Дмитриев Михаил Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дмитриев Михаил Александрович

Дмитриев, Михаил Александрович - поэт и переводчик (1796 - 1866), сын Александра Ивановича . Окончил курс в Московском университете. Был обер-прокурором 7 департамента. Дебютировал баснями в ""Вестнике Европы"" и в ""Российском Музеуме"" В. Измайлова . В тридцатых годах он много занимался Шеллингом и Океном, писал статьи философского содержания и печатал их без подписи в ""Московском Вестнике"" и ""Телескопе"". Помещал стихи и литературно-критические статьи в повременных изданиях. Большая часть его стихотворений вошла в отдельные издания (Москва, 1831 и 1865). Переводил Гейне, Шиллера, Гердера, Уланда, Рюккерта, Горация. Его воспоминания ""Мелочи из запаса моей памяти"", напечатанные в ""Москвитянине"" 1853 г., в 1854 г. вышли отдельно. Значительно дополненные, они в 1869 г. были изданы редакцией ""Русского Архива"". Не всегда точные, грешащие большой анекдотичностью, ""Мелочи"" не лишены историко-литературного значения и заключают в себе воспоминания о писателях карамзинского периода и о жизни провинции начала прошлого века. Дмитриев постоянно вращался среди писателей и всю свою жизнь был ""любителем"" литературы, считая, что цель поэзии состоит ""в облагораживании и возвышении духа идеями и формами изящного"". В начале литературной деятельности он часто выступал, в качестве ""классика"", противником романтического направления. Позже, отвечая на упреки, что он не любит новую литературу, Дмитриев говорил: ""Всякой просвещенный человек знает, что литература изменяется с ходом времени; что она не только не может стоять на одном месте, но и не должна"", но в литературе 50 - 60-х годов он часто видел ""уклонения от изящного вкуса"". Как славянофил, он сетовал на оскудение христианской любви, ослабление семейных связей, забвение обычаев и переимчивость иностранного. Кроме вышеозначенного, отдельно издал: ""О противниках и защитниках историографа Карамзина"" (Москва, 1829), ""К радости Шиллера"" (Москва, 1843), ""Князь Иван Михайлович Долгорукий и его сочинения"" (Москва, 1851 и 1863), ""Московские элегии"" (Москва, 1858) и другие.

Источник: Биографический словарь. 2008

Дмитриев, Михаил Александрович

— сын полковника, старшего брата Ивана Ивановича Дмитриева, родился 23 мая 1796 года в селе Богородском. Семи недель от роду он был записан в Семеновский полк, но при Павле были исключены все неявившиеся к службе. После отца он остался двух лет на руках матери и деда Пиля, шведа (дядя был иркутским генерал-губернатором). 9 лет он определен был в Московский архив актуариусом, а через год Именным указом он уволен был в отпуск до окончания ученья. В начале 1811 г. он поступает в университетский благородный пансион, и 15 лет, не оставляя ученья, он явился в Архив на службу; 19 дек. 1811 г. был назначен уже переводчиком Коллегии. В июне 1812 г. Дм. выдержал экзамен для поступления в университет и получил отпуск к родным, откуда вернулся в обгорелую Москву только в июне 1813 г.; с сентября слушает лекции Каченовского, Мерзлякова и продолжает службу, так что 31 дек. 1814 г. производится в титулярн. советн., между тем как аттестат на действ. студента получен только 12 июня 1817 г. 19 авг. 1821 г., по просьбе дяди И. И., у которого он и жил, он пожалован в камер-юнкера, а в 1831 г. в камергеры; 31 дек. 1839 г. он уже действ. ст. сов. и обер-прокурор 7 департ. Сената, а с 3 июля 1843 г. заведующий делами общих собраний Московского Сената. Внимание министров юстиции Д. В. Дашкова и гр. Панина было причиной, что ему поручено было обозреть архивы, а потом обревизовать московские судебные места. 25 февр. 1847 г. Дм. вышел в отставку; он был три раза женат (между прочим на девице Вельяминовой-Зерновой) и имел детей от каждого брака.


Литературная среда сказалась на нем. 4 лет он перед гостями деда декламировал оду дяди "На коронование Александра I"; в издании пансиона "В удовольствие и пользу" он поместил переводную статью — жизнеописание Плиния младшего; живя у дяди, он узнал Жуковского, Батюшкова, Воейкова, Дениса Давыдова, П. А. Вяземского, В. Л. Пушкина, кн. Шаликова, В. В. Измайлова; Карамзина он знал еще прежде (5 июня 1812 г.), видал всех чаще и в самых молодых летах бывал у него в доме. Первые стихи свои, басни, он печатает в 1814 г. в Вестнике Европы, издании В. Измайлова. Через Каченовского он становится членом Общ. Любит. российской словесности с 1 н. 1820 г., а с 15 дек. 1824 г. через К. Ф. Рылеева — членом Вольного Общества Петербургского. В 1830 г. он издает 2 тома стихотворений, обратив на себя внимание звучным стихом. Дм. изучает философию Шеллинга и Окена, печатая статьи в Московском Вестнике и в Телескопе. В 1848 г. в Москвитянине его бранчливая статья: О натуральной школе и народности; о введении тонического стихосложения. В 1851 г. появляется его исследование об известном в свое время стихотворце, кн. И. М. Долгоруком.


Лучшим временем для Дм. было издание "Москвитянина" (1841—1856 г.); редкая книжка обходилась без его стихотворений, среди которых элегии, псалмы, лирическо-философские стихотворения, эпиграммы. В 1857 г. он издает сборник: "Московские Элегии", где в гекзаметрах проходят перед нами со славянофильским оттенком картины Москвы: "Зданья, обычаи, быт, старина, новизна и преданья". В деревне последние годы он был занят переводом Горация, из которого он взял и эпиграф: "Ростом я мал; поседел до поры; любитель я солнца; вспыльчив, легко рассержусь, но зато и легко утихаю". Когда-то Соболевский едко сказал о нем: "Он — камер-юнкер при Дворе и камердинер на Парнасе". Имелись у Дм. и непечатанные, сатирические стихотворения ("Целые тома лежали у него, дожидаясь печати", говорит П. Бартенев в его некрологе) и пародии (на Светлану, напр., где вместо Светланы выведен Н. А. Полевой). Дм. был на стороне противников первых поэм Пушкина, деятельно полемизируя в "Вестнике Европы" 1824 г., №№ 5, 7, 8 и др., против романтизма с Вяземским. Н. А. Полевой невысоко ставил собственные стихотворения Дм.: "Форма, лад стихов у него старые — Карамзинские, если угодно: шероховато, но вылощено; отзывается тяжелым трудом, но гладко; принужденно, но стройно. Видно, как автор нанизывал стих к стиху и разводил узоры мыслей, определенных квадратцами канвы. 17 элегий, 27 песенок, стишков в альбомы, к садику, к Волге, к вязанью, к Провиденью, к Надежде, к Наталье, к канве, 13 басен, 8 псалмов, 12 пьес вроде од, Discours en vers, и опять стихи: к Лире, к Музе — с извинением, что напечатано, хотя из примечаний видно, как дорожит каждым стихом. Чисто Доратовский век! Где же переход к новому, к полуромантизму? Оды в разнообразных куплетах, в смеси с элегическим; подражания Гете, Шиллеру, Маттисону..."


В 20-х годах М. Дм. в "Вестнике Европы" восстал против "Горя от ума", осуждая форму комедии, защищая московское общество и считая Чацкого лицом почти невозможным, "Мольеровым мизантропом в мелочах и карикатуре".


