Де Кирико

Найдено 1 определение
Де Кирико
, Джорджо (De Chirico, Giorgio) 1888, Волос, Греция — 1978, Рим. Итальянский живописец. Вошел в историю искусства как ведущий представитель направления метафизической живописи. Родился и провел детские годы в Греции, обучался рисунку и живописи в Афинах (1899—1905). Продолжил художественное образование в Академии художеств в Мюнхене (1906—1910), куда переехала семья после смерти отца. Здесь художник увлекся немецкой философией (сочинениями Шопенгауэра, Вейнингера, Ницше) и испытал сильное влияние искусства Беклина и Клингера (Битва лапифов с кентаврами, 1909, Рим, Нац. галерея современного искусства). Под впечатлением от итальянской архитектуры, полученным при посещении Флоренции, Милана и Турина (1910—1911), появились первые "картины-таинства", которые Г. Аполлинер позднее назовет "метафизическими". В 1911—1915 Де Кирико вместе со своим братом Андреа (писателем, известным под псевдонимом Альберто Савиньо) жил в Париже, где в кругах литературного и художественного авангарда были высоко оценены его картины, показанные на выставках Осеннего салона и Салона независимых. С началом Первой мировой войны братья Де Кирико вернулись в Италию; в 1915 в Ферраре состоялось их знакомство с Ф. Де Пизисом и К. Карра. С формированием этой группировки возникла школа метафизической живописи, определившая мировую славу Де Кирико и его значение как предтечи сюрреализма. В его картинах 1913—1919 пустынные площади окружены глухими стенами, мрачными аркадами, создающими глубокие, но статичные перспективы. Резкие тени, зияющие провалы галерей, дверных и оконных проемов, одинокие фигуры, поезда на горизонте создают особую сновидческую атмосферу, проникнутую тревогой и меланхолией (Дар провидца, 1913, Филадельфия, Музей искусств; Тайна и меланхолия улицы, 1914, частное собрание; Красная башня, 1913, Венеция, фонд П. Гуггенхейм). Оцепенелые статуи, лишенные лиц манекены, человекоподобные фигуры-ассамбляжи словно являют застывшие сцены из некой таинственной драмы (Дуэт, 1915; Пророк, 1915; Великий метафизик, 1917, все — Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1920-х художник отказался от иррациональной загадочности и, обратившись к традиционной образной системе, примкнул к направлению новеченто. В период 1924—1932 Де Кирико жил в Париже. Его сближение с сюрреалистами завершилось разрывом отношений, поскольку художники этой группы, восхищаясь метафизической живописью, отвергли новую манеру Де Кирико как "ретроградную" и "упадочническую". В 1929 вышло автобиографическое сочинение Де Кирико Hebdomeros; в 1945 были опубликованы его Мемуары. Стремясь к возрождению классической традиции, Де Кирико прибегал к различным способам ее освоения: подражание живописной технике старых мастеров; прямой "пересказ" известных образов и фрагментов из картин Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Фрагонара, Ватто (Падение Фаэтона <по Рубенсу>, 1954, Рим, частное собрание); имитация постановочных приемов костюмных портретов и натюрмортов XVII в. (Автопортрет в черном костюме, 1948, Рим, Нац. галерея современного искусства); переработка характерных для классической живописи тем и пластических мотивов (Лукреция, 1922, Рим, Нац. галерея современного искусства). Художник писал и новые варианты своих "метафизических" картин, стремясь достичь в них законченности и технического совершенства. Ретроспекции Де Кирико продемонстрировали разрыв между классическим идеалом и современным художественным мышлением, что проявилось в огрублении живописного языка, почти пародийном пафосе и неожиданных сближениях со стилистикой примитива и современной китчевой продукции (Спящая Диана в лесу, 1933, Рим, Нац. галерея современного искусства; Пейзаж с богиней, 1936, Рим, частное собрание). "Классицизм" Де Кирико долгое время оценивался как заблуждение гениального художника. Однако в период 1970-х он привлек к себе пристальное внимание и получил новую интерпретацию в свете концепций постмодернизма, с характерным для него интересом к цитате, подделке, интертекстуальным взаимодействиям и смысловым преобразованиям исторических стилей. Де Кирико работал также в области печатной графики, в театральной декорации и скульптуре.
Лит.: Джорджио де Кирико. Сон // Антология французского сюрреализма: 20-е годы. М., 1994; Guzzi V. Giorgio de Chirico. Milano, 1976; Damase J. Giorgio de Chirico. Paris, 1978; Fagiolo dell’Arco M. Giorgio de Chirico: Il meccanismo del pensiero. Torino, 1985.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

«Метафизическая» автобиография Дж. Де Кирико

Гапон Лариса Андреевна
Читать PDF
2.14 мб

Кирик Новгородец: грани творчества (к 900-летию древнерусского ученого и мыслителя)

