Донской Лаврентий Дмитриевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Донской Лаврентий Дмитриевич

Донской, Лаврентий Дмитриевич - оперный певец (тенор). Родился в 1858 г. Учился пению в Петербургской консерватории, затем в Италии у Ронкони и Гамбоджи. В 1883 г. вступил в состав московской императорской оперы (primo tenore). Нередко гастролировал и выступал в концертах в разных провинциальных городах.

Источник: Биографический словарь. 2008

Донской, Лаврентий Дмитриевич

— русский оперный певец, обладающий прекрасным тенором. Род. в 1858 г.; учился в СПб. консерватории. С 1883 г. Д. член Московской императорской оперной труппы.


{Брокгауз}





Донской, Лаврентий Дмитриевич


— оперный певец, тенор, род. в 1858 в Костромской губ. Пению учился с 1876 в СПб. консерватории (Самусь, Эверарди) и в Италии у Ронкони и Гамбоджи. С 1883 по сие время состоит в труппе московской Имп. оперы на первых партиях. Неоднократно гастролировал и концертировал в провинции.


(В.).


{Риман}





Донской, Лаврентий Дмитриевич


[авг. 1857 (в нек-рых источ. 1858), д. Ушилова Чухлом. у. Костром. губ., ныне Костром. обл. — 22.11 (5.12).1917, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, антрепренер и педагог. Муж М. Эйхенвальд-Донской. Род. в крестьянской семье. С 1872 жил в Петербурге, где работал сначала в рыбной лавке, затем маляром. В его судьбе принял участие арт. балета Гольц. С его помощью поступил в церковный хор, а позже познакомился с певцом И. Мельниковым, к-рый стал его первым учителем по вокалу. Пению обучался в 1877—80 в Петерб. конс. (кл. В. Самуся и К. Эверарди), с 1880 продолжил занятия в Бесплатной муз. школе под рук. Д. Леоновой и М. Мусоргского. К этому периоду относятся первые выступления в концертах, а также один год работы хористом в петерб. Мариинском т-ре. В 1888 совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у Дж. Ронкони и Гамброджио. На оперной сцене дебютировал осенью 1882 в Киеве (антр. И. Сетова) в партии Собинина. В 1883—1904 солист моск. Большого т-ра. В этот период брал уроки пения у Ф. Комиссаржевского, а оперные партии готовил под рук. арт. Малого т-ра А. Ленского. В 1898 гастролировал в Н. Новгороде. В 1900 выступил с концертом на Всемирной выставке в Париже. В 1902 гастролировал в Казани, в 1904—08 возглавлял оперную антепризу, с к-рой гастролировал в Саратове, Тифлисе и по Сибири. В 1909 получил звание "Засл. артист имп. театров". Был одним из лучших оперных артистов своего времени, чей успех в Москве мог сравниться с успехом Н. Фигнера в Петербурге. Обладал редким по красоте, ровным, сильным, певучим голосом мягкого тембра и обширного диапазона, природной музыкальностью, худож. вкусом и драм. мастерством. "Благодаря своей титанической работе, как в смысле общеобразовательном, так и по части вокального и сценического искусства, он добился видных результатов... У него было хорошо выработанное дыхание, голос был выровнен на всем протяжении диапазона, пение было слегка по-русски — открытое, но вместе с тем музыкальное, приятное" (В. Шкафер)*. За 20 лет исп. 78 партий в 69 операх. Наиболее близкими певцу были партии лирич. характера.


1-й исп. партий: Андрия ("Тарас Бульба" В. Кашперова), Волынского ("Ледяной дом"), Робера ("Мария Бургундская"), Бастрюкова ("Сон на Волге"), Алеши Поповича ("Добрыня Никитич"), Николая ("Тушинцы"); в Большом т-ре — Стремянного ("Нижегородцы"), Самозванца ("Борис Годунов", 2-я ред.), Владимира Дубровского ("Дубровский"), Михаилы Тучи ("Псковитянка", 3-я ред.), Княжича Юрия ("Чародейка"), Вакулы ("Ночь перед Рождеством"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Фауста ("Мефистофель"), Джеральда ("Лакме"); на рус. сцене — Дона Гомеца ("Генрих VIII"). Лучшие партии: Собинин (исп. св. 250 раз), Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Левко ("Майская ночь"), Берендей, Ленский, Вагоа, Лоэнгрин, Иоанн Лейденский, Радамес, Рауль. Др. партии: Всеслав ("Аскольдова могила"), Баян, Синодал, Руальд, Вася, Гарольд, Вакула ("Черевички"), Герман ("Пиковая дама", один из 1-х исп. на моск. сцене), Куратов, Элеазар, Раввин, Нерон ("Нерон"); Дон Оттавио, Фауст ("Фауст"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Альфред ("Травиата"), Лионель ("Марта, или Ричмондский рынок"), Арнольд, Мазаньелло, Васко да Гама, Леопольд. Партнеры: М. Дейша-Сионицкая, Л. Звягина, Б. Корсов, Н. Салина, С. Трезвинский, А. Фострем, Ф. Шаляпин, Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, А. Аренского, Э. Направника.


С 1900 принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. романсы М. Балакирева, М. Мусоргского, П. Чайковского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Аренского. В 1893 исп. сольную партию в Мессе C-dur Л. Бетховена (в ансамбле с Е. Збруевой, М. Эйхенвальд, С. Трезвинским), в 1902 — в кантате "Сказание о Великом Китеже" С. Василенко (1-е исп.).


С 1905 вел пед. деят-сть; в 1907—17 проф. Моск. муз.-драм. уч-ща. Ученики: В. Быстров, П. Болотин, Ф. Вологодский, Б. Евлахов, Н. Зубарев, Г. Пирогов, Д. Спришевская, А. Ульянов.


В своем имении (в Тверской губ.) организовал единственную в России летнюю оперную студию с интернатом для певцов, в к-рой ставились оперные спектакли с декорациями и костюмами.


Имеется портрет певца (неизв. художник) — в ГЦТМ.


Лит.: Л. Д. Донской // Ежегодник имп. театров. Сезон 1903—1904. Прилож. С. 208— 209; Россия в ее прошлом и настоящем. (1613—1913). — М.: Саблин, 1914. Т. 1. С. 32; [Некролог] // Рампа и жизнь. 1917. № 47— 48; Шкафеp В. П.*. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 24; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма / Под общ. ред. Е. М. Колосовой и Вл. Филиппова. — М.; Л., 1937. С. 249—250; Щепкина-Куперник Т. Из воспоминаний. — Л., 1954. С. 315—316; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре. — М., 1967. С. 113—117.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008