ДЕМЕТР И ГИСАНЭДЕМЕТРИАДА

Деметра

Найдено 15 определений термина Деметра

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕМЕТРА

в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

Деметра (Церера)

в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

ДЕМЕТРА

Dnmntra) - в др.-греч. мифологии богиня плодородия и земледелия. Миф о Д. связан с первобытным представлением о причинах возрождения растительности весной. Дочь Д. Персефона была похищена богом подземного царства Аидом. Разгневанная Д. лишила землю плодородия, и Аид был вынужден ежегодно на определенную часть года возвращать дочь матери.

Лит.: Dietrich B. С., Demeter, Erinys, Artemis, "Hermes", 1962, Bd 90, Н. 2.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ДЕМЕТРИЙ

1) Деметрий I Полиоркет, т. е. «завоеватель городов» (336 — 283 гг. до н. э.); получил это прозвище за изобретенные им громадные осадные машины. Он был сыном Антигона Одноглазого. Семь лет был он македонским царем, пока македоняне сохраняли ему верность; когда же они изменили ему, то царем Македонии сделался Пирр, царь эпирский. Деметрий известен был своим смелым, страстным, деятельным характером и умением приводить в исполнение планы; 2) Деметрий Фалерийский (350 — 283 гг. до н. э.), замечательный оратор, государственный деятель, поэт и философ; некоторое время с успехом управлял Афинским государством.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь античности

Деметра

(греч. Demeter — корень «мать»), греч. богиня земледелия и плодородия (рим. Церера — Ceres), дочь Кроноса и Реи, мать Персефоны и (от Иасиона) Плутоса. После похищения своей дочери богом подземного мира Аидом избегала общества богов. В поисках дочери, блуждая из страны в страну, прибыла в Элевсин в Аттике к царю Келею, жена которого Метанира узнала богиню. До возвращения Персефоны на поверхность земли Д. прекратила на земле развитие растений. Основала в Элевсине свой культ (мистерии). Через Триптолема Д. научила людей земледелию. В месяц посевов греки праздновали в ее честь Фесмофории. К образу Д. неоднократно возвращались художники и писатели (элевсинский священный рельеф Д. Книдская, Гомеровский гимн Д., гимн Д. Каллимаха, «Фалисии» Феокрита, шутка Г. Сакса, «Элевсинские празднества» Ф. Шиллера).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Деметра

широко почитаемая древнегреческая богиня земледелия и плодородия, согласно легенде, научившая людей земледелию. Мать Персефоны и Плутоса (Плутона) - владыки богатств подземного царства (отождествлялся с Аидом). После похищения своей дочери Аидом, Деметра впала в глубокую скорбь и избегала общества богов. В поисках дочери она блуждала из страны в страну, а в это время на земле прекратился рост растений, который возобновился только тогда, когда Персефона, по просьбе Зевса, была отпущена Аидом. Некоторое время она должна была проводить на Земле, в обществе матери, а потом возвращаться к мужу в мир мертвых. В этом греки видели причину чередования зимы и лета. Когда наступал сев, они устраивали в честь Деметры празднества - Фесмофории, в которых, прежде всего, участвовали женщины. При этом совершались ритуалы, с помощью которых стремились увеличить плодовитость людей, животных и плодородие природы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Деметра

в мифах древних греков богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Ее изображали античные авторы как благостную к людям богиню, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощницей в крестьянских трудах. Она научила людей пахоте и посеву. Ее повсеместно прославляли на празднике Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Главное священное место Деметры - Элевсин в Аттике, где в течение девяти дней в сентябре проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры-матери, ее странствия в поисках дочери Персефоны. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в этих мистериях и повиновались обету молчания. Деметре соответствует древнеримская богиня Церера.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический словарь

