Демонология
Демонология
(daimon – дух, божество + logos – учение) – религиозное учение о демонах. Восходит к первобытной вере в злых духов. Демонология получила особое развитие в вавилонской и древнеиранской религиях, откуда проникла в иудаизм, христианство и ислам (См. Ислам, Иудаизм, Христианство). Католицизм и православие до сих пор настаивают на реальном существовании демонов, некоторые протестанты склонны понимать их символически. Демонология неотрывна от религиозной морали, в которой дьявол – источник и носитель греха. Согласно демонологии, человек всегда окружен демонами, угрожающими его душе, и избавить от них или нейтрализовать их злокозненное действие может только церковь своими молитвами, заклинаниями реликвиями, иногда специальными культовыми действиями по изгнанию дьявола (экзорцизм). См. Религия, Демоны.
ДЕМОНОЛОГИЯ
учение в Католической теологии о роли Божественного произволения, о силе дьявола и способах борьбы с его воздействием на человека. Демонологические трактаты, основанные на концепции добра и зла, создали систему демонических сил, противопоставляя образы Бога, ангелов, дьявола, демонов, ведьм. Теологи обосновали основной тезис: дьявол только потому обладает известной силой, что является карающим орудием в руках Господа. На основе этого представления возник культ служителей дьявола. Разработанное христианской теологией учение (демонология) поддерживало веру в культ демонов, который легко внедрялся в сознание народа. Все бедствия легко было объяснить зловредительством темных сил. К культу служителей дьявола относили попытки узнать будущее, изготовление магических порошков и мазей, организацию сатанинских сект, колдовство, зловредительство, ночные полеты на ведовской шабаш, колдовскую порчу. В основе этих обвинений лежало подозрение в службе дьяволу, в действиях по договору с дьяволом.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
Демонология
фантастические образы, порожденные нар. верованиями. Ур. демонический пантеон весьма обширен, его персонажей можно разделить на три группы. Первую составляют злые духи, олицетворяющие болезни, недомогания, несчастья, нужды (трясовица, лихорадка, холера, ревун, кикимора и т.п.); вторую группу образуют домашние духи (домовой, банник, хлевник и т.п.); третья группа - это духи природы: леший, полудница, водяной и т.п., а также хозяева гор, земельных богатств (Полоз, девка Азовка, Малахитница). На У. Д. вместе с христианскими святыми составляла сакральный мир, с к-рым у человека были нормативные отношения. Нарушение норм общения влекло беду, к-рая мыслилась и как результат чьего-то умысла, как "напущенное" зло, от к-рого можно было избавиться с помощью заговора или молитвы. Была также система оберегов. Лит.: Мифологические образы в записях уральской несказочной прозы // Фольклор Урала. Свердловск, 1985; Былички и бывальщины: Старозаветные рассказы, записанные в Прикамье. Пермь, 1991. Шумов К.Э.