ДЕКАДАНС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕКАДАНС
(декадентство) (фр. decadence; лат. deca-dentia — разложение, упадок) — общее название кри-зисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала ХХ в. Типичными признаками декаданса являются усталость от окружающего мира, стремление сосредоточиться на внутренних переживаниях, по-иск новых стимулов в искусстве, тяготение к большей утонченности и внешней странности. Постоянными темами декаданса были мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, любование процессом увя-дания жизни, которые соответственно порождали болезненные и хрупкие образы, роковые настроения упадка и безнадежности, культ красоты и т.д. Настроения декаданса возникли первоначально в литературе (П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо), а затем в живописи и скульптуре (О. Роден, М. Дени, М. Клингер и др.).
В России декаданс получил широкое распространение в начале ХХв. в творчестве художников объ-единений «Мир искусства» и «Голубая роза», Поэт ов — К. Бальмонта, З. Гиппиус, Д. Мережковского, Ф. Сологуба и др. В ХХ в. различные направления декадентского искусства стали обозначаться общим понятием — модернизм.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ДЕКАДАНС
Общее наименование т. н. «кризисных» явлений литературы конца 19-нач. 20 веков. В свою очередь определение «кризиса» нуждается в уточнении по отношению к литературе этого периода. С точки зрения представителей различных литературных направлений, школ «кризисными», «упадочными» могли считаться такие факты и явления художественного творчества, которые располагалась за рамками «образца», «нормы», установленными той или иной художественной парадигмой. Например, с позиции О. Уайльда, реализм (и его высшая стадия — натурализм) явно находились в состоянии агонии. Слово «декаданс» О. Уайльдом использовалось по их адресу. А для представителей классической реалистической эстетики творчество самого О. Уайльда было убедительной иллюстрацией современного «декаданса». Сторонники и противники декаданса, употребляя это понятие, вкладывали в него различный смысл. Происхождение этого понятия очень часто связывают с текстом стихотворения П. Верлена «Томление» (1873), в котором использовалось это слово («Я – римский мир периода упадка» /перевод Б. Пастернака/). На самом деле это выражение было введено в литературно-критический обиход французским критиком более ранней эпохи Д. Низаром в его исследовании «Этюды о нравах и критика латинских поэтов декаданса» (1834). Но все же именно контекст верленовского «Томления» рождал тот смысл понятия «декаданс», который и делал это понятие актуальным и современным. Первоначально декадентами назвали себя члены одного из кружков поэтов-символистов, издавших в1886 г. журнал «Декадент». На этом историческом этапе существования этого понятия оно еще использовалось как синоним слова «символизм». Затем произошло перенесение этого понятия на достаточно широкий круг явлений художественной жизни конца.19 века, противоположный художественным ориентирам художественных систем, сложившихся до этой эпохи. Так, к декадансу стали относить и культуру импрессионизма и эстетизм, поздние новеллы Мопассана и даже натуралистические романы Э. Золя. Происходило, по меткому выражению исследователей этой проблемы, «расщепление» понятия. Термин «декаданс» все более приобретал резко оценочный смысл, теряя при этом семантическую определенность. До наших дней это понятие дошло, сохранив лишь возможность быть аналогом определений «упадочное» и «больное» и употребление его в этом смысле для характеристики и объяснения какого-либо художественного факта обнаруживает только его оценочность и понятийно-терминологическую «пустоту». «Как характерное явление времени декадентство, — отмечает О. Н. Михайлов, — не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве» [47, 89]. Вместе с тем, существовали попытки привязать декаданс к определенному кругу направлений, школ, литературных групп. Последняя по времени такая попытка, по-видимому, принадлежит советской литературной критике 70-х гг. 20 века с формулировкой: «Декаданс – это все нереалистические течения к. 19 – нач. .20 века» [27, 135]. Данное определение нельзя признать убедительным, ибо неоромантизм этого периода не являясь реалистическим «течением», не только не есть декаданс, но отталкивается от него, борется с ним. И, если точно следовать позиции Д. Затонского, справедливо противопоставившего реализм и натурализм («Между реализмом и натурализмом лежит гораздо большая пропасть, чем между реализмом и романтизмом» [28, 87], то тогда и литература натурализма окажется примером декадентства.   Лит-ра: Д. Затонский. Искусство романа и 20 век. – М., 1978. Д. Затонский. Что такое модернизм? // Контекст.1974. Литературно-теоретические исследования. – М., 1975; О. Н. Михайлов. Декадентство // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.  

Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
125.07 кб

Новые подходы в осмыслении понятия «Декаданс»

Савельев Константин Николаевич
Читать PDF
368.85 кб

Декаданс как форма бесовщины в русской художественной литературе

Прокопьева Марина Юрьевна
Русское декадентское мировоззрение явило в себе трансформацию и синтез крайнего индивидуализма, нигилизма, пессимизма, аморализма и мистицизма. Декаденты декларируют идею бессмысленности жизни и богооставленности человека.
Читать PDF
172.69 кб

Декаданс как заимствованная картина мира готической субкультуры

Мамонтова Анастасия Дмитриевна
В данной статье рассматривается декаданс как заимствованная картина мира готической субкультуры, ассимиляция художественных методов и образов декаданса искусством готической субкультуры, их копирование и присвоение, вплетение их в
Читать PDF
242.97 кб

Декаданс как заимствованная картина мира готической субкультуры

Мамонтова А. А.
Декаданс удивительное многогранное явление, задающее тон всей художественной художественной жизни эпохи fin de siecle.
Читать PDF
70.55 кб

Декаданс

Савельев Константин Николаевич
Энциклопедическая статья о термине «декаданс».
Читать PDF
276.64 кб

Кирстен Лодж. Русский декаданс в 1910-е: валерий Брюсов и крах империи

Галинская И. Л.
Читать PDF
218.86 кб

«Мир по имени Декаданс»: мотивы декаданса в альбомах групп «Агата Кристи» и «Пикник»

Е.Э. Никитина
Читать PDF
275.54 кб

ДЕКАДАНС В АНГЛИИ

Цурганова Елена Алексеевна
Читать PDF
193.91 кб

Декаданс современной философии

Губанов Н. И., Губанов Н. Н.
Читать PDF
344.20 кб

«Достоевский и декаданс» как литературоведческая проблема

Исмаель Аммар
При рассмотрении литературоведческой проблемы «Достоевский и декаданс» автор исходит из религиозно-философских исканий рубежа XIX-XX веков контекста работ мыслителей, которые воспринимали Достоевского как ключевую фигуру националь
Читать PDF
225.21 кб

Gesamtkunstwerk. Доминанта музыки от культуры декаданса до готической субкультуры

Мамонтова Анастасия Дмитриевна, Ромах Надежда Ивановна
В статье Gesamtkunstwerk анализируется в искусстве декаданса и готической субкультуры, эта идея рассматривается связанно с музыкой в литературе, изобразительном искусстве и сценическом действе, так же будет уделено внимание месту
Читать PDF
194.38 кб

Ф. Ницше в культурно-художественном пространстве декаданса и готической субкультуры

Мамонтова А. Д.
В данной статье рассматривается проблема художественной интерпретации философских идей Ф.Ницше в культурном пространстве декаданса и готической субкультуры, в частности, идей о сверхчеловеке и смерти Бога.
Читать PDF
295.13 кб

Эстетика декаданса Франсуа Рабле

Сычева Светлана Георгиевна
Исследуется эстетика величайшего французского писателя XVI в. Франсуа Рабле. Приводятся цитаты из текстов и примеры анализа книг Рабле российскими авторами А. Дживелеговым, М. Бахтиным и А. Лосевым.
Читать PDF
0.00 байт

Отражение эстетики декаданса в романе "Геенна Огненная" Жориса-Карла Гюисманса

Максимова М. В.
Во французском декадансе конца XIX столетия выделяется творчество писателя Жориса-Карла Гюисманса, воплотившее все тенденции этого течения.
Читать PDF
0.00 байт

Макс Бирбом как проповедник декаданса («Защита косметики»)

Бушковская Елена Федоровна
Рассматриваются особенности творчества Макса Бирбом а как представителя английского декаданса, анализируется его общественная и эстетическая позиция. Материалом анализа служит критическое эссе Бирбома «Защита Косметики» (1894).