Демокрит

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕМОКРИТ
460 — 371 гг. до н. э.) — знаменитый греческий философ, основатель атомистической теории. Познания его были чрезвычайно разнообразны и обширны. Целью всякого познания Демокрит считал спокойствие души; отсюда предание изображает Демокрита вечно смеющимся, в противоположность вечно плачущему Гераклиту.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ДЕМОКРИТ
ок. 460 — ок. 370 до н.э.) — др.-греч. философ-материалист. Род. в г. Абдера (Фракия), совершил поездки в Афины, Египет, Аравию, Иран, Индию, Вавилонию, Эфиопию. Учился у основоположника др.-греч. атомистики Левкиппа. От многочисл. соч. Д. по различ. отраслям знаний (философии, физике, математике, медицине, физиологии, теории музыки, поэзии) сохран. лишь фрагменты.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Демокрит
(лат. Democrĭtus, ок. 470/460 г. до н. э. — умер в глубокой старости) — древнегреческий философ из Абдера (Фракия), один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы, вечные, неразрушимые, непроницаемые. В этике развил учение об атараксии (гр. ataraxia — невозмутимость) — т. е. о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ДЕМОКРИТ
Dnmokritos) (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) - др.-греч. философ-материалист. Род. в г. Абдера (Фракия), совершил поездки в Афины, Египет, Аравию, Иран, Индию, Вавилонию, Эфиопию. Учился у основоположника др.-греч. атомистики Левкиппа. От многочисл. соч. Д. по различным отраслям знаний (философии, физике, математике, медицине, физиологии, теории музыки, поэзии) сохранились лишь фрагменты. Большая заслуга Д. - разработка атомистич. теории строения материи. Филос. учение Д.- это сформировавшийся, развитый в осн. своих положениях антич. материализм. Именно поэтому Ленин назвал материалистич. линию в развитии истории философии "линией Д.". В понимании истории об-ва Д. стоит на идеалистич. позициях, т.к. считает ум движущей силой обществ. развития; однако в условиях своей эпохи он являлся прогрессивным мыслителем. Расходясь с распространенной в др.-греч. мире легендой о первобытном обществе как "золотом веке", Д. выдвигает концепцию прогресса человечества от первобытной дикости и стадности к социальной организованности и культуре, причем основой этого прогресса считает материальную нужду и пользу, а не мифич. силы. Д. понимает культуру как продолжение природы; источник развития ремесел, с. х-ва и т. д. он усматривает в подражании человека деятельности животных. Аристократич. учению о природном неравенстве людей Д. противопоставил теорию об обществ. договоре. Атеизм Д. привел его к признанию того, что источником религ. представлений является страх и невежество людей. Д.- убежденный сторонник рабовладельч. демократии, он считает, что бедность в демократич. гос-ве следует предпочитать богатству в монархическом; выступает за гражд. мир и подчинение законам гос-ва. В этике Д. осн. место занимает учение о мудрой умеренности. Философию Д. развивают Эпикур, Лукреций Кар и др.

Соч. в книгах: Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности, М., 1935; Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946; Материалисты Древней Греции, М., 1955; Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker..., (Bd) 2, 6 Aufl., В., 1952.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Р., Из ранних произведений, М., 1956 (см. Указатель имен); Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 126; Тимошенко В. Е., Материализм Демокрита, М., 1959; Асмус В. Ф., Демокрит, (M.), 1960.

