Деспотия

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Деспотия
форма самодержавной неограниченной власти.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

ДЕСПОТИЯ
форма самодержавной, неограниченной власти. Классическая деспотия существовала на Древнем Востоке (Ассирия, Вавилон и т.д.).

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Деспотия
греч. - неограниченная власть) - форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит одному правителю. Для нее характерны полный произвол власти и бесправие подданных. При деспотии воля властителя является законом, личность деспота обожествляется при жизни и после смерти становится предметом культа.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ДЕСПОТИЯ
форма госуд., при к-рой полнота власти, не огранич. законом, принадлежит одному властителю — наследств. монарху, правящ. при посредстве сложного воен.-бюрократич. аппарата; особенно хар-рна для большинства рабовлад. госуд. Др. Востока и отличается полным произволом власти и бесправием населения; синонимом Д. явл. неогранич. монархия и тирания.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ДЕСПОТИЯ
форма самодержавной неограниченной власти, отличающаяся произволом властителя и полным бесправием народа, а также государство, управляемое деспотом. Характерна для ряда греческих государственных образований XIII-XV вв., полузависимых от Византии, правителей которых называли деспотами по высшему титулу византийских вельмож, а также государств Древнего Востока: Ассирия, Вавилон и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Деспотия
по-гречески неограниченная власть) - форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю - наследственному монарху, правящему при посредстве сложного военно-бюрократического аппарата; деспотии характерны для большинства древневосточных государств (Египет, Ассирия, Вавилония, Персия, Индия, Китай и др.). При деспотии воля деспота считалась законом. Его личность нередко обожествлялась при жизни и после смерти (примером может служить обожествление древнеегипетских фараонов). Власть деспота признавалась неограниченной, хотя фактически он принимал решения, нередко учитывая интересы представителей окружавшей его знати.

Источник: Исторический словарь

ДЕСПОТИЯ
от греч. despoteia - неогранич. власть) - форма гос-ва, при к-рой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю - наследств. монарху, правящему при посредстве сложного воен.-бюрократич. аппарата; особенно характерна для большинства рабовладельч. гос-в Др. Востока (Египет, Ассирия, Вавилония, Иран, Индия, Китай и др.) и отличается полным произволом власти и бесправием населения; синонимом Д. является неогранич. монархия и тирания. При Д. воля деспота считалась законом. Его личность нередко обожествлялась при жизни и после смерти. Власть деспота признавалась неограниченной, хотя фактически он принимал решения, учитывая пожелания представителей окружавшей его знати.

Причиной образования Д. в древнейших странах Востока являлось длит. сохранение общинного быта. Ф. Энгельс отмечал, что там, где гос. власть возникает "...в период, когда община обрабатывает землю еще сообща или, по крайней мере, передает только во временное пользование отдельным семьям, где, таким образом, еще не образовалась частная собственность на землю, - там государственная власть появляется в форме деспотизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 497).

Необходимость создавать и поддерживать в порядке ирригац. сооружения, без к-рых не могло существовать земледелие в ряде стран Востока, поднимала значение политич. централизации и укрепляла деспотич. власть.

Образованию Д. в странах рабовладельч. Востока предшествовала военная демократия - форма обществ. организации, складывающаяся при переходе от первобытнообщинного строя к клас. обществу; племенной вождь становился наследств. деспотом. Нередко первоначальной формой гос. строя являлась рабовладельч. олигархия, предшествовавшая образованию Д.

Наиболее законченным воплощением Д. являлся Др. Египет, где властитель - фараон, начиная с эпохи Др. царства (3-е тыс. до н.э.), считался богом, "сыном Ра" (Солнца) и обладал верховной законодат., судебной, исполнит. и воен. властью. Д. существовала также в гос-вах Двуречья. Так, в Шумере цари III династии Ура осуществляли в полной мере власть вост. деспотов. Все население полностью зависело от них, получая на их рук довольствие и землю. В распоряжении царей были многочисл. ремесл. мастерские и караванная торговля. Опорой их являлась служилая знать, участвовавшая в дележе прибавочного продукта. Аналогичные порядки прослеживаются и в Вавилонии и Ассирии. В законах Хаммурапи царь, правда, не именуется богом, но рассматривается как наместник богов. Деспотией была обширная Перс. держава (см. Ахеменидов государство), в к-рой все нити гос. управления сходились во дворце "царя царей". Д. сложилась также в Др. Индии, где, согласно Ману законам, царь правил страной как неогранич. повелитель, опирающийся на жреч. и воен. аристократию. Характер Д. присущ был и др.-кит. гос-вам, особенно четко он был выражен во времена Циньской монархии (3 в. до н.э.).

