ДЕРЕВЕНСКОЕ ТРИО

Найдено 1 определение
ДЕРЕВЕНСКОЕ ТРИО
такое название в 1920–30-е гг. получил распространенный вариант любительского ансамбля. Развитие деревенской самодеятельности 1920–30-х гг. было отмечено стремлением к созданию инструментальных ансамблей и небольших оркестров, которые участвовали в музыкальном оформлении клубных мероприятий и новых советских праздников. Организация великорусских или неаполитанских оркестров была сложна для сельского клуба — не хватало средств на приобретение инструментов и нот, не было профессиональных руководителей. Приходилось довольствоваться теми инструментами, которые были у кружковцев. Составы возникали под влиянием обстоятельств и были самые разные. Чаще всего у деревенских музыкантов-любителей встречались балалайка, гитара и мандолина. Ансамбль из этих инструментов, названный Д.Т., распространился и стал популярным, а с середины 1920-х гг. для него даже начали выходить специальные нотные сборники. Представление об этом роде ансамбля можно получить из книг В.В. Дасманова, видного организатора ранней советской самодеятельности. Его книги задумывались прежде всего как практическое руководство для музыкантов-любителей, в них доходчиво объяснялось устройство инструментов, способы их настройки, приемы звукоизвлечения, нотная и цифровая системы записи. Обычно в Д.Т. мандолина вела первый голос, балалайка — второй, а гитара была аккомпанирующим инструментом. В зависимости от числа участников ка-ждая партия могла быть удвоена, утроена и т. д. При неравномерном количестве инструментов (обычно не хватало мандолин) часть балалаечников пересаживалась на первую партию. Гитаристы также могли разделяться: одни исполняли медиатором басовую партию на низких струнах, другие — партию альтов на высоких, восполняя таким образом недостаток гармонического полнозвучия. Все же возможности деревенского оркестра были скромные — его звуковой объем был меньше, чем у великорусского, партия гитарного баса была элементарная, поэтому пьесы с многозвучными аккордами или сложным голосоведением были ему не под силу. Небольшой стабильный репертуар составлялся из песенных и танцевальных мелодий, хорошо знакомых всем. Чаще всего играли по слуху. Иногда такие оркестрики имели художественного руководителя — им мог стать кто-то из кружковцев, лучше других владевший инструментом и знавший ноты. Он заботился о пополнении репертуара. Обычно делались переложения пьес, изданных для великорусского оркестра; единственную трудность при этом представляла партия гитары, так как партии балалайки и домры просто переписывались. Деревенский оркестр был очень удобен на танцевальных вечеринках и праздниках, вечерах и концертах самодеятельности. Он аккомпанировал хоровому кружку, живой газете, массовому пению. Так как в оркестре было только три партии, большой состав всегда можно было поделить на несколько маленьких, если возникала необходимость участия сразу в нескольких мероприятиях. Обслуживая деревенские вечеринки, музыканты могли играть попеременно, чередуясь между собой, чтобы можно было участвовать в танцах. (М. К.) Лит.: Дасманов В. Струнный кружок в деревне. М., 1930; Он же. Деревенский оркестр из мандолин, балалаек и гитар. М., 1928.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010