ДЕМЕТРА

богиня земледелия, главным образом покровительница злаковых. Она была дочерью Кроноса и Реи, сестрой Зевса и Аида. От Зевса у нее была дочь Персефона, которую Аид увез в свое подземное царство. Узнав о похищении своей дочери, Деметра, удрученная горем и гневом, запретила земле производить плоды, так что Зевс вынужден был послать Гермеса в подземное царство за Персефоной. Аид отпустил ее к матери, но заставил ее сначала проглотить косточку граната — этим он обязывал ее проводить с ним третью часть года, а на остальные две трети года отпускал ее к матери. Тогда земля стала снова производить плоды. Это сказание, очевидно, навеяно периодичностью появления растительности на земле и ее временным исчезновением. Деметра считалась милостивой, благодатной богиней, кормилицей людей. Отчасти через посредство Триптолема, отчасти сама она научила людей земледелию. В честь нее праздновались так называемые Элевзинские мистерии. Ей приносились в жертву коровы, свиньи, плоды, пчелиные соты. Римляне отождествляли Деметру со своей богиней Церерой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь античности

Деметрий

греч. мужское имя.

        1. Д. Полиоркет (греч. Demetrios Poliorketes, лат. Demetrius Poliorcetes — осаждающий город), сын Антигона Одноглазого. Род. в 336 до н. э., честолюбивый полководец и завоеватель. После крупных территориальных потерь, понесенных Великой азиатской державой своего отца от Селевка (Вавилония, равнины Инда и Тигра), Д. стремился возместить эти потери в Греции. В 307 до н. э. он занял Афины и изгнал Д. Фалерского, в 306 победил Птолемея у Саламина, осадил в 305 — 304 о. Родос, в 302 стал протектором Коринфского союза, который хотел использовать для своей борьбы с Кассандром. После битвы при Ипсе (301) спасся на одном из кораблей своего флота. В 294 до н. э. он стал царем Македонии. Подчинил своей власти греч. государства. В 285 потерпел поражение при Киликии в сражении с коалицией государств (в т. ч. Птолемея и Селевка).

        2. Д. Фалерский (лат. Demetrius Phalereus), афин. философ и государств, деятель (350 — 283 до н. э.), сторонник Македонского царства, противник демократов. По поручению Кассандра в 317 — 307 до н. э. управлял Афинами, в 307 был изгнан Д. (1), впоследствии приобрел доверие Птолемея I и стал его советником. Из 45 сочинений, написанных Д. Ф., имеются риторич., филологич., философские, историч. и политич. труды (сохранились в виде фрагментов), в т. ч. отчет об управлении в Афинах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

ДЕМЕТРИЙ

1) Д. Полиоркет — сын Антигона Одноглазого. Род. в 336 до н.э., честолюб. полководец и завоеватель. После крупных территориал. потерь, понесен. великой азиатской державой своего отца от Селевка (Вавилония, равнины Инда и Тигра), занял Афины и изгнал Д. Фалерского, в 306 победил Птолемея у Саламина, осадил в 305 — 304 о. Родос, в 302 стал протектором Коринфского союза, к-рый хотел использовать для своей борьбы с Кассандром. После битвы при Ипсе (301) спасся на одном из кораблей своего флота. В 294 до н.э. он стал царем Македонии. Подчинил своей власти греч. госуд. В 285 потерпел пораж. 2) Д. Фалерский, афин. философ и гос. деятель (350 — 283 до н.э.), сторонник Македонск. царства, противник демократов. По поручению Кассандра в 317 — 307 до н.э. управлял Афинами, в 307 был изгнан Д. (1), впослед. приобрел доверие Птолемея I и стал его советником. Из 45 соч., написанных Д. Ф., имеются риторич., филологич., философские, ист. и политич. труды (сохран. в виде фрагментов), в т.ч. отчет об управл. в Афинах. 3) Деметрий I (ок. 189 — ок. 167 до н.э.) — царь Греко-Бактрийск. царства, завоевал ряд обл. в совр. Афганистане и Сев.-Зап. Индии. Построил столицу в Сев.-Зап. Индии, титуловался на монетах «царем индийцев». Ок. 175 до н.э. в Бактрии против Д. восстал Евкратид. В борьбе с ним Д. I погиб, его царство распалось. В инд. части стал царем полководец Д. — Менандр.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

ДЕМЕТРА

в греч. миф. богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от к-рого она родила Персефону. Одно из самых почит. олимпийских божеств. Древ. хтонич. происхождение Д. засвидет. ее именем (букв. «земля-мать»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она — благост-ная к людям богиня, прекрасн. облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьян. трудах. Д. — прежде всего богиня, почитавш. земледельцами, но отнюдь не изнежен. ионийской знатью. Ее повсеместно прославляют на празд-нестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельч. порядков. Д. относится к числу древ. жен. великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь». Гл. свящ. место Д. — Элевсин в Аттике, где в теч. 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии. Элевсинские таинства, воспринимавш. как «страсти» Д., считаются одним из источ. др.-греч. трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описыв. храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса. В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источ. В Фигалее (Аркадия) почиталось древ. дерев. изображение Д. Мелайны («черной»). В рим. миф. Д. соотв. Церера.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Деметрий

греч. Demetrios)

(V - IV вв. до н.э.)

   аттический скульптор-портретист; сохранились римские копии детского портрета (мрамор, Эрмитаж) и портрета Антисфена (мрамор, Ватикан).

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   1) др.-гр. философ, оратор и гос. деятель (ок. 350 - 283) Происх. из Фалера, портового предместья Афин. В 317 - 307 - правитель Афин. Один из представителей школы перипатетиков, ученик Феофраста. Д. отдавал предпочтение аристократ, гос. устройству, разделяя полит, установки Аристотеля. Когда в Афинах была восстановлена демократия, Д. бежал снач. в Фивы, а затем, в 297, в Египет, где находился при дворе Птолемея I Сотера. Д. был одним из основателей Александрийской б-ки и Мусейона. Многочисл. соч. Д. (45 работ этич., полит, и историко-лит. характера) утеряны, сохран. лишь отд. фр-ты, напр. собр. изречений «семи мудрецов». Самостоятельной филос. концепции не имел.

   М.О.

   2) Др.-гр. ритор (ок. I в. н. э.), автор трактата «О стиле». В отличие от предшественников выделяет не три, а четыре стиля: простой, или скудный, величественный, или торжественный, изящный, или гладкий, мощный, или сильный. Разрабатывает учение о соединении стилей: возможны разл. сочетания стилей, лишь величественный и простой исключают друг друга. Трактат отличается краткостью формулировок и обилием удачно подобранных примеров.

   Р.З.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

Деметра

греч. Demeter)

   в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Крона и Реи, сестра Зевса и мать Персефоны. Поскольку земледелие было основой оседлой жизни и благосостояния, Д. почитали как одну из главных богинь Олимпа, в ее честь проводились праздники Фесмофории. Наиболее популярным был миф, связанный с похищением дочери Д. Персефоны (Коры) богом подземного мира. В римской мифологии Д. соответствует Церера.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   «земля-мать» - богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, от которого она родила Персефону. Считается, что Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Исионом. Плодом этого ритуального брака был Плутос - бог богатства и избилия. Широко известен миф о похищении Персефоны богом подземного мира Аидом. Девять дней Д. безуспешно разыскивала дочь, а на десятый узнала от Гелиоса, что Персефону с согласия Зевса похитил Аид. Разгневанная Д. покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по миру. Земля перестала давать урожай, наступил голод, и Зевс приказал Аиду вернуть Персефону матери, но перед расставанием Аид дал Персефоне съесть несколько гранатовых зерен, чтобы она не забывала царство мертвых. С тех пор Персефона две трети года проводила на земле с Д., а треть - с Аидом в подземном царстве. По другому варианту мифа, Д., уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея Метанира приветливо встретила Д. и взяла ее в няньки к своему сыну Триптолему (вариант: Демофонту). Чтобы отблагодарить царскую семью, Д. решила сделать ребенка бессмертным. Она натирала его амброзией и держала ночью над огнем, но однажды мать увидела сына в пламени, и Д. вынуждена была отказаться от своего намерения. Перед уходом из Элевсина богиня подарила Триптолему колос пшеницы, научила его возделывать землю и велела обучить людей земледелию. Известен миф о том, как Д. превратилась в кобылицу, чтобы избегнуть домогательств Посейдона, но тот превратился в жеребца и породил с ней чудесного говорящего коня Арейона. Д. изображали женщиной, полной сил, сходной с Герой, но с более мягкими чертами лица, в венке из колосьев, с факелом и корзиной плодов. Часто ее изображали вместе с Персефоной, иногда с Триптолемом.

