Давыдов Степан Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Давыдов Степан Иванович

Давыдов, Степан Иванович - композитор (1777 - 1825). Будучи певчим Императорской придворной капеллы, обратил на себя внимание императрицы Екатерины II , которая поручила Сарти заняться дальнейшим его музыкальным образованием. Из духовно-музыкальных сочинений Давыдовым напечатана полная четырехголосная литургия и 13 концертов, в том числе 3 на два хора. Эти сочинения отличаются звучностью и внешней красотой, частым применением сольного пения в итальянском стиле. Недостатком является малая самостоятельность голосоведения: голоса часто движутся в пределах данного аккорда, образуя простую гармоническую фигурацию. Как по выразительности содержания, так и со стороны художественности и вдохновения духовные композиции Давыдова много уступают сочинениям его современников, Березовского и Бортнянского . В области светской музыки Давыдов написал оперу ""Русалка"" (вместе с Кауэром и Кавосом , 1803), хоры к трагедии ""Амбоар и Аурунгзеб"" (1814), концертную увертюру и др. Занимал должность директора музыки Императорских театров в Москве.

Источник: Биографический словарь. 2008

Давыдов, Степан Иванович

— директор придворного театра в Москве и автор нескольких церковных композиций. Давыдов родился в 1777 году, умер в 1825 г. Взятый еще в малолетстве в число придворных певчих, он рано обнаружил способности к композиции и сделался известен императрице Екатерине II. По желанию императрицы, Давыдов был отдан в качестве пансионера к прибывшему в то время в Петербург Сарти, у которого он обнаружил большие успехи и был любимым композитором церковной музыки у членов Императорской Семьи. Его "Четырехголосная литургия" напечатана на средства придворной певческой капеллы и заключает в себе следующие пьесы: "Славы и ныне", "Единородный Сыне", "Приидите поклонимся", "Святый Боже", "Херувимская песнь", "Верую", "Милость мира", "Достойно и праведно есть", "Свят, свят, свят", "Тебе поем", "Достойно есть", "Отче наш", "Един свят" и "Хвалите Господа". Давыдов принимал также участие в переделке немецкой оперы на русский лад, под заглавием: "Леста, днепровская русалка", исполненной в 1803 г. К. Кавосом, и в составлении оперы "Русалка" Кауэра. (1804 г.).


"Энциклопедический Лексикон" Края. — П. Перепелицын: "История музыки в России", СПб., 1888 г.


{Половцов}





Давыдов, Степан Иванович


— композитор духовной музыки (1777—1825). Имп. Екатерина II обратила особое внимание на выдающиеся способности Д., который был придворным певчим. Известному композитору Сарти, приехавшему в Петербург, было поручено заняться музыкальным образованием Д. Из сочинений духовной музыки Д. изданы: четырехголосная литургия, концерты и пр. Д. в конце жизни был директором музыки императорских театров в Москве.


{Брокгауз}





Давыдов, Степан Иванович


— род. 1777, ум. 1825 в звании директора музыки Имп. театров в Москве. Будучи певчим придворного хора, Д. обратил на себя внимание императрицы Екатерины II, которая поручила его музыкальное образование Сарти. Д. написал оперу "Русалка" (в сотрудничестве с Кауером и Кавосом; СПб. 1803), хоры к трагедии "Амбоар и Аурунгзеб" (СПб. 1814), концертную увертюру и пр. Духовно-музыкальные произведения Д. в свое время были очень распространены, хотя мало выделяются среди произведений его современников; отличительными качествами их является звучность, обилие сольного пения и недостаточная свобода голосоведения, заменяемая часто гармонической фигурацией. Д. написал полную литургию на 4 гол., 13 концертов, из которых 3 двуххорных и др. (изд. П. Юргенсона).


(П.)


{Риман}





Давыдов, Степан Иванович


директор музыки придворн. театра в Москве, композит. церковн. музыки; † 1825 г.



Дополнение: Давыдов, Степан Ив., музыкальн. композитор; † 1825 г. В 1803 г. писал вместе с Кауером музыку для оперы "Леста, днепровская русалка". Его "Арии" из "Русалки", аранжированные для фортепиано, продавались отдельно.


