Джулио Романо

Найдено 1 определение
Джулио Романо
Giulio Romano), наст. имя Джулио Пиппи Ок. 1499, Рим — 1546, Мантуя. Итальянский живописец, архитектор и декоратор. Мастер римской школы. С 1509 ученик, а позже — главный помощник Рафаэля. Работал в Риме и Мантуе (с 1524). Придворный архитектор и живописец мантуанского маркиза Федерико Гонзага. Уроженец Рима и прекрасный знаток его древних памятников, Джулио Романо участвовал в работе над рядом поздних картин Рафаэля (Шествие на Голгофу, ок. 1517, Мадрид, Прадо; Преображение, 1519—1520, Ватикан, Пинакотека); вместе с Пенни осуществлял росписи по рисункам Рафаэля в Станце дель Инчендио (ок. 1517, Ватикан) и лоджии Психеи (ок. 1519, Рим, вилла Фарнезина); участвовал в росписях Лоджий Рафаэля (1518—1519, Ватикан). После смерти Рафаэля завершил декорировку виллы Мадама и другие неоконченные работы мастера. Восприняв многие элементы стиля Рафаэля, свойственную ему культуру рисунка, его богатейший репертуар пластически совершенных поз, жестов, контрапостов, Джулио Романо уже в первых самостоятельных работах проявил склонность к их внешне эффектному, театрализованному использованию, к утяжелению, перенасыщенности композиций, плотно заполненных множеством фигур, к преобладанию иллюстративного начала (Росписи зала Константина, 1520—1524, Ватикан). Уже в годы работы в мастерской Рафаэля у Джулио Романо сложилась характерная жесткая живописная манера с резкими контурами и темными, непрозрачными тенями, присущая его многочисленным алтарным картинам римского периода (Мученичество св. Стефана, до 1523, Генуя, церковь Санто Стефано; Мадонна с кошкой, ок. 1523, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Св. Семейство, ок. 1524, Рим, церковь Санта Мария дель Анима, и др.). Мантуанский период творчества Джулио Романо связан главным образом со строительством, живописной и стукковой декорацией обширной летней резиденции мантуанских маркизов палаццо дель Те (1525—1535). Построенный по проекту Джулио Романо дворец, первоначально окруженный с четырех сторон каналами и представляющий в плане квадрат с большим внутренним двором, имеет 9 парадных помещений, декорированных Джулио Романо с многочисленными помощниками (Приматиччо, Ринальдо Мантовано и др.). Росписи Джулио Романо, представляющие один из самых обширных светских ансамблей XVI в., включают ряд новых для итальянской монументально-декоративной живописи моментов — от разбивки плафона на ряд отдельных, заключенных в ромбы, квадраты, восьмиугольники композиций, симметрично расположенных вокруг центральной сцены (зал Амура и Психеи), до парадоксального решения зала Гигантов с его иллюзионистическими эффектами, где вокруг зрителя от молний парящего в облаках на сводах Зевса рушатся колонны, оседают своды, трескается кирпичная кладка величественных зданий, придавливающих фигуры чудовищных гигантов. Работы Джулио Романо в Мантуе представляют классический образец римского варианта сформировавшегося в Италии 1520-х маньеризма, чье появление было связано с кризисом флорентийско-римского Высокого Возрождения. В то же время работы в Мантуе Джулио Романо способствовали широкому распространению в Северной Италии ряда изобразительных принципов флорентийско-римской школы, оказали влияние на творчество венецианских мастеров, в частности, на Тициана и Веронезе.
Лит.: Hartt F. Giulio Romano. New Haven, 1958. Vol. 1—2.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
257.87 кб

Символика цвета в романе Джулиана Барнса «Метроленд»

Бочкарева Нина Станиславна
В статье предлагается анализ символики цвета в дебютном романе современного английского писателя Дж.Барнса «Метроленд» (1980).
Читать PDF
311.33 кб

Оппозиция своё чужое в романе Джулии Оцуки «Будда на чердаке»

Хованская Екатерина Сергеевна
В статье анализируется роман американской писательницы японского происхождения Джулии Оцуки «Будда на чердаке».
Читать PDF
143.85 кб

Французский культурный код в романе Джулиана Барнса «Метроленд»

Хохлова Е. В.
В статье анализируется использование элементов французского культурного кода в дебютном романе Джулиана Барнса «Метроленд».
Читать PDF
36.10 мб

Пространство симулякра в романе Джулиана Барнса "Англия, Англия"

Коноплюк Наталья Владимировна
Джулиан Барнс в романе «Англия, Англия» обращается к теме аутентичности и симулякра.
Читать PDF
346.83 кб

Языковое своеобразие романа Джулиана Барнса "Предчувствие конца"

Кирпичникова Анна Андреевна, Тарасова Вероника Владимировна
Статья посвящена анализу языкового своеобразия романа Джулиана Барнса «Предчувствие конца». В ней рассматриваются лингвистические средства, позволяющие отнести данной произведение к числу постмодернистских.
Читать PDF
286.08 кб

Экзистенциальные парадоксы Джулиана Барнса: роман «Глядя на солнце» (1986)

Джумайло Ольга Анатольевна
Рассмотривается роман современного английского прозаика Джулиана Барнса «Глядя на солнце» (1986) с точки зрения развиваемых в нем идей постмодернистской эпистемологии.
Читать PDF
367.34 кб

Биографический миф о Конан Дойле в романе Джулиана Барнса «Артур и Джордж»

Хохлова Елена Владимировна
Актуальность и цели. Биография Артура Конан Дойла рассматривается с точки зрения теории биографического мифа.
Читать PDF
36.10 мб

Две модели образа национального мира в романе Джулиана Барнса "Англия, Англия"

Коноплюк Наталья Владимировна
Данная статья посвящена анализу моделей образа национального мира в романе Джулиана Барнса «Англия, Англия». Образ национального мира это авторская концепция национального, одна из форм воплощения которой пейзаж. В романе Дж.
Читать PDF
296.59 кб

Джулиан Барнс «Под маской» Дэна Каваны: игра в детектив (на материале романа «Даффи»)

Бочкарёва Нина Станиславна, Нелюбин Анатолий Алексеевич
В статье делается попытка «реабилитировать» роман известного английского писателя Джулиана Барнса, написанный «под маской» Дэна Каваны и незаслуженно игнорируемый не только российскими, но и большинством зарубежных литературоведов
Читать PDF
229.44 кб

«Любовная сцена» Джулио Романо (к рецепции «Божественной комедии» Данте в искусстве Италии XVI В. )

Аникин М. А.
Статья посвящена интерпретации сюжета известной картины итальянского художника XVI в. Джулио Романо (1499-1546) «Любовная сцена», находящейся в экспозиции Государственного Эрмитажа.
Читать PDF
6.19 мб

История и миф как часть модели национальной идентичности (на материале романе Джулиана Барнса "Англи

Коноплюк Наталья Владимировна
Художественная литература представляет богатый материал для изучения проблемы национальной самоидентификации.
Читать PDF
387.34 кб

Семиотика корабля и его моделирующие свойства в романах Уильяма Голдинга, Джулиана барнса, Грегори Н

Владимирова Наталия Георгиевна, Нагорная Екатерина Вадимовна
Читать PDF
345.71 кб

Процесс пробуждения этнического сознания и особенности художественной структуры романа Джулии оцука

Хованская Екатерина Сергеевна
В статье исследуются формы проявления этнического сознания, особенности взаимодействия «своего» и «чужого» в романе американо-японской писательницы Дж. Оцука «Когда император был богом» (2012).
Читать PDF
298.47 кб

2016.03.034. ДЖУЛИАН БАРНС К СВОЕМУ СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЮ: РОМАН О ДМИТРИИ ШОСТАКОВИЧЕ. (РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗО

Красавченко Т.Н.