   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

   * * *

   Греческая богиня плодородия, идентифицируемая с римской Церерой. Она также покровительница материнства. Поиски Деметрой дочери Персефоны (или Коры, т. е. "девы"), похищенной Аидом, описаны Гомером в "Гимне Деметре". Поиски привели ее в Элевсин, где она вновь обрела свою дочь Персефону (Аид согласился отпускать ее на поверхность земли на полгода). В благодарность богиня дала юному сыну царя Триптолему семена пшеницы и повелела ему обучить земледелию людей по всему свету. Эта легенда изображена на известном барельефе 5 в. в Элевсине. Деметру связывали с доэллинскими "Великими таинствами" и ритуалами, представлявшими борьбу и смену жизни и смерти, а также мистическое возрождение через очищение от смерти. Культ Деметры был широко распространен, но особенно ей поклонялись в Аркадии, на Сицилии и Книде.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

ДЕМЕТРА

   • ???????,

         Ceres, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса (Hesiod. theog. 454), в качестве божественной матушки-земли (???????=??? — ?????) была покровительницей растительного царства и преимущественно хлебных плодов. Это была.; милостивая, благодатная богиня, кормилица людей. У Гомера, воспевающего войну, сражения и дальние морские плавания, Д., как и Дионис, упоминается редко и не находится в числе олимпийских богов. Он упоминает только про миф о Д. и Иасионе (Ноm. Od. 5, 125; ср. Hesiod. theog. 969), по которому они на троекратно вспаханной земле плодоносного острова Крита производят Плута (богатство); но Зевс из ревности убивает Иасиона молнией. Средоточие, на котором вращается миф и культ Д., это — отношение ее к дочери своей Персефоне, похищенной Аидом (см. Proserpina, Прозерпина). Гомер не упоминает об этом мифе, но он знает о происхождении Персефоны от Зевса и Д. (Il. 14, 326. Ноm. Od. 11, 217); в гомеровском же гимне (№ 4) в честь Д. этот миф рассказывается подробно. Д. ищет похищенную дочь девять дней; на десятый день она узнает от светлозоркого Гелия, что она похищена Аидом. Удрученная печалью и исполненная гнева на Зевса, с согласия которого произошло похищение ее дочери, она странствует по земле до тех пор, пока не приходит в образе старухи по именем Део (???=ищущая) в Элевсин, в дом Келея (сына Элевсинова). Супруга Келея, Метанейра, поручает ей попечение о своем маленьком сыне Демофоонте. Богиня захотела сделать его бессмертным; с этой целью она смазывала его амбросией и держала ночью в огне. Когда же Метанейра, застав ее за этим занятием, вскрикнула от ужаса, Д. разгневалась и бросила свое намерение; но Демофоонт все-таки удостоился вечных почестей за то, что покоился на руках богини. Д. открылась богинею, повелела воздвигнуть себе храм у источника Каллихора и научила людей служить себе. На Олимп, однако, она не являлась и сделала землю неплодородною, пока Зевс не успокоил ее гнева, приказав вызвать Персефону из подземного мира. Две трети года дочь с тех пор может оставаться у своей матери на земле (см. Proserpina, Прозерпина). Прежде чем Д. возвратилась со своею дочерью на Олимп, она научила элевсинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолиа и Келея приношению священных жертв и элевсинским таинствам. Элевсин был древнейшим местом почитания Деметры; ее чествовали здесь преимущественно как учительницу земледелия, приучившую этим занятиям людей к оседлости и учредившую гражданский порядок, брак и мирную жизнь. Поэтому она называется ??????, ??????????, законодательницею. О совершавшихся в честь ее элевсинских мистериях см. Eleusinia, Элевсинский культ. Рарийское поле близ Элевсина ежегодно торжественно вспахивалось на память о том, что здесь были посеяны первые хлебные семена. Триптолем, сын Элевсинов (или же Келеев, следовательно, заместивший Демофоонта), имел здесь алтарь и так называемый триптолемов ток; он, по преданию, изобрел плуг и по поручению Д. распространил земледелие и соединенную с ним культуру, разъезжая по земле в колеснице на драконах. И сама Д., странствуя на поисках за своею дочерью, во многих местах научила людей земледелию. В качестве богини земли, выводящей из почвы растения и особенно хлебные посевы (?????????, воссылающая дары, ????, зеленеющая), Д. вместе с тем была и подземною богиней (??o???) и потому издревле во многих местах представлялась в брачном союзе с Посейдоном, представителем влажной стихии. Служение Д. в древние времена пеласгов (поэтому ????????) было распространено по всей Греции, в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегарах, Коринфе, Пелопоннесе и т. д. Из Мегар и Коринфа культ Д. перенесен был в Сицилию, которая по причине плодородной почвы сделалась любимым местопребыванием богини. Здесь в честь Д. и похищенной Аидом дочери ее Персефоны справлялся целый ряд празднеств по названиями: ??????????, ????????, ?????????????, ??????, ??????????. Со времени переселения дорян, вследствие перевеса дорийского образования, мирный культ Д., не соответствовавший характеру этого геройского племени, во многих местах Греции потерял свое значение, пока ожившее вновь влияние ионийского племени мало-помалу не распространило уважение к нему повсюду и не перенесло его из Аттики опять в Пелопоннес в обновленной форме. Д. приносились в жертву кроме быков и коров преимущественно свиньи, по причине их плодородия, затем плоды и пчелиные соты. Ей были посвящены также колосья, мак, фруктовые деревья и т. п. Искусство изображало ее наподобие Геры, только с чертами лица более материнскими, мягкими и кроткими, с венком из колосьев на голове, с мистическим факелом и корзиною плодов (как на помпейской стенной живописи) или с колосьями и маком в руках. В позднейшие времена стали смешивать ее с Геей и Реей-Кибелой. Римляне отождествляли Д. с римской богиней Церерой, Ceres, и чтили ее совершенно по греческому обряду (Cic. Balb. 24). Особенно ее чествовали плебеи, которые в весенний месяц, 11 или 12 апреля, совершали праздник Cerealia. Торжественным шествием отправлялись в цирк, где устраивали конские скачки, продолжавшиеся 8 дней, надевали белые платья, пересылали друг другу венки из цветов и устраивали у себя праздничные угощения. Жертвенным животным служила свинья. Перед жатвою земледелец также проносил богине в жертву свинью (рогса рrаеcidanea) и первые собранные плоды (praemetium). В Риме первый храм в честь Цереры был построен в 496 г. до Р. X. во время голода Авлом Постумием недалеко от Цирка, у подошвы авентинского холма, где жили преимущественно плебеи. В позднейшие времена римляне смешивали Цереру с Теллурой, Tellus.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

ДЕМЕТРИЙ

   • Demetrius,

         ?????????,

       1. Д. Полиоркет, ???????????, сын Антигона, родился в 337 г. до Р. X., еще в молодых летах принимал участие в войнах своего отца против Эвмена, Птолемея, Лисимаха и др. полководцев Александра Великого за оставленное им наследство (в 317 г.). Замечательные его военные способности и мужество нередко затмевались безрассудною отвагою и юношеским пылом, как это, напр., случилось в проигранном им сражении против Птолемея Египетского при Газе в 312 г. Но эти же свойства дали ему возможность, немного спустя, одержать блистательную победу над египтянами в Сирии. Plut. Demetr. 5, 6. Diod. Sic. 19, 80. 93. Поход его против Селевка, у которого он отнял город Вавилон, не будучи, однако, в состоянии занять мужественно защищавшийся второй кремль города, окончился поспешным отступлением (Plut. Demetr. 7). В следующие затем годы он не только победоносно сражался против войска Птолемея, но и освободил Афины (в 307 г.) от власти Кассандра, завоевал Мунихию, вступил торжественно в город, который он щедро одарил хлебом и строительным лесом, и в благодарность за это был встречен с царскими почестями. Отозванный на войну с Птолемеем, он уехал в Кипр, разбил Менелая, брата Птолемеева, и осадил главный город Саламин. Изобретенные им во время осады громадные осадные машины доставили ему прозвище завоевателя городов, ???????????, и помогли ему взять город, храбро защищавшийся Менелаем, однако, лишь тогда, когда он победил в морском сражении Птолемея, поспешившего на помощь брату. После этой победы Антигон и Д. приняли царский титул в 306 г. до Р. X. Plut. Demetr. 8 слл. 15. Diod. Sic. 20, 47. Не так удачна была осада Родоса в 304 г.; Д. должен был заключить мир с жителями этого острова. Затем он поспешил в Грецию, которую ему прежде не удалось освободить вполне. Кассандр, угрожавший Афинам (осенью 304 г.), отступил по прибытии Д., который, предаваясь шумным удовольствиям и распутству, провел в Афинах всю зиму и часть следующего года, но наконец (в 302 г.) должен был расстаться с Афинами и с Грецией, чтобы подать помощь своему отцу против соединившихся полководцев, а именно, Кассандра, Лисимаха, Селевка и Птолемея. В Передней Азии близ фригийского города Ипса произошла решительная битва, в которой Антигон и Д. потерпели полное поражение. Plut. Demetr. 29. Первый пал в битве, а последний пробрался в город Эфес с небольшим отрядом пехоты и 4000 конницы. Его надежда, что он устоит против неприятеля, если, имея флот и обладая значительнейшими островами и приморскими азиатскими городами, сделает Афины центром своих военных предприятий, — эта надежда не сбылась, потому что афиняне отказались принять его в свой город. Plut. Demetr. 30 слл. Изобретательный в опасности и деятельный Д. обратился со своим войском во Фракию и затем вступил в союз с Селевком, который стал питать недоверие к своим прежним союзникам. Селевк женился на дочери Д., Стратонике, которую отец сам привез к нему в Сирию, где вскоре последовало примирение враждовавших государей между собою и с Д. Однако ж когда Селевк потребовал от своего тестя уступки Киликии, которой Д. овладел на походе в Сирию, то Д. отказал ему в этом и, решившись снова приобрести для себя царство, собрал войско и флот и направился в Грецию в 297 г. Он завоевал Саламин, Эгину и затем Афины, но не отомстил этому городу за оказанную им неблагодарность, а довольствовался лишь словесными порицаниями и щедро одарил его. Plut. Demetr. 33 слл. Разбив и спартанцев при Мантинее, Д. быстро двинулся в Македонию, куда звал его Александр, брат юного царя Антигона. Но когда этот стал колебаться и, желая избавиться от его помощи, обратился к Пирру Эпирскому, то Д. приказал убить его (в 294 г.), был провозглашен царем, смирил беспокойных беотийцев и после упорной осады взял город Фивы. С жителями его он поступил кротко, двинулся походом в Эпир против Пирра, который поддерживал враждебных ему этолийцев (в 289 г.), опустошил страну и возвратился в Македонию. Plut. Pyrrh. 7 слл. Demetr. 41. Между тем как его распутная жизнь, его необузданность, вспыльчивость и заносчивость более и более усиливали нерасположение к нему македонян, он мечтал о том, как бы вновь завоевать азиатские владения, принадлежавшие некогда его отцу. Для этой цели он сделал столь значительные приготовления — он собрал, отчасти насильственным образом, около 110 000 войска и 500 кораблей, что Селевк, Лисимах и Птолемей заключили против него союз. Но т. к. он потерял расположение македонян, вследствие высокомерного презрения, с которым он относился к их народных обычаям, то и в войске вскоре обнаружилось такое недовольство, что еще до начала настоящей войны он был оставлен солдатами и должен был спастись бегством (в 287 г.). Plut. Demetr. 41 слл. Он отправился в Грецию, а отсюда, после осады Афин, в Малую Азию. Plut. Demetr. 46. После некоторых удачных предприятий Агафокл, сын Лисимаха, загнал его во Фригию и заставил бежать оттуда во владения Селевка, которому Д. должен был сдаться, т. к. тяжкая болезнь принудила его прекратить начатую было отчаянную борьбу против Селевка, который вдобавок успел отрезать его от морского берега и таким образом загородить ему путь к бегству (в 286 г.). Селевк с негодованием отверг предложенную Лисимахом большую сумму денег за умерщвление Д., но вместе с тем и не поддался никаким просьбам и не отпустил его. Д. умер в 283 г. после трехлетнего плена в сирийском городе Анамее. Греки всех стран почтили его память. Д. является истым представителем своего смутного и суетного временит смел до дерзости, страстен до безрассудства, в минуту опасности спокоен, энергичен и решителен, охотник до приключений, склонен увлекаться высокопарными, фантастическими затеями; притом остроумен и тонок, ловок и образован, но в то же время распутен и сластолюбив, часто похож более на кондотьери средних веков, в другое время истый великий полководец, словом, человек минуты и прихоти. Характеристику его см. Diod. Sic. 20, 92. Droysen, Gesch. der Diadochen, стр. 314 слл.;

