в греческой мифологии верхний лучезарный слой воздуха.
ЭФИР
ЭФИР
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЭФИР
у Гомера и в греч. поэзии Э. всего лишь запол-няющая небо субстанция. Согл. натурфилософскому учению Аристотеля, Э. явл. некая божеств. небесная субстанция — нематериальная, неделимая, вечная, свободная от присущих элементам природы противоположностей и поэтому кач-венно неизменная. Э. — всеобъемлющий элемент мироздания.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЭФИР
бог ясного, лучезарного света, олицетворение верхнего слоя воздуха, считавшегося местопребыванием Зевса. Позднее имя Эфира стало обозначать высшую оболочку мира, воздух или более легкое вещество; в поэзии оно обозначает небесное пространство. Определение «эфирный» надо понимать как легчайший, воздушный, неземной, прозрачный.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Эфир
(греч.). У Гомера и в греч. поэзии Э. всего лишь заполняющая небо субстанция. Согласно натурфилософскому учению Аристотеля, Э. является некая божеств, небесная субстанция — нематериальная, неделимая, вечная, свободная от присущих элементам природы противоположностей и поэтому качественно неизменная. Э. — всеобъемлющий и поддерживающий элемент мироздания.
Источник: Словарь античности. 1989
ЭФИР
• Aether,
????? (одного корня с ??????), верхний лучезарный слой воздуха в противоположность к ????, нижнему слою, местопребывание Зевса (Il. 2, 412); позднее под этим названием разумелась все собой объемлющая, высшая оболочка мира, из которой происходят солнце и звезды, в которой обитают боги. Как олицетворение, Э., по Гесиоду (Hesiod. theog. 124), сын Ночи и Ереба, детей Хаоса, следовательно, означает собой основное начало мироздания; по орфическим гимнам — это мировая душа, из которой исходит всякая жизнь. Поэты отождествляют Э. также с Зевсом или Юпитером, который плодотворным дождем спускается на лоно земли. Verg. Georg. 2, 325. У древних философов Э. есть местопребывание и начало все оплодотворяющей жизненной теплоты.
????? (одного корня с ??????), верхний лучезарный слой воздуха в противоположность к ????, нижнему слою, местопребывание Зевса (Il. 2, 412); позднее под этим названием разумелась все собой объемлющая, высшая оболочка мира, из которой происходят солнце и звезды, в которой обитают боги. Как олицетворение, Э., по Гесиоду (Hesiod. theog. 124), сын Ночи и Ереба, детей Хаоса, следовательно, означает собой основное начало мироздания; по орфическим гимнам — это мировая душа, из которой исходит всякая жизнь. Поэты отождествляют Э. также с Зевсом или Юпитером, который плодотворным дождем спускается на лоно земли. Verg. Georg. 2, 325. У древних философов Э. есть местопребывание и начало все оплодотворяющей жизненной теплоты.