{Половцов}





Давыдов, Степан Иванович


(1777—1825) — композитор церковной и театральной музыки. Начал свою музыкальную карьеру в придворном хоре в качестве певчего. В дальнейшем учился у итальянца Сарти в Петербурге. Музыкальная культура Италии, насаждаемая в России итальянцами, приглашенными к императорскому двору, имела большое влияние на развитие русской музыки, в особенности церковной. Следы этого влияния заметны и в композициях Д., отличающихся торжественностью и пышностью звучания, большим количеством сольных номеров при сравнительно небольшом техническом мастерстве. Д. написаны 4-го-лосная литургия и 13 концертов, из них 3 двуххорных (изданы П. Юргенсоном). Д. известен также как композитор театральной музыки. В сотрудничестве с Кавосом им переделан для русской сцены зингшпиль Кауера "Леста, днепровская русалка" (СПб, 1803); Д. принадлежат также хоры к трагедии "Амбоар и Аурунгзеб" (СПб, 1814) и концертная увертюра.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ДАВЫДОВ Степан Иванович
(1 I 1777, Черниговское наместничество - 22 V 1825, Петербург)
Деятельность талантливого русского композитора С. Давыдова протекала в переломную для искусства России эпоху, на рубеже XVIII и XIX вв. Это был сложный период ломки старых классицистских традиций и зарождения новых тенденций сентиментализма и романтизма. Воспитанный па принципах классицизма, на музыке Б. Галуппи и Дж. Сарти, Давыдов, как чуткий художник, не мог пройти мимо новых веяний своего времени. Его творчество изобилует интересными поисками, тонким предвидением будущего, и в этом - его главная забота перед искусством.
Давыдов происходил из мелкопоместных черниговских дворян. В числе певчих, отобранных на Украине, он, музыкально одаренный мальчик, прибыл в Петербург в конце 1786 г. и стал учеником Певческой капеллы. В этой единственной в столице «музыкальной академии» Давыдов получил профессиональное образование. С 15 лет он сочинял духовную музыку.
Первые его опусы на духовные тексты исполнялись в концертах кагеллы, нередко в присутствии царствующих особ. По некоторым сведениям, Екатерина II хотела отправить Давыдова для усовершенствования композиторского мастерства в Италию. Но в это время в Россию прибыл известный итальянский композитор Джузеппе Сарти, и Давыдов был определен к нему в качестве пенсионера. Занятия с Сарти продолжались до 1802 г. вплоть до отъезда итальянского маэстро на родину.
В годы тесного общения с учителем Давыдов вошел в круг петербургской художественной интеллигенции. Он бывал в доме Н. Львова, где собирались поэты и музыканты, подружился с Д. Бортнянским, с которым Давыдова связывала «искренняя и постоянная приязнь и взаимное уважение». В этот первый «учебный» период композитор работал в жанре духовного концерта, обнаружив блестящее владение формой и техникой хорового письма.
Но ярче всего талант Давыдова заблистал в театральной музыке. В 1800 г. он поступил на службу в Дирекцию императорских театров, заменив ушедшего из жизни Е. Фомина. По заказу двора Давыдов написал 2 балета - «Увенчанная благость» (1801) и «Жертвоприношение благодарности» (1802), прошедших с заметным успехом. А в следующем произведении - знаменитой опере «Русалка» - он прославился как один из создателей нового романтического жанра «волшебной», сказочной оперы. Это произведение, лучшее в творчестве композитора, по существу является большим театрализованным циклом, состоящим из четырех опер. Источником послужил зингшпиль австрийского композитора Ф. Кауэра на текст К. Генслера «Дунайская русалка» (1795).