       2. Д. II, сын Антигона Гоната и внук Д. Полиоркета, в продолжение 10 лет владел Македонией, ведя постоянно ожесточенную войну с соседними народами. 240-230 гг. до Р. X. Justin. 28, 1;

       3. Д. I Сотер, ????? (прозвище это дано ему вавилонянами за освобождение их от власти сатрапа Тимарха, от которого они перенесли много бедствий), сын Селевка Филопатора, провел свою молодость в Риме заложником. Когда, но смерти отца его, римский сенат не уважил его просьбы о даровании ему свободы, он бежал из Рима, чтобы оградить свои права на престол против притязаний брата своего, Антиоха, может быть, не без тайного согласия самого сената, открыто признавшего Антиоха царем, т. к. сенат пользовался ссорами в семействе сирийских царей, чтобы сокрушить могущество Сирии. Polib. 31, 23. Скоро (в 161 г. до Р. X.) Д. овладел престолом и был признан царем со стороны Рима. Polib. 32, 4 слл. Войны его с иудеями большею частью были неудачны. Преданный пьянству, он этим пороком и жестокими поступками навлек на себя ненависть сирийцев и пал в борьбе против Александра Баласа в 150 г. Polib. 33. 14;

       4. сын его Д. Никатор, ???????, подобно отцу, еще ребенком был увезен в Рим в качестве заложника, но вскоре возвратился в Сирию и по изгнании Александра Баласа, с помощью Птолемея Филопатора взошел на отцовский престол (в 147 г. до Р. X.), на котором он при постоянных восстаниях своих подданных мог удержаться лишь с помощью наемных войск и Маккавея Ионафана. У Маккав. 11, 39. Justin. 35. 2. Но когда он нарушил обещания, данные Ионафану, то потерял почти все свое царство и только с трудом мог снова овладеть им. Поход его против парфян, начавшийся счастливо, кончился для него неудачно; он попал в плен к парфскому царю Арсаку (в 140 г), который женил его на своей дочери. Justin. 36, 1. Попытки его бежать из плена не удавались; только война брата его, Антиоха, с парфянами возвратила ему свободу, а по смерти Антиоха — и власть над Сирией (в 130 г.); но спустя 4 года он был убит при случае мятежа. Justin. 39, 1;

       5. Д. из Фалера, поэтому называется Фалерийским, ? ????????, родился ок. 345 г. до Р. X., был учеником философа Теофраста и комика Менандра. В 317-307 гг. Кассандр поручил ему управление Афинским государством, и Д. исполнил это поручение с таким успехом, что благодарные граждане в честь этого достойного мужа воздвигли множество (360) статуй. Cic. r. р. 2, 1. Nep. Milt. 6. Но когда Афины были завоеваны Д. Полиоркетом, он должен был бежать, а легкомысленный народ под влиянием его врагов произнес против него смертный приговор. Plut. Demetr. 8 слл. После кратковременного пребывания в Фивах он отправился в Александрию к Птолемею Лагову, который часто пользовался его советами; но сыном его, Птолемеем Филадельфом, Д. был сослан в Верхний Египет и в 283 г. умер, как рассказывают, от укуса ядовитой змеи. Д. был не только деятельный и даровитый государственный человек (Cic. legg. 3, 4), но и любитель наук (что доказывают, между прочим, устроенные им в Афинах чтения гомеровских стихотворений) и замечательный оратор и ученый. Цицерон (Cic. or. 27. Cic. Brut. 9, 82. Cic. de or. 2, 23) и Квинтилиан (10, 1, 80) хвалят грациозность его красноречия, хотя его слог приближался уже к легкому стилю позднейших ораторов. Мы знаем только названия многочисленных его сочинений в области истории, философии, грамматики и красноречия; не сохранилось также ни одного из его стихотворений. Существующее под его именем сочинение ????? ????????? (изд. Goeller, 1837. Walz, Rhet. Graeci), заключающее в себе хорошее сопоставление правил относящихся к риторическому выражению мыслей и верному изложению их, принадлежит позднейшему времени;

       6. см. Sculptores, Скульпторы 6;

       7. поэт или, скорее, декламатор, упоминаемый Горацием не особенно лестно. Schol. ad Horat. Sat. 1, 10, 18;

       8. Д. из Суния, жил в Риме в период Империи от 40 до 90 г. от Р. X., был философ-циник и практически проводил в римском обществе, преданном роскоши, учение о том, что следует сделать себя независимым от житейских потребностей. Это доставило ему, оборванному нищему, уважение замечательнейших римлян; Тразеа посвятил последние часы своей жизни беседе с Д. о бессмертии, и Сенека искал его общества. Sen. ben. 7, 11. Suet. Vesp. 13;

       9. Д. из Гадар, вольноотпущенник и любимец Помпея, щедрость которого дала ему возможность приобрести большие богатства. Plut. Pomp. 2, 40. Cat. min. 13;

       10. любимец Цезаря, после смерти его назначенный Антонием в наместники на остров Кипр. Dio Cass. 48, 40;

       11. влиятельный, но надоедливый человек, упоминаемый Цицероном (Cic. ad. fam. 6, 17);

       12. его вольноотпущенник Д. Беллиен (Bellienus) командовал войском в лигурийском городе Интемелии и своими насилиями возбудил такое волнение между гражданами, что Цезарь должен был отрядить туда Целия, чтобы силою подавить восстание. Coel. ар. Cic. ad. fam. 8, 15. 16, 22. Caes. b. g. 8, 54;

       13. Д. из Скепсиса, ? ???????, греческий историк, автор сочинений в 30-ти книгах под заглавием ?????o?? ?????????, в котором он разбирает гомеровские древности по примеру Аристарха и Гегесия Троадского. Остатки собр. M?ller, fragm. histor. Graec., IV стр. 382 слл. Диссертация Bohle (1858).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Реальный словарь классических древностей

Найдено схем по теме Деметра — 0

Найдено научныех статей по теме Деметра — 0

Найдено книг по теме Деметра — 0

Найдено презентаций по теме Деметра — 0

Найдено рефератов по теме Деметра — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!