А. Ч. Козаржевский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Демокрит
из Абдеры (греч. Demokritos) (460 — 371 до н. э.), греч. философ, гл. представитель античной атомистики и философской школы г. Абдера, бывшего тогда богатым торговым городом с высокоразвитой культурой. Д. был выразителем идеологии античной рабовладельч. демократии. Он совершал дальние путешествия и, будучи человеком энциклопедич. знаний, оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, от которых до нас дошли лишь фрагменты. Согласно Д., мир состоит из атомов и реально существующих nycroi. обусловливающих их отдельное существование (т. к. без пустот не было бы промежуточных объемов). Атомы могут занимать определ. положение по отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разделяются. Чисто количеств. отношения, состояния и движения атомов есть основа многообразных изменений явлений мира. Д. различал свойства явлений, представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека (цвет, яркость, звук, вкус, запах и г. д.). Мир явлений познается через чувств, восприятие. Мир вещей воздействует через истечение «идолов» (образов) на opганы чувств и благодаря им на огненные атомы души. Различные восприятия явлений мира образуют исходный пункт мышления, которое позволяет проникнут в атомистич. структуру мира. Д., т. о., пытался решить вопрос о связи чувственной и высшей, рациональной ступеней познания. Обьяснение многообразных качеств, явлений мира их сведением к количеств, свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, как у Парменида, Д. признает их реальность. Согласно Д., биологич. явления и даже мышление можно объяснить материалистически движением и связями определ. а томов. Например, души состоят из гладких и круглых атомов, подобных атомам oгня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на друга путем давления и толчков. Все это происходит механически с фатальной неизбежностью, в т. ч. и возникновение бесчисл. миров, находящихся на различных ступенях развития, и органич. существ (через взаимные столкновения падающих с различной скоростью в пустоте атомов и образующиеся при этом вихревые движения). Философия Д. новоротный пункт в истории атеизма. Д. выступал против нац. религии, боги для него лишь воплощение явлений природы и человеч. свойств, например Зевс для нею солнце, Афина разум. В области логики Д. особенное внимание уделяет определениям содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы. Во всяком случае, Аристотель считал Д. своим предшественником в этой области. В сфере искусства Д. был поборником наивного реализма, который смотрит на искусство как на подражание природе. Эгич. взгляды Д. тесно связаны с его теорией познания и атомистич. установками. Радость возникае) гак же, как и восприятие. Истинное счастье, эвдемония, являющееся целью и мерой жчзни, вытекает не из внешнего благополучия или чувственного удовлетворения, а из легкого движения атомов огня, которое определяет правильное понимание. Согласно античным источникам, Д. написал много ма тема гич. работ, например по магематич. теории музыки и о перспективе. Из этих сочинений сохранились лишь фрагменты, в которых Д. на основе своих атомистич. представлений (вероятно, путем разложения на слои) впервые представил объемы конуса и пирамиды, конечно, без строгого доказательства. Воззрения Д., представляющие собой вершину материалистич. и естественнонаучного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен, в т. ч. на Эпикура, Лукреция, Гассенди, Галилея, Лейбница, и совр. атомную физику.