Писатель и переводчик Н. Краснопольский сделал свой, русский вариант генслеровского либретто, он перенес действие с Дуная на Днепр и наделил героев древнеславянскими именами. В таком виде была поставлена в Петербурге первая часть оперы Кауэра под названием «Днепровская русалка». Давыдов выступил здесь как редактор партитуры и автор вставных номеров, усилив своей музыкой русский национальный характер спектакля. Опера имела грандиозный успех, это заставило либреттиста продолжить свою работу. Ровно через год на сцене появилась вторая часть кауэровского зингшпиля, переделанная тем же Краснопольским. В этой постановке Давыдов не участвовал, ибо в апреле 1804 г. был уволен со службы в театре. Его место занял К. Кавос, сочинивший вставные арии к опере. Однако Давыдов не оставлял мысли об опере, и в 1805 г. написал целиком музыку для третьей части тетралогии на либретто Краснопольского. Эта опера, совершенно самостоятельная по композиции и получившая новое название «Леста, днепровская русалка», явилась вершиной творчества композитора. Великолепный актерский ансамбль, роскошная постановка, балетные сцены, прекрасно поставленные балетмейстером А. Огюстом, яркая, колоритная музыка Давыдова - все способствовало огромному успеху «Лесты». В ней Давыдов нашел новые музыкально-драматургические решения и новые художественные средства, объединив 2 плана действия - реальный и фантастический. С волнующей силой передал он драму простой крестьянской девушки Лесты, ставшей повелительницей русалок, и ее возлюбленного, князя Видостана. Удалась ему и характеристика комического героя - слуги Тарабара. Охватив широкий диапазон чувств этого персонажа - от панического страха до безудержной радости, Давыдов заметно предвосхитил образ глинкинского Фарлафа. Во всех вокальных партиях композитор свободно пользуется музыкальной лексикой своей эпохи, обогащая оперный язык русскими народно-песенными интонациями и танцевальными ритмами. Интересны и оркестровые эпизоды - живописные картины природы (рассвета, грозы), яркие колористические находки в передаче «волшебного» пласта. Все эти новаторские черты сделали Лести Давыдова лучшей сказочной оперой того времени. Успех оперы способствовал возвращению Давыдова на службу в Театральную дирекцию. В 1807 г. он написал музыку к последней, четвертой части «Русалки» на самостоятельный текст А. Шаховского. Однако музыка ее полностью до нас не дошла. Это была последняя работа композитора в оперном жанре.
Наступившая грозная пора наполеоновских войн требовала иной, патриотической темы в искусстве, отражавшей общий подъем народного движения. Но эта героическая тематика в то время своего воплощения в опере еще не нашла. Ярче всего она проявилась в других жанрах - в «трагедии на музыке» и в народном дивертисменте. К «трагедии на музыке» обратился и Давыдов, сочинив хоры и антракты к трагедиям «Сумбека, или Падение царства Казанского» С. Глинки (1807), «Ирод и Мариамна» Г. Державина (1808), «Электра и Орест» А. Грузинцева (1809). В музыкальном воплощении героических образов Давыдов опирался на стиль К. В. Глюка, оставаясь на позициях классицизма. В 1810 г. последовало окончательное увольнение композитора со службы, и с тех пор его имя на несколько лет исчезает с театральных афиш. Лишь в 1814 г. Давыдов вновь выступает как автор сценической музыки, но уже в новом жанре дивертисмента. Эта работа развернулась в Москве, куда он переехал осенью 1814 г. После трагических событий 1812 г. в древней столице постепенно начинала оживляться художественная жизнь. Давыдов был принят на службу в Контору московского императорского театра в должность учителя музыки. Он воспитал выдающихся артистов, составивших славу московской оперной труппы, - Н. Репину, П. Булахова, А. Бантышева.
Давыдов создал музыку к нескольким популярным тогда дивертисментам: «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815), «Гулянье на Воробьевых горах» (1815), «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816), «Праздник колонистов» (1823) и др. Лучшим из них явился спектакль «Семик, или Гулянье в Марьиной роще». Связанный с событиями Отечественной войны, он был выдержан полностью в народном духе.
Из дивертисмента «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» особой популярностью пользовались 2 песни: «Кабы завтра да ненастье» и «Среди долины ровныя», вошедшие в городской быт как народные. Давыдов оставил глубокий след в развитии русского музыкального искусства доглинкинского периода. Образованный музыкант, талантливый художник, творчество которого питалось русскими национальными истоками, он прокладывал путь к русской классике, во многом предвосхитив образный строй опер М. Глинки и А. Даргомыжского. /А. Соколова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.