В период раннего феодализма на Бл. и Ср. Востоке власть монархов ограничивала родовая аристократия - "цари областей" в Иране при Аршакидах и ранних Сасанидах, вожди племен в араб. Халифате. Сдерживающее влияние оказывали на самодержавных монархов религ.-правовые нормы и традиция (особенно мусульманские), обеспечивавшие политич. влияние и высоко" обществ. положение духовенства. Это наблюдалось даже в Багдадском халифате (см. Аббасидов халифат) 8-9 вв., к-рый был феод. Д. Халиф, сосредоточив в своих руках всю полноту духовной и светской власти, правил, опираясь на вооруж. силу, и широко применял меры террора. С распадом Багдадского халифата в 9-10 вв. феод. деспотии сложились в отд. частях ранее единого гос-ва (в Испании, Иране, Египте). Черты Д. особенно резко выступали в гос-ве Надир-шаха в 18 в. На терр. Индии также складывались деспотич. монархии, напр. гос-во Великих Моголов (в 16-17 вв.), охватывавшее обширную терр. и осуществлявшее значит. централизацию управления. Наряду с гос-вом Великих Моголов феод. Д. достигла своего наивысшего развития в Османской империи 14-16 вв.

Наличие особой формы гос-ва - деспотич. монархии - в странах Др. Востока было подмечено еще Аристотелем, к-рый, отмечая различные виды монархии, выделял деспотич. власть у нек-рых варварских народов. Отождествляя Д. с тиранией, он определял последнюю как монархию, относящуюся деспотически к целому политич. обществу. В ср. века для отрицат. оценки отд. воплощений монархич. власти употреблялось понятие "тирания" (Фома Аквинский, тираноборцы и мн. др.).

Широко пользовались понятием "деспотизм" франц. просветители 18 в (Монтескье, Мабли, Дидро и др.) для критики абсолютистской монархии. Монтескье, напр., противопоставлял умеренное правление деспотическому, как такому, где "... все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица" ("О духе законов", в кн.: Избр. произв., М., 1955, с. 169). Однако, поскольку всякая неогранич. монархия неизбежно представляет собою несвязанное законом правление одного лица, различие между неогранич. монархией. Д. и тиранией не может быть установлено с достаточной определенностью. На это указывал К. Маркс, отмечая, что все это назв. одного и того же понятия, в крайнем случае, различие в нравах при одном и том же принципе (см. Письмо к Руге, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 374-75).

Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, М., 1940, с. 6-; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 135-36; т. 19, с. 497; т. 20, с. 186; Авдиев В. И., История Др. Востока, 2 изд., М., 1953; Струве В. В., История Др. Востока, М., 1941: Дьяконов И. М., Обществ. и гос. строй древнего Двуречья, М., 1959; Всемирная история т. 1, М... 1955, гл. 4-7, 9-13, 21, 23-25; T. 2, M., 1956, гл. 1, 7, 14-17; T. 3, M., 1958, гл. 7, 8, 20, 35, 37; Rirenne J., Histoire des Institutions et du droit priv? de l´ancienne ?gypte, t. 1-3, Brux., 1932-35.

С. Ф. Кечекьян. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
612.42 кб

Московская политическая традиция XVI В. : деспотия или «Гармония» интересов народа и «Вождей» ? (к в

Пенская Т. М.
В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с процессами становления и развития русской государственности во 2-й пол. XV нач. XVII вв. и происхождением русского авторитаризма.
Читать PDF
104.72 кб

2002. 04. 001. Вилен Ф. Дж. Восточный деспотизм: ответ Анкетиля-Дюперрона Монтескье Whelan F. G. Ori

Гордон А. В.
Читать PDF
229.92 кб

Концепт восточный деспотизм в представлениях французских просветителей о мусульманском Востоке

Мигаль Анастасия Сергеевна
Рассматривается понятие «восточный деспотизм» в дискурсе французских интеллектуалов XVIII века.
Читать PDF
207.70 кб

2014. 02. 021. Bалле Р. Генеалогия русофобии. Кюстин, Донозо Кортес и русский деспотизм. Valle R. Ge

Любин В.П.
Читать PDF
320.34 кб

И. Кант и М. Робеспьер: критика политического деспотизма и ожидание прогресса

Мясников А. Г.
Читать PDF
1.21 мб

Философские предпосылки деспотизма

Франк С. Л.
Читать PDF
117.83 кб

Теория деспотизма : третья лекция из цикла «Лекции по политическому праву», прочитанная в Мадридском

Доносо Кортес Хуан
Читать PDF
195.58 кб

К вопросу об императивах деспотизма в практике управления хозяйственной системой Древнего Египта

Давыдов Сергей Анатольевич
В статье рассматривается проблема деспотизма в практике управления хозяйственной системой Древнего Египта.
Читать PDF
392.51 кб

Мотивы деспотизма и жертвенности в поэзии Н. А. Некрасова 1840-х годов

Баталова Тамара Павловна
В статье рассматриваются стихотворения Н.А. Некрасова 1846 г. «Перед дождём» и «Родина».
Читать PDF
143.88 кб

Не пора ли задуматься о «Деспотизме языка» в психологии?

Климов Евгений Александрович
В профессиональном языке психологов распространены "штампы речи", которые могут вызывать разнообразные ассоциации и представления, ведущие к неадекватному пониманию предмета.
Читать PDF
507.00 кб

Социализация и воспитание в условиях восточной деспотии (читая повести о Ходже Насреддине)

Куприянов Борис Викторович
В статье на основе литературоведческого анализа представлены положения о специфике социализации в условиях традиционного общества и деспотического государства Востока.

Похожие термины:

  • ДЕСПОТИЗМ

    1) самодержавная, неограниченная власть; 2) произвол, самоуправство, подавление свободной воли.