(декадентство) (фр. decadence; лат. deca-dentia — разложение, упадок) — общее название кри-зисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала ХХ в. Типичными признаками декаданса являются усталость от окружающего мира, стремление сосредоточиться на внутренних переживаниях, по-иск новых стимулов в искусстве, тяготение к большей утонченности и внешней странности. Постоянными темами декаданса были мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, любование процессом увя-дания жизни, которые соответственно порождали болезненные и хрупкие образы, роковые настроения упадка и безнадежности, культ красоты и т.д. Настроения декаданса возникли первоначально в литературе (П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо), а затем в живописи и скульптуре (О. Роден, М. Дени, М. Клингер и др.).
В России декаданс получил широкое распространение в начале ХХв. в творчестве художников объ-единений «Мир искусства» и «Голубая роза», Поэт ов — К. Бальмонта, З. Гиппиус, Д. Мережковского, Ф. Сологуба и др. В ХХ в. различные направления декадентского искусства стали обозначаться общим понятием — модернизм.
ДЕКАДАНС
ДЕКАДАНС
ДЕКАДАНС
Общее наименование т. н. «кризисных» явлений литературы конца 19-нач. 20 веков. В свою очередь определение «кризиса» нуждается в уточнении по отношению к литературе этого периода. С точки зрения представителей различных литературных направлений, школ «кризисными», «упадочными» могли считаться такие факты и явления художественного творчества, которые располагалась за рамками «образца», «нормы», установленными той или иной художественной парадигмой. Например, с позиции О. Уайльда, реализм (и его высшая стадия — натурализм) явно находились в состоянии агонии. Слово «декаданс» О. Уайльдом использовалось по их адресу. А для представителей классической реалистической эстетики творчество самого О. Уайльда было убедительной иллюстрацией современного «декаданса». Сторонники и противники декаданса, употребляя это понятие, вкладывали в него различный смысл. Происхождение этого понятия очень часто связывают с текстом стихотворения П. Верлена «Томление» (1873), в котором использовалось это слово («Я – римский мир периода упадка» /перевод Б. Пастернака/). На самом деле это выражение было введено в литературно-критический обиход французским критиком более ранней эпохи Д. Низаром в его исследовании «Этюды о нравах и критика латинских поэтов декаданса» (1834). Но все же именно контекст верленовского «Томления» рождал тот смысл понятия «декаданс», который и делал это понятие актуальным и современным. Первоначально декадентами назвали себя члены одного из кружков поэтов-символистов, издавших в1886 г. журнал «Декадент». На этом историческом этапе существования этого понятия оно еще использовалось как синоним слова «символизм». Затем произошло перенесение этого понятия на достаточно широкий круг явлений художественной жизни конца.19 века, противоположный художественным ориентирам художественных систем, сложившихся до этой эпохи. Так, к декадансу стали относить и культуру импрессионизма и эстетизм, поздние новеллы Мопассана и даже натуралистические романы Э. Золя. Происходило, по меткому выражению исследователей этой проблемы, «расщепление» понятия. Термин «декаданс» все более приобретал резко оценочный смысл, теряя при этом семантическую определенность. До наших дней это понятие дошло, сохранив лишь возможность быть аналогом определений «упадочное» и «больное» и употребление его в этом смысле для характеристики и объяснения какого-либо художественного факта обнаруживает только его оценочность и понятийно-терминологическую «пустоту». «Как характерное явление времени декадентство, — отмечает О. Н. Михайлов, — не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве» [47, 89]. Вместе с тем, существовали попытки привязать декаданс к определенному кругу направлений, школ, литературных групп. Последняя по времени такая попытка, по-видимому, принадлежит советской литературной критике 70-х гг. 20 века с формулировкой: «Декаданс – это все нереалистические течения к. 19 – нач. .20 века» [27, 135]. Данное определение нельзя признать убедительным, ибо неоромантизм этого периода не являясь реалистическим «течением», не только не есть декаданс, но отталкивается от него, борется с ним. И, если точно следовать позиции Д. Затонского, справедливо противопоставившего реализм и натурализм («Между реализмом и натурализмом лежит гораздо большая пропасть, чем между реализмом и романтизмом» [28, 87], то тогда и литература натурализма окажется примером декадентства. Лит-ра: Д. Затонский. Искусство романа и 20 век. – М., 1978. Д. Затонский. Что такое модернизм? // Контекст.1974. Литературно-теоретические исследования. – М., 1975; О. Н. Михайлов. Декадентство // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.