ДОМОСТРОЙ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Домострой
См. Сильвестр (Спиридон),

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Домострой
памятник русской литературы XVI в., свод житейских правил и наставлений. Наиболее известен в редакции середины XVI в., приписываемой протопопу Сильвестру.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ДОМОСТРОЙ
памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлении, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Составлен при участии священника Cильвестра.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

«Домострой»
произведение русской литературы ХVI в., свод житейских правил и наставлений. Защищал основы патриархального быта, в том числе беспрекословное подчинение главе семьи. Возник в Новгороде.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

«ДОМОСТРОЙ»
древнерусский памятник 16 в., свод правил домашнего устройства обеспеченного горожанина. Состоит из трех частей: о поклонении церкви и царской власти, о внутрисемейных отношениях («мирское строение») и ведении хозяйства («домовое строение»).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

«ДОМОСТРОЙ»
своеобразная энциклопедия древнерусского быта, свод Житейских правил и наставлений XVI в. Многие историки приписывают его составление Сильвестру. Главная идея сборника, что достаток угоден Богу, если нажит справедливым, праведным трудом. В нем содержатся рекомендации о религиозной и семейной жизни, советы по домоводству, правилах поведения дома и в гостях.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

"Домострой"
произведение русской литературы XVI в., свод правил поведения горожанина, который регламентирует его отношение к светской власти, церкви, семье, слугам. Содержит наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства, торговле, платежу налогов, врачеванию. Автор и составитель «Домостроя» – Сильвестр (умер до 1577 г.), священник Кремлевского Благовещенского собора, духовник царя Ивана IV Грозного.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

«ДОМОСТРОЙ»
произведение древнерусской литературы середины ХVI в., свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в семье, в церкви и в отношении к государству. Автором его считается Сильвестр, священник, близкий к Ивану IV в его молодые годы. В основе этой рабо-ты — более ранняя новгородская литература, описывающая нравы местной знати и их хозяйство. Также в книге значительное место занимает церковная и нраво-учительная литература, пропитанная уже московским духом. Идея бережливости занимает глазное место в этой книге, она содержит многочисленные советы по управлению домашним хозяйством. Много говорится о необходимости постоянного, ежедневного труда, который только и может принести богатство в дом и при-знание со стороны общества (а не благородное проис-хождение).
«Домострой» много говорит о необходимости под-чинения главе семьи дома, а в общественной жизни — царю и властям. От хозяина же требуется как соблюде ние всех церковных правил, ведение добродетельной жизни, так и умение соблюдать свои интересы, рачительно ведя домашнее хозяйство, руководя как членами своей семьи, так и слугами. Много говорится об обязанностях жены, которая должна была беспрекословно выполнять волю своего мужа (за непослушание он имел право наказывать ее), а также нести многочисленные обязанности по дому, постоянно заниматься работой. Немало говорится в «Домострое» и о воспитании детей, главным в котором является обучение ремеслу и торговле, а также беспрекословного подчинение родителям. Важнейшим методом воспитания опять-таки является физическое наказание. «Домострой» написан живым, образным языком. Является одновременно слепком с московских нравов
XVI в. и кодексом предписываемого поведения. Оказал огромное влияние на жизнь Московской Руси, да и на более поздние периоды в истории нашей страны. Название этой книги постепенно стало нарицательным, обозначая жизнь по косным, устаревшим правилам и порядкам.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ДОМОСТРОЙ
свод правил поведения горожанина, к-рыми он должен руководствоваться в отношении к светским властям и церкви, семье и слугам. В Д. подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным обрядам, воспитанию детей и ведению х-ва, рукоделию, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных. Д. - ценный источник социально-экономич. и политич. истории, культуры и быта России, а также экономич. и педагогич. мысли. В нем отразились изменения в социально-экономич. жизни в 16 в. (развитие товарно-ден. отношений) и в мировоззрении зажиточного горожанина. Однако новые элементы в Д. тесно переплетены со старыми представлениями. Х-во горожанина уже связано с рынком, но еще делаются крупные запасы впрок; говорится о добровольной службе слуг из числа бывших холопов, отпущенных на волю, но предусматривается также и применение холопского труда. Богатый горожанин, по Д., обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе. В то же время Д. требует подчинения главе семьи - "господину", а в обществ. жизни - царю и властям. В воспитании детей наблюдается тенденция к обучению их "рукоделию", т. е. ремеслу и торговле, при этом дается знаменитый совет о "сокрушении ребер" строптивым и непослушным. Жена, по Д., участвует в организации х-ва и в воспитании детей, но ее, как и слуг, следует в случае провинности наказывать "грозою". Д. является также памятником рус. лит-ры; он написан разговорным языком, образным и выразительным.