Источник: Словарь античности. 1989

ДЕМОКРИТ
   • Democrltus,

         ??????????, родился в городе Абдера между 470-460 гг. до Р. X., следовательно, был намного моложе Анаксагора и был еще в живых во времена Сократа. Отец его, рассказывают, был очень богат и угостил Ксеркса у себя в доме во время похода его на Грецию. После смерти отца Д. употребил свое значительное наследство на путешествия в Египет и внутренние страны Востока. Сказания о том, что он будто бы провел там 80 лет, что сам ослепил себя (Cic. fin. 5, 29, 87) и т. п., основаны частью на явном недоразумении (?=5, ?´=80), частью на страсти к чудесам. Точно так рассказ о посвящении его в таинства магов основан лишь на ошибочном толковании слов Геродота (8, 120); по другому преданию, он отправляется в Индию к гимнософистам. Возвратившись в свое отечество, он, кажется, вскоре, к сожалению своих сограждан, отказался от всякого участия в общественных делах и посвятил себя занятиям философией и естественными науками. Умер в глубокой старости в 361 г. до Р. X. Д. вместе со своим учителем Левкиппом считался основателем атомистики. Во всем мире, по учению Д., распространена божественная субстанция, состоящая из своеобразных атомов тончайшего свойства (???? ?????, ?????? ????); от них происходят не только отдельные боги, но и души живых существ, которым через вдыхание постоянно сообщаются, в виде пищи, частицы этой распространенной в воздухе субстанции. Cic. de n. d. 1, 43, 120. Д. признавал различие между субстанциями только количественное, а не качественное; о нем и о Левкиппе говорится: ????????? ???? ??? ??????? ???? ??? ?????? ?????? ????, ???????? ??? ???? o???, ??? ??? ??? o???, ?????? ??? ??? ???? ??????? ???? ???????? ??? o???, ??? ??? ????? ?? ???? ?????? ??? ??? o???. Далее он различал представление от бытия; по мнению (????) — теплое, холодное, твердое, сладкое и горькое, но истине (??????) — только неделимые (атомы) и пустое пространство. Душу он называл шарообразными атомами (??????? ??? ??????????? ?????? ?????) и старался вникнуть в процесс человеческого сознания, а именно пытался объяснить происхождение ощущений. Он объяснял их таким образом, что от предметов отделяются как бы тонкие верхние слои и втекают в глаза и в уши. Сами же предметы находятся в вечном движении по пустому пространству, а потому и существует бесчисленное множество миров, различных по величине (ср.: Cic. acad. pr. 17, 55); в некоторых нет ни солнца, ни луны, в некоторых они больших размеров, чем у нас, а в других их больше числом. Расстояния между мирами не одинаковы и некоторые из них находятся в состоянии роста, а другие убывают; некоторые лишены всех животных, растительности и всякой влаги. Что касается отдельных атомов, то они по качеству — однородны, но по форме — весьма разнообразны; действующей причиной, которая сводит их, нельзя признать сознательное, мыслящее, разумное начало, а лишь слепой случай, всемогущий рок или судьбу (ex bis effectum esse caclum atque terrain, nulla cogente natura, sed concursu quodam fortuilo. Cic. de n. d. 1, 24, 66). С таким материалистическим взглядом, конечно, была несовместима вера во всесохраняющее и всем управляющее провидение. Но естественным образом из этого миросозерцания вытекало представление о существовании отдельных образов, происшедших из божественной субстанции, разного рода призраков (????????), благотворных (??????????) или вредных (????????) (animantes imagines, quae vel prodesse nobis soleant, vel nocere. Cic. de n. d. 1, 43, 120), которые во сне и наяву проникают в душу и посредством видимых и внятных проявлений дают знамение о будущем. Целью всякого познания Д. считает спокойствие души (???????, которую он, впрочем, называет и разными другими именами), однако не то, которое доставляется чувственным довольством, а нравственное, неколебимое страстями (???´ ???? ???????? ???? ?????????? ? ????? ??????, ??o? ?????o? ??????????? ????? ??? ?????????????? ??? ??????? ????? ??????). Отсюда, вероятно, явилось предание, изображающее Демокрита вечно смеющимся (??????????), а Гераклита вечно плачущим. Его многочисленные сочинения, в числе которых особо упоминается сочинение под заглавием ????o? ?????????, касались самых разнообразных отраслей знания: ифики, физики, естественной истории, математики, техники и музыки — и были изложены цветущим, живым, почти поэтическим слогом, не свободным, однако, от абдерских идиотизмов. (Cic. or. 20). Хотя эти сочинения во времена Римской империи и были собраны Фрасиллом и разделены на тетралогии, но они утрачены в довольно ранний период и только скудные отрывки дошли до нас; они собраны Муллахом (Mullach. 1843).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Демокрит
греч. Demokritos)
(ок. 460 - 371 до н.э.)
   греческий философ-материалист из Абдеры (Фракия). Много путешествовал; находясь в Афинах, дружил с Сократом. Его перу принадлежат ок. 70 сочинений на моральную, естествоведческую, математическую и др. тематики (сохранились фрагменты). С именем Д. в философии, как и с именем его учителя Левкиппа, связано атомическое учение. Мир для него реален, состоит из атомов и пустоты. Жизнь, согласно учению Д., возникла из неживого по законам природы, без какого-либо творца. Источником души является тепло, сотворившее все живое на земле.
   Виц В.В. Демокрит. М., 1979; Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970; Мисько С.Д. К вопросу о роли Демокрита в формировании языка и стиля греческой научно-философской прозы // Гринбаум Н.С., Мисько С.Д. Язык и стиль древнегреческих писателей (VI - V вв. до н.э.). Кишинев, 1973. С. 56-71; Мисько С.Д., Гришанов Л.К. К вопросу об изучении Демокрита в России // Очерки по истории философии. Кишинев, 1980. С. 124-144.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 460-370 до н. э.)
   Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего времени не сохранилось ни одной из его работ, охватывавших многие области науки. В этике он был предшественником Эпикура и поздних материалистов. Однако в первую очередь Демокрит известен в связи с развитием атомистической теории, которой он обучался у Левкиппа. Демокрит считал, что все тела образуются в результате случайных столкновений и "слипания" крошечных неделимых однородных частиц и что другие миры постоянно образуются вследствие самопроизвольных движений во Вселенной. В народе Демокрит получил прозвище "смеющегося философа", а Ювенал говорил, что его всегда забавляла глупость людей.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   др.-гр. философ, ученик Левкиппа, основоположник атомистики. Происх. из Абдер (Фракия). Совершил путешествия в Египет, Вавилонию, Персию, Аравию, Индию и Эфиопию; слушал Филолая, знал Анаксагора и Гиппократа. По названиям известно 70 соч. Д., от к-рых до нас дошли многочисл. фр-ты. В качестве первоначала Д. выдвинул не одну, а бесчисленное множ-во субстанций (атомов), совокупность к-рых обозначил понятием бытия. Др. начало - небытие (пустота) - бесконечное пространство, где происходит хаотическое движение атомов. Все чувственно-воспринимаемое возникает из соединения атомов, не существуя в действительности в своих качеств, характеристиках. Сами атомы представляют собой мельчайшие, неделимые (из-за твердости) частицы, не имеющие качеств. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадением. Атомы различаются по форме, положению и порядку (очертание, поворот и соприкасание); их беспорядочн. движение приводит к сцеплению друг с другом и образованию всех чувственно-восприним. вещей. Говоря о беспорядочном (беспричинном) движении атомов и о возникновении и гибели миров, Д. вместе с тем полагал, что все совершается по некоей необходимости (судьба), к-рая неясна и непостижима и для человека фактически отождествляется со случайностью. И все же, по Д., следует стремиться обнаружить причину каждого явления, на это и направлено подлинно филос. познание. Известно изречение Д., что он «предпочел бы найти одно причинное объяснение, нежели стать перс, царем». Утверждая, что атомы по природе неподвижны, Д. считал, что они движутся вслед, удара. Чувственное восприятие Д. объяснял истечением атомных потоков с восприним. тела. Т.о., все чувственно-восприним. существует в мнении людей, в зависимости от их ощущений, к-рые фиксируют изменения вещей, но не познают их в действительности. Истинны только умопостигаемые сущности (атомы), недоступные для чувственного восприятия. В основе космогонии Д. лежит концепция Левкиппа о космич. вихрях, порождающих бесчисл. миры. Эти миры существуют в бескон. Вселенной, они разл. величины, формы; возникают и разрушаются через определенные . промежутки вр. Время у Д. не имеет начала, т. к. обозначает изменение бытия, к-рое происходит вечно. Земля нашего мира возникла раньше светил; Луна расположена ниже Земли, затем Солнце и далее неподвижные звезды. Наш мир находится в расцвете, не будучи в состоянии принимать в себя ч.-л. извне. По свид-ву Аристотеля, душу Д. отождествлял с умом, а мышление - с ощущением, но вряд ли следует понимать под мышлением филос. познание. Вер. всего, это мнение людей, основанное на опытном восприятии. Д. считал душу смертной, а челов. организм уподоблял космосу, называя его микрокосмом. Д. признавал существование богов в виде соединений огненных атомов, к-рые живут дольше людей, но не бессмертны. Д. различал критерии постижения чувственных явлений, науч. исследования и непосред. ощущения, а в качестве способа познания принимал только умозрит. рассуждение. В обл. эстетической деятельности человека Д., по-вид., первым провел водораздел между прикладными искусствами, требующими обучения, и собственно худож. твор-вом, невозможным без вдохновения, к-рое не поддается рациональному объяснению. Сохран. отрывки из соч. Д. по физике, математике, биологии, этике, астрономии. По нек-рым сведениям, Д. составил карту ойкумены, основываясь на данных своих путешествий. В области гос. управления Д. был сторонником демократического устройства. Атомизм Д. получил дальнейшее развитие в философии Эпикура и поэме Лукреция.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Демокрит
из Абдеры, ок. 470/460- ок. 400 гг. до н. э., греческий философ. Согласно легенде, будучи воспитанником персидских магов, он был приверженцем восточной мудрости, совершил путешествия в Египет, Эфиопию, Персию, Халдею и Индию (упоминания о которых появляются только во II в. до н. э.). Д. был учеником Левкиппа, и вполне возможно, что он к тому же слушал лекции кого-нибудь из пифагорейцев (см. Пифагор). Скорее всего, он не был в Афинах. В эллинистический период сложился рассказ о Д., который в I в. н. э. обрел окончательную форму в фиктивной переписке Д. с Гиппократом. Отсюда происходит приведенное впервые у Горация прозвище Д. "смеющийся философ". Каталог сочинений Д., признанных подлинными, составил Каллимах из Кирены, а на тетралогии их разделил Фрасилл в I в. н. э. Порядок тетралогии: 1-2 - этика; 3-4 - натурфилософия (связанная с учением о душе и логикой); 7-9 - математика и астрономия, 10-11 - поэзия и музыка; 12-13 - практические умения (медицина, сельское хозяйство, живопись). Кроме 13 тетралогий (52 сочинения) список содержит 9 сочинений вне определенных тематических разделов (между тетралогиями 2 и 3). В конце каталога Фрасилл поместил еще 9 сочинений, приписываемых Д. Обыкновенно оспаривается подлинность нескольких сочинений из списка Фрасилла. Из наследия Д. сохранилось только 298 фрагментов, в основном этических, так называемых Гном Демокрита (Demokratus gnomai), и несколько гном у Стобайоса (?). Предположительно в конце III. до н. э. Болос из Менд издал под именем Д. собственные сочинения о магических свойствах животных, растений и драгоценных камней и содержащие кроме того чисто практические советы, например, о земледелии (псевдо-Демокрит). В определенной мере благодаря этим сочинениям с I в. до н. э. Д. известен как исследователь природы, которому приписывают различные открытия и изобретения. Во второй половине V в. н. э. Д. приписали авторство сборника алхимических рецептов, оказавшего большое влияние на позднейшие произведения этого рода. Д. считали также автором многочисленных изречений и моральных максим. Создателем атомистической теории был Левкипп, однако Д. ее усовершенствовал и дополнил. Невозможно точно определить вклад Д. в данную теорию, поскольку еще в древности не было отчетливого разделения между учением Левкиппа и взглядами Д. Постепенно Д. стали считать первым атомистом, сочинения Левкиппа - Макрокосм (Megas diakosmos) и О разуме (Peri nu) - приписали Д. (возможно, еще в IV в. до н. э.), а некоторые, например Эпикур, отрицали существование Левкиппа. Важнейшим произведением Д. был Микрокосм (Mikros diakosmos) (430-425 гг.). Двумя основами (archai) существования мира являются вечные, неизменные и неделимые атомы (atomos - неделимый) и пустота (kenon), признавае нематериальным бытием или небытием. В беспредельной пустоте в непрестанном движении находятся атомы, из которых складывается бесконечное разнообразие конечных миров. Движение атомов не имеет начала и является изначальным законом природы. Атомы имеют только количественные характеристики, то есть различаются между собой величиной, формой (как буквы A и N), порядком (AN и NA) и расположением (N и Z). Атомисты не признавали целесообразности мира и все явления объясняли механистически. Что касается теории познания, то Д. различал истинное познание, опирающееся на разум, и обманчивое познание (gnome skotie), опирающееся на ощущения. Д. не отбрасывал окончательно свидетельства органов чувств, но стремился, чтобы оно критически оценивалось разумом. Чувственные характеристики (сладость, горечь, тепло, оттенки цвета) Д. считал субъективными. Человек воспринимает предметы тогда, когда отделяющиеся от них подобия (eidola) достигают его глаз (принятие теории "излияний" Эмпедокла). В теории Д. нет места надприродным элементам, ибо боги являют собой соединения мельчайших шаровидных атомов, которые, хотя и долговечны, в конце концов погибают. Несмотря на подчиненное место теологии в атомистической философии Д., нельзя сказать, что религиозные представления не имеют для него никакого значения и являются всего лишь выражением приспособления к традиционным верованиям. Боги существа более совершенные, чем люди, поскольку они в большей степени познали законы, управляющие миром. Они могу помогать или препятствовать людям (поэтому Д. не отвергал молитвы), а также предсказывать будущее. Д оспаривал взгляды Эпикура, говоря о кровном родстве людей и богов, основанном на общности их природы, но признавая богов за образец, согласно которому человек может формировать свою собственную жизнь. Д. объяснял происхождение религии двояким образом: 1) Наблюдение природных явлений, вызывающих в сердцах людей глубокое почтение, связанное с определенным страхом, склонило некоторых мудрых людей к признанию существования божества, правящего миром (возможно, здесь шла речь о возникновении философской религии); 2) источником религиозных представлений были огромные и внушающие страх видения в человеческом облике (eidola), являвшиеся людям во сне (вероятно, речь идет о возникновении народной антропоморфной религии). Д. был первым прозаиком, писавшим труды на этические темы. Самый значительный из них - О спокойствии духа (Peri euthymies). Этика была связана с атомистической теорией, счастье, чаще определяемое как "спокойствие духа", основывается на гармоничном и симметричном движении атомов души. Согласно этому учению, разум человека мог оказывать влияние на движение психических атомов. Вероятно, поэтому Д. придерживался в сочинения по этике гномического стиля, чтобы более легкие для запоминания афоризмы влияли в нужном направлении на движение атомов и обеспечивали людям счастье. Основным принципом этики Д. было подчинение воли и чувства разуму человека (в этом ее сходство с этикой Сократа). До недавнего времени считалось доказанным, что Д. был создателем концепции о развитии общества от первобытных, почти животных форм ко все более совершенным. Это учение Д., представленное, возможно, в Микрокосме, излагает, основываясь на Гекатее из Абдеры, Диодор Сицилийский.В настоящее время, однако, полагают, что идея о развитии общества и культуры под давлением неизбежности и необходимости является коллективным порождением софистической мысли V в. до н. э., которая порвала с мифом о золотом веке (следы подобных взглядов у Протагора, Продика, Крития). Д. был сторонником демократии, но он видел также и изъяны современных ему демократий. Д., писавший о всех областях знания своего времени, был самым разносторонним философом до Аристотеля. Цицерон хвалил прекрасный ионический стиль Д. и сравнивал его со стилем Платона, а простой стиль Д. противопоставлял запутанному языку Гераклита. Аристотель часто пишет о Д. с уважением, зато Платон нигде о нем не упоминает. Знал ли Платон сочинения Д. - вопрос спорный. Следы критики атомизма в платоновском Тимее усмотрели, скорее всего, чересчур поспешно. Легендой представляется также сообщение, что Платон намеревался сжечь произведения Д. Д. не основал философской школы, но в IV в. до н. э. объявились его последователи - Метродор Хиосский, Диоген из Смирны, Анаксагор из Абдеры (учитель Пирона из Элиды), Навсифан (учитель Эпикура). Эпикур тоже первоначально называл себя последователем Д., однако впоследствии стал подчеркивать свою оригинальность. Философия Д. дала начало двум школам: эпикурейской (продолжающей атомизм и этику Д.) и скептической (основанной Пирроном, который поставил на первый план теорию субъективных ощущений). Учение Д. стало известно повсюду благодаря Аристотелю и перипатетикам, а также Волосу из Менда, связавшему взгляды Д. с мистико-алхимическими представлениями, а прежде всего - Эпикуру.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
6.53 мб

ДЕМОКРИТ И ДАТА ПАДЕНИЯ ТРОИ

Солопова Мария Анатольевна
В статье рассматривается хронология древнегреческого философа Демокрита. От классической античности до нас дошли три даты рождения Демокрита: 495 г. до н. э. (Диодор Сицилийский), 470 г. (Фрасилл) и 460 г. (Аполлодор).
Читать PDF
160.31 кб

Демокрит. Попытка создания «Альтернативной» геометрии

Абакумов Юрий Георгиевич
По известным источникам описываются основные черты геометрии Демокрита. Подчеркивается связь с принципом Кавальери.
Читать PDF
149.82 кб

Античная философия (Демокрит, Платон) и проблема творчества

Комаров Александр Иванович
Обсуждаются исторические условия формирования и содержание концепций творчества родоначальников основных течений философской мысли Демокрита и Платона.
Читать PDF
442.55 кб

Парменид и демокрит: учение о бытии и устойчивость

Трофимова Юлия Александровна
В статье рассматривается трактовка бытия и устойчивости в учениях Парменида и Демокрита. Парменид понимал бытие как единое, неизменное, неподвижное. Для Демокрита бытие это неизменные атомы.
Читать PDF
253.74 кб

ЖАН СТАРОБИНСКИЙ. СМЕХ ДЕМОКРИТА

Душенко К.В.
Читать PDF
169.84 кб

Тезис «не более чем» у Демокрита

Иванов Сергей Юрьевич
В статье проясняется значение тезиса Демокрита.не более чем.. Он определяет отношение сущего и не сущего в порядке истинного, фиксируя тем самым его производящую способность.
Читать PDF
410.58 кб

О линиях Платона и Демокрита в развитии культуры. (к критике попытки обосновать ведущую роль идеализ

Игнатьев Владимир Александрович
Читать PDF
142.29 кб

Слезы и смех античной философии: к эволюции образа Гераклита и Демокрита

Дорофеев Д.Ю.
Статья посвящена исследованию истории формирования и развития образа «плачущего Гераклита» и «смеющегося Демокрита» и продолжает работы в рамках проекта по иконографии античных философов.
Читать PDF
229.28 кб

Психология: возвращение к Демокриту

Мазилов Владимир Александрович
Статья посвящена анализу проблемы «психология и окружающий мир».

Похожие термины:

  • Терпинович, Демокрит

    (псевд.) (18??-18??). Рус. писатель. Т. является автором романа "Путешествие по Солнцу" (1845), соединящего фантаст. "необыкновенное путешествие" с просветительской сатирой (см. Сатирическая НФ, Со