"Мелочи из запаса моей памяти" М. Дмитриева когда-то, в 1855 г., радушно приветствовал Н. С. Тихонравов: "в них много анекдотических подробностей, очень хорошо характеризующих и старых писателей наших, и старые литературные нравы, но где Дм., может быть слишком часто, вдается в рассуждения о сочинениях, направлении писателя и т. п., там довольно спорного, иногда же неверного и пристрастного. Тем не менее "Мелочи" будут в настоящее время настольною книгою у всех занимающихся историей русской словесности", говорит Тихонравов, исправляя неверности, дополняя недосказанное и объясняя некоторые места книги.


В 1863 г. появилось 2-е издание, значительно дополненное, исследования о Долгоруком, где есть желчные выходки против В. Г. Белинского, вроде следующей: "Справедливо написал кто-то о Белинском: Не читавши, сгоряча так и рубит все с плеча" (Оправдываясь в упреке за неприязненное отношение к современной литературе, высказанном А. В. Дружининым, М. Дм. на стр. 188 "Мелочей" говорит: "Немногие, может быть, читали с таким увлечением и радовались так, как я, читая "Записки Охотника" и романы: "Обыкновенная история" и "Львы в провинции". Знаю, что ни в Карамзинское время, ни в первые десятилетия нынешнего столетия не было и не могло быть таких произведений; но знаю и то, что в то время не было тех уклонений от изящного вкуса и от истины суждений, какие встречаются ныне")!


Наиболее ценным из литературного наследства Дм. надо считать его переводы из Горация: Наука поэзии и сатиры. Верный взгляд высказан им на то, как надо переводить: следует соблюсти точность мысли и тон произведения, уразумев намерения автора. В переводах из классиков немцы стоят за литеральную точность, французы за красивую передачу; но "ни тяжелым топором, ни на легком токарном станке не изваять копии с древнего бюста!".


M. A. Дм. умер после тяжкого и продолжительного недуга на 71-м году, 5-го сент. 1866 г., и похоронен на кладбище Данилова монастыря.



Издания сочинений М. А. Дмитриева:



Торжество муз на открытие московского театра. М. 1824. 8°. На кончину Александра I. M. 1826. 8°. Люциферов праздник, романтическая карикатура (Гете Walpurgisnacht). M. 1828. О противниках и защитниках истории Карамзина. М. 1829. 8°. Стихотворения М. Дмитриева, в 2-х ч М. 1830. 8°. К радости, Шиллера, перев. в стихах. М. 1843. 8°. Воспоминание о С. Е. Раиче. М. 1855. 8° (из "Москов. Вед.", № 141). Ода на коронование Александра II. M. 1856. 8°. Краткое жизнеописание Михайла Ал. Дмитриева (не для продажи). M. 1863 г. 16°. 28 стр.; автобиография, написанная для С. Шевырева, который хотел издать Словарь пансионеров Мелочи из запаса моей памяти, 2-е изд М. 1869. 297 + II; с эпиграфом из Chateaubriand: j´ai pris la plume pour écrire. Sur qui et à propos de quoi? Je l´ignore. С 279 стр. азбучный указатель. Наука поэзии или послание Горация к Пизонам, с приложением Подлинника, введением и примечаниями. М. 1853. VIII + 90. Ц. 1 p. 25 к., посвящается А. Д. Курбатову, товарищу-студенту, в память 37 л. дружбы Сатиры Горация, с объяснит. примечаниями. M. 1858. XII + 191 + І + І. Ц. 1 p. 75 коп. Московские элегии. M. 1858. Ц. 80 к. Кн. И. М. Долгорукой и его сочинения, изд. 2-е, обработанное вновь, исправл. и знач. дополнен. М. 1863 (2), IV (предисловие) + 284 + 8. Ц. 1 р. 50 к. Стихотворения Михайла А. Дмитриева, в 2-х частях. M. 1865. 262 + II + II; 250 + IV. Пo 2 p.