При составлении Д. были использованы Стослов Геннадия, сборники: Измарагд, Златоуст, Златая цепь и др. Д. состоит из 3 частей (64 главы): "Поучение и наказание отцов духовных, како веровати богу"; "Наказ от некоего о мирском строении", "О домовном строении". А. С. Орловым выявлены 32-33 списка Д. Существуют 3 редакции Д. 1-я ред. представлена списком 2-й пол. 16 в. (всего 17 списков), 2-я - Коншинским списком (всего 13 списков) и 3-я появилась на основе двух первых (2-3 списка). Одни исследователи (С. М. Соловьев, И. С. Некрасов, А. С. Орлов, М. А. Соколова и др.) полагают, что в основу Д. положен памятник, составл. в Новгороде в кон. 15 - нач. 16 вв. и отводят протопопу Сильвестру роль окончат. редактора Д. и автора последней главы. Другие (Д. П. Головастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают, что Д. целиком написан Сильвестром в Москве после 1547. В соответствии с вопросом об авторстве Сильвестра решается вопрос о старшинстве 1-й или 2-й редакции.

Д. примыкает, как показал И. С. Некрасов, к памятникам, отражающим быт бюргерства в 14-15 вв. и в др. странах Европы (чешская "Книга учения христианского", "Парижский хозяин" и др.).

Публ.: Домострой по списку имп. Об-ва истории и древностей российских, подготовка текста И. Забелина, М., 1882; Домострой по Коншинскому списку и подобным, подготовка текста А. Орлова, кн. 1-2, М., 1908-10.

Лит.: Голохвостов Д. П., Домострой благовещенского попа Сильвестра, в сб.: Временник ОИДР кн. 1, М., 1849; Некрасов И. С. Опыт ист.-лит. исследования древнерус. Домостроя, М., 1873; Михайлов А. В., К вопр. о редакциях Домостроя, его составе и происхождении, "ЖМНП", 1889, кн. 2-3; Орлов А. С., Домострой. Исследование, ч. 1, М., 1917; История рус. лит-ры, т. 2, 4. 1, М.-Л., 1945, с. 441-45; Соколова М. A., Очерки по языку деловых памятников XVI в., Л., 1957; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, с. 55-70 (библ.).

В. И. Корецкпий. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДОМОСТРОЙ
полное название - "Книга, называемая "Домострой", содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам"), свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. "Домострой" не просто сборник советов - перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.
"Домострой" создан в 1-й пол. царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.
"Домострой" состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.
"Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, - поучает "Домострой". - Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися...". Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: "Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися...". "А в котором либо празднике... да призывают священнический чин в дом свой... и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада...".
Та же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, "как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь... и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде... Вси бо есьми связаны единою верою к Богу...".
В "Домострое" есть все. Есть трогательные указания, "како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем". Есть рассуждения о том, что "аще кому Бог дарует жену добру - дражайше есть камения многоценного". Есть практические советы: "како платье всяко жене носити и устроити", "како огород и сады водити", "како во весь год в стол ествы подают" (подробно о том, что - в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи - "как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу". И все это - с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.
"Каждый день вечером, - поучает "Домострой", - муж с женою и детьми и домочадцами, если кто знает грамоту - отпеть вечерню, повечерие, в тишине со вниманием. Предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно, после службы не есть, не пить и не болтать никогда... В полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько можешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая, так же... Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях, и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его и сестер и христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о святителях, священниках и монахах, и об отце духовном, и о болящих, о заключенных в темницах - и за всех христиан..."
О труде и хозяйственной деятельности в "Домострое" в ст. "Экономика".
Митрополит Иоанн (Снычев)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ДОМОСТРОЙ
анонимный памятник средневековой литературы, результат длительного коллективного творчества, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах христианского общества. В основе текста Д. лежит несколько традиционных для средневековья жанров: поучения “от отца к сыну”, известные на Руси с XI в.; сжатые до афоризмов нравственные сентенции “святых отец, како жити Христианом”, первоначально переводные (чаще всего это поучения Иоанна Златоуста), вошедшие в состав сборников нравственного содержания типа Измарагда (см.: Сборники устойчивого состава); разного рода средневековые “обиходники”, которые определяли порядок и чин, например, монастырского служения (идеал Дома во многом сближался с идеалом монастырской жизни) . Большое влияние на создание текста Д. оказали современные ему западноевропейские “домострой”, восходящие к древнейшим текстам такого типа (вплоть до древнегреческого сочинения Ксенофонта “О хозяйстве” (IV в. до н.э.), “Политики” Аристотеля), издававшимся на латинском, немецком и польском языках в Италии, Франции, Германии и особенно Польше. Первоначальный текст Д. содержал и многие “картинки с натуры” — городские рассказы простонародного типа, характерные для демократической среды больших городов. В результате памятник отразил типичную для средневековой Европы атмосферу, вовсе не ориентированную исключительно на русские формы общественной и семейной жизни, как иногда утверждают, вера и хозяйство в те времена подавляли собою национальное и государственное. Иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов — тоже важная черта средневекового быта, и в этом смысле Д. является типичным произведением своего времени; он регламентирует то, что до него обладало известными степенями свободы, т. е. личные отношения человека с близкими ему людьми. Многие рекомендации Д. вынесены из поучений, переведенных на славянский язык давно, отсюда и архаическая форма выражения, например, в мотивах, осуждаемых нами сегодня (унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания детей) ; в оригинальных частях памятника отношение к тем же темам может быть иным. Д.— памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения; каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви. Прагматический характер изложения нацелен в Д. прежде всего на подачу информации под оценивающим углом зрения Писания. Здесь нет намеренного сочинительства, как нет и сознательного использования поэтических или ораторских приемов, вполне заменяемых средствами самого языка, одновременно и образного, синкретически многозначного, и использующего традиционные книжные штампы; именно в Д. впервые появляются важные термины, разграничивающие уровни нравственных понятий (“женщиаа” и “женка” при традиционном “жена”; “совесть” при старом “стыд” и пр.). Важно также, что первоначальный текст Д. создавался в Новгороде, т. е. является порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Д.— не просто “экономия” (таково точное значение кальки “Домострой”), он проникнут нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома, а словом “государь” одновременно обозначается и “хозяин” государства, и вождь общества, и владыка дома. Д.— сборник текучего состава, многие его списки отличаются друг от друга, составляя три редакции и несколько типов. Первая редакция Д. составлена в Новгороде в конце XV в., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным сотрудником молодого царя Ивана IV Васильевича, благовещенским протопопом Сильвестром. Последний добавил к своей редакции личное обращение к сыну Анфиму, своего рода краткий конспект Д. (“малый Д.”), который также бытовал в самостоятельных списках, частично переработанных. Третья редакция — контаминация двух основных с различными частными добавлениями. Три основные части составляют Д. всех редакций; они последовательно излагают правила общежития в отношении “духовного строения” (религиозные наставления, главы 1—15), “мирского строения” (о семейных отношениях, главы 16—29) и “домового строения” (хозяйственные рекомендации, главы 30 — 63 по II редакции), с возможными дополнениями, например “Чином свадебным”. Не знание, обычно связываемое с информацией, интересует автора и читателя Д., а порядок ведения дел, степенность, т. е. последовательность в отношении к основному и главному в рамках домашнего жития. Не знать, а ведать надлежит Дом. Д. входил в круг памятников эпохи московского собирательства и восполнял урядом домашнего обихода такие книги, как Стоглав, Четьи Минеи, летописи и др. Религиозное, приравненное в них к государственному, здесь как бы спускается с небесных высот, достигая первейшей ячейки — семьи, тем самым подчеркивая значение семьи как основы и общества, и государства. Недостаток Д. в его содержательной завершенности. В своих рекомендациях он достиг предела и не способен был развиваться как текст. При этом он весь — в прошлом, замкнут на тот быт, с которого и был “снят” как образец праведного жития в миру. Это регламент частного и личного быта, представленный как дополнение к церковным (Стоглав) и гражданским (Уложение) законам своего времени, т. е. важная часть общей системы тогдашних понятий о законе и правде. Но как бы ни были плохи или прекрасны отдельные его советы, все же Д. не отражение действующих в жизни норм (за что осуждают его современные критики термином “домостроевщина”), а литературный памятник своего времени. Изд.: О р л о в А. С. Домострой по Коншинскому списку и подобным//ЧОИДР—1908— Кн 2—С 1—104, 105—172; 1910— Кн 1— С I—IV, 1—140, Домострой / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова//ПЛДР. Середина XVI века—М, 1985.—С 70—173, 580—586, Домострой—М, 1991, Домострой.—СПб , 1992 (сер. “Лит. памятники”) Лит.: Кизеветтер А. А. Исторические очерки — М , 1912— С 3—59, Ключевский В. О. Очерки и речи- Второй сборник статей — М, 1913—С 216—247; Орлов А. С. Домострой Исследование—М, 1917—4 1, Буланин Д. М., Колесов В. В. Сильвестр//Словарь книжников — Ч 2, вып 2 — С 323—333 В. В. Колесов

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
287.61 кб

«Домострой» и «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»: опыт сравнительного истор

Яринская Анна Михайловна
Статья отражает процесс аналитической обработки «Домостроя» и разработанного И.И. Бецким «Генерального учреждения о воспитании обоего пола юношества».
Читать PDF
267.38 кб

«Домострой» Сильвестра в оценке казанских учёных XIX века

Комар Наталья Геннадьевна
В статье освещается взгляд на «Домострой» в дореволюционных работах казанских учёных И.Я. Порфирьева, С.П. Шестакова и А.С.
Читать PDF
414.95 кб

Дворянская свадьба в России конца XVII - начала XVIII в.: домостроевские каноны и европейские метамо

Козлова Ольга Андреевна
Рассмотрены характерные особенности синтеза обрядности русской дворянской свадьбы начала Петровской эпохи, складывавшиеся под влиянием традиционных убеждений домостроевской Московии и общественных канонов европейского образца, вве
Читать PDF
3.11 мб

Домостроение найфельдской группы мохэ в Восточной Азии

Волков Денис Павлович
В статье рассматривается одна их составляющих найфельдской группы мохэской культуры (хэйшуй мохэ) востока Азии домостроительная традиция: типология жилищ и их конструкция, хронология и бытовое назначение.
Читать PDF
213.34 кб

Идея домостроительства в русской культуре 1830-х годов

Генина Н. Е.
Читать PDF
1.00 мб

Деревянное домостроение Мошковского района Новосибирской области середины XIX - начала XX В. : истор

Сидорова Майя Олеговна
В статье рассматриваются исторический и дендрохронологический аспекты деревянного домостроения Мошковского района Новосибирской области середины XIX начала XX в.
Читать PDF
601.57 кб

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ДОМОСТРОЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. В ТОБОЛЬСКЕ

Данилов Петр Григорьевич
Во время проведения реконструкции дорожного полотна на проспекте С. Ремезова в г. Тобольске выявлена часть городской усадьбы, датированная концом XVII первой половиной XVIII в.
Читать PDF
130.13 кб

Культура традиционного домостроения у оренбургских казаков

А. А. Рыбалко
Orenburg Cossack army was one of the first Cossack formations in Russia artificially created by the state for decision of the geopolitical problems facing Empire in the East in 18th-19th cc.
Читать PDF
108.64 кб

Традиции домостроения белорусских переселенцев Минусинского округа по материалам этнографической экс

Светачева Ульяна Владимировна
Статья посвящена особенностям домостроения белорусских переселенцев, компактно проживающих на территории современного Идринского района Красноярского края.
Читать PDF
218.27 кб

Экологические аспекты инженерной подготовки малоэтажного домостроения в регионах

Шульженко С. Н.
Изложены основные экологические аспекты стадии инженерной подготовки при региональном строительстве малоэтажных зданий.
Читать PDF
1.07 мб

Устройство входа-выхода в жилых постройках кульёганского культурного типа как элемент домостроительн

Юдина Екатерина Александровна
На примере памятников кульёганского культурного типа рассмотрены возможности использования планиграфического анализа распределения фрагментов керамики как дополнительного источника информации для реконструкции элементов жилой план
Читать PDF
188.85 кб

Оценка загрязнения сточных вод с промышленной площадки Казанского домостроительного комбината

Перикова Е. С., Каратаев О. Р., Танеева А. В., Новиков В. Ф.
Проведена оценка загрязнения сточных вод Казанского домостроительного комбината.
Читать PDF
0.00 байт

Адаптационные ресурсы неолитического населения озера Мергень (домостроительный аспект)

Еньшин Дмитрий Николаевич, Скочина Светлана Николаевна
Проведена оценка адаптационных ресурсов в контексте изучения домостроительства неолитического населения, оставившего поселки на северо-восточном берегу озера Мергень в Нижнем Приишимье.
Читать PDF
528.91 кб

Институционализация домостроительства императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной (II) Алексеевн

Чекмарёв Василий Владимирович, Юдина Татьяна Николаевна
В статье исследуются проблемы домостроения в российской державе с позиций современной макроэкономической инстутуциональной теории.
Читать PDF
656.20 кб

К вопросу соотношения археологических и этнографических источников на примере домостроительства насе

Воробьева Е. Е.

Похожие термины: