ЭНГР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭНГР
ingres) Жан Огюст Доминик (1780, Монтобан, – 1867, Париж), французский живописец и график, музыкант; представитель классицизма. Учился у отца, миниатюриста и скульптора Ж. Энгра, затем (с 1791 г.) в Тулузской академии у Г. Ж. Рока. В 1797 г. переехал в Париж, где посещал мастерскую Ж. Л. Давида, поступил в Школу изящных искусств (1799). В 1806–20 и 1834–41 гг. жил в Риме, в 1820–24 гг. – во Флоренции. В 1824 г. Энгр открыл в Париже свою школу живописи, с 1829 г. преподавал в Академии изящных искусств в Париже. В 1834–41 гг. занимал пост директора Французской академии в Риме. С 1841 г. жил и работал в Париже.
Энгру были близки творческие принципы его учителя Давида тонкое чувство объема и контура, особая экономность линии, отсутствие лишних деталей, стремление подчеркнуть в натуре прекрасное, благородное. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804; три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805; «Император Наполеон на троне», 1806). В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Во Флоренции была написана картина „Обет Людовика ХIII“ (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра „новым Рафаэлем“.
Энгр вошел в историю искусства прежде всего как замечательный портретист, хотя он сам считал этот жанр «низким». Его портреты пленяют чистотой и музыкальностью плавных линий, скульптурностью формы («Мадам Девосе», 1807; «Мадам Зенон», 1816; «Мадам Муатесье», 1851). Энгр был виртуозным мастером изображения обнаженной натуры. В работах «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Большая Одалиска» (1814), «Турецкая баня» (1862–63) холодная чистота стиля сочетается с затаенной чувственностью; певучие линии контуров, изысканная пластика поз и жестов напоминают об античной классике.
В поздний период творчества Энгр пишет большие мифологические картины («Мученичество св. Симфориона», 1834); его живописная манера становится академичной. Однако в эти же годы созданы многие лучшие портреты. В «Портрете Л. Ф. Бертена» (1832) представлен властный умный буржуа в характерной позе «хозяина жизни», что дало повод художнику Э. Мане назвать эту работу «портретом буржуазного Будды». Графические портреты Энгра, которые он создавал на протяжении всей жизни, отличает непосредственность, раскованность, жизненность деталей (портрет скрипача-виртуоза Н. Паганини, 1819).
Творчество Энгра оказало большое влияние как на развитие академизма во французском искусстве, так и художников новых направлений, взявших на вооружение энгровскую филигранную отточенность линий (Э. Дега, П. Пикассо и др.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Энгр
, Жан Огюст Доминик (Ingres, Jean Auguste Dominique) 1780, Монтобан — 1867, Париж. Французский живописец и график. Один из крупнейших художников XIX в., выступал в защиту традиций классицизма. Первые уроки получил у отца — Жозефа Энгра, художника-миниатюриста и скульптора. В 1791 поступил в Королевскую академию в Тулузе, учился у Ж. Рока (живопись) и Ж. П. Вигана (скульптура). Одновременно брал уроки игры на скрипке, был солистом местного оркестра. Музыкальная одаренность Энгра сказалась и на его искусстве — в особой мелодичности линий, в плавной гармонии форм. С 1797 Энгр в Париже, в мастерской Давида. Упорно изучает человеческую фигуру, принципы композиции (штудии Энгра с натуры хранятся в Музее Монтобана и Школе изящных искусств в Париже). В 1801 получает Римскую премию за картину Послы Агамемнона у Ахилла (Париж, Школа изящных искусств). Из-за финансовых и политических осложнений остается до 1806 в Париже, пишет серию ярких и выразительных портретов: Автопортрет (1804, Шантийи, Музей Конде), заказные портреты семьи Ривьер (1805, Париж, Лувр), Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей Армии). Объемы везде трактованы крупными массами, модель, очерченная четким контуром, выдвинута на передний план, занимая все пространство холста. Подчас начинает казаться, что фигура отрывается от фона, "выходит" из рамы — столь до стереоскопичности рельефно проработаны детали и формы. Энгра упрекали в подражании мастерам готики и Я. ван Эйку. С 1806 