Эмаль

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эмаль
франц. email, от франц. smeltan - плавить; древнерусское - финифть) – 1) особые сплавы стекла, окрашенные в различные цвета окисями металлов, которыми в качестве украшения глазируется металл, а иногда также стекло или керамика; 2) техника, применяемая в ювелирном искусстве (для украшения золотых, серебряных и медных изделий); 3) само изделие, украшенное эмалью.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЭМАЛЬ
наплавление стекловидной массы на металл. Впервые было осуществлено ок. 1400 до н.э., возможно, на Кипре, о чем свидет. большое кол-во находок. Э. была распростр. в эпоху античности в окраинных обл., напр., в Галлии с 3 по 1 в. до н.э. Стекл. масса сплавлялась при температурах порядка 585 — 850 градусов, при этом металлич. основа при выемчатой Э. и тонкие металлич. перегородки при перегородчатой Э. оставались твердыми. Окрашив. действием обладали добавки металлич. окислов (до 35% ферритовой массы): коричневый и черный цвет достигался введением окислов железа, зеленый — медных или железных окислов, голубой — медных, красный — свинцовых и медных, широко распростр. молочный цвет придавала окись цинка.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Эмаль
(от лат. smaltum — эмаль, глазурь), наплавление стекловидной массы на металл. Впервые было осуществлено ок. 1400 до н. э., возможно, на Кипре, о чем свидетельствует большое количество находок. Э. была распространена в эпоху античности в окраинных областях, например в Галлии с 3 по 1 в. до н. э. Стеклянная масса сплавлялась при температурах порядка 585–850°, при этом металлич. основа при выемчатой Э. и тонкие металлич. перегородки при перегородчатой Э. оставались твердыми. Окрашивающим действием обладали добавки металлич. окислов (до 35% ферритовой массы): коричневый и черный цвет достигался введением окислов железа, зеленый — медных или железных окислов, голубой — медных, красный — свинцовых и медных, широко распространенный молочный цвет придавала окись цинка.

Источник: Словарь античности. 1989

ЭМАЛЬ
от франц. email, от франкского smeltan – плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве для украшения золотых, серебряных, медных и др. изделий, а также сами изделия, выполненные в этой технике. Техника эмалей может быть холодной (без обжига) или горячей (окрашенная окислами красочная паста наносится на специально обработанную поверхность и обжигается, в результате чего появляется стекловидный цветной слой).
Перегородчатые эмали заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления (созданные резьбой, штамповкой и т. д.) в толще металла; отличаются яркостью цвета. В расписной эмали изделие из металла покрывается эмалью и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. огнеупорными).
Наиболее известны лиможские эмали (Франция, 15–17 вв.), русская финифть, изделия мастеров модерна (Р. Лалика, Л. Тиффани и др.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
108.40 кб

Петербургская эмаль: история и современность

Габриэль Галина Николаевна
Статья посвящена изучению истории становления и развития санкт-петербургского эмальерного искусства второй половины XX в.
Читать PDF
2.64 мб

Русская эмаль как явление культуры

Андрейко Сергей Сергеевич
В истории искусства отечественной эмали уверенно выделяются три периода в исследованиях их обычно рассматривают обособленно.

Похожие термины:

  • ЭМАЛЬ ВИЗАНТИЙСКАЯ

    пришедшая с Востока, впервые стала изготовляться в VI в. Она выполнялась в сложной перегородчатой технике: на золотую пластину напаивались ребром тонкие золотые полоски, обозначавшие контуры изоб
  • Перегородчатая эмаль

    техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани.