ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
форма учебно-воспитательного процесса, общеобразовательной подготовки в условиях семьи или в доме обучающего. Домашними учителями были представители всех соц. слоев населения. Со 2-й четв. 19 в. в России постепенно утверждается гос. система Д. о. В дворянском быту домашние наставники и учителя назывались гувернерами. Первые упоминания о Д. о. в Пенз. крае относятся к 1742–47: братья Чемесовы получили достаточно высокую домашнюю общеобразовательную подготовку и навыки рисования в поместье с. Озерки (ныне с. Лапшово Камешкирского района), что позволило Евграфу Петровичу Чемесову поступить в Академию художеств, стать академиком и руковод. гравировального класса. Первым наставником – «дядькой» А. Н. Радищева – был крепостной Сума Мамонтов, затем – беглый франц. солдат. М. Ю. Лермонтов получил первонач. навыки разговорной речи на франц. языке от бывших наполеоновских солдат Жако и Капэ. До сер. 19 в. доля иностранцев среди домашних учителей (по разным предметам) была значительной. В кон. 18 – нач. 19 вв. нек-рые помещики «кооперировались», обучая детей в доме одного из них. В 1797 учителем рус. языка детей кн. С. Ф. Голицына (см. Голицыны), дочери его управляющего ПЕНЗ. А. Киевской, Ф. Ф. Вигеля в с. Зубриловка был И. А. Крылов (в то время секретарь Голицына). Е. А. Арсеньева (см. Арсеньевы), желая расширить круг общения М. Ю. Лермонтова, также обучала у себя детей соседних помещиков. Домашние учителя обязаны были иметь свидетельство об общем и спец. образовании. Так, коллежский советник И. В. Тимофеев, домашний наставник в доме Загоскиных с 1850, закончил Казанский ун-т. Женщины, домашние наставницы, обязаны были окончить с отличием гимназич. курс или сдать спец. экзамены. З. И. Волженская окончила Пенз. гимназию в 1883, а затем сдала соответств. экзамен и выполняла обязанности наставницы в 1885–87 в доме врача Н. Лаврова, а в 1894–99 – в доме Пенз. чиновника Симановского. В разные годы (1851–65) на гос. службе по Пенз. губ. числилось от 5 до 13 домашних наставников, домашних учителей, сдавших обязательные отчеты о содержании, методах обучения, использованной лит- ре, успехах уч-ся. Последнее было условием получения классных чинов и пенсионного обеспечения. За 1877–99 первую жен. гимназию в ПЕНЗ. окончили 1549 чел., из них звание домашних наставниц получили 59 девушек, 140 – домашних учительниц. На практике (в нарушение официальных узаконений) домашними педагогами (наставниками, учителями, репетиторами) могли быть и др. лица, не имевшие на то формального права. В роли домашних наставников и учителей часто выступали родители и родственники уч-ся. Д. о. отца историка В. О. Ключевского – Осипа Васильевича – занималась его мать; Г. Н. Белынский обучил своего сына Виссариона латин. языку; готовила свою дочь к поступлению в гимназию Е. Н. Финогеева, жена купца. В 1841 без соответств. разрешения в своих домах обучали детей (от 15 до 40 чел.) началам грамотности священник тюремного замка Л. Архангельский, дьячок Рождественской церкви Н. Марсов, дворовый человек с ул. Поповка С. Афанасьев. Нек-рые из получивших звания домашних наставников и домашних учителей становились преподавателями частных и гос. учеб. заведений: домашняя наставница Е. Ф. Петропавловская в 1860-х гг. работала в частном пансионе Гофман; К. О. Булье, преПенз. франц. языка в жен. гимназии, начинал пед. практику в качестве домашнего учителя. В 1907 нач. и владелица жен. гимназии Е. А. Сердобольская (в звании домашней наставницы) также имела в числе преПенз. мн. бывших домашних наставников и учителей. После 1917 Д. о. как система прекратилось. В 1960-х гг. возродилось в специфич. форме репетиторство, гл. обр. для подготовки молодых людей к поступлению в вуз. В отдельных случаях – ввиду невозможности посещения ребенком школы. Законом РФ (1992) предусмотрено общее (нач. и среднее) образование в семье с правом на гос. аттестацию. Лит: Рождественский С. И. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802–1902 гг. СПб., 1902; Вигель Ф. Ф.; Биография А. Н. Радищева, написанная его сыновьями. М. – Л., 1954; Максяшев (1); Вырыпаев; Бернс Р. Молодой Ключевский: «Под сенью колоколов» Пензы //Земство. 1994. № 4; Финогеева Н. А. Дневник //Земство. 1995. № 3; Кузнецов А. ПЕНЗ. Моя родословная: Неоконченные воспоминания //Земство. 1995. № 3; Феоктистова О. Н. Домашнее образование в Пензенском крае в 18 – начале 20 века //Очерки истории народного образования Пензенского края. ПЕНЗ., 1997; Домашнее образование в истории дореволюционной России / Сост. С. В. Сергеева. ПЕНЗ., 1997. О. Н. Феоктистова.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
295.24 кб

Влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в городской семье

Евстифеева Галина Геннадьевна
Анализируется влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в семье.