ЕЛЕНОК Татьяна Дмитриевна

Найдено 1 определение
ЕЛЕНОК Татьяна Дмитриевна
род. в 1930 г.) — художница. Родилась и выросла на хуторе Марьянский в Краснодарском крае, отец был председателем колхоза. После смерти родителей попала в детский дом, окончила семилетку. С 1943 по 1948 г. училась в спецшколе связи, потом работала техником на телеграфе в Москве. Первая персональная выставка в Москве в 1972 г. Любимая тема творчества Е. в начале ее художественного пути — электрификация и все, что с ней связано. Первая электрическая лампочка появилась в ихколхозе, когда девочке было восемь лет. С тех пор электричество стало для нее символом прогресса и успехов советской власти. Е. копирует картину «Ленин у карты с планом ГОЭЛРО», а затем создает ряд композиций фантастического мира, где основа всего — волшебная электрическая сила. Электролампа — Жар-птица, гидроэлектростанция — Чудо-юдо-рыба-кит, пропускающая сквозь могучие челюсти водяные потоки. Лампа-вертолет, лампа-звездолет, а также атомная энергетика, космические полеты, посадка советского летательного аппарата на Луне и стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон», строительство БАМа — все это в произведениях Е. переходило из картины в картину. По своей работе связиста она была близка к некоторым техническим видам деятельности и даже вносила предложения по нововведениям и усовершенствованиям. По мере того как пафос советской идеологии угасал, в картинах Е. все большее место занимали сказочные и декоративные мотивы. В целом ее стиль можно охарактеризовать как преломление плакатно-оформительских приемов и традиционных украинских и южнорусских мотивов декоративных росписей, вышивок. Последнее особенно заметно в ее графике, где она в основном изображает птиц, цветы, растения. Картины Е. красочны, но цвет для нее — это раскраска предметов и плоскостей, в результате в работах больше пестроты, чем цветового единства. Художнице, несомненно, присуще чувство юмора и изобретательность в умении комбинировать мотивы, почерпнутые из самых разных источников. Ее всегда отличала любознательность, желание как можно больше увидеть, во всем принять участие. Ее картины демонстрировались на десятках выставок, часто вместе с произведениями профессиональных художников. (К. Б.) Выставки: «Самодеятельные художники — Родине!», Москва, 1977; Всесоюзная выставка, Москва, 1987; Naifs sovietiques, 1988, Франция; «В каждой картинке — домик», Москва, 1994; ИНСИТА-94, Братислава; «Наивное искусство России», 1997; «Пушкинские образы…», Москва, 1999; «Фестнаив-04»; «Дары вождям», Малый Манеж, Москва, 2006. Лит.: World Encyclopedia of Naive Art. Lnd, 1984. Р. 221; Богемская К. Память поколений // Искусство. 1987. № 9.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010