Статьи и заметки о сочинениях M. A. Дмитриева:


Московские Ведомости 1853 г. 30 дек. о "Науке поэзии" Горация в переводе Дм. Отечествен. Записки 1858 г., июнь, о Сатирах Горация в переводе Дм. Сборник исторических и статистич. материалов о Симбирской губернии. 1868 г., см. статью Ал. В. — биография M. A. Дмитриева. Брокгауз и Ефрон — Энциклопедический словарь, т. Х, Д. M. A. Геннади — Справочный словарь, т. I, стр. 310—311. Бартенев, П. И. — Некролог M. A. Дм. Моск. Вед. 1866 г., № 189, 10 сент. Гербель, Н. В., Русские поэты в биографиях и образцах, стр. 207—211. Полевой, Н. А., Очерки рус. литературы, ч. І, стр. 439—446: Стихотворения М. А. Дм. Галахов, А. Д. (без подписи) о "Мелочах" М. Дм. — Отечеств Записки 1854 г., № 6, отд. IV, 148—152. Тихонравов, Н. С. — о том же — там же, № 8, 104, 106. Тихонравов, Н. С. — "Мелочи из запаса моей памяти" М. Дм. — в "Сочинениях Н. С. Тихонравова", т. III, ч. 1-я. М. 1898 г., стр. 234—257 и в примечаниях 39—43. Статья была напечатана в Отеч. Записк. 1855 г., № 1, отд. III, 3—22 стр. Дружинин, А. В. — Собрание сочинений. СПб. 1865, т. VI, стр. 762—767 и 779—784, письма иногороднего подписчика: 35-е и 36-е, янв. и февр. "Современника" 1854 г. Пыпин, А. Н. — История русск. литер., т. III, стр. 319 — о Дм. М. А.


Ф. В.


{Половцов}





Дмитриев, Михаил Александрович


— племянник поэта Ив. Ив. Д. (1796—1866); воспитывался в Московском благородном пансионе; начал службу в Москве (в Архиве министерства иностр. дел), где прослужил до самой отставки (в 1847 г.), последние годы состоя обер-прокурором 7-го департамента и заведующим делами общего собрания моск. департаментов сената. Литературой стал заниматься очень рано. Свои довольно посредственные стихотворения Д. печатал в "Атенее", "Галатее", "Моск. Вестнике", "Телескопе", "Молве", "Москвитянине" и др. Известный остряк Соболевский определял Д., как стихотворца, следующим двустишием: "Он камер-юнкер при дворе и камердинер на Парнасе". Был он известен и сатирическими, непечатными стихотворениями, и пародиями; в их ряду выделяется пародия на "Светлану" Жуковского. Д. принимал весьма деятельное участие в литературной полемике, вызванной появлением в свет первых поэм Пушкина, причем был на стороне его противников, ратуя против романтизма и вообще против всего нового и свежего в литературе. Редкая книжка "Москвитянина" (40-х и 50-х гг.) обходилась без стихотворений Д. В "Москвитянине" же Д. поместил, кроме полемических статей против "натуральной школы", отрывки из "Мелочей из запаса моей памяти" (1853, кн. 1, 3 и 4). В следующем году, под тем же заглавием, отрывки вышли отдельной книгой. Позднее Д. значительно дополнил "Мелочи", намереваясь их издать вторично, что исполнено после его смерти редакцией "Русского Архива" (1869). В "Мелочи" Д. внес много воспоминаний и анекдотов, далеко не всегда достоверных, из жизни московских писателей, среди которых он вращался. Д. издал еще следующие сочинения: "Князь Ив. Мих. Долгорукий и его сочинения" (М., 1851, 2-е изд., 1863); "Наука поэзии, или послание к Пизонам Квинта Горация Флакка" (перев. в стихах, Москва, 1853); "Сатиры Квинта Горация Флакка" (перев. в стихах, Москва, 1858); "Московские элегии" (М., 1858). "Стихотворения Д." изданы им самим 2 раза, в 1831 и в 1865 г., оба раза в Москве.


Ср. "Краткое жизнеописание М. А. Д." (М., 1863, автобиография).


{Брокгауз}





Дмитриев, Михаил Александрович


обер-прокурор Сената в Москве, писатель; р. 23 мая 1796, † 3 сент. 1866 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008