по 1820 художник в Риме, с 1820 по 1824 во Флоренции; работает, знакомится с творчеством художников Ренессанса, боготворит Рафаэля. Слава его как портретиста растет, и недостатка в заказах нет. В 1807 он пишет один из своих шедевров — завораживающий красотой и загадочностью Портрет мадам Девосе (Шантийи, Музей Конде); позднее портреты Маркотта д’Аржантей (1810, Вашингтон, Нац. галерея искусства), Ж. А. Мольтедо (Нью-Йорк, музей Метрополитен); Ш. Кордье (1811, Париж, Лувр), Н. Д. Гурьева (1821, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) и др.; ряд великолепных карандашных портретов, которые подчас лиричнее живописных: Сестры Монтегю (1815, Лондон, частное собрание); Семья Стамати (1818, Париж, Лувр), отмеченные артистизмом линий, благородной простотой и изяществом. В 1824 Энгр возвращается в Париж и выставляет в Салоне Обет Людовика XIII (Монтобан, собор), картину, принесшую автору официальное признание и славу: его избирают в Академию, награждают орденом Почетного легиона. С 1835 по 1841 он директор Французской академии в Риме. Отныне в Энгре видят опору и надежду классицизма. Он мечтает о создании больших монументальных полотен. Однако огромные по размерам Апофеоз Гомера (1827, Париж, Лувр), Мученичество Симфориона (1834, Отен, собор) и другие нельзя отнести к достижениям мастера, в них сказывается недостаток пластического воображения, они холодны и рассудочны. Главная сила Энгра — в контакте с живой натурой, она вдохновляет художника. В картинах с изображением обнаженной модели проявляется в полную мощь талант и художественный темперамент мастера. Подлинным гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий Купальщица Вольпинсона (1808), исполненная элегантного изящества Большая одалиска (1814, обе — Париж, Лувр), дышащая томной негой и чувственностью Турецкая баня (1863, Париж, музей Орсе). Трудясь над большими композициями на мифологические и религиозные темы, Энгр с досадой отвлекался на портреты, хотя именно они прославили художника. Провидческой силы достигает мастер в изображении Бертена Старшего (1832, Париж, Лувр). В благообразном облике седовласого господина, умном, волевом лице, мощной фигуре, "захватившей" все пространство холста, во властном жесте рук, в цепких пальцах ощущается энергия, деловая хватка, превращающие хозяина журнала Деба в символ новой эпохи, нового общественного уклада. Однако вершиной художественных достижений Энгра были портреты его современниц. Никто другой не выразил с таким совершенством культ идеальной женщины, присущий XIX в., в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными, когда и сама женщина превращалась в произведение искусства. Хотя далеко не все модели Энгра были красивы, он умел найти в каждой особую, присущую только данной женщине гармонию: Графиня Оссонвиль (1845, Нью-Йорк, галерея Фрик), Баронесса Ротшильд (1848, Париж, частное собрание), Мадам Гонз (1845—1852, Монтобан, Музей), Мадам Муатессье (стоящая, 1851, Вашингтон, Нац. галерея искусства; сидящая, 1856, Лондон, Нац. галерея). Энгр не приукрашивает, а пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся взору художника, влюбленного в прекрасное. Тайна магии портретов Энгра именно в этой "влюбленности" в каждую модель. Таким он оставался до последнего дня: холодным зимним днем художник с непокрытой головой провожал до кареты прекрасную женщину, позировавшую ему, простудился, заболел и больше не встал. Ему было 87 лет. Творчество Энгра, его высочайшее мастерство, магия его линии оказали влияние на многих художников как XIX в. (Дега), так и XX в. (Пикассо).
Лит.: Энгр об искусстве / Сост. А. Н. Изергина М., 1962; Березина В. Н. Жан Огюст-Доминик Энгр. М., 1977; Wildenstein G. Ingres. Catalogue complet des peintures. Londres, 1954; Picon J. Jean-Auguste-Dominique Ingres. Geneve, Skira, 1980; Rosenblum R. Jean-Auguste-Dominique Ingres. New York, 1990.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Похожие термины:

  • ДОМИНИК ЭНГР

    1780–1867) «Чем проще линии и формы, – говорил Энгр, – тем больше красоты и силы. Всякий раз, как вы расчленяете формы, вы их ослабляете… Изучая натуру, обращайте внимание прежде всего на целое. Спраши