Мильков Владимир Владимирович
В статье рассматриваются два основных дошедших до нас произведения древнерусского мыслителя «Учение о числах» и «Вопрошание Кириково».
Читать PDF
378.03 кб

Кирик Новгородец (1110 - после 1156/1158) как хартофилакс

Симонов Рэм Александрович
Данная статья дополняет новыми сведениями появившуюся недавно гипотезу о том, что известный древнерусский ученый Кирик Новгородец занимал видный пост хартофилакса (при новгородском епископе Нифонте).
Читать PDF
0.00 байт

О церковном статусе Кирика Новгородца и иных составителей «Вопрошания»

Гайденко Павел Иванович, Фомина Татьяна Юрьевна
Изучение церковной иерархии Древней Руси является одним из актуальных направлений в современной историографии.
Читать PDF
0.00 байт

Наследие Кирика Новгородца (к 900-летию древнерусского ученого и мыслителя)

Мильков В. В., Симонов Рэм Александрович
В 2010 г. исполнилось 900 лет иеромонаху Антониева монастыря, ученому и богослову Кирику Новгородцу. До наших времен дошло два произведения мыслителя, среди которых математический и натурфилософский трактат «Учение о числах».
Читать PDF
0.00 байт

Строительная история часовни Кирика и Иулиты в заонежской деревне Воробьи

Вахрамеева Татьяна Ивановна, Гришина Ирина Евгеньевна, Кистерная Маргарита Васильевна, Козлов Валерий Александрович, Орлов Андрей Васильевич
Строительная история заонежской часовни Кирика и Иулиты в деревне Воробьи выявлена с помощью метода комплексной хронологической атрибуции памятников деревянного зодчества.
Читать PDF
0.00 байт

Философско-математические взгляды Кирика Новгородца и современность

Симонов Рэм Александрович
Кирик Новгородец яркий представитель рационализированной ветви религиозной мысли, недолго просуществовавшей на Руси в XI-XII вв. Кириком дана своеобразная философско-мировоззренческая проработка категории времени.
Читать PDF
0.00 байт

О церковном статусе Кирика Новгородца и иных составителей «Вопрошания»

Гайденко Павел Иванович, Фомина Татьяна Юрьевна
Изучение церковной иерархии Древней Руси является одним из актуальных направлений в современной историографии.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозно-философское значение творчества Кирика Новгородца

Симонов Рэм Александрович
В статье рассматривается религиозно-философские взгляды и канониче-ская деятельность Кирика Новгородца, отраженная в его «Вопрошании» (сер. XII в.).
Читать PDF
333.19 кб

Русское Пастырско-богословское училище в монастыре святого Кирика в Болгарии в 1923-1936 гг

Юха Дмитрий, Бубнов Павел Владиленович
В настоящее время важным, но пока малоосвоенным направлением научного изучения истории русской церковной эмиграции в ХХ в., является изучение истории богословских учебных заведений, созданных русскими эмигрантами.

Похожие термины:

  • Сан-Кирико, Амброзио

    театр. машинист, дававший в СПб., 1776 г. представления китайских теней. {Половцов}
  • Кирик, Феодосий

    свящ., автор брош. по сектантству (Одесса, 1909—1912). {Венгеров}
  • Кирик, Иеродьякон

    — Иеродьякон и Доместик Новгородского Антониева Монастыря, живший в XII столетии при Епископе Нифонте. Между рукописями Новгородского Софийского Собора есть Хронологическое и Пасхальное сочинен
  • Кирик Калугер

    (род. в 1108 г.) — писатель XII в., диакон и доместик (уставщик) Новгородского Антониева монастыря. "Впрашанiе Кюриково еже въпроша Епископа Ноугородьского Нифонта и инех" входит в состав многих ста
  • Кирик

    1108 - после 1136) - дьякон, доместик (регент хора) Антониева монастыря в Новгороде, писатель. С именем К. связан памятник "Вопрошание Кириково" (канонич. вопросы и ответы на них епископа новгородского Ниф
  • Левин, Кирик Никит

    публицист, сотрудн. марк. изданий, р. 1876, учитель. {Венгеров}
  • Кириков, Серг. Елпидифоров

    врач, † 1891. {Венгеров}
  • Кириков, Ник. Ник

    проф. терапевтич. клиники Сарат. унив., р. 1862 в двор. семье. {Венгеров}
  • Вопрошание Кириково

    См. Кирик Новгородец
  • Кирикрейский, Михаил

    герой боя при Кольберге, 1761 г. командир фрегата, род. 1713 г., в службе с 1730 г. {Половцов}
  • КИРИК НОВГОРОДЕЦ

    12 в.), диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде. Автор древнейшего сохранившегося русского астрономического и математического сочинения - "Учение о числах" (1136). Предполагаемый автор канон
  • Кирик Новгородский

    (1110 — год смерти неизвестен) — новгородский монах. Автор древнейшего рус. матем. памятника XII в. соч. о летоисчислении "Как человеку познать счисление лет" (1134).