьбы, Давиденко прожил короткую жизнь, не успев осуществить всех своих замыслов. Он родился в семье телеграфиста, в восьмилетнем возрасте остался круглым сиротой (впоследствии его преследовала неотвязная мысль о том, что он разделит судьбу своих родителей, умерших молодыми), с 15 лет начал самостоятельную жизнь, зарабатывая уроками. В 1917 г. он, по его словам, «дал тягу» из духовной семинарии, куда был отдан отчимом и где весьма посредственно занимался по основным предметам, увлекаясь лишь уроками музыки.
В 1917-19 гг. Давиденко учился в Одесской консерватории, в 1919-21 - служил в Красной Армии, затем работал санитаром на железной дороге. Важным событием в его жизни было поступление в 1922 г. в Московскую консерваторию в класс Р. Глиэра и в Хоровую академию, где он учился у А. Кастальского. Творческий путь Давиденко был неровен. Его ранние романсы, небольшие хоровые и фортепианные пьесы отмечены некоторой угрюмостью настроения. Они автобиографичны и несомненно связаны с тяжелыми переживаниями детства и юности. Перелом наступает весной 1925 г., когда в консерватории был объявлен конкурс на лучшее «музыкально-революционное сочинение», посвященное памяти В. И. Ленина. В конкурсе приняли участие около 10 молодых композиторов, составивших затем ядро «Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории» (Проколл), созданного по инициативе Давиденко. Проколл просуществовал недолго (1925-29), но сыграл важную роль в творческом становлении молодых композиторов, в числе которых были А. Хачатурян, Д. Кабалевский, М. Коваль, И. Дзержинский, В. Белый. Основным принципом деятельности коллектива было стремление создавать произведения о жизни советского народа. При этом большое внимание уделялось массовой песне. В то время этот термин означал наряду с понятием «массовое пение» многоголосное хоровое исполнение.
В своих песнях Давиденко творчески использовал образы и музыкальные приемы народной песни, а также принципы полифонического письма. Это проявилось уже в первых хоровых сочинениях композитора «Конница Буденного» (ст. Н. Асеева), «Море яростно стонало» (ст. народные), «Бурлаки» (ст. Н. Некрасова). В 1926 г. Давиденко претворяет свою идею «демократизации форм сонаты и фуги» в хоровой сонате «Рабочий май», а в 1927 г. создает выдающееся произведение «Улица волнуется», которое было частью коллективной работы Проколла - оратории «Путь Октября». Это живая красочная картина демонстрации рабочих и солдат в феврале 1917 г. Форма фуги здесь строго подчинена художественному замыслу, она призвана выразить организованную стихию многоголосой революционной улицы.
Вся музыка пронизана народным колоритом - рабочие, солдатские песни, частушки вспыхивают, сменяя друг друга, сочетаясь с главной темой, обрамляя ее.
Второй вершиной творчества Давиденко стал хор «На десятой версте», посвященный жертвам революции 1905 г. Он также предназначался для оратории «Путь Октября». Эти два произведения завершают деятельность Давиденко как организатора Проколла.
В дальнейшем Давиденко занимаетсяглавнымобразом музыкально-просветительской работой. Он ездит по стране и повсеместно организует хоровые кружки, пишет для них песни, собирает материал для своих произведений. Результатом этой работы были «Первая Конная, Песня про наркома, Песня о Степане Разине», обработки песен политкаторжан. Особой популярностью пользовались песни «Нас побить, побить хотели» (ст. Д. Бедного) и «Винтовочка» (ст. Н. Асеева). В 1930 г. Давиденко начал работу над оперой «1919 год», однако это произведение в целом оказалось неудачным. Лишь хоровая сцена «Подъем вагона» отличалась смелым художественным замыслом. Последние годы жизни Давиденко работал неистово. Вернувшись из поездки в Чеченскую область, он создает колоритнейшую «Чеченскую сюиту» для хора a cappella, трудится над большим вокально-симфоническим произведением «Красная площадь», принимает активное участие в музыкально-просветительской работе. Смерть подстерегла Давиденко буквально на боевом посту. Он умер 1 мая после первомайской демонстрации 1934 г. Его последняя песня )Солнце Первомая» (ст. А. Жарова) была отмечена премией на конкурсе Наркомпроса. Похороны Давиденко превратились в необычный для такого ритуала концерт массовой песни - мощный хор из студентов консерваторки и участников самодеятельности исполнил лучшие песни композитора, отдав таким образом дань памяти замечательному музыканту - энтузиасту советской массовой песни. /О. Кузнецова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Давиденко, Александр Александрович

(род. 1899) — современный композитор; в 1925 организовал производствен. композиторский коллектив при Московской государственной консерватории (Проколл), который ставит себе задачей создание новых форм пролетарской музыки. Коллектив этот собрал талантливую композиторскую молодежь (Б. Шехтер, В. Белый, М. Коваль, В. Фере, Н. Чемберджи и др.) и за 4—5 лет деятельности сумел достигнуть значительных результатов. Из Произведений самого Д. приобрели большую известность песни: "Про Ленина" (без фортепианного сопровождения), "Коммунист" (баллада), "Мать", "Письмо" и сочинения для хора: "Море яростно стонало", "Конная Буденного", "Улица волнуется" и др. Следует отметить интересные опыты Д. по созданию массовых песен с непосредственным участием в исполнении самих слушателей.





Давиденко, Александр Александрович


род. 1 (13) апр. 1899 в Одессе, ум. 1 мая; 1934 в Москве. Композитор. В 1918—1919 учился в Одесской конс. по кл. теории музыки и композиции В. И. Малишевского. В 1919—1921 в Красной Армии. В 1921—1922 учился в Харьковском муз. ин-те, с 1922—в Моск. конс. по кл. композиции Р. М. Глиэра. В 1922—1924 занимался у А. Д. Кастальского в Хоровой академии. С 1924 рук. самодеятельных муз. хоровых коллективов. В 1925—1929 организатор и рук. "Производственного коллектива студентов-композиторов Моск. конс." (Проколл). В 1929—1932 член Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ).


Соч.: оперы — 1919 год (Москва, 1931), 1905 год (совм. с Б. С. Шехтером, завершившим оперу после смерти Давиденко; исп. монтаж, 1935, радио); хоры — Море яростно стонало (сл. народные, 1925), Бурлаки (сл. Н. А. Некрасова, 1926), На десятой версте (сл. П. Эдиета), Улица волнуется (из муз. действия в 3-х звеньях "Путь Октября", соч. членов Проколла, 1929, Москва), Рабочий май (хоровая сюита, 1926); песни — Конница Буденного (1925), Первая Конная (1929), Винтовочка (1931), Все мы теперь краснофлотцы (1926), Песня о наркоме и его друзьях (1928), Нас побить, побить хотели (сл. Д. Бедного, 1929), Чапаевская (сл. А. Суркова, 1932), Маленький барабанщик (обр. нем. революционной песни, рус. текст М. Светлова, 1929) и др.; детские песни; для голоса с ф-п. — романсы, в т. ч. Мать и Письмо (сл. И. Уткина, 1929), баллады и др.; хоровые обр. рус. революционных песен. франц. революционной песни "Ça ira" ("Все вперед"), песен народов Сев. Кавказа, сб. чеченских мелодий и песен, записанных для ф-п. в 2 руки (М., 1926); Собр. соч. — Хоры. М., 1959; Песни и массовые хоры. М., 1962; Сольные вокальные произведения. М., 1962.





Давиденко, Александр Александрович


(род. 13.IV.1899 в Одессе, ум. 1.V.1934 в Москве) — сов. композитор. Первоначальное муз. образование получил в Одесской консерватории (1918—19, кл. В. Малишевского) и Харьковском муз. институте (1921), завершил его в Московской консерватории (1922—29, кл. Р. Глиэра, 1929—32 аспирант) и Хоровой академии (1922—24, кл. А. Кастальского). С 1924 руководил хоровыми кружками в рабочих клубах, с 1929 преподаватель рабочего фак-та Московской консерватории. Организатор и руков. Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории (Проколл, 1925—29). В 1929—32 чл. Российской Ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), ред. журнала "За пролетарскую музыку". Творческие интересы Д. были почти всецело сосредоточены в области вокальной, преимущ. хоровой музыки. Хоровые соч. Д. отмечены оригинальностью, незаурядным мастерством. "Творчество Давиденко целиком, без остатка, посвящено революционной действительности, и образы ее с могучей силой запечатлены в лучших произведениях замечательного советского композитора" (Д. Шостакович).


Соч.: оперы "1919 год" (фактически 1 акт оп. "Под откос", соч. 1929, пост. 1931), "1905 год" (соавтор Б. Шехтер, соч. 1934); "Подъем вагона", вок.-симф. фрагменты из оп. "1919 год"; хоры "Море яростно стонало" (1925), "Часовой", "Бурлаки" (1926), "На десятой версте" и "Улица волнуется" из коллективной оратории членов Проколла "Путь Октября" (1927, оркестрованы Д. Шостаковичем в 1962), "Рабочий май", хоровая сюита (1926), Сюита на чечен. нар. темы (1932) и др.; сб. чечен. песен и мелодий (1926); романсы "Мать", "Письмо" (1929); муз. плакат для голоса "Про Ленина" (1925); массовые песни "Конница Буденного", "Первая конная", "Винтовочка", "Нас побить, побить хотели", "Песня о наркоме" и др.; дет. Песни "Маленький барабанщик" (1929), "Солнце Первомая" (1934) и др.; эскизы вок.-симф. сюиты в 4 ч. "Красная площадь" (1932, рукоп.); статьи.






Давиденко, Александр Александрович


Род. 1899, ум. 1934. Композитор, автор советских песен, обработок русских народных песен и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008