город в Тульской обл. Расположен на р. Красивая Меча (приток Дона). Население 55,8 тыс. чел.
Основан в 1637 как крепость для охраны южных рубежей Московского государства от набегов кочевников. Город с 1777.
е
Ё, седьмая буква русского алфавита, введенная в 1797 Н.М. Карамзиным. В современном письме не считается обязательной, но употребляется в специальных текстах (словарях, учебниках и др.) и в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения.
ЕФРЕМОВ
ЕФРЕМОВ
ЕФРЕМОВ
1. Леонид Николаевич (р. 1912) - деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва. Член КПСС с 1941. Окончив в 1933 Воронежский ин-т механизации с. х-ва, работал технич. руководителем ремонтно-технич. мастерских, а с 1937 - инженером на заводе. С 1944 - на руководящей партийной работе: в 1946-49 - второй секретарь Куйбышевского горкома, а в 1949-51 - Куйбышевского обкома КПСС. В 1952-58 - первый секретарь Курского, а с 1958 - Горьковского обкомов КПСС. Член ЦК КПСС с 1952. С 1959 - член Бюро ЦК КПСС по РСФСР. С нояб. 1962 - кандидат в члены Президиума ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 3-6-го созывов. 2. Михаил Григорьевич (27.II.1897 - 19.IV.1942) - сов. воен. деятель, ген.-лейтенант. Чл. Коммунистич. партии с 1919. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Род. в г. Таруса. С 1917 - в Красной гвардии, затем в Красной Армии, участник гражд. войны. По окончании гражд. войны командовал дивизией и корпусом. Окончил Воен. академию им. Фрунзе (1933). Командовал войсками Приволжского, Забайкальского, Орловского и Закавк. округов, был 1-м зам. ген.-инспектора пехоты. В 1941-42 - командующий 21-й, затем 33-й армией. В апр. 1942 во время боев в Смоленской обл. оказался в окружении, был тяжело ранен и, не желая попасть в плен, застрелился. В Вязьме Е. поставлен памятник (работы Е. В. Вучетича). 3. Филипп Сергеевич (1750 - ок. 1811) - рус. путешественник по Ср. Азии, Индии и Ирану. Унтер-офицер. В 1774 во время воен. службы в погран. р-нах Оренбургской губ. был захвачен в плен и продан в рабство в Бухару. Участвовал в походах бухарских эмиров на Самарканд и Хиву, посетил Иран. Из Бухары бежал в Кокандское ханство. Отсюда через Кашгар и Зап. Тибет прошел в Индию. Из Каль- кутты на англ. корабле прибыл в Англию, в 1782 вернулся на родину. В 1786 Е. издал описание своего путешествия, явившееся первой сводкой геогр. сведений о посещенных им странах, истории, быте и нравах населяющих их народов. Соч.: Российского унтер-офицера Ефремова, ныне коллежского ассесора десятилетнее странствование и приключение в Бухарин, Хиве, Персии и Индии, и возвращение оттуда через Англию в Россию, писанное им самим, СПБ, 1786; Девятилетнее странствование, 5 изд., М., 1952. Лит.: Бартольд В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925. Н. А. Халфин. Москва.
ЕФРЕМОВ
Иван Антонович (1907, д. Вырица, ныне Ленинградской обл. – 1972, Москва), русский писатель, ученый-палеонтолог.
Детство провел в южных портовых городах. С 1921 г. – в Петрограде, где окончил Мореходные классы; плавал матросом на Охотском и Каспийском морях. С 1925 г. как палеонтолог-любитель участвовал в научных экспедициях в Закавказье, Средней Азии, Якутии, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. В 1935 г. экстерном окончил геологоразведочный ф-т Ленинградского горного ин-та. В 1942 г. написал ряд научно-фантастических и приключенческих новелл, привлекших внимание А. Н. Толстого «правдоподобностью необычайной» (вошли в сборники «Встреча над Тускаророй», «Пять румбов», оба – 1944; «Белый рог», 1945; «Алмазная труба», 1946). Здесь, как и в научно-фантастической повести «Звездные корабли» (1948), проявилось умение писателя строить увлекательный сюжет, рисуя столкновение человеческого разума с тайнами природы. Размышления об изначальных основах культуры содержатся в историко-фантастических повестях Ефремова «На краю Ойкумены» (1949) и «Путешествие Баурджеда» (1953), объединенных в дилогию «Великая дуга» и воссоздающих наивные представления древних греков и египтян об окружающем мире. Огромную популярность приобрел научно-фантастический и социально-философский роман-утопия Ефремова «Туманность Андромеды» (1957) – попытка изобразить будущую коммунистическую республику планетарного масштаба, где на основах разума и гуманистической этики возникает Великое Кольцо, содружество земной и многих внеземных цивилизаций. Продолжением данной темы стала повесть «Cor Serpentis» («Сердце змеи», 1959), в которой автор полемизирует с популярной в западной фантастике (в т. ч. у Г. Уэллса) концепцией не единства, но «борьбы миров». Свое видение альтернативных направлений эволюции человечества, которое может раскрыть заложенный в нем потенциал гармонической личности, но может пойти и по ложному, искажающему человеческую суть пути создания олигархически-тоталитарного строя, писатель изложил в социально-фантастических романах «Лезвие бритвы» (1962) и «Час быка» (1968–69). Идея равенства всех людей в сфере духа, представление о женщине как о высшем типе личности прочитываются в романе Ефремова «Таис Афинская» (1972), обращенном к эпохе Александра Македонского. Оказавший значительное влияние на развитие отечественной научной и социальной фантастики, Ефремов был автором также художественно-документальной книги «Дорога ветров» (1956) – о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби.
Детство провел в южных портовых городах. С 1921 г. – в Петрограде, где окончил Мореходные классы; плавал матросом на Охотском и Каспийском морях. С 1925 г. как палеонтолог-любитель участвовал в научных экспедициях в Закавказье, Средней Азии, Якутии, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. В 1935 г. экстерном окончил геологоразведочный ф-т Ленинградского горного ин-та. В 1942 г. написал ряд научно-фантастических и приключенческих новелл, привлекших внимание А. Н. Толстого «правдоподобностью необычайной» (вошли в сборники «Встреча над Тускаророй», «Пять румбов», оба – 1944; «Белый рог», 1945; «Алмазная труба», 1946). Здесь, как и в научно-фантастической повести «Звездные корабли» (1948), проявилось умение писателя строить увлекательный сюжет, рисуя столкновение человеческого разума с тайнами природы. Размышления об изначальных основах культуры содержатся в историко-фантастических повестях Ефремова «На краю Ойкумены» (1949) и «Путешествие Баурджеда» (1953), объединенных в дилогию «Великая дуга» и воссоздающих наивные представления древних греков и египтян об окружающем мире. Огромную популярность приобрел научно-фантастический и социально-философский роман-утопия Ефремова «Туманность Андромеды» (1957) – попытка изобразить будущую коммунистическую республику планетарного масштаба, где на основах разума и гуманистической этики возникает Великое Кольцо, содружество земной и многих внеземных цивилизаций. Продолжением данной темы стала повесть «Cor Serpentis» («Сердце змеи», 1959), в которой автор полемизирует с популярной в западной фантастике (в т. ч. у Г. Уэллса) концепцией не единства, но «борьбы миров». Свое видение альтернативных направлений эволюции человечества, которое может раскрыть заложенный в нем потенциал гармонической личности, но может пойти и по ложному, искажающему человеческую суть пути создания олигархически-тоталитарного строя, писатель изложил в социально-фантастических романах «Лезвие бритвы» (1962) и «Час быка» (1968–69). Идея равенства всех людей в сфере духа, представление о женщине как о высшем типе личности прочитываются в романе Ефремова «Таис Афинская» (1972), обращенном к эпохе Александра Македонского. Оказавший значительное влияние на развитие отечественной научной и социальной фантастики, Ефремов был автором также художественно-документальной книги «Дорога ветров